Программа дополнительного образования детей

Модифицированная программа дополнительного образования детей«Детский башкирский фольклор». Направленность – художественнаяСрок реализации программы - 3 года,Возраст обучающихся – от 7 до 14 летНовизна разработки в том, что - содержательной основой работы детского объединения «Детский башкирский фольклор» является богатейший познавательно - исторический материал, разработанный руководителем детского объединения и адаптированный для детей младшего школьного возраста. Весь познавательно - историчес...
Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД «ДДТ»

__________ Г.Ж. Агайдарова

приказ № 01/11-56 от 28.08.2014 г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»







Модифицированная программа дополнительного образования детей

«Детский башкирский фольклор»








Направленность - художественная

Автор: Темирова Зиля Буранбаевна,

педагог дополнительного образования

Срок реализации программы - 3 года,

Возраст обучающихся - от 7 до 14 лет










2014 г.

с. Донское



  1. Пояснительная записка

Человек не знающий и не любящий

свою культуру не уважает культуру других народов.

(Татарская пословица)

  1. Направленность программы

Знание фольклора осознается современным обществом, как непременная составляющая духовности, самобытный фактор преемственности поколений, приобщение к национальной культуре и истории народа.

Культура народа является богатейшим материалом не только для введения ребёнка в мир искусства, знакомства с традициями народа, художественно-эстетического воспитания, формирования способности видеть красоту и гармонию окружающего мира, но и способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического содержания. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Указывая, на роль воспитания И. Ильин отмечал: «Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры». Наша задача передать детям за короткий период детства основы духовных ценностей, которые созданы народом. Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная.

Воспитание детей на основе народных традиций, обычаев и нравов - одна из актуальных задач этического и эстетического становления общества. Эта задача должна решаться, прежде всего, на общепедагогическом уровне - в учреждениях общего и дополнительного образования.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Открытие фольклорно-этнографического объединения даст возможность детям получать комплексное образование, которое основано на народных традициях и сочетает в себе различные виды художественного творчества. Это, прежде всего, такие виды художественного творчества, как: народное пение, народная хореография, освоение техники изготовления традиционного костюма, фольклорный театр.

Народная педагогическая практика имеет глубочайшие исторические корни. Она выработала многочисленные педагогические нормы, приемы, традиции воспитания. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки и потешки, загадки и поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально-поэтический язык, постигал основы традиционной культуры. Взрослея, ребенок также естественно включался в систему трудовой и празднично-обрядовой жизни взрослых, крестьянской общины. Связь ребенка с родителями, с семьей, общиной была тесной и глубокой. При этом отношение взрослого населения общины к детям отличалось любовью, заботой и терпимостью.

Современные же условия жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей. Основное время дети проводят среди сверстников. Уходят из жизни детей и «живой» фольклор, дети не слышат ни колыбельных песен, ни «сказок на ночь», утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка.

Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. Закладывая в школе знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам, к фольклору.

Образовательная программа «Детский башкирский фольклор» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней.

Цель программы: формирование у обучающегося способности к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений , к самостоятельному общению с народным искусством, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться через собственную художественную деятельность в различных областях традиционной народной культуры (поэтической, музыкальной, хореографической, прикладной и т.д.)

Задачи: Развивать устойчивый интерес к народной культуре;

  • Дать знания о различных видах народного творчества;

  • Развивать практические навыки эффективного использования народного творчества на основе интеграции разных видов художественно-творческой деятельности;

  • Формировать у детей эстетические чувства, художественный вкус, художественно-творческие способности в процессе художественной деятельности.

  • Научить любить и уважать историю, культуру, обычаи своего народа;

  • Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

  • Расширять познание в области устного народного творчества.

  • Тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;

  • Способствовать формированию образного мышления, творческого воображения;

  • Обогащать и активизировать словарный запас воспитанников;

  • Создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

  • Учить самоанализу и умению оценить чужие успехи;

  • Прививать настойчивость в достижении цели

Новизна разработки в том, что - содержательной основой работы детского объединения «Детский башкирский фольклор» является богатейший познавательно - исторический материал, разработанный руководителем детского объединения и адаптированный для детей младшего школьного возраста. Весь познавательно - исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации основных задач.

1.5 Возраст детей, их особенности: В детское объединение принимаются дети от 6 до 11 лет, даже не обладающие яркими способностями: музыкальными, двигательными, сценическими. Обучение детей различного возраста, с различными данными вызывает необходимость дифференцированного подхода к образовательному процессу.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Режим занятий - 6 ч. в неделю.

