Дополнительная образовательная программа правового просвещения Мы и закон

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

678190, РС (Я), Мирнинский район

пгт. Айхал, ул. Корнилова,6

филиал «Айхальский»

ГАПОУ РС (Я) «МРТК»

Автор: Н.А. Евдокимова, методист

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЫ И ЗАКОН»

(ШКОЛА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ)

Традиционно подростковый возраст считается наиболее сложным в воспитательном отношении. В этот период обостряются и становятся явными различные проблемы. Стремясь к взрослости, но, не располагая достаточными личными возможностями, подросток зачастую усваивает лишь внешние атрибуты взрослой жизни: начинает курить, употреблять спиртное и наркотики. Бурный рост и физиологическая перестройка организма подростка способны вызвать сильнейшее чувство тревожности, повышенную возбудимость, различного рода депрессивные состояния. Эти проблемы требуют разрешения. К сожалению, часто оказывается так, что ребенок остается один на один с гнетущей тяжестью нерешенных проблем и решает их по-своему: отстраняется от близких людей, вызывающе ведет себя со взрослыми, от которых в свою очередь, слышит лишь упреки и назидания, нарушает закон, что приводит к тяжелым, а часто и необратимым последствиям.

Чтобы предотвратить негативные последствия нерешенных проблем, подростку нужна своевременная, грамотная и достаточно полная информация, исходящая от специалистов: психологов, педагогов, юристов. Традиционные образовательные программы, как правило, не дают таких знаний. Следовательно, есть необходимость, в создании и внедрении специального нетрадиционного курса занятий, способного облегчить подростку переход на новый жизненный этап.

Примером таких занятий может служить программа «Мы и закон» (школа правовых знаний), разработанная для студентов филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК».

На занятиях в школе подростки получают важную информацию о морально-правовых нормах, регулирующих поведение людей в обществе, об алгоритмах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, юридических правах и обязанностях родителей и детей.

Для реализации поставленных в программе целей гибко используются различные методы работы, позволяющие наиболее эффективно освоить тематику занятий, а также учесть особенности подросткового возраста: лекции, беседы, групповые дискуссии, ролевые игры, супервизия.

В процессе реализации программы предполагается получение следующих результатов:

- осознание и понимание подростками собственного поведенческого выбора;

- расширение опыта эффективного межличностного взаимодействия;

- развитие навыков конструктивного решения проблемных ситуаций;

- осознание значимости нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, семьи и семейных ценностей;

- уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

- повышения уровня правовой грамотности подростков.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

Стимулирование личностного роста, повышение правовой грамотности подростков.

Задачи курса:

- повышать правовую грамотность подростков.

- способствовать развитию навыков законопослушного поведения.

Программа рассчитана на 59 часов за два года обучения.


ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Школа правовых знаний «Мы и закон» (в дальнейшем Школа) создается в соответствии с приказом руководителя филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК» для более глубокого изучения студентами правовых знаний, активизации охраны правопорядка в учреждении.

1.2. Школа организует работу как центр внеучебной деятельности студентов.

1.3. Возглавляет и организует работу Школы руководитель, назначаемый приказом руководителя филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК».

1.4. Школа рассчитана на 2-х годичное обучение студентов (слушателей), начиная с 1 курса.

2. Цели и задачи

2.1. Главной задачей Школы является оказание слушателям помощи в овладении правовыми знаниями, участие слушателей в организации и обеспечении общественного порядка в учреждении.

2.2. Для осуществления своей главной задачи Школа обеспечивает:

-взаимодействие с правоохранительными органами в вопросах обучения и профориентационной деятельности;

- пропаганду передовых форм и методов организации профилактической работы среди несовершеннолетних;

- правовая пропаганда в учреждении с целью уважительного отношения к законам.

3. Для организации образовательного процесса Школа привлекает преподавателей филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК», возможно привлечение специалистов из службы школьных инспекторов и сотрудников правоохранительных органов в рамках сетевого взаимодействия.

4. Права руководителя Школы:

- контроль, обеспечение образовательного процесса и его организация;

- рассмотрение и решение спорных вопросов между слушателями и преподавателями.

