- Преподавателю
- Другое
- Здоровьесберегающие технологии на занятиях кружка «Палитра» (из опыта работы)
Здоровьесберегающие технологии на занятиях кружка «Палитра» (из опыта работы)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Есакова В.А. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии на занятиях кружка «Палитра».
Ни для кого не секрет, что проблемы сохранения здоровья детей очень актуальны как в системе основного образования, так и в системе дополнительного образования. В своей деятельности педагоги должны использовать приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
На занятиях моего кружка я стараюсь следовать этой истине.
Соблюдению температурного режима способствуют регулярные проветривания кабинета на переменах (чтобы посторонние звуки с улицы не мешали процессу обучения), занятия с открытой форточкой.
Чередование различных видов деятельности - слушание, рассказ, рассматривание иллюстраций, образцов работ и наглядных пособий, ответы на вопросы, поиск решения проблемы, самостоятельная работа - также благотворно влияет на здоровье детей.
Для релаксации использую игру «Где мы?», когда под прослушивание инструментальной музыки или звуков природы дети пытаются представить себе место, которое навевается музыкой, и ответить на вопрос игры.
Переключение на неожиданный вид деятельности развивает быстроту мышления и логику: в процессе работы я даю детям новое слово, пословицу или поговорку. Вместе объясняем значение и находим связь с темой занятия.
В перерыве между занятиями часто выходим на улицу и разучиваем подвижные игры.
Сидячий режим на занятии не признаю. Дети не привязаны к месту и могут свободно перемещаться по кабинету во время работы. Конечно, в пределах разумного.
Часто использую метод «ученик в роли учителя», обучение действием, обсуждение в группах, методы, направленные на развитие самооценки и взаимооценки.
Длительность применения ТСО - в соответствии с гигиеническими нормами. Компьютерные презентации, показ тематических подборок разнообразят формы работы.
Обращаю внимание на позы учащихся, чередование поз.
По мере необходимости проводятся физкультминутки - в зависимости от усталости и поведения детей.
Для снятия статического напряжения, вызванного длительным поддержанием рабочей позы за столом, выполняются динамические упражнения: потягивания, разведение плеч, поднимание головы, вращения головой, наклоны и полунаклоны.
По заданию педагога, не вставая с места, дети ищут называемые им предметы. Или пересчитывают, сколько названных предметов находится в пределах кабинета.
Во время физкультминутки выполняем задания «на скорость»: кто быстрее встанет, кто медленнее сядет, кто медленнее поднимет руки, кто быстрее.
Особое внимание - уставшим глазам. Делаем такие упражнения:
-
Не поворачивая головы, перевести взгляд в левый нижний угол, в правый верхний, в правый нижний, в левый верхний угол.
-
Открытыми глазами медленно, в такт дыханию плавно рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали.
-
С открытыми глазами написать буквы или цифры на всю противоположную стену от минимального размера до максимального - чем больше размах движения глаз, тем выше эффект упражнения.
-
Проследить за красным огоньком лазерной указки.
Дети любят игры на внимание, когда по команде педагога они выполняют какое-либо действие. Например, «поднять руки вверх», «руки в стороны», «руки на пояс», «руки за голову». Эти действия в произвольном порядке я выполняю вместе с детьми, а потом начинаю их запутывать - даю любую команду, а действие произвожу совсем другое. Дети должны смотреть, что я делаю, но выполнять то, что я говорю. Очень весёлая игра, снимающая напряжение и настраивающая на позитивный лад.
Ещё одна игра на внимание и честность - «Кто пропал?» Дети закрывают глаза. Я перевожу их с места на место, а одного или двух учеников вывожу за пределы учебного кабинета. По команде дети открывают глаза и пытаются установить, кого нет.
Мероприятия, поддерживающие здоровье детей, имеют и информационную направленность. В процессе занятий дети могут получить сведения о пользе правильного питания, соблюдения режима дня и личной гигиены, о съедобных и ядовитых грибах, о правилах обращения с опасными предметами и поведения в различных жизненных ситуациях.
Психологический климат на уроке стараюсь держать в норме, сдерживаю агрессивные выпады детей (это бывает редко), приветствую на уроке эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, весёлые истории и т.п.