Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методический семинар на конкурс «Педагог года 2016»

Номинация «Педагог-психолог года»

Лебедевой Ирины Юрьевны

педагога-психолога МБОУ школы-интернат «Горизонт» города Тюмени

Тема: «Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

с отклонениями». (1 слайд)

Категория участников: учителя, воспитатели.

(2 слайд)

Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут. Аристипп (древнегреческий философ).

(3 слайд)

Актуальность:

В целях обеспечения развития общего образования во всех учреждениях образовательного типа вводится Федеральный государственный образовательный стандарт. Согласно которому формирование жизненной компетенции является неотъемлемой частью общего образования ребенка с ограниченными возможностями здоровья. То есть социализация и адаптация детей с ОВЗ в обществе.

Своевременная и успешная социализация ребенка, прежде всего, предупреждает развитие девиантного поведения, купирует возможные психологические проблемы ребенка в общении с людьми и способствует самореализации будущих граждан. В ходе социализации ребенок или подросток усваивает основные черты сознания и поведения, культивируемые в обществе. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, превращается из индивида в личность.

(4 слайд)

Основными проблемами в успешной социализации у детей с ОВЗ в обществе заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

(5 слайд)

Школа не может дать человеку запас знаний на всю жизнь. Но она может и должна развивать и корректировать познавательные интересы и способности ученика, привить ему ключевые компетенции, необходимые для дальнейшей адаптации в обществе.
(6 слайд)

Цель семинара: создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Задачи семинара: выбор методов эффективной системы психолого педагогического сопровождения обучающихся, с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития; формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к проблемам детей с ограниченными возможностями здоровья. А от решения этих задачи во многом зависит, социализация ребенка чем будут заниматься повзрослевшие школьники.

(7 слайд)

Основными принципами организации воспитательной деятельности с детьми с ОВЗ являются:

- принцип педагогического стимулирования - создание условий для самооценки учащимися своих возможностей на основе последовательного выбора способов поведения в процессе освоения различных социальных ролей.
- принцип вариативности - создание условий для реализации существующих интересов детей. Их обогащения и пробуждения новых интересов.

- принцип организации личного пространства ребенка - представления возможности самостоятельно регулировать ритм и частоту контактов со средой в соответствии с его потребностями, сохранять границы собственного «я», свою автономию в выборе и определении личного пространства, времени, личных контактов и социальных ролей.

- принцип развития самодеятельности и инициативы - принятие детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, для освоения воспитанниками организаторских ролей в различных видах деятельности.

- принцип нравственного обогащения социальной среды - упрочнения и развития нравственных норм в окружении детей, формирования у них нравственных привычек, развития нравственных убеждений.

(8 слайд)

Способы социализации

- подражание - следование какому-либо примеру образцу.

- игра - это вид социального поведения, искусственно сконструированного в виде модели. В организации игры с детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются ситуации, обеспечивающие целенаправленное развитие качеств, которые либо особенно важны данному ребёнку или группе детей в их практической деятельности, либо оказались слабо развитыми. Наиболее успешно обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья происходит в ходе практической деятельности.

(9 слайд)

На сегодняшний момент в центре внимания находится ученик, его личность, неповторимый внутренний мир.

Исходя из этого целью современного педагога является выбор методов и форм организации учебной деятельности, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Данные возможности для развития и социализации учеников предоставляет игровая деятельность. Игру люди использовали с древности, это метод обучения передачи опыта старших поколений младшим. Широкое применение игра находит и в современной педагогике.

(10 слайд)

Психологи доказали:

- в игре интенсивно развивается психика,

- в игре с максимальной эффективностью работает память, мышление, восприятие,

- в игре ребёнок проявляет больше произвольности, он больше запоминает, лучше выполняет задание.

- в условиях игры обогащается запас знаний ребёнка о мире.

