Представление педагогического опыта Рыскиной М. В

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Публичное представление педагогического опыта

учителя математики Рыскиной Маргариты Валерьевны

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2»

Педагогическая проблема, над которой ведется работа в течение последних трёх лет - «Развитие творческих способностей учащихся при обучении математики с использованием информационно-коммуникативных технологий».


  1. Актуальность и перспективность опыта.

Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности - ученик. Считаю, что главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определённый набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, так как ученик получает готовую информацию, воспринимает её, понимает, запоминает, затем воспроизводит - репродуктивная деятельность. Такая форма обучения не оказывает существенного влияния ни на общее психическое развитие детей, ни на развитие специальных способностей.

Если учитель ставит для себя цель - развитие ребёнка, то конечный результат деятельности педагога - психические новообразования в личности учащихся. Потенциальные возможности почти всех школьников высоки, главное для учителя найти тот самый «рычаг», который приведёт в движение механизм развития творческой деятельности, личности ребёнка. Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере обучения. Информатизация школьного образования - это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и учащиеся, и педагоги, и администрация ОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных уроков; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет.

Компьютеры вошли в наше образование уже давно, но я считаю применение ИКТ в работе педагога остаётся актуальным и сегодня.

Развитие техники не стоит на месте, от обычных компьютеров перешли к современным интерактивным комплектам.

Изучаю, анализирую литературу, перенимаю опыт как теоретический, так и практический, делюсь опытом, имеющимся у меня с коллегами, по сети Интернет, на методических семинарах, педагогических советах.

Целью моей работы считаю создание условий для формирования творческих способностей учащихся, способствующих самостоятельно находить необходимую информацию, пользоваться знаниями, приобретать практические умения, необходимые в современной жизни.

Сегодня школа, как и во все времена, призвана нести ученикам свет знаний, обучать и воспитывать. Ни дети, ни их способность осваивать математику как учебную дисциплину не изменились коренным образом. Однако реальность, в которой живут ученики, кардинально отличается от условий, в которых взрослели их родители: изменились скорость жизни, информационная среда, количество и качество источников информации. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих людях, которые способны адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью развиваться. Работая в школе более 20 лет, я сделала для себя вывод, что мой урок только тогда принесёт практическую пользу ученику, когда окажется содержательным, наглядным, плотным, современным как с точки зрения отбора материала, так и в точки зрения способов его подачи. В этом случае я не просто передам ученикам некоторое количество математических знаний, но разовью в них способность мыслить логически, аналитически, доказательно, самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Современное понимание качества образования ставит перед каждым, кто причастен к педагогике, главный вопрос: «Как образование может помочь ребёнку добиться успеха в жизни?»

Я считаю, что для думающего, творчески работающего учителя применение информационно-коммуникативных технологий и актуально, и перспективно, поскольку:

  • усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует творческую деятельность учащихся;

  • позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

  • повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности;

  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, обеспечивает успешность и конкурентоспособность будущих граждан в современном мире.

2. Условия формирования опыта.

С каждым годом в школе увеличивается количество единиц современной техники, и стало очевидно, что учитель, действующий в рамках привычной "меловой технологии", существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Поэтому для меня естественным было изучение информационно-коммуникативных технологий и системное внедрение их в преподавание математики. Когда в школу поступила интерактивная доска, я одной из первых стала осваивать её, а освоив, стала активно использовать её возможности на уроках.

Тщательно изучив информационно-коммуникативную технологию, я начала применять её на уроках математики. Изучение методической литературы, опыта коллег (в том числе и виртуально) позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.

Немаловажную роль в формировании моего педагогического опыта сыграло также общение с учителями-коллегами в педагогических сообществах сети Интернет, что позволило приумножить собственную методическую копилку эффективными приёмами педагогической техники.

Существенную методическую помощь оказали специалисты «МРИО»: курсовая переподготовка по теме «Создание дистанционных модулей для обучения школьников в виртуальной среде дистанционного обучения «Moodle» позволила систематизировать знания, расставить приоритеты, обратить внимание на действенные, эффективные технологии.

