- Преподавателю
- Другое
- Дополнительная образовательная программа правового просвещения Мы и закон
Дополнительная образовательная программа правового просвещения Мы и закон
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евдокимова Н.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
678190, РС (Я), Мирнинский район
пгт. Айхал, ул. Корнилова,6
филиал «Айхальский»
ГАПОУ РС (Я) «МРТК»
Автор: Н.А. Евдокимова, методист
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «МЫ И ЗАКОН»
(ШКОЛА ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ)
Традиционно подростковый возраст считается наиболее сложным в воспитательном отношении. В этот период обостряются и становятся явными различные проблемы. Стремясь к взрослости, но, не располагая достаточными личными возможностями, подросток зачастую усваивает лишь внешние атрибуты взрослой жизни: начинает курить, употреблять спиртное и наркотики. Бурный рост и физиологическая перестройка организма подростка способны вызвать сильнейшее чувство тревожности, повышенную возбудимость, различного рода депрессивные состояния. Эти проблемы требуют разрешения. К сожалению, часто оказывается так, что ребенок остается один на один с гнетущей тяжестью нерешенных проблем и решает их по-своему: отстраняется от близких людей, вызывающе ведет себя со взрослыми, от которых в свою очередь, слышит лишь упреки и назидания, нарушает закон, что приводит к тяжелым, а часто и необратимым последствиям.
Чтобы предотвратить негативные последствия нерешенных проблем, подростку нужна своевременная, грамотная и достаточно полная информация, исходящая от специалистов: психологов, педагогов, юристов. Традиционные образовательные программы, как правило, не дают таких знаний. Следовательно, есть необходимость, в создании и внедрении специального нетрадиционного курса занятий, способного облегчить подростку переход на новый жизненный этап.
Примером таких занятий может служить программа «Мы и закон» (школа правовых знаний), разработанная для студентов филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК».
На занятиях в школе подростки получают важную информацию о морально-правовых нормах, регулирующих поведение людей в обществе, об алгоритмах безопасного поведения в экстремальных ситуациях, юридических правах и обязанностях родителей и детей.
Для реализации поставленных в программе целей гибко используются различные методы работы, позволяющие наиболее эффективно освоить тематику занятий, а также учесть особенности подросткового возраста: лекции, беседы, групповые дискуссии, ролевые игры, супервизия.
В процессе реализации программы предполагается получение следующих результатов:
- осознание и понимание подростками собственного поведенческого выбора;
- расширение опыта эффективного межличностного взаимодействия;
- развитие навыков конструктивного решения проблемных ситуаций;
- осознание значимости нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, семьи и семейных ценностей;
- уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
- повышения уровня правовой грамотности подростков.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Стимулирование личностного роста, повышение правовой грамотности подростков.
Задачи курса:
- повышать правовую грамотность подростков.
- способствовать развитию навыков законопослушного поведения.
Программа рассчитана на 59 часов за два года обучения.
ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЕ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Школа правовых знаний «Мы и закон» (в дальнейшем Школа) создается в соответствии с приказом руководителя филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК» для более глубокого изучения студентами правовых знаний, активизации охраны правопорядка в учреждении.
1.2. Школа организует работу как центр внеучебной деятельности студентов.
1.3. Возглавляет и организует работу Школы руководитель, назначаемый приказом руководителя филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК».
1.4. Школа рассчитана на 2-х годичное обучение студентов (слушателей), начиная с 1 курса.
2. Цели и задачи
2.1. Главной задачей Школы является оказание слушателям помощи в овладении правовыми знаниями, участие слушателей в организации и обеспечении общественного порядка в учреждении.
2.2. Для осуществления своей главной задачи Школа обеспечивает:
-взаимодействие с правоохранительными органами в вопросах обучения и профориентационной деятельности;
- пропаганду передовых форм и методов организации профилактической работы среди несовершеннолетних;
- правовая пропаганда в учреждении с целью уважительного отношения к законам.
3. Для организации образовательного процесса Школа привлекает преподавателей филиала «Айхальский» ГАПОУ РС (Я) «МРТК», возможно привлечение специалистов из службы школьных инспекторов и сотрудников правоохранительных органов в рамках сетевого взаимодействия.
4. Права руководителя Школы:
- контроль, обеспечение образовательного процесса и его организация;
- рассмотрение и решение спорных вопросов между слушателями и преподавателями.
