- Преподавателю
- Другое
- Сценарий экологического мероприятия «Жизнь леса и судьбы людей »
Сценарий экологического мероприятия «Жизнь леса и судьбы людей »
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чернова Л.М. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Сценарий экологического мероприятия
«Жизнь леса и судьбы людей »
Пояснительная записка
Данное мероприятие имеет эколого-биологическую направленность и может быть использовано для проведения в школах и учреждениях дополнительного образования.
Рассчитано на детей 7-15 лет.
Краеведческий материал, использованный в сценарии, можно заменить, с учетом своей местности.
Цели:
- раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное значение природы в жизни людей;
- прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней;
- формировать у детей нормы поведения в природе.
Задачи:
- вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность;
- закрепить знания о значении леса.
Оборудование:
- костюмы лесовика, феи, гномов;
- бумага, краски;
- презентации «И. И. Шишкина», «Жители леса»;
- фонохрестоматия П. И. Чайковский «Времена года»;
- плакат «Войди надежным другом в лес, и он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес».
Чтец: Когда по родимому краю иду
И песнею сердце полно,
Берёзок листва
И песни слова
Сливаются в чувство одно.
Такие просторы полей и лесов!
И небо такой высоты!
И рек синева и лугов трава,
И всё это Родина, ты!
То плещешься морем цветущего поля,
То глянешь цветочком простым,
То лесом шумишь,
Прохладой манишь
И запахом степи густым.
(Исполняется песня «Край родной».)
Ведущий: Вся наша жизнь тесно связана с природой. Дышим мы воздухом. Утоляем жажду водой. Природа дает нам пищу, одежду, жилище. Из земли мы добываем полезные ископаемые, на полях выращиваем урожай. В лесу заготавливаем древесину, пушнину, грибы, ягоды. Велико значение леса в нашей жизни.
Чтец: Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь мы свои!
Ведущий: Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Чтец: Я славлю лес.
Когда идешь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес!
(В. Лукша).
(Слайды на тему «Зеленая Русь». Картины русских художников).
Ведущий: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.
Чтец: Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
(Звучит музыка. П. И. Чайковского «Времена года». «Апрель. Подснежник»)
Чтец: Родился ландыш в майский день
И лес его хранит.
Мне ,кажется, его задень,
И тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
Инсценировка: (Сцена представляет собой цветочную поляну)
(Входит Эльф, дарит ведущей букетик цветов)
Ведущая: Кто вы?
Эльф: Я - Солнечный Эльф, добрый дух и большой друг Феи.
Ведущая: Да, да, я много слышала о Фее из волшебного леса. Говорят, увидеть ее может тот, у кого доброе сердце, которого радует каждый листочек и цветочек в ее волшебном царстве.
Чтец: Говорили мне, что Фея,
Если даже и богата,
Если ей дарит лилея,
Много слов и аромата, -
Все ж, чтоб в замке приютиться,
Нужен ей один листок,
Им же может нарядиться
С головы до ног.
(Входит Фея).
Фея: Ребята, кто из вас вспомнит пословицы о лесе?
(За правильный ответ Фея дарит из своей цветочной корзинки конфеты с цветочным названием или цветы).
Фея: Солнечный Эльф, сорви мне, пожалуйста, этот сиреневый цветочек.
Эльф: С удовольствием, Фея. А как он называется?
Фея: Это часики (крутит их в руках), стрелки часиков подсказывают мне, что на поляне скоро должны появиться гномы.
(Входят гномы).
Первый Гном: Фея, куда ты пропала? Тебя все ищут в волшебном лесу.
Второй Гном: Травинки переживают, птички волнуются, колокольчик звенит, не переставая, а ты ничего не слышишь.
(Разыгрывается стихотворение К. Бальмонта «Трудно Фее»).
Первый и второй Гномы:
«Фея»
Третий Гном:
Шепнули сирени.
Первый Гном:
«Фея»
Третий Гном:
Призыв был стрижа.
Первый и второй Гномы:
«Фея»
Третий Гном:
Шепнули сквозь тени
Ландыши, очи смежа.
Второй Гном:
«Фея»
Третий Гном:
Сквозя изумрудно,
Травки промолвила нить.
Фея вздохнула: «Как трудно!
Всех- то я должна любить».