Первый год обучения формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалах народного творчества потешного фольклора. У детей развивается умение петь в унисон, так как детский народный хор - это унисонный ансамбль, при котором образуется полное динамическое, тембровое, темповое и метро ритмичное слияние голосов.

Второй год обучения - особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. В центре внимания элементы драматургии в народных песнях. Приобретается навыки «разыгрывания» простейших композиций из песен. Развивается коллективные и индивидуальные формы исполнения. У детей расширяется голосовой диапазон вверх и вниз.

Третий год обучения - расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой в программе являются обрядовые и игровые песни. Активизируется коллективные и индивидуальные формы исполнения песен. Развивается подвижность голоса. Особое внимание уделяется двухголосному пению. Дается общее понятие о «народной педагогике», об отражении в песенном фольклоре всех сторон народного бытия. Инновационная деятельность заключается в введении в содержание программы семейных обрядов. В центре внимания - поэтический строй русский народных песен: яркость и конкретность художественных образов.

Критериями успешности является результативность участия воспитанников в общешкольных, районных, региональных и всероссийских фестивалях, концертах, конкурсах. Курс разбит на 5 блоков, каждый из которых преследует конкретные цели. В процессе обучения теоретический и практический материалы блоков могут перемещаться или чередоваться.

Тема блока

Содержание

УУД

1 блок

Теоретический

Программа дополнительного образования детей

Знакомство с предметом. Понятия фольклора, народа, национальности, этноса, культуры.

Мир фольклора - мир народной мудрости. Виды фольклора.

Особенности башкирской народной культуры, её похожесть и различия с фольклором других народов.

Народные быт и костюм.

Устное и музыкальное народное творчество, как первооснова всей музыкальной культуры.

История народных песен.

История и особенности народного танца.

Особенности и смысл народных игр и праздников.

Личностные: формирование позитивного отношения к родной культуре и своей национальной принадлежности, повышение уровня духовности.

Познавательные: формирование способности обобщать и структурировать разрозненные факты в единую и целостную картину.

Регулятивные: пробуждение интереса к изучению родной культуры и народного творчества в целом.

Коммуникативные: совершенствование умения слушать и понимать, воспитание толерантного отношения к иным культурам.

2 блок

Устное

народное творчество


 Особенности устного народного творчества

 Народная мифология.

 Сказки

 Эпический песни и былины

 Потешки, побасенки, скороговорки и т.п.

Личностные: обогащает чувство родного языка, воспитывает патриотизм, формирует семейные и общечеловеческие ценности.

Познавательные: обогащает знаниями по русской литературе и истории, совершенствует умение искать, анализировать и обобщать информацию.

Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение народного творчества, на использование полученных знаний в собственной речи.

Коммуникативные: обогащает словарный запас.

3 блок

Песенное народное творчество

Программа дополнительного образования детей

 Особенности исполнения русской песни: дыхательные техники, в том числе «цепное» дыхание, многоголосие, пение в унисон и т.п.

 Народные музыкальные инструменты

 Жанровое разнообразие песни.

- Трудовые припевки и песни

- Песни календарно-земледельческого круга

- Сезонные песни

- Хороводные и плясовые песни

- Колыбельные

- Частушки, дразнилки

Личностные: укрепляет чувство национальной идентичности, повышает самооценку, формирует семейные ценности, уважение к труду, способствует выбору профессии.

Познавательные: расширяет кругозор, повышает способность к восприятию и систематизации знаний.

Регулятивные: мотивирует на дальнейшие занятия и изучение фольклора, учит выражать себя в песне, управлять дыханием, бороться со стрессами.

Коммуникативные: учит не бояться сцены и публичных выступлений; совершенствует навыки эффективного взаимодействия в коллективе.

4 блок

Танцевальное народное творчество

Программа дополнительного образования детей

Особенности башкирского народного танца

Основные жанры башкирского народного танца: хороводные, плясовые, игровые.

Танцевальные движения: дроби, припадания, «вертушки» и т.п.

Личностные: формирует позитивное отношение к родной культуре, повышает самооценку, укрепляет родственные связи, помогает найти своё место в коллективе, в профессии.

Познавательные: обогащает новыми знаниями, умению собирать и анализировать информацию.

Регулятивные: мотивирует на дальнейшее изучение фольклора, учит выражать себя в танце, бороться со стрессами, расслабляться, чувствовать своё тело.