Значение игры в учебном процессе не возможно исчерпать и оценить только развлекательными возможностями. Ее феномен состоит в том, что она является и развлечением и отдыхом. Игра имеет способность перерасти в обучение и творчество, так как игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, что помогает активизировать учебный процесс.

Можно сказать игра это своеобразная школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. В игре нет легко опознаваемых источников знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения строится на языке действий, все участники игры учатся у друг друга, и учат друг друга в результате активных контактов. Игровое обучение ненавязчиво.

(11 слайд)

В педагогике игра рассматривается с разных сторон:

Игра - как средство воспитательно-образовательной работы, позволяющее дать детям определенные знания, умения, воспитать заранее намеченные качества и способности;

Игра - как форма организации жизни и деятельности детей, когда в свободно избранной и протекающей игре, направляемой воспитателем, складываются определенные отношения между детьми, личные симпатии и антипатии, общественные и личные интересы.

(12 слайд)

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависит от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

Функции игры как педагогического феномена:

- развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес);

-коммуникативная ( игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения);

- самореализация в обществе (реализация себя как личности, именно в этом плане важен сам процесс игры, а не ее результат);

- игротерапевтическая (преодоление различных трудностей возникающих в поведении, в общении с окружающими, в учении);

- диагностическая (деликатный, гуманный способ понаблюдать за ребёнком, лучше узнать его интересы и выявить волнующие его проблемы). В процессе занятий легко проявляется характер межличностных отношений и реальное положение воспитанника в коллективе, в семье.

- коррекционная (помощь учащимся с отклонением в поведении, помощь в преодолении переживаний препятствующим нормальному самочувствию и общению со сверстниками).

- социальная (формирования личности, как полноправного члена коллектива).

(13 слайд)

Классификации педагогических игр.

В первую очередь игры делятся по виду деятельности - физические (двигательные), интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

- по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные.

- по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, драматизации.

- по игровой среде: с предметами и без предметов, настольные, комнатные.

- по предметной области: музыкальные, литературные, математические и т.д.

(14 слайд)

Игра преследует следующие цели:

- дидактические - расширение кругозора, познавательная деятельность, развитие обще учебных умений и навыков;

- воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, общительности;

- развивающие - развитие внимания, памяти, речи, умение сравнивать и сопоставлять, развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества.

Какую игру выбрать определяется учебно-воспитательными целями урока. Кроме того игра должна соответствовать потребностям и интересам детей, она должна быть доступна для них. Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Поэтому дети с ограниченными возможностями здоровья не могут играть по правилам, удерживать взятую на себя роль, четко излагать свои мысли. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

(15 слайд)

Наша задача - помочь ребенку. Необходимо не только предусмотреть коррекционные проблемы, но и использовать различные приемы и методы воздействия. Детям с ограниченными возможностями здоровья необходим комплексный подход.

Основные правила игры:

- первое правило важно соблюдать соответствующий темп и ритм ведения игры.

- второе правило во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся.

- третье правило нельзя во время игры делать дисциплинарные замечания. В игре школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности.

(16 слайд)

Вывод: эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, а также современные технологии обучения на уроках.

Игровые технологии обучения позволяют конструировать оптимальные обучающие системы, проектировать учебный процесс так, чтобы гарантировать достижение конкретных учебных целей, так как познавательная активность носит индивидуальный характер. Исходя, из этого активизацию учения ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует понимать как мобилизацию учителем индивидуальных, нравственно-волевых целей обучения и воспитания.

Таким образом, в настоящее время, современный педагог, решает проблему, с одной стороны, поиск путей решения проблемы повышения качества обучения, а с другой - социализация и формированием у школьника познавательной деятельности как черты личности.






Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей




Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей



Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей





Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей



Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей



Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей




Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей



Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей



Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей




Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей




Игра как метод совершенствования познавательной деятельности у детей

Педагог-психолог МБОУ школы-интернат «Горизонт» города Тюмени

Лебедева Ирина Юрьевна Страница 14


© 2010-2022