Статья на тему Проблемы и перспективы дистанционного образования

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы и перспективы дистанционного образования.

И.А.Лысых

Т.Ю.Салаева

Формирование инновационной экономики, потребность в быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира требует модернизации системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости.

Стратегической целью в области образования во всем мире сегодня является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина.

Одним из вариантов совершенствования системы заочного образования является внедрение системы дистанционного обучения. Сегодня в мире эффективность e-learning официально признана на уровне ООН и ЮНЕСКО. По данным Cedar Group, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45 %, время обучения меньше на 35-45 %, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25 %.[5]

Дистанционное образование - это качественно новый, прогрессивный вид обучения, возникший в последней трети ХХ века, благодаря новым технологическим возможностям, появившимся в результате информационной революции и на основе идеи открытого образования.

В последние годы правительства многих стран объявили развитие дистанционного образования приоритетным направлением и регулярно выделяют на его развитие значительную часть бюджета. В США в настоящий момент более 300 университетов предлагают дистанционное обучение. По данным опросов 57% американских преподавателей считают, что результаты дистанционного образования не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных рассчитывают, что в ближайшие годы результаты дистанта даже превзойдут результаты классического обучения. В Китае, по данным исследователей, 6 миллионов человек ежегодно получают образование посредством дистанционных технологий. В Великобритании центры дистанционного образования существуют на базе всех университетов страны.

В России система дистанционного образования развивается с 1992 года[3] и внедряется как часть государственной политики, с детальной проработкой нормативно-правового, методологического и информационно-технологического обеспечения.[13]

На уровне нормативных государственных документов понятие «дистанционного образования» в России было определено в 1995 году в «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России», принятой 31 мая 1995 года.[14]. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Все это означает самостоятельную интерактивную работу студента со специально разработанными учебными материалами под руководством тьюторов - преподавателей-консультантов.

Дистанционное образование в нашей стране стало насущной потребностью из-за вполне определенных процессов в обществе, таких как: ощутимая потеря позиций традиционных форм образования, углубление экономического кризиса, спад производства, рост безработицы, проблемы сокращающейся армии, конверсия.

Целевой аудиторией дистанционных учебных программ считают людей в возрасте от 30 лет и старше, а также людей, принадлежащих отдельным социальным группам - абитуриентов, инвалидов, молодых матерей, военнослужащих, а также людей, проживающих в отдалённых местностях.

Сегодня учиться в вузе - посещать лекции и семинары, проводить часы в учебных лабораториях и библиотеках, могут далеко не все молодые люди. Очное образование стоит дорого, учеба в вузе отнимает довольно много времени и сил.

Потребности именно таких людей, стремящихся учиться, но по каким-то причинам не имеющих такой возможности, способно удовлетворить дистанционное образование. Эта форма обучения позволяет забыть о времени, расписании и нехватке средств. При помощи компьютера и доступа к Интернету каждый может получить достойное образование, независимо от места проживания и уровня занятости.

Система дистанционное образования дает равные возможности школьникам, студентам, людям с ослабленным здоровьем, инвалидам, безработным, гражданским и военным специалистам в любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование и получение информации. Особенно это важно для людей с ограниченными физическими возможностями, которые в основном лишены возможности получить специальное образование.

Именно эта система может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны. Система дистанционного образования соответствует логике развития системы образования и общества в целом, где во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека. Многие специалисты полагают, что в сочетании с современными приемами передачи информации на расстояние, такими как электронные конспекты, спутниковое телевидение, телекоммуникации, радио, а также с учетом кооперации усилий разных государств, дистанционное образование станет в XXI веке ведущей формой образования, по крайней мере, для взрослого населения.

Жителю XXI века, для того чтобы оставаться современным, эрудированным и востребованном на рынке труда, недостаточно просто окончить школу и получить профессию, нужно постоянно совершенствоваться и повышать свою квалификацию. В этом и поможет дистанционное образование - образование будущего.

Перспективы развития дистанционного образования объясняются многими ее преимуществами перед другими системами образования.

Так доступность и гибкость системы дистанционного образования дают возможность совмещения учебы с работой. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, даётся шанс получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности. Люди могут учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис, находясь практически в любой точке земного шара, где есть доступ в Интернет. Они имеют возможность с учетом анализа современного рынка труда получить самые востребованные и перспективные специальности в любом, даже столичном вузе.

Дистанционное образование дает возможность поступить в вуз и начать обучение в любой момент, не дожидаясь традиционного летнего приема, так как в некоторых вузах набор на обучение ведется круглогодично.

Использующие дистанционное обучение компании получают прямую экономическую выгоду - сокращают расходы на командировки, проезд, проживание, практически не отрывают сотрудников от рабочих процессов.[6]

Мобильность дистанционного образования предоставляет возможность работающим студентам всегда иметь при себе переносной компьютер с учебными материалами, лекциями и заданиями, позволяет незамедлительно применять полученные теоретические знания на практике.

Дистанционное образование для многих студентов оказывается более доступным по цене, его стоимость в разы ниже стоимости обучения на аналогичном очном отделении. При дистанционном обучении предусмотрена поэтапная оплата, то есть возможность оплачивать не весь курс сразу, а поэтапно, по мере обучения.