ПРАВИЛА ПРИЕМА СЛУШАТЕЛЕЙ В ШКОЛУ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ
1. Принимаются студенты 1курса, изъявившие желание овладеть в более полном объеме правовыми знаниями.
2. Слушатели зачисляются в Школу на добровольной основе на основании устного заявления.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Наименование темы и учебные вопросы
Кол-во часов
I. Государство и право
8
1.
Введение
1
2.
Возникновение и развитие права в мировой истории
1
3.
Возникновение и развитие правовых отношений в России
1
4.
Правоотношения и их участники
1
5.
Правовое государство и правовая культура
1
6.
Человек: его права и обязанности
1
7.
Конституция Российской Федерации
1
8.
Система органов государственной власти в Российской Федерации
1
Литература:
-
Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. - М., 1995.
-
Исаев И.А. История государства и права. - М.: "Юрист", 1994.
-
Козлихин М.Ю. Идея правового государства: история и современность. - СПб.: Университет, 1993.
-
Комментарий к Конституции РФ. - М.: "Бек", 1994.
-
Конституция, закон, подзаконный акт. - М.: Юрид.литература, 1994.
-
Кутафин О.Е. Основы государства и права. - М.: "Юрист", 1994.
-
Лившиц Р.З. Теория права. - М.: "Бек", 1994.
-
Суворова Н.Г. Школьникам о правах человека // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 3.
-
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие /Под ред. З.М. Черниловского. - М., 1994.
II. Уголовное право
8
1.
Понятие, предмет и задачи уголовного права. Понятие преступления
1
2.
Классификация преступлений, состав преступления
1
3.
Объект и субъект преступления
1
4.
Обстоятельства, исключающие преступность деяния
1
5.
Стадии совершения преступления и соучастие в преступлении
1
6.
Понятие и цели наказания, система и виды наказаний
1
7.
Наказание и освобождение от наказания
1
8.
Ответственность несовершеннолетних
1
Литература:
-
Борзенков Г.Н. Сборник задач по особенной части уголовного права. - М.: МГУ, 1993.
-
Здравомыслов Б.В. Уголовное право: Общая часть. - М., 1995.
-
Таганцев Н.С. Русское уголовное право. - В 2-х томах. - М., 1994.
-
Уголовный кодекс РФ. - СПб., 1994.
-
Уткин В.А. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. - Томск: ТГУ, 1995.
-
Филимонов В.Д. Проблемы с рецидивной преступностью. - Томск: ТГУ, 1992.
III. Гражданское право
9
1.
а)
б)
в)
г)
Общие положения:
гражданское законодательство
возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав
граждане (физические лица)
юридические лица
4
1
1
1
1
2.
Объекты гражданских прав
1
3.
Сделки, представительство и исковая давность
1
4.
а)
б)
Право собственности и другие вещные права:
на землю
на жилые помещения
2
1
1
5.
Защита прав собственности и других вещных прав
1
Литература:
-
Гражданский кодекс РФ. - Часть 1. - М.: "Кодекс", 1995.
-
Коваленко Н.И. Практикум по гражданскому праву. - М., 1996.
-
Суханов Е.А. Гражданское право. - М.: "Бек", 1994.
IV. Семейное право
9
1.
Осуществление и защита семейных прав
1
2.
Заключение и прекращение брака
1
3.
Личные права и обязанности супругов
1
4.
Законный режим имущества супругов
1
5.
Договорный режим имущества супругов
1
6.
Права несовершеннолетних детей
1
7.
Права и обязанности родителей
1
8.
Алиментные обязательства родителей и детей
1
9.
Опека и попечительство над детьми
1
Литература:
-
Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. - М.: "Юридическая литература", 1989.
-
Конвенция о правах ребенка // Вестник образования. - 1991. - N 10.
-
Кутафин О.Е. Основы государства и права. М.: "Юрист", 1994.
-
Семейный кодекс РФ // Российская газета. - 27.01.96.
V. Налоговое законодательство
4
1.
а)
б)
в)
г)
Основы налоговой системы в РФ:
общие положения
виды налогов и компетенция органов власти
порядок уплаты налогов и контроль за взиманием налогов
налог с физических лиц
1
1
1
1
Литература:
-
Новое в налоговом законодательстве: НДС, акцизы, спецналог. - СПб.: "Макет", 1994.
-
Черник Д.Г. Налоги: Учебное пособие. - М.: "Финансы и статистика", 1995.
-
Налоги в России: Налоговая система России. Общие вопросы налогового законодательства. Органы налогового контроля: Сборник нормативных документов. - М.: "Юридическая литература", 1994.
