Рабочая программа по дисциплине Менеджмент

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Министерство образования и науки Самарской области

ГОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА






дисциплина:

Менеджмент

специальность СПО:

150203 Сварочное производство
















2010 г.



ОДОБРЕНА

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности СПО

предметной (цикловой) комиссией



Председатель:

Директор

______________ / ______________________

___________________ / А.Н. Мочалов


Автор (ы): Страшевская Лина Викторовна

Рецензенты: Агафонова Лариса Тельмановна преподаватель высшей категории

«____» _________ 2010г. ___________________


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям: 150203. Сварочное производство (базовый уровень среднего профессионального образования).Утверждена Министерством образования России соответственно 23 апреля 2002 г. № 20-2902-Б, 14 мая 2002 г. № 20-2903-Б, 18 мая 2002 г. № 20-2904 ГС-Б, 18 мая 2002 г. № 20-2907-Б, 14 мая 2002 г. №20-2908-Б.

Рабочая программа дисциплины определяет общий объём знаний, подлежащий обязательному усвоению студентами, и является единой для всех форм обучения. Примерная программа служит основой для разработки рабочей программы дисциплины образовательным учреждением.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной.

Преподавание дисциплины должно иметь практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными и специальными дисциплинами. Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой дисциплины предусматриваются практические занятия, которые рекомендуется проводить после изучения соответствующей темы.

В процессе изучения дисциплины проводится обязательная контрольная работа, за счёт времени, отведённого на изучение дисциплины.

В результате изучения учебной дисциплины студент должен:

иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

  • функции менеджмента;

  • процесс принятия и реализации управленческих решений;

  • методы управления конфликтами;

  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

уметь:

  • применять в профессиональной деятельности приемы делового общения;

  • принимать эффективные решения.

Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях, рассматривает проблему, как добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей.

При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание студентов на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов.

В процессе обучения используются лекционно-семинар­ские занятия, деловые игры, тренинги, разбор конкретных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работа с методическими и справочными материалами, применяются технические средства обучения и ПК, организовываются экскурсии на предприятия и выставочные центры.

При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ, а также инструктивные и руководящие материалы министерств и ведомств.

В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям.

В программе к каждой теме приведены "Основные требования к уровню обучения", которые определяют обязательный минимальный уровень подготовки студентов по основному материалу.

Рабочей программой предусмотрены обязательные контрольные работы и зачеты (промежуточная аттестация) по окончанию семестра и года, проводимые за счет времени, отведенного на изучение дисциплины. Распределение часов по разделам и темам обсуждено на заседании предметной (цикловой) комиссии

Итоговая аттестация - государственный экзамен.

Программа рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии и утверждена директором техникума.

Рабочая программа состоит из следующих разделов:

  1. Пояснительная записка

  2. Тематический план

  3. Содержание учебной дисциплины

  4. Самостоятельная работа студента

  5. Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ

  6. Контрольные вопросы по материалу разделов (тем)

  7. Литература и средства обучения


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п.п.

Наименование разделов и тем

Макси

мальная

учебная

нагрузка студента

Количество аудиторных часов

Самостоя

тельная учебная нагрузка студента

Всего

в т.ч. ПЗ

1

2

3

4

5

6

1

Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

2

2



2

Функции менеджмента

4

2


2

3

Внутренняя и внешняя сфера организации

4

4



4

Основы теории принятия управленческих решений

4

4



5

Стратегический менеджмент

2

2



6

Система мотивации труда

3

2


1

7

Управление рисками

4

2


2

8

Управление конфликтами

6

4


2

9

Психология менеджмента

6

4


2

10

Этика делового общения

4

4


11

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

2

2




Всего по дисциплине

41

32


9



















3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема 1. Цели и задачи

управления организациями различных

организационно-правовых форм

Студент должен:

иметь представление:

  • о менеджменте как особом виде профессиональной деятельности;

знать:

  • цели и задачи управления организациями.

Понятие менеджмента. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм.

Тема 2. Функции менеджмента

Студент должен:

знать:

  • основные функции менеджмента и их характеристику.

Функции менеджмента. Цикл менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль) - основы управленческой деятельности. Характеристика функций цикла. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла.

Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации

Студент должен:

знать:

  • факторы внешней и внутренней среды;

Организация как объект менеджмента. Внешняя среда организации. Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капи­тала), потребители, конкуренты; профсоюзы, законы и государственные органы.

Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс.

Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура.

Тема 4. Основы теории принятия управленческих решений

Студент должен:

знать:

  • типы решений;

  • требования к решениям;

  • методы принятия эффективного решения;

уметь:

  • принять эффективное решение в конкретной ситуации.

Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Методы принятия решений. Матрицы принятия решений. Уровни принятия решений: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и приятие решения.

Тема 5. Стратегический менеджмент


Студент должен:

знать:

  • сущность стратегического менеджмента.

Формы планирования. Виды планов. Основные стадии планирования.

Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.

Тема 6. Система мотивации труда

Студент должен:

знать:

  • критерии мотивации;

  • первичные и вторичные потребности;

  • правила делегирования.

Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей. Первичные и вторичные потребности. Потребности и мотивационное поведение. Процессуальные теории мотивации. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.

Тема 7. Управление рисками

Студент должен:

иметь представление:

  • о методике оценки капиталовложений;

знать:

  • виды рисков.

Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Методика оценки капиталовложений и выбор наименее рискованного варианта: по средней арифметической и по коэффициенту вариации.