Очень важно, что в основу дистанционного образования положен модульный принцип. В отличие от поточного заочного обучения, когда все студенты обучаются по одной и той же программе, дистанционное образование - индивидуально, так как учебная программа составляется для каждого студента индивидуально и представляет собой последовательный набор курсов-модулей, отвечающий индивидуальным потребностям студента. Дистант предполагает наличие личного учебного плана и регулярное общение с преподавателем, который курирует обучение, консультирует студента, проверяет контрольные работы, а также помогает в подготовке к экзаменам. От привычных очной и заочной форм обучения дистант отличается возможностью самостоятельного выбора темпа работы и последовательности изучения предметов. У студентов системы дистанционного образования есть возможность экономить и самостоятельно планировать свое время. Студент сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным материалам, пропускать некоторые разделы и так далее, делая упор на обучение в удобное время.

Преимуществом системы дистанционного образования является ее технологичность и эффективность. Распространение скоростного доступа в Интернет, развитие мультимедиа-технологий делает дистанционное обучение полноценным и интересным. Его можно признать более эффективным, чем традиционное образование, поскольку визуальная информация более яркая, динамичная и запоминающаяся. Большой объем учебного материала легко усваивается благодаря мультимедиа.

При обучении в системе дистанционного образования присутствует психологический комфорт, то есть снимается вопрос субъективности оценивания, а также психологическое воздействие, обусловленное влиянием группы или успеваемостью студента по другим предметам. Очно проходят только защита дипломной работы и сдача государственных экзаменов по окончании обучения.

Серьёзным препятствием развития системы дистанционного образования в России является относительная неразвитость телекоммуникационной и IT-инфраструктуры. Ведь дистанционное образование предполагает наличие целого набора различных способов доставки информации, включая обычную почту, телефон, факс, Интернет, электронную почту, интерактивное телевидение, телеконференции, а также аудио и видео конференции. Способы связи должны максимально соответствовать удобному для студента стилю обучения. Так дистанционное образование предполагает наличие дешевого и быстрого доступа к сети Интернет. И хотя Интернет становится доступным во многих отдаленных точках нашей необъятной страны, высокоскоростной Интернет - мечта еще многих людей. Для дистанционного образования студенту нужен персональный компьютер, а это пока ещё многим не по карману в российской провинции. К минусам можно отнести и низкий уровень компьютерной грамотности населения.

Проблемой внедрения системы дистанционного образования является недостаточная подготовленность вузов по созданию программ дистанционного образования, так как качественная программа не просто должна копировать программу лекций, предоставляя возможность прочитать их на экране компьютера. Качественная программа дистанционного образования должна быть сконцентрирована на студенте, позволяя студенту устанавливать содержание курса согласно его личным потребностям и задачам, то есть предоставлять студентам большие возможности управлять процессом обучения. Программа должна вовлекать студентов с помощью групповых проектов и онлайновых дискуссий во взаимодействие друг с другом, преподаватели должны своевременно отвечать на вопросы студентов и регулярно оценивать их работу.

Система дистанционного образования предъявляет новые требования к преподавателям - тьюторам: на них возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами. К сожалению их на сегодняшний день не готовит ни один институт.

Качество дистанционного образования зависит от высокой самодисциплины, организованности и мотивированности студента, без которых оно практически невозможно. Дистанционное образование накладывает определенную ответственность на студента. В условиях классных занятий, необходимость выдерживать стандарты перед лицом сокурсников является уже сама по себе мотивирующим фактором. При дистанционном обучении этого стимула нет - зачисление на курс и успешное завершение курса целиком зависит только от самого студента. Дистанционное образование не заменяет живого общения, поэтому оно не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности, мотивации, коммуникабельности. Исходя из этого, дистанционное образование больше всего подходит мотивированным, взрослым студентам, которые готовы ответственно заниматься без лишних напоминаний со стороны сокурсников и преподавателя.

Без сомнения, онлайновое обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но оно действительно может стать наиболее перспективной формой заочного обучения, учитывая, что при возможно несколько больших начальных инвестициях, необходимых для развертывания вокруг студента разветвленной информационной среды, в будущем расходы с увеличением числа студента будут расти очень слабо, тогда как для традиционных форм они растут почти линейно.

Высокая рентабельность дистанционного образования и меньшая цена образовательных услуг являются побудительными стимулами к его развитию.







Литература

  1. Концепция Национальной программы развития всеобщего и непрерывного образования на основе информационно-коммуникационных технологий. - М.: Изд-во СГУ,2005. - 20 с.


  1. Карпенко М.П. Дистанционные технологии - массовое образование XXI века./ М.П. Карпенко // Федеральный справочник "Образование в России" / М.П. Карпенко.- М.: "Родина - ПРО", 2001, С.309 - 317.


  1. Орлов П. К диплому - через Интернет/ П. Орлов // «Российская газета» .- 2004.-3 июня


  1. Орлов П. Перспективы развития дистанционного обучения в мире и в России / П. Орлов // «КомпьютерПресс.- 2006, № 1.


  1. egemetr.ru


  1. websoft.ru


  1. dissercat.com/content/distantsionnoe-obrazovanie


8) elib.altstu.ru



.


6

© 2010-2022