-
Налоги в России: Федеральные налоги: налог на прибыль предприятий и организаций: Сборник нормативных документов. - М.: "Юридическая литература", 1994.
-
Инструкция о порядке начисления налогов на добавленную стоимость // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств РФ. - 1996. - N 2.
VI. Трудовое право
6
1.
Предмет трудового права
1
2.
Виды трудовых отношений
1
3.
Субъекты трудового права
1
4.
Понятие и формы занятости
1
5.
Правовой статус безработного
1
6.
Права несовершеннолетних
1
Литература:
-
Иванкина Т.В., Маврин С.П. Трудовое право России: Учебник. - СПб.: Университет, 1993.
-
Кодекс законов о труде РФ.
-
Куренной А.М. Трудовое право: На пути к рынку. - М.: Дело ЛТД, 1995.
-
Пашков А.С. Трудовое право России. - СПб.: Университет, 1993.
-
Сыроватская Л.А. Трудовое право: Учебник для вузов. - М., 1995.
VII. Административное право
6
1.
Административное право и административно-правовые отношения
1
2.
Административная власть и органы государственно-исполнительной власти
1
3.
Правовые акты управления
1
4.
Административная ответственность граждан
1
5.
Административные взыскания
1
6.
Дисциплинарное принуждение
1
Литература:
-
Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М.: "Бек", 1993.
-
Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву. - М., 1995.
-
Кодекс РФ "Об административных правонарушениях". - Новосибирск, 1995.
-
Масленников М.Я. Производство по делам об административных нарушениях. - М., 1994.
-
Студеникина М.С. Что такое административная ответственность. - М., 1990.
VIII. Исправительное право
4
1.
Общие положения
1
2.
Классификация осужденных
1
3.
Режим исполнения наказания
1
4.
Освобождение от наказания и его правовое регулирование
1
Литература:
-
Исправительно-трудовой кодекс РФ. - М.: "Юридическая литература", 1993.
-
Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы общей части. - М.: "Юридическая литература", 1984-85.
-
Уголовный кодекс РФ. - СПб., 1994.
IX. Правоохранительные органы
3
1.
Понятие и система правоохранительных органов
1
2.
Прокуратура, суд, органы внутренних дел, налоговая полиция
1
3.
Министерство юстиции, адвокатура, нотариат, арбитраж
1
Литература:
-
Алексеева Л.Б. Суд присяжных. - М., 1994.
-
Басков В.И. Прокурорский надзор: Учебник для вузов. - М., 1995.
-
Иванов Л.О. Судебная и правоохранительная системы. - М.: "Бек", 1994.
-
Исаев И.А. История государства и права. - М.: "Юрист", 1994.
-
Нотариат в вопросах и ответах. - М.: "Юридическая литература", 1994.
-
Семенов В.М. Правоохранительные органы в СССР. - М., 1990.
-
Треушников М. Арбитражный процесс. - М.: "Бек", 1994.
X. Закон о воинской обязанности
2
Литература:
-
Закон РФ "О воинской обязанности и военной службе" // Сын отечества. - 1993. - N 11.
-
Закон РФ "О статусе военнослужащих" // Сын отечества. - 1993. - N 6.; Российская газета. - 9.02.93.
-
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Закона "О статусе военнослужащих" // Российская газета. - 2.02.95.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Реализация программы не требует наличия специального учебного кабинета.
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
Технические средства обучения:
− компьютер с лицензионным программным обеспечением
− мультимедиапроектор
− интерактивная доска
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-применять правовые знания в различных жизненных ситуациях
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях
-соблюдать требования действующего законодательства
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на практических занятиях.
-расширение опыта эффективного межличностного взаимодействия;
Эффективность межличностного взаимодействия наблюдение, тестирование
- развитие навыков конструктивного решения проблемных ситуаций;
- осознание и понимание подростками собственного поведенческого выбора;
Знания:
- значимости нравственных основ взаимоотношений юношей и девушек, семьи и семейных ценностей;
- факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ;
- уровнь правовой грамотности подростков.
Экспертная оценка в рамках текущего контроля на теоретических занятиях
Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.
Тестовая диагностика.
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММЫ
-
Шкатулла В.И., Надвикова В.В., Сытинская М.В. Основы права. - М. «Академия», 2010.
-
Яковлев А.И. Основы правоведения. - М. «Академия», 2010.
-
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2009.
-
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2009.
-
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. Интеллект - центр, 2008.
7