С 2010 года я являюсь руководителем школьного эксперимента «Система открытого использования информационного педагогического ресурса в среднем общеобразовательном учреждении», что, с одной стороны, накладывает определённую ответственность за результаты работы, с другой стороны, способствует расширению педагогических горизонтов, стимулирует творческую активность в поисках новых технологий.

3. Теоретическая база опыта.

В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь, учебно-методические пособия:

  • Вязилов Е.Д.: Архитектура, методы и средства интернет-технологий. - М.: КРАСАНД, 2009

  • Современная гуманитарная Академия; Науч. ред. Е.А. Сорокоумова: Дидактика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании. - М.: СГУ, 2007

  • Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. - pedsovet.org

  • Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. - 2000, №5

  • Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994

  • Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов. // Информатика и образование. 2004 №5

  • Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.

  • Галишникова Е.М. Использование интерактивной Smart-доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4. - с. 8-10

  • Информационные технологии в образовании. Материалы научно- практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2004 г.

  • Информационная образовательная среда в условиях модернизации образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова, Г.А.Костерина, Н.Н.Пивкина, С.И.Карпов. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

  • Методика проведения уроков с использованием информационных технологий. Практический материал. Составители Т.П.Лунина, Л.Н.Горбунова. Саранск, Мордовский республиканский институт образования, 2005 г.

Технология в максимальной степени связана с учебным процессом - деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.

ИКТ - представление информации в электронном виде, ее обработка и хранение, но не обязательно ее передача.

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Средства ИКТ:

Компьютер - универсальное устройство обработки информации.

Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную обучающимися или педагогом для обучающихся. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер.

Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе педагога, возможность обучающимся представлять результаты своей работы всему классу.

Экран для проецирования изображения с компьютера.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Использование средств информационно-коммуникативных технологий - необходимое условие для современного образовательного процесса, когда главным становится не трансляция фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации потенциала личности. ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели занятия.

Если говорить о дидактических задачах обучения математике, которые могут быть эффективно решены с использованием современных компьютеров, то к их числу можно отнести:

1) формирование умений и навыков чтения графиков, геометрических чертежей;

2) формирование и воспитание математической культуры учащихся;

3) совершенствование умений построения доказательств теорем;

4) пополнение словарного запаса обучаемых математическими терминами;

5) формирование устойчивой мотивации обучаемых путем использования на занятиях оперативных материалов глобальной сети Интернет, электронной почты, результатов работы поисковых систем.

Применение мультимедийных средств обучения создает наиболее благоприятные условия и способствует значительному повышению мотивации в процессе обучения математике.

ИКТ в обучении основывается на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик принимает активное участие в процессе.

Информационно-коммуникационные технологии можно использовать для обучения математике в различных форматах: использование тренировочных программ; диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и практические работы; использование информационно-справочных программ. Несмотря ни на что, учитель - основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.

Уроки с использованием ИКТ имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками:

Урок становится более интересным для учащихся; за счет этого повышается эффективность урока.

Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.

Использование компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося

4. Технология опыта.

С опытом работы я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ помогает активизировать все виды учебной деятельности. Среди технических новинок, приходящих сегодня в школу, особое место занимают интерактивные доски - комплекс оборудования, позволяющий сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять «обратную связь». Применение интерактивных технологий позволяет мне эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Интерактивная доска вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост, позволяет использовать различные стили обучения. В центре любого образовательного процесса стоит ученик, ведомый учителем к знаниям. И если школьник от мотива «надо» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения ИКТ и интерактивной доски.

ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Напомним известную фразу К.Д. Ушинского: "Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать), начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…".

Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся. На каждом конкретном уроке используются определённые презентации. Много презентаций и мини-слайдов создала сама.

Время демонстрации должно быть оптимальным, причем соответствовать изучаемой в данный момент учебной информации. Очень важно не переусердствовать с эффектами, продуманный алгоритм видеоряда изображений, оптимальное количество предъявляемых изображений на экране. Не следует увлекаться количеством слайдов, фото и пр., которые отвлекают обучающихся, не дают сосредоточиться на главном.

5. Анализ результативности опыта.

