Статья на тему Экологическая культура учащихся

Статья на тему "Экологическая культура школьников"  Экологическая культура становится  важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности. Необходимо эффективно формировать и углублятьэкологические знания юных граждан РК о природе, убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде, стимулировать стремление охранять природу родного края. Экологическое воспитание- воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодейс...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Обухова Надежда Викторовна

Учитель географии высшей категории

КГУ «Средняя школа № 12»

ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»


«Экологическая культура школьников»

«Новое поколение должно уметь справляться с решением крупных проблем, уметь, как адаптироваться к изменившимся экологическим и технологическим обстоятельствам, так и использовать эти условия в свою пользу, предчувствуя глобальные тренды на два шага вперед».

Из послания президента Н. А. Назарбаева «Казахстанский путь»

Проблема взаимоотношений человека и природы в последние десятилетия стала одной из самых актуальных. Причина тому - резкое ухудшение качества природной среды: её деградация, а иногда и разрушение. Современная эпоха диктует, что краеугольным камнем в отношениях человек - природа, становятся экологические знания.[1]

На современном этапе развития общества одним из основных стратегических ресурсов страны является молодёжь - один из самых общественно - активных слоёв населения. И от того, каким подрастает молодое поколение, зависит будущее нашей страны.

Молодежь сейчас все активнее включается в работу по сохранению и улучшению природной среды. В связи с этим возникает необходимость формирования экологической культуры школьников.

Исходя из приоритетов Стратегии «Казахстан - 2030», президентом Н.А. Назарбаевым утверждена «Концепция экологической безопасности на 2004 - 2015 годы», в которой экологическое образование рассматривается в качестве основы для формирования экологической культуры общества.[2]

Особенно актуально встает вопрос об успешности процесса формирования экологически - ответственной личности выпускника общеобразовательной школы. [3]

В Конституции Республики Казахстан экологическое воспитание рассматривается как необходимый и важный элемент для выполнения гражданами конституционных обязанностей. Статья 38 гласит, что «граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам» [4].

По моему глубокому убеждению, в первую очередь молодёжь обязана оберегать природу и сохранить её для будущих поколений.

За руководство к действию предлагаю взять слова А. Экзюпери: «Чисто не там где убирают, а там где не ссорят». А это значит, что воспитание экологической грамотности нужно начинать с малого: благоустройства территории школы, двора, в котором ты живёшь и т.д., ради процветания нашей Родины - Республики Казахстан.

Уровень экологической культуры населения прямо пропорционален экологической обстановке в мире и находится в прямой зависимости от экологического воспитания. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете, или его ждёт вымирание или деградация с последующей мутацией.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

ВСтатья на тему Экологическая культура учащихся настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Возникшая проблема - сохранение экологического равновесия - требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом.

Экологическое воспитание и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое "завоевательное" отношение человека к природе. Ведь всё, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид.

По моему мнению, успех экологического воспитания и образования школьников зависит от использования разнообразных форм работы и их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В курсе природоведения уделяется большое внимание формированию знаний учащихся о правилах индивидуального поведения в природе. Учащимся разъясняется, что соблюдение правил поведения при общении с природой - одна из важнейших мер охраны природы. Важным примером формирования у учащихся знаний о правилах поведения в природе являются упражнения в применении этих правил на практике. На уроках природоведения, географии, биологии проводятся экскурсии с целью ознакомления и изучения поверхности и растительности окружающей местности, выявления их особенностей. Но вся работа лишь тогда окажет влияние на чувства и развитие учащихся, если у них будет свой собственный опыт общения с природой. Поэтому большое место в системе работы по воспитанию любви к природе должны занять экскурсии, прогулки, походы, так как формирование экологической культуры, по моему мнению, необходимо начинать не только на традиционных учебных занятиях, но и в разнообразной внеурочной деятельности: при проведении разнообразных экологических игр, постановке экологических сказок, проведение «Экологической тропы» и других мероприятий, которые позволят изменить потребительское отношение учащихся к природе. Статья на тему Экологическая культура учащихся

Экологическая ответственность напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания, и создание нового отношения к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой, необходимо начинать с самого младшего возраста. Главная цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, а это предполагает активную деятельность по изучению и охране природы своей местности: внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, сбор плодов и семян растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное.