ПРАВИЛА ПРИЕМА СЛУШАТЕЛЕЙ В ШКОЛУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

1. Принимаются студенты 1курса, изъявившие желание овладеть в более полном объеме правовыми знаниями.

2. Слушатели зачисляются в Школу на добровольной основе на основании устного заявления.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы и учебные вопросы

Кол-во часов

I. Государство и право

8

1.

Введение

1

2.

Возникновение и развитие права в мировой истории

1

3.

Возникновение и развитие правовых отношений в России

1

4.

Правоотношения и их участники

1

5.

Правовое государство и правовая культура

1

6.

Человек: его права и обязанности

1

7.

Конституция Российской Федерации

1

8.

Система органов государственной власти в Российской Федерации

1

Литература:

  1. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М., 1995.

  2. Исаев И.А. История государства и права. - М.: "Юрист", 1994.

  3. Козлихин М.Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб.: Университет, 1993.

  4. Комментарий к Конституции РФ. - М.: "Бек", 1994.

  5. Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид.литература, 1994.

  6. Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: "Юрист", 1994.

  7. Лившиц Р.З. Теория права. - М.: "Бек", 1994.

  8. Суворова Н.Г. Школьникам о правах человека // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 3.

  9. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1994.

II. Уголовное право

8

1.

Понятие, предмет и задачи уголовного права. Понятие преступления

1

2.

Классификация преступлений, состав преступления

1

3.

Объект и субъект преступления

1

4.

Обстоятельства, исключающие преступность деяния

1

5.

Стадии совершения преступления и соучастие в преступлении

1

6.

Понятие и цели наказания, система и виды наказаний

1

7.

Наказание и освобождение от наказания

1

8.

Ответственность несовершеннолетних

1

Литература:

  1. Борзенков Г.Н. Сборник задач по особенной части уголовного права. - М.: МГУ, 1993.

  2. Здравомыслов Б.В. Уголовное право: Общая часть. - М., 1995.

  3. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - В 2-х томах. - М., 1994.

  4. Уголовный кодекс РФ. - СПб., 1994.

  5. Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. - Томск: ТГУ, 1995.

  6. Филимонов В.Д. Проблемы с рецидивной преступностью. - Томск: ТГУ, 1992.

III. Гражданское право

9

1.

а)

б)


в)

г)

Общие положения:

гражданское законодательство

возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав

граждане (физические лица)

юридические лица

4

1

1


1

1

2.

Объекты гражданских прав

1

3.

Сделки, представительство и исковая давность

1

4.

а)

б)

Право собственности и другие вещные права:

на землю

на жилые помещения

2

1

1

5.

Защита прав собственности и других вещных прав

1

Литература:

  1. Гражданский кодекс РФ. - Часть 1. - М.: "Кодекс", 1995.

  2. Коваленко Н.И. Практикум по гражданскому праву. - М., 1996.

  3. Суханов Е.А. Гражданское право. - М.: "Бек", 1994.

IV. Семейное право

9

1.

Осуществление и защита семейных прав

1

2.

Заключение и прекращение брака

1

3.

Личные права и обязанности супругов

1

4.

Законный режим имущества супругов

1

5.

Договорный режим имущества супругов

1

6.

Права несовершеннолетних детей

1

7.

Права и обязанности родителей

1

8.

Алиментные обязательства родителей и детей

1

9.

Опека и попечительство над детьми

1

Литература:

  1. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М.: "Юридическая литература", 1989.

  2. Конвенция о правах ребенка // Вестник образования. - 1991. - N 10.

  3. Кутафин О.Е. Основы государства и права. М.: "Юрист", 1994.

  4. Семейный кодекс РФ // Российская газета. - 27.01.96.

V. Налоговое законодательство

4

1.

а)

б)

в)

г)

Основы налоговой системы в РФ:

общие положения

виды налогов и компетенция органов власти

порядок уплаты налогов и контроль за взиманием налогов

налог с физических лиц


1

1

1

1

Литература:

  1. Новое в налоговом законодательстве: НДС, акцизы, спецналог. - СПб.: "Макет", 1994.

  2. Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: "Финансы и статистика", 1995.

  3. Налоги в России: Налоговая система России. Общие вопросы налогового законодательства. Органы налогового контроля: Сборник нормативных документов. - М.: "Юридическая литература", 1994.

