Праздник В стране Фразеологии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАЗДНИК " В СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИИ"

ЦЕЛЬ: учить определять лексическое значение и употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

Оборудование:

Зал украшен листами ватмана с нарисованными буквами, карточки с написанными на них фразеологизмами, рисунки детей.

Учитель. Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по «Стране Фразеологии», хочется вспомнить слова - завет всем поколениям И.С. Тургенева :

" Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…Обращайтесь почтительно с этим могущественным оружием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!"

1.Сценка: ( учитель, ученик, ученица, Фразеология)

Ученик:

- Любой первоклассник скажет, что наша речь состоит из предложений, а предложения - из слов. Не зная значения отдельных слов, нельзя понять, о чем говорится в предложении.

Учитель:

- Все это правильно, но, оказывается, есть такие предложения, которые содержат не только отдельные слова, но и устойчивые словосочетания ( иначе- фразеологизмы) В таких случаях, чтобы понять , о чем идет речь в предложении, надо знать также и значение фразеологизмов. Возьмите, к примеру, предложение:

ТОГДА ОТЕЦ НАМЫЛИЛ СЫНУ ГОЛОВУ

Ученик :

- Ну, тут все понятно. Отец помогал сыну вымыть голову и намылил ее.

Ученица:

- Тебе всегда все понятно. Это предложение можно понимать и совсем по-другому! Тогда отец сына отругал. Ведь намылить голову может быть и фразеологизмом.

Ученик (ворчливо):

- И почему ты такая умная?!

Ученица :

- Я, в отличие от тебя, на уроках делом занимаюсь, а не кораблики рисую…

( вырывает у него листок с рисунком)

Учитель:

- Утихомирьтесь вы, горячие головы!

Ученик :

- Да что вы, Елена Николаевна, у меня, например, голова совсем не горячая!

Учитель:

- Я вовсе не имела в виду температуру твоей головы! Я просто хотела сказать, что вы оба " горячие головы", то есть вспыльчивые люди.

Ученица :

- Ну, я-то человек с головой1

Ученик:

- Совсем заучилась! ( Крутит пальцем у виска). А я-то, по-твоему, что, без головы?

Ученица:

- Голова-то у тебя на нужном месте, а в ней ветер гуляет.

Ученик:

- Елена Николаевна! Помогите, я ее что-то совсем понимать перестал; говорит, что у меня сквозняк в голове.

Учитель:

- Тихо! Видно, придется внести в ваш спор ясность. Ведь смысл тех выражений, которые употребила Оля, передают не составляющие их отдельные слова, а фразеологические обороты в целом.

Ученик:

- Мы вроде бы это проходили…

Ученица ( ехидно):

- Вроде бы! А меня не понял!

Ученик :

- Да я понял, но … не совсем.

( обращается в зал)

- Ребята! Помогите мне разобраться!

Учитель:

- Помогут тебе и ребята, а главное, сама госпожа Фразеология, которая пришла к нам со своими знатоками.

-

Фразеология:

- Здравствуйте, ребята! Над чем голову ломаете?

Ученик:

- Что Вы, уважаемая госпожа Фразеология, мы тут мирно живем, голов никому не ломаем!

Фразеология ( к своим спутникам):

- Друзья! Видно, мы явились по адресу. Здесь есть ученики, которые не понимают смысл сказанного на русском языке! Ничего, мы поможем. Какие у вас трудности?

Учитель:

- Вот Гриша никак не поймет некоторые выражения. Давайте поможем ему.

( Участники праздника пытаются объяснить значения этих фразеологизмов)

Человек с головой - " умный, рассудительный "

В голове ветер гуляет - " легкомысленный, несерьезный"

Ломать голову - " решать трудную задачу"

Ученик:

- Ну, я на голову разбит!

Ученица:

- Постой, постой! Ты что сейчас сказал?

Ученик:

- Я сказал, что вы меня разбили наголову своими показаниями! А что?

Ученица:

- Просто удивительно, но ты сейчас сам использовал в речи фразеологизм! А говоришь - не понимаешь! ( ОБРАЩАЕТСЯ К КЛАССУ) Ребята! А вы поняли, в чем он сейчас признался?

Ученики:

- В том, что ему нанесли полное поражение!

Ученик:

- Значит, не совсем пропащий я человек. Я теперь внимательно объяснения Елены Николаевны слушать буду! И буду все знать, даже больше, чем Олеся!

Ученица:

- Ну, это мы еще посмотрим!

Фразеология ( в зал):

- Опять Гриша и Олеся копья ломают.