В нашем обществе сложились опpеделённые пpавила вежливости, котоpые мы спpаведливо считаем необходимыми: слова благодарности - спасибо, пожалуйста, негласные пpавила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к пpиpоде пpощалась, а к примеру, в данных детских стихах даже поощpялась: "Были мы за pечкой, на том беpегу, на большом душистом заливном лугу. Бабочек ловили и венки плели, на колхозном сене отдыхать легли. Cтpекозу поймали, кpылья хоpоши! За кувшинкой лезли чеpез камыши." К чему все это пpивело? От детской экологической вседозволенности (соpвать цветок, погубить бабочку) до взpослой (выpубить лес, извести моpе,) доpога очень коpоткая, которая может обоpваться пpопастью. Поэтому не только учителя и pодители, а мы - молодое поколение, должны попытаться начать правильно свой путь на Планете Земля.

Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде. Он должен знать о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, о генетических отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почвы, об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние. Однако, сегодняшние выпускники школы слабо ориентированы в глобальных, в том числе экологических, проблемах сохранения здоровья человека и биосферы. Преобладают потребительские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, недостаточно развита потребность фактически участвовать в природо - охранной работе. Считаю первостепенной задачей в экологическом образовании молодёжи - формирование экологической культуры: формирование взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах деятельности. И мы, учащиеся старших классов, можем внести свой посильный вклад:

  • Убеждать учащихся о необходимости охраны окружающей среды.

  • Внедрять во внеурочную деятельность устные журналы, которые будут способствовать освоению теории и практике взаимодействия общества и природы.

  • Применять активные формы экологической деятельности: диспуты, дискуссии по проблемам окружающей среды, встречи со специалистами, деловые игры для формирования опыта принятия экологически целесообразных решений.

  • Разнообразить практическую общественно-полезную деятельность на школьном участке (например: изучение влияния минеральных удобрений на урожайность культур) для приобретения опыта принятия экологических решений, а также позволит внести реальный вклад в изучение и охрану местных экосистем, пропаганду экологических идей.

  • Постоянно проводить экскурсии на промышленные предприятия для того, чтобы теоретический материал становился ясным, очевидным, зримым.

На территории Республики Казахстан имеются и регионы, официально признанные зонами экологического бедствия, и провинции с опасным уровнем химического или радиационного загрязнения, и многие тысячи людей, потерявших и теряющих здоровье, безвременно уходящих из жизни.

Сейчас, в условиях возрастающей деградации природной среды, проблема экологического образования встает остро. Оно необходимо обществу, если мы действительно хотим помочь природе восстановить утраченные качества ради благополучия живущих и будущих поколений.








Заключение

Почти все ученые - естественники разглядывают термин «окружающая среда» как синоним слову «природа». Но природа становится окружающей средой лишь тогда, когда человеческое общество зависит от природы и взаимодействует с ней, изменяет её в разных пространственно-временных масштабах. Однако, прежде чем хлопотать о собственном здоровье, нужно прежде всего, позаботиться об окружающей среде.

Таким образом я считаю:

  • Окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу это урон нашему здоровью.

  • Если же мы будем стараться как можно больше положительного сделать для окружающей среды сиим мы продлеваем свою жизнь и оздоровляем собственный организм.


  • Всё в этом мире взаимосвязано, ничто не исчезает и ничто не возникает ниоткуда.

  • Наш мир вокруг нас - это наш организм, оберегая окружающую среду - мы оберегаем свое здоровье.


  • Здоровье - это не только отсутствие заболеваний, однако и физическое, психическое и социальное благополучие человека.


  • Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем и создаем.

Возрастание проблемы экологического воспитания связывается, прежде всего, с необходимостью повышения экологической культуры человека. Экологическая культура становится не просто личностным качеством, а важным проявлением социальной активности и гражданской зрелости личности. Поэтому необходимо эффективно формировать и углублять знания юных граждан Республики Казахстан о природе, убежденность в необходимости бережного отношения к окружающей среде, к природным ресурсам, стимулировать стремление охранять природу родного края, вырабатывать умение и навыки природоохранительной деятельности.

Экологическое воспитание - процесс, предполагающий становление и формирование у человека этических взглядов на природу и этику отношения к ней, воспитание чувства личной ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие людей с ними. Основой экологического воспитания является, прежде всего: охрана окружающей среды и здоровья населения, обеспечение информированности населения об экологической ситуации в стране [5].

Литература


  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года//Казахстанская правда, 26.12.2003


  1. Назарбаев Н.А. Казахстан-2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана. Алматы: Білім,1997. 30 с.

  1. Назарбаев Н.А. Через кризис к обновлению и развитию. Послание главы государства к народу Казахстана//Мысль. 2009. № 4. С 2-11

4. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Юрист, 2004. - 40 с.

5. Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан. - uvp.akmol.kz/home/mp6

6. Пономаренко Е.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания//Образование. 2007. № 5 с. 138-140

7. Байсалов С.Б. «200 вопросов и ответов по охране природы». Алматы, «Кайнар» 2003.


© 2010-2022