  4. Налоги в России: Федеральные налоги: налог на прибыль предприятий и организаций: Сборник нормативных документов. - М.: "Юридическая литература", 1994.

  5. Инструкция о порядке начисления налогов на добавленную стоимость // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1996. - N 2.

VI. Трудовое право

6

1.

Предмет трудового права

1

2.

Виды трудовых отношений

1

3.

Субъекты трудового права

1

4.

Понятие и формы занятости

1

5.

Правовой статус безработного

1

6.

Права несовершеннолетних

1

Литература:

  1. Иванкина Т.В., Маврин С.П. Трудовое право России: Учебник. - СПб.: Университет, 1993.

  2. Кодекс законов о труде РФ.

  3. Куренной А.М. Трудовое право: На пути к рынку. - М.: Дело ЛТД, 1995.

  4. Пашков А.С. Трудовое право России. - СПб.: Университет, 1993.

  5. Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. - М., 1995.

VII. Административное право

6

1.

Административное право и административно-правовые отношения

1

2.

Административная власть и органы государственно-исполнительной власти

1

3.

Правовые акты управления

1

4.

Административная ответственность граждан

1

5.

Административные взыскания

1

6.

Дисциплинарное принуждение

1

Литература:

  1. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: "Бек", 1993.

  2. Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву. - М., 1995.

  3. Кодекс РФ "Об административных правонарушениях". - Новосибирск, 1995.

  4. Масленников М.Я. Производство по делам об административных нарушениях. - М., 1994.

  5. Студеникина М.С. Что такое административная ответственность. - М., 1990.

VIII. Исправительное право

4

1.

Общие положения

1

2.

Классификация осужденных

1

3.

Режим исполнения наказания

1

4.

Освобождение от наказания и его правовое регулирование

1

Литература:

  1. Исправительно-трудовой кодекс РФ. - М.: "Юридическая литература", 1993.

  2. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы общей части. - М.: "Юридическая литература", 1984-85.

  3. Уголовный кодекс РФ. - СПб., 1994.

IX. Правоохранительные органы

3

1.

Понятие и система правоохранительных органов

1

2.

Прокуратура, суд, органы внутренних дел, налоговая полиция

1

3.

Министерство юстиции, адвокатура, нотариат, арбитраж

1

Литература:

  1. Алексеева Л.Б. Суд присяжных. - М., 1994.

  2. Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. - М., 1995.

  3. Иванов Л.О. Судебная и правоохранительная системы. - М.: "Бек", 1994.

  4. Исаев И.А. История государства и права. - М.: "Юрист", 1994.

  5. Нотариат в вопросах и ответах. - М.: "Юридическая литература", 1994.

  6. Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. - М., 1990.

  7. Треушников М. Арбитражный процесс. - М.: "Бек", 1994.

X. Закон о воинской обязанности

2

Литература:

  1. Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" // Сын отечества. - 1993. - N 11.

  2. Закон РФ "О статусе военнослужащих" // Сын отечества. - 1993. - N 6.; Российская газета. - 9.02.93.

  3. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона "О статусе военнослужащих" // Российская газета. - 2.02.95.



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Реализация программы не требует наличия специального учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

− посадочные места по количеству обучающихся;

Технические средства обучения:

− компьютер с лицензионным программным обеспечением

− мультимедиапроектор

− интерактивная доска

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-применять правовые знания в различных жизненных ситуациях

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях

-соблюдать требования действующего законодательства

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.

-расширение опыта эффективного межличностного взаимодействия;

Эффективность межличностного взаимодействия наблюдение, тестирование

- развитие навыков конструктивного решения проблемных ситуаций;

- осознание и понимание подростками собственного поведенческого выбора;

Знания:

- значимости нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, семьи и семейных ценностей;

- факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ;

- уровнь правовой грамотности подростков.

Экспертная оценка в рамках текущего контроля на теоретических занятиях

Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.

Тестовая диагностика.



ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММЫ


  1. Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы права. - М. «Академия», 2010.

  2. Яковлев А.И. Основы правоведения. - М. «Академия», 2010.

  3. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2009.

  4. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2009.

  5. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект - центр, 2008.

7


© 2010-2022