Тема 8. Управление конфликтами

Студент должен:

знать:

  • виды конфликтов;

  • методы управления конфликтами;

  • последствия конфликтов.

Конфликты в коллективе как органическая составляющая жизни организации. Сущность и классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта. Типичные конфликтные ситуации. Правила поведения в конфликте. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.

Тема 9. Психология менеджмента

Студент должен:

иметь представление:

  • о личности и ее структуре;

знать:

  • индивидуально-типологические особенности личности;

  • психологические аспекты малых групп и коллективов.

Понятие о психике. Личность и ее структура. Индивидуально-типологические особенности личности: типы темперамента, акцентуация характера, организаторские способности. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификация и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе. Власть и лидерство. Понятие имиджа, его составные компоненты.

Тема 10. Этика делового общения

Студент должен:

знать:

  • правила ведения деловой беседы, переговоров, совещаний;

  • условия эффективного общения;

уметь:

  • составить план беседы, совещания, переговоров.

Деловое общение, его характеристика.

Фазы делового общения: начало беседы, передача информации, аргументирование, опровержение доводов собеседника, принятие решения.

Тема 11. Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Студент должен:

знать:

  • формы построения взаимоотношений с сотрудниками;

  • технику личной работы руководителя;

  • сущность и классификацию стилей управления.

Понятие руководства и власти. Управление человеком и управление группой.

Планирование работы менеджера. Затраты и потери рабочего времени. Основные направления улучшения использования времени. Организация рабочего дня, рабочей недели, рабочего места. Улучшение условий и режима работы. Рабочее место руководителя, его эргономические характеристики.

Стили управления и факторы его формирования. "Решетка менеджмента".

Связь стиля управления и ситуации.

















4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА




№ темы или раздела

Вид и наименование работы

Кол-во часов на выполнение практического задания

Форма отчетности и контроля

аудиторное

внеаудиторное

2

Изучение функций менеджмента


2

Подготовить реферат

6

Система мотивации труда


1

Составить схему

7

Управление рисками


2

Составить схему

8

Управление конфликтами


2

Составить таблицу по классификации конфликтов

9

Психология менеджмента


2

Подготовить реферат


ИТОГО


9




5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ОТЧЕТНЫХ РАБОТ


п/п

Оцениваемые навыки

Методы оценки

Критерии оценки

отлично

хорошо

удовлетворительно

неудовлетворительно

1

Отношение к работе, умение организовать работу

Наблюдения преподавателя, просмотр материалов

Работа выполнена в срок, не требует дополнительного времени на завершение

Работа выполнена в срок, требует дополнительного времени на завершение

Работа выполнена не в срок, требует дополнительного времени на завершение

Работа выполнена не в срок

2

Умение использовать полученные знания на занятиях

Проверка работы, собеседование

Без дополнительных пояснений использует навыки и умения, полученные при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, также знания, полученные на занятиях дисциплины «Ремонт автомобилей»

С дополнительными пояснениями использует навыки и умения, полученные при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, также знания, полученные на занятиях дисциплины «Ремонт автомобилей»

С повторными дополнительными пояснениями использует навыки и умения, полученные при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, также знания, полученные на занятиях дисциплины «Ремонт автомобилей»

Не способен использовать знания общепрофессиональных и специальных дисциплин, также знания, полученные на занятиях дисциплины «Ремонт автомобилей»

3

Достаточность объема используемой литературы и информационных источников

Проверка работы, собеседование

При выполнении работы использован достаточный объем дополнительной научной, учебной и информационных источников

При выполнении работы использован достаточный объем дополнительной научной, учебной. Отсутствуют информационные источники

При выполнении работы использован недостаточный объем дополнительной научной, учебной. Отсутствуют информационные источники

При выполнении работы не использован дополнительный материал

4

Уровень общей профессиональной грамотности

Проверка работы

Общая грамотность в построении фраз, умелое использование профессиональной терминологии, даются ссылки на источники информации

Общая грамотность в построении фраз, неумелое использование профессиональной терминологии, ссылки на источники информации

Общая грамотность в построении фраз, неумелое использование профессиональной терминологии, нет ссылок на источники информации

Общая безграмотность в построении фраз, неумелое использование профессиональной терминологии

5

Оформление работы

Проверка работы

Аккуратность, соблюдение требований стандарта предприятия

Аккуратность, есть отступления от требований стандарта предприятия

Аккуратность, не соблюдены требования стандарта предприятия

Работа выполнена в высшей степени небрежно



6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)



1.Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм.

2.Функции менеджмента.

3.Внутренняя и внешняя сфера организации.

4.Основы теории принятия управленческих решений.

5.Стратегический менеджмент.

6.Система мотивации труда.

7.Управление рисками.

8.Управление конфликтами.

9.Психология менеджмента.

10.Этика делового общения.

11.Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.

12.Дать определение менеджменту.

13.Назовите причины конфликта.

14.Власть и партнерство.

15.Лидерство как особое качество менеджера.

16.Самоменеджмент.

17.Основные законы управленческого общения.

18.Карьера и ее виды.

19.Причины не успеха в карьере.

20.Составление бизнес-плана.



7. ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная

Басовский Л.Е. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. - М.: МТУ, 1995.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, 1995.

Лафта Т.К. Менеджмент: Учебник. - М., 2002.

Менеджмент. Учебник для ВУЗов / Под ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Мескон М.Х., Альберт М. Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992.

Дополнительная

Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя. - М.: ЗАО "Журнал Эксперт", 2001.

Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме. - М.: Бизнес-школа. Интел-синтез, 1994.





© 2010-2022