Фея: Милые гномы, примите из моей цветочной корзинки сладкие подарки и просите, что угодно. Сегодня я исполняю любые желания.
Гномы: Мы хотим услышать песню.
(Звучит песня «Во поле берёзка стояла»).
(Входит дядюшка Эхо с зонтом).
Эхо: Ау-у-у!!! (Слышится эхо) Фея, что за чудеса?
Фея: Сегодня у меня солнечное настроение, и я исполняю любые желания. А что бы вы хотели, дядюшка Эхо?
Эхо: Я очень люблю рифмы, ведь они так похожи на эхо.
Фея: Ваше желание ребята исполнят с удовольствием, ведь они очень любят стихи и знакомы с рифмою.
(Дети рассказывают пословицы)
- Лес кормит, лечит, укрывает, и согревает.
- Много леса - не губи, мало леса- береги, нет леса - посади.
- Кто лес любит - тот его не губит.
- Лес - богатство и краса, береги свои леса.
- Враг природы тот, кто её не бережёт.
Ведущий: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние лесные цветы.
Чтец: Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет…
(А. К. Толстой)
Ведущий: Лес… Мы произносим это слово и сразу представляем прекрасные, таинственные и бесконечно разнообразные картины: густая зелень, великаны-деревья, никогда не смолкающий лесной шум. В произведениях многих русских писателей, поэтов, художников мы встречаем прекрасные описания леса. Предлагаю вам вспомнить художника И. И. Шишкина, которого называли певцом леса, и обратиться к небольшой репродукции картин.
Ребята, вашему вниманию мы представляем презентацию «Русский художник И. И. Шишкин» и репродукции его картин «Сосновый лес», «Лесные дали», «Деревья».
Ведущий: «Лес шумит» - так называется рассказ русского писателя В. Г. Короленко. «Русский лес» - название романа писателя Л. М. Леонова. Картины, стихи, рассказы, романы... Как вы думаете, почему лес так часто становился героем произведений искусства? Конечно, прекрасный русский лес - красота, богатство и гордость нашей страны.
Чтец:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.
(Ф. И. Тютчев)
Чтец: Зимою… хорош русский лес.
Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью - и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься.
(И. С. Соколов-Микитов)
Ведущий: «Было бы неблагодарностью не назвать и лес в числе воспитателей и немногочисленных покровителей нашего народа. Точно так же как степь воспитала в наших дедах тягу к вольности и богатырским утехам в поединках, лес научил их осторожности, наблюдательности, трудолюбию... Мы выросли в лесу, и, пожалуй, ни одна из стихий родной природы не сказалась в такой степени на бытовом укладе наших предков. С лесом неразрывна связана судьба русского народа. Лес встречал русского человек при появлении на свет и безотлучно провожал его через все возрастные этапы: зыбка младенца и первая обувка, орех и земляника, банный веник и балалайка, лучина на девичьих посиделках и расписная свадебная дуга, рыбацкая шняка или воинский струг, посох странника... Лес кормил, одевал, грел нас, русских...»
(Л. Леонов «Русский лес»)
Инсценировка: «В лесу».
Мальчик: Небо где-то далеко,
Заблудился меж вершин.
Заплутался я в лесу,-
Я - один,
Совсем
Один!
Сколько мне ёще бродить,
И пугаться и дрожать?
Или влево мне идти,
Или вправо мне бежать?
Вот споткнулся на бегу
И невольно вскрикнул:
- Ой!
Тут представьте, лес спросил:
Все: -Что случилось?
Что с тобой?
Мальчик: -Сразу стало легче мне,
Сразу стало веселей,
Лесу крикнул я:
- Привет!
Лесу крикнул я:
- Эгей!
Лес: -Эге-гей! - ответил лес,
- Не пугайся, я с тобой.
Видишь ягоду?
Твоя.
Видишь гриб?
Он тоже твой.
Мальчик: От его хороших слов
Посветлело всё вокруг…
И чего бояться мне,
Если лес - мой старый друг!
(Песня «Здравствуй, лес»)
Чтец: Говорят, что за рекой, есть дремучий лес.
Говорят, что он стоит на краю небес.
Мы пойдём в него, пойдём, всей гурьбой пойдём
И орехов наберём, и грибов найдём.
Скажем хором:
- Здравствуй, лес!
На краю небес.
