• Преподавателю
  • Другое
  • Индивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования детей

Индивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования детей

Все мы знаем, что  «Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые: … имеют стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних по республике, в том числе с учетом результатов участия   обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях…».      Но как педагогу достичь этого  высокого уровня соответствия. Один из вариантов – найти и  «запустить в работу» способного ученика,...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Индивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования детейИндивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в учреждениях дополнительного образования детейИндивидуальная образовательная программа как способ повышения качества образования в условиях

дополнительного образования.

Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса в УДОД является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития ребенка под руководством педагога дополнительного образования. И не случайно в 2010 году нашим учреждением выбрана единая методическая тема «Система работы учреждения в социокультурном пространстве как условие успешной разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся».

Реализация данной темы осуществляется постепенно, посредством разработки индивидуальных траекторий обучающихся, создания индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных программ. Данный аспект деятельности выдвигает необходимость организации системной работы по реализации педагогического сопровождения и отслеживанию личностного развития обучающихся на всех этапах взаимодействия педагога и ребенка как необходимого условия достижения качества образования в УДОД.

Все мы знаем, что «Высшая квалификационная категория может быть установлена педагогам, которые: … имеют стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних по республике, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях…».

Но как педагогу достичь этого высокого уровня соответствия. Один из вариантов - найти и «запустить в работу» способного ученика, а лучше несколько. Это потребует индивидуальной опеки, дополнительное время и силы, что невозможно при групповой работе. Индивидуализация здесь осложнена.

Чтобы поучаствовать в любом российском конкурсе, кроме средств на оргвзносы, нужен, если не талантливый, то, по меньшей мере, способный ребенок. И такие дети есть у каждого педагога. А чтобы обеспечить результативность отдельных воспитанников, администрация идет навстречу и выделяет часы на реализацию программ для одаренных детей (72 часа в год).

Но не всем и не сразу. Реализуя обучение по основной образовательной программе педагог имеет таких детей, которые, как правило, умеют практически всё, с которыми участие в конкурсах различного уровня приносили бы хорошие результаты. Но курс обучения по программе закончен. Что делать? Для этого педагогам было предложено, как эксперимент, разработать программы для одаренных детей на 1 и 2 года обучения, составить с каждым ребенком индивидуальный учебный план (по Уставу - состав группы 5 человек). В основе программы - проектная деятельность. Положительные результаты не заставили себя долго ждать. Наблюдается стабильный рост участников и призеров конкурсов различного уровня, от муниципального до международного. Результативность участия как детей, так и педагогов объясняется следующим:

- активно ведется целенаправленная работа в этом направлении (Международный детский фестиваль «Подводный мир глазами детей», Интернет-конкурс детского творчества Аrtkinder Haus, ежегодный международный конкурс «Пасхальное яйцо», международный детский творческий фестиваль «Апельсин», литературно-творческий конкурс «Восхождение к образу» в рамках проекта «Созвездие талантов» и т.д.);

- оказывается поддержка администрации педагогам в сопровождении детей для участия в конкурсах, фестивалях;

- наличие стимулирующего фонда оплаты труда педагогам за высокое качество работы.

В это же время появился спрос на эти же образовательные услуги среди детей дошкольного возраста. В результате - к основной программе пришлось разработать блок начального обучения

Например:

Программа для одаренных детей «Мастера-умельцы»

Образовательная программа «Бисерное рукоделие»

Программа для дошкольников «Подмастерье маленькой бусинки»

Еще пример:

Образовательная программа «Художественное вязание»

Программа для дошкольников

«Работа с пряжей»

Программа для одаренных детей «Фантазии из пряжи»



Появилась необходимость привлечь к разговору всех участников образовательного процесса: родителей, обучающихся, педагогов. Было проведено общее родительское собрание на тему «Индивидуальный образовательный маршрут в системе дополнительного образования». С родителями велся разговор об индивидуальной образовательной траектории, образовательном маршруте, индивидуальной образовательной программе. Знакомили родителей с моделями построения индивидуального образовательного маршрута, в основе которых лежат три важнейших процесса:

- прогнозирование (выбирается предмет для изучения, проводится диагностика «Что я могу», осмысление «Что должен знать и уметь»);

- проектирование (составляется программа образовательной деятельности);

- конструирование (определяется в какой последовательности будет осуществляться образовательный маршрут, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа).

В ходе собрания произошел обмен опытом, родители и дети 3-ей ступени рассказали о своих образовательных маршрутах. Был предложен вариант составления портфолио обучающихся.

С педагогами проводились педсоветы, школы педагогического мастерства, семинары.

С детьми ежегодно проводятся выставки «Мир твоих увлечений». Слет инструкторов чередуется с конкурсом «Лучший проект и исследование года».

Образовательный результат - это, прежде всего, результат ребенка:

- итог его работы в образовательном процессе;

- следствие собственных усилий и собственной деятельности в образовании себя.

То есть сегодня, педагог с помощью родителей и воспитанника, может разработать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, используя алгоритм проектирования образовательной программы индивидуального обучения.

Выбор кандидатов на обучение должен быть обоснованным и продуманным. Как правило, это дети, уже сумевшие проявить себя. Необходимо учитывать и мотивы, и цели такого выбора. При этом учитываются:

- перспективы его дальнейшего личностного роста;

- стойкая мотивация к занятиям в предлагаемом направлении;

- положительные результаты творческой деятельности (наличие портфолио);

- заинтересованность и поддержка родителей.

В рамках группового обучения педагоги, как основные так и совместители, также уделяют время (иногда личное) для индивидуального обучения. (Бондарчук Н.К., Салтымакова М.А., Понарина Т.П., Васильева Н.А., Тихонкова З.А. и др.)

Развитие ребенка - сложный, неоднозначный процесс. И от того, насколько тернистым и болезненным будет совместный труд по, конечно же, всегда индивидуальному образовательному маршруту, зависит, о чем будет вспоминать ребенок через 10-20 лет после учебы. Куда приведет его та дорога, которую он, пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на плечи педагога и родителя. Ведь когда ребенок чувствует поддержку с двух сторон, как-то надежнее. А когда ребенок осваивает ту или иную область человеческой деятельности, человеческие знания, приобретает умения и навыки, вглядывается в мастерство своих рук, в совершенство своего педагога, он имеет возможность выбирать и свой выбор осваивать.

© 2010-2022