Коммуникативные: учит невербальному общению, умению распределять роли, чувствовать как весь коллектив, так и каждого его члена в отдельности.

5 блок

Игровое и праздничное народное творчество


Башкирские народные праздники: бытовые и религиозные.

Народные игры: календарные, обрядовые, событийные, детские, развивающие.

Личностные: укрепляет чувства патриотизма, гордости и любви к родной культуре, повышает самооценку. Способствует профессиональной ориентации. Познавательные: обогащает знаниями.

Регулятивные: мотивирует на более глубокое изучение народного творчества, преодолевать стеснение и перенаправлять негативные эмоции. Коммуникативные: учит управлять большим количеством людей, умению чувствовать партнёра, взаимодействовать с преподавателем и ровесниками.

Содержание программы первого года обучения

название

теория

практика

всего

1

Введение в предмет

1

1

2

2

Устное народное творчество

4

45

49

3.

Народная песня

5

25

28

4.

Танцевальное народное творчество

5

25

30

5.

Игровое и праздничное народное творчество

3

35

38

6

Обрядовые праздники по месяцам

12

36

48

7

Концертная деятельность

4

15

19



Содержание программы второго года обучения

название

теория

практика

всего

название

теория

практика

всего

1

Введение в предмет

1

1

2

2

Устное народное творчество

4

45

49

3.

Народная песня

5

25

28

4.

Танцевальное народное творчество

5

25

30

5.

Игровое и праздничное народное творчество

3

35

38

6

Обрядовые праздники по месяцам

12

36

48

7

Концертная деятельность

4

15

19

Содержание программы третьего года обучения

название

теория

практика

всего

1

Введение в предмет

1

1

2

2

Устное народное творчество

4

45

49

3.

Народная песня

5

25

28

4.

Танцевальное народное творчество

5

25

30

5.

Игровое и праздничное народное творчество

3

35

38

6

Обрядовые праздники по месяцам

12

36

48

7

Концертная деятельность

4

15

19





4 Методическое обеспечение

Русское устное народное творчество: Учебно-методическое пособие для студентов-филологов / А.В. Максимов. - Смолен Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учеб. / В.П. Аникин. М., 2001.

Аникин В.П. Теория фольклора. Курс лекций / В.П. Аникин. - 3-е изд. М., 2007. ск: Изд-во СмолГУ, 2010. - 36 с.

Бачинская Н.М. Попова Т.В. Хрестоматия по русскому народному творчеству.- М.,1951.

Балашова С. С.Фольклор: проблема сохранения, изучения и пропаганды.-М.,1988.Ч.2.

Зайцева Е.А Уроки фольклора в детской музыкальной школе.- Красноярск, 1994.

Мельников М. И. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 1987.

Куприянова Л. Л. Русский фольклор Факультативная программа. - М., Дрофа.1997.

Колпакова Н.И. Книга о русском фольклоре. - Ленинград,1948.

Калугина В.И. Фольклор народов России. В 2т. - М.: «Дрофа»: Вече,2002.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001.

Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д.Осенние праздники, игры и забавы для детей.- М.:ТЦ "Сфера", 2001

Прилетели гули /Сост. К.М. Скопцов. - Красноярск,1988.

Русский фольклор /Сост. В. П. Аникин.-М.,1986.

Радионова О. П. Баюшки-баю .- М.: Владос, 1995.

Уланова Л. С. Праздничный венок: Сценарий праздника. - М.: Творческий центр "Сфера", 2002.

Уланова Л. С. Русский свадебный обряд: Сценарий праздника. - М.: Творческий центр "Сфера",

VΙ Модуль: «Приложение»

Результат реализации программы можно отследить следующими методиками:

Название методик.

Что отслеживается.

«Незавершенная сказка»

Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося

(Л. В. Байбородова)

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

2. Методика:

"Коммуникабельны ли Вы".

Сформированность коммуникативных навыков;

3. Методика: "Самооценка эмоционального состояния".

Эмоциональное состояние;

Тревожность, спокойствие, энергичность, усталость.

4. Методика: "Личностный рост".

Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре

5. Методика: "Социометрическое изучение межличностных отношений в группе".

Сплочённость группы.

Тест направленности личности Б. Басса

необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»

1.9 Формы подведения итогов реализации программы

- отчётный концерт перед родителями;

- фестиваля искусств «Радуга»;

- ярмарка народных промыслов и ремесел;

- презентация творческих работ;

- защита творческих проектов.































6

© 2010-2022