Покажи нам хоть одно:
Покажи, где зайцы спят;
Белок покажи.
А потом, потом, потом -
Сказку расскажи.
(Песня «Лес шумит»)
Ведущий: Лес - это наш зелёный друг. Он помогает получать людям высокий урожай хлеба. Во время бурь лес помогает удерживать плодородный слой почвы, а вместе с ним семена.
Лес, словно сказочный богатырь, подставляет свою могучую грудь буре, прикрывая поля и спасая урожай. Поэтому, чтобы спасти урожай от чёрной бури и зноя, в степях на сотни километров сажают лес.
Ведущий: В селе Джалыково живут замечательные люди, которые внесли большой и неоценимый вклад в дело развития лесного хозяйства Лаганского района. Это ветераны труда: Д. Д. Бембеева, А. Катушева, Н. Бокова, М. Анджигаева, Н. Баканева, В. Баканев, Н. Дускалиев. Они, и многие другие, трудились не покладая рук для того, чтобы не допустить полного опустынивания нашей местности: сажали лоховник, собирали семена джузгуна, ухаживали за кустами тамарикса.
Чтец: Лес в степях посажен новый,
Чтоб сберечь от зноя хлеб.
На десятки километров,
Встав зеленою стеной,
Он не клонится под ветром,
Крепкий, ровный и прямой.
Вековечный друг народа,
Часовой родных полей.
Он стоит на страже гордо,
Побеждая суховей.
Ведущий: А сейчас я с удовольствием предоставлю слово нашему гостю - ветерану лесного хозяйства Н. Баканевой.
(Выступление Н. Баканевой)
Чтец:
Окрасилась ярким румянцем осина,
Пылают рябины багряного дня.
- В чем сила твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том сила моя, что ты любишь меня!
Работают на поле люди простые,
А в небе звенит журавлиная грусть.
- В чем сила твоя?
Отвечай мне, Россия!
- В том сила моя, что ты я честно тружусь!
В речной и озерной и ласковой сини
Как Родину милую мне не узнать!
- Чем облик твой близок и дорог, Россия?
- Тем близок и дорог, что я тебе мать!
(Исполняется калмыцкий танец Богатырей)
Чтец: Г. Кукарека «Чудо-тополь» (отрывок из рассказа)
Это дерево «среди долины ровныя» никогда не забудешь. Оно одно-одинешенькое в степи. Не сломалось. Не засохло. Не согнулось подобострастно под нашими наждачными ветрами. Оно, как необычное зеленое облако, зацепилось за высокий гребень Ергеней у поселка Хар Булук. Мощный, в несколько обхватов кряжистый ствол высоко вознес в небо целую «рощу» сыновьих стволов, несущих влагу всегда шелестящей кроне.
«Дерево посажено в 1846 году ламой Богдахинского хурула Пурдашем Батшиным» - гласит надпись на жестяной табличке на калмыцком языке. Лама сотворил благое дело. Дерево почитают в этих местах за святое. Ему молятся, повязывают на ветви разноцветные ленточки, лоскутки. В начале девяностых годов, в долгую сухмень, группа стариков и старух совершило у него богослужение. Через два дня пошел долгожданный дождь…
Это дерево - степной тополь.
Инсценировка:
(Раздается стук в дверь)
- Кто же это? Входите! (Входит Лесовик).
Лесовик:
- Здравствуйте, люди добрые! Я пришел к вам издалека. Угадайте, где я живу, откуда пришел:
Дом со всех сторон открыт,
Он резной крышей крыт,
Заходи в зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем.
Что это за дом? Правильно, я пришел к вам из лесу. В моем заповедном лесу каких только подарков нет.
Там, где в травах ветер сладкий,
Где за полем бор стеной,
Собираю я загадки
В кузовок берестяной.
Что в нем лежит, вы узнаете, коль загадки отгадаете. Иду я ельником после дождя, смотрю:
В лесу под ёлкой крошка -
Только шапка да ножка.
(Достает из кузовка крохотный грибок).
В моем лесу растет кустарник, а в нем:
Мальчик-крошка в костяной одежке.
У этого мальчика
Шапочка зеленая
До ушей надвинута.
Что это за мальчик?
(Дети отгадывают, и он достает лесные орехи).
В моем лесу под деревом
Андрейки
Все в тюбетейках.
