- Преподавателю
- Другое
- Парная беседа в целях развития критического мышления
Парная беседа в целях развития критического мышления
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бауман И.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Парная беседа в целях развития критического мышления
«Страшная опасность - это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает, морально калечит человека - и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником - в сфере мысли».
В. А. Сухомлинский
Критическое мышление - дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению и принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых способов мышления и действий; приверженность к организованным действиям и развитию критического мышления у других.
Критическое мышление традиционно связывают с более поздними стадиями образования: с учениками старших классов средней школы и высших учебных заведений. Однако основы критического мышления могут быть развиты и в работе с младшими школьниками, начиная с очень ранней стадии их обучения, в целях развития необходимых навыков.
Один из подходов развития критического мышления мы использовали на практике - это парная беседа, в которой мы показываем , что разговор, аргументация, диалог - способствуют развитию высокого уровня мышления.
Практически на всех уроках я старалась предусмотреть возможность парной работы над новым материалом. В парах я давала выполнить различные задания: тесты , , составление вопросов в паре и т.д.
После выполнения того или иного задания ученики озвучивал свои вопросы, или выполненные задания, отвечали на них, читали комментировали, делали выводы, совместно они отвечали на вопрос .
Перед озвучиванием задания, предложила детям проблемный вопрос. Детям нужно было сформулировать ответ, предположить свой, правильный.
В ходе обсуждения, каждый предлагал свой вариант, который выносился на всеобщее обсуждение. После обсуждение учащиеся высказались и сравнили свои высказывания. Выработали последовательность предстоящей работы, затем продолжили работу в группах.
В этом задании прослеживается модуль талантливые и одаренные, новые подходы в обучении, оценивание для обучения и развитие коллаборативной среды, что данное задание способствовало развитию коллаборативной среды, так как установились доброжелательные партнерские отношения ученик-ученик , учитель-пара, учитель-ученики. В процессе работы все работали дружно и слаженно, у некоторых групп видны были лидеры, они в основном роль активного собеседника брали на себя и порою успевали ответить за напарника. Закончив обсуждение в группах , мы озвучили и обсудили результат.
Наличие критического мышления дети продемонстрировали при обсуждении в группе и в паре. Во время оценивания, дети рефлектировали, давая сами себе оценку и объясняли почему именно такую оценку себе поставили. Остальные ученики, выслушав выступающего- комментировали его оценку, приводя все доводы. В данной работе были соблюдены принципы диалогического обучения: коллективное, способствующее взаимообучению, поддерживающее. Своими мнениями дети делились в процессе исследовательской формы аргументирования, а обсуждали коллективно в процессе завершения аргументировали. Дети дополняли мнения друг друга, соглашались и опровергали, стараясь приводить аргументы, примеры. При выполнении таких заданий были и минусы, над которыми нужно будет работать в дальнейшем-это маленький словарный запас учащихся, не у всех сформированная способность отстаивать свою точку зрения. Над этим планирую продолжить свою работу.