Результатами развития творческой деятельности является потребность ребёнка активно мыслить, искать наиболее рациональные пути решения поставленных задач. Активные формы работы дают возможность ученику реализовать себя, стать подлинным субъектом деятельности, желающим и умеющим познавать новое. Не менее важным итогом проведенной работы является то, что дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети не боятся контрольных работ, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые - совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, а в споре, как известно, рождается истина.

Результатом применения информационно-коммуникационных технологий могу назвать следующее: повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика; приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность; активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся; формирование личностных качеств ученика; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать.

Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, принося высокие результаты, а также развивает творческие способности и раскрывает индивидуальные возможности учеников.

Последние три года в моих классах наблюдается устойчивое качество знаний по математике- 50-60%; обученность по предмету составляет 100 %. Эффективность работы подтверждается также результатами ГИА: 2013-2014 год - качество знаний 62%, средний балл - 3,4. 2014-2015 год - качество знаний 66%, средний балл - 3,9. ЕГЭ 2012-2013 год средний балл 58.

Результаты системной работы с одаренными детьми за 2010-2015г.г., проявляющими интерес к математике следующие: 22 ученика были участниками муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников; ученица Пикаева Ксения (9 кл.) в 2011 году стала победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников; Ульяночкин Алексей (11 кл.) в 2013 году также занял призовое место в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; Мартынов Владислав (9 кл.) - призёр муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Агеева Ирина - стала участницей в Республиканском этапе Всероссийской олимпиады «САММАТ». Двое учащихся успешно продолжили учебу в Республиканском Центре одаренных детей, Сандин Артём - физико-математический профиль.

При организации внеурочной деятельности стремлюсь к расширению образовательного пространства. Ульяночкин Алексей в 2012 году стал призёром районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» в номинации «Точные науки», призёр Открытой Республиканской учебно-практической конференции учащихся «Юный исследователь» в секции «Математики, физики и информатики», в 2013 году победитель районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку». В 2014 году моя ученица Агеева Ирина стала призёром I Республиканского конкурса учащихся «Мир творчества в информации, технике и цифрах ФИРТиМ» в номинации «Математика вокруг нас". В 2014 году трое учащихся 6 класса стали дипломантами Всероссийской сверхпрограммной олимпиады «Олимпус».

6. Трудоёмкость опыта.

Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную творческую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно- развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. Конечно потребуются временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

Диапазон опыта: единая система: урок - внеклассная работа.

Необходимо учитывать риски объективного и субъективного характера.

Как практикующий учитель, не могу не отметить минусы данного педагогического направления. Во-первых, техника может отказать, погаснет свет, не включится вовремя музыка, не сработает анимация в связи с разницей офисных программ; поэтому не факт, что не пригодится запасной, классический вариант с доской, магнитофоном и т.д. Во-вторых, качество оборудования не всегда соответствует задаче урока. Школы не могут позволить себе дорогие проекторы. Если для урока, математики цвет объекта не важен, то на уроке окружающего мира очень. В-третьих, погубить урок может и презентация, в основе которой лишь прописанные вопросы и картинки к ним, таких сейчас много.

7. Адресность опыта.

Я считаю, что опыт применения информационно-коммуникационных технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый учитель - и начинающий, и опытный - способен творчески применить эту технологию в своей работе. Я готова к педагогическому общению, активно пропагандирую свои находки и рекомендую их к использованию в педагогической практике. Поэтому стараюсь принимать участие в работе муниципальных и республиканских семинаров, вебинаров, конференциях. Провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на педсоветах и методических объединениях учителей школы, района. Каждый год я учувствую в подготовке конкурсантов нашей школы для конкурса «Учитель года». В 2008 году стала победителем муниципального конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений, а в 2009 году - Победитель республиканского конкурса лучших учителей. В этом же году приняла участие во Всероссийском педагогическом конкурсе «Прояви себя», а во Всероссийском конкурсе «Медалинград», стала Лауреатом.

Имею свои публикации на сайте МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №2» insar-school2.edurm.ru, статья в сборнике «Инновации в системе образования Республики Мордовия», на своих сайтах ryskinamv.webnode.ru/, infourok.ru/user/riskina-margarita-valerevna, использую интернет-портал «ProШколу.ry" proshkolu.ru/user/dgekki06/.


© 2010-2022