Что это такое? (Достает желуди).
Вот какой мой лес,
Полон загадок и чудес!
А вы, ребята, загадки знаете? Очень хочется послушать, кто сумеет загадать самую сложную, а кто окажется самым сообразительным.
(Ребята загадывают загадки).
- На горе шумит,
А под горой молчит.
(лес)
- Весной веселит,
Летом холодит,
Что с лесом наравне?
(дерево)
- Сидит - зеленеет,
Летит - пожелтеет,
Падет - почернеет.
(лист)
- Пан Панович
Упал в колодец,
Воды не смутил
И сам не потонул.
Пан Панович
Пал в воду,
Гусей не согнал
И сам не потонул.
(лист)
- Летом одевается,
Зимой раздевается.
(лиственный лес)
- Зимой и летом
Одним цветом.
(ель)
- Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зелёном полушалке.
(берёза)
- Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдет,
Всяк поклон подает.
(земляника)
- Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошел -
Красну шапочку нашел.
(гриб)
- Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая.
(гриб)
Ведущий: Существует тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что?
Первый ученик: Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасет в год 1 т хлеба.
Второй ученик: У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней. Птицы - это лесные доктора.
Третий ученик: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.
Ведущий: Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей!
(Презентация «Лесные жители»)
Первый ученик: Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее … (лиса).
Второй ученик: Горбоносый, длинноногий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль вам встретить довелось
Знайте, это … (лось).
Третий ученик: Он, как ёлка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный … (ёж).
Четвертый ученик: В сосне - дупло,
В дупле - тепло.
А кто в дупле
Живет тепло? (белка)
Пятый ученик: Хозяин лесной просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).
Шестой ученик: Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно жёлуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозный был … (кабан).
Лесовик: Сейчас мы с вами поиграем в экологическую игру, призывом которой будут слова:
«Войди надёжным другом в лес,
И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес».
Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете о лесе. Он, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. Ребята, я вас прошу быть внимательными. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь леса, умеет правильно вести себя в природе и оберегать её.
Задание 1: Назовите правила поведения в лесу.
Первый ученик - Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и всё закопать.
Второй ученик - Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
Третий ученик - Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
Четвертый ученик - Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу (ландыши, подснежники, колокольчики).
Пятый ученик - Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
Задание 2: Конкурс «Растения леса».
- Назовите 6 лесных растений, плоды которой используются как лекарственное сырьё. (шиповник, черника, земляника, облепиха, боярышник, костяника).
- Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? (На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет).
- Что за трава, которую и слепой узнает? (крапива).
- Из какого дерева делают лыжи? (из берёзы).
- Из какого дерева делают спички? (из осины).
Задание 3: Конкурс «Экологическая культура». (Разделимся на две команды: «Кедр», «Берёза». Каждая команда получает конкретную ситуацию).
Ситуация «Пожар в лесу».
- Ты заметил пожар в лесу. Твои действия.
Ситуация «Букет первоцветов».
- Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.
Ситуация «Гнездо».
- Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?
Чтец:
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, -
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под ёлкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
(Н. Рубцов)
Лесовик: Объявляю конкурс художников на лучшее изображение знака «Охрана леса».
Ведущий: Слово предоставляю лесничему, чья жизнь неразрывно связана с трудовыми буднями Лаганского лесного хозяйства. Он является одним из представителей трудовой династии Алехиных, которые посвятили себя делу защиты лесных насаждений в нашем районе - А. П. Алехину.
Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал:
«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Чтец: (Читает стихотворение И. С. Никитина «Лес»).
Ведущий: Стихотворение И. С. Никитина еще раз позволило нам увидеть, как прекрасен и могуч русский лес. Не удивительно, что поэт пишет о нем с восхищением и гордостью. А всегда ли таким является наше отношение к родной природе? Вспомним, когда мы говорили о лесе, как часто мы употребляли глаголы «дал», «дает»: лес дает красоту, защиту, радость. Мы привыкли потреблять, пользоваться дарами природы, запасы которой долго казались бесконечными. Но нельзя только брать, ничего не давая взамен. Мы все обязаны бороться с разрушением природы, делать все возможное для ее защиты, чтобы, спустя десятилетия, можно было с таким же восхищением и гордостью обратиться к нашему зелёному другу словами поэта:
Шуми, шуми, зелёный лес!