Ученик ( в зал):

- Ребята! SOS! Помогите!

Учитель:

- Поможем ему?

Все:

- ДА!

Учитель: А сейчас приглашаются команды, знатоки фразеологии. Представляем жюри. Начинаем первый конкурс.

Приветствие команд

Конкурс 1. «Найди антоним». Командам раздаются листы с заданием: к каждому фразеологизму левой колонки найти противоположный по смыслу фразеологизм из правой колонки.

1

На руках носить

1

В руки не взять

2

От доски до доски

2

С пятого на десятое

3

Камень за пазухой держать

3

С открытой душой

4

На чужой шее сидеть

4

Своим горбом жить

5

Лясы точить

5

В рот воды набрать

6

Держать ухо востро

6

Ворон считать

7

Сидеть сложа руки

7

Не покладая рук

8

От рук отбиться

8

Держать в ежовых рукавицах

9

Во всю Ивановскую

9

Держать язык за зубами

С выполненным заданием листы сдают жюри.

Конкурс 2. «Путаница».

В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить.

Для первой команды : Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля.

Для второй команды: Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана..Барсучья услуга.

Команды дают объяснение, жюри подводит итоги.

Конкурс 3. «Эти забавные животные животные».

Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются названия животного мира, объяснить их значение.(кто больше):

Белая ворона. Где раки зимуют. Гнаться за двумя зайцами. Комар носа не подточит. Мартышкин труд. На козе не подъедешь. Пустить петуха. Свинью подложить. Как с гуся вода. Кот в мешке. Стреляный воробей. Лошадиное упрямство. Медвежья услуга. Соловьиная песня.

Фразеология. Молодцы! Знаете много фразеологических оборотов, умеете их объяснить. Фразеологические обороты, куда относятся и крылатые слова, пословицы, поговорки - язык нашей с вами культуры. Пословицы создавались на самые разные темы.

Конкурс 4. «Кто больше знает?»

Участники игры и их болельщики должны вспомнить и назвать как можно больше пословиц на темы:1)Книги и чтение; 2)Знание, невежество; 3)Смелость, трусость; 4)Лень, нерадивость.

Игра с залом. «Принести дополнительный балл команде». (участникам предлагается объяснить значение фразеологизмов) :Всякой твари по паре, хлеб насущный, Фома неверующий, блудный сын, запретный плод, манна небесная.

Конкурс 5. «Кто больше».

Учитель называет слово, команды по очереди должны назвать как можно больше фразеологизмов, в которых есть названное слово.

-нос(с гулькин нос, совать нос не в свои дела, не видит дальше своего носа, оставаться с носом, нос к носу, носом чует, повесить нос, носом чует, повесить нос, зарубить на носу, задирать нос, клевать носом);

-рука( рука об руку, рука руку моет, разводить руками, рука не поднимается, рука не дрогнет, прибирать к рукам, чужими руками жар загребать);

-голова(вбить в голову, намылить голову, терять голову, без царя в голове, с больной головы на здоровую, горячие головы, с головы до ног, вскружить голову, с ног на голову);

-глаз(говорить в глаза, говорить за глаза, на глазах у всех, отводить глаза, с глазу на глаз);

-палец(палец в рот не клади, попасть пальцем в небо, обвести вокруг пальца, пальцем не тронуть, знать как свои пять пальцев, по пальцам можно перечесть).

Жюри подводит итоги.

Конкурс 6. «Живописцы».

Командам по очереди показывают рисунки, которые отражают содержание устойчивых сочетаний слов. Надо назвать фразеологизмы.

Конкурс 7. «Подбери синоним».

Каждой команде вручаются красочно оформленные конверты, в них на узких полосках бумаги напечатаны фразеологизмы. Ведущий называет основное значение фразеологизма, команда должна выбрать из написанных на узких полосках бумаги устойчивых сочетаний синонимичные и наклеить их на большой лист бумаги:

1команде1)-попасть в неловкое положение - попасть впросак, попасть в ловушку, сесть в калошу, сесть в лужу, попасть в переплет;

2)- льстить, хвалить безмерно- возносить до небес;

3)-маленький незначительный человек- мелкая сошка ,последняя спица в колеснице, божья коровка;

4)пойти по неправильному пути - катиться по наклонной плоскости,катиться под гору, пойти по скользкой дорожке, сбиться с пути истинного;

5)- отгородиться от жизни-сидеть в четырех стенах, уйти в свою скорлупу, вариться в собственном соку.

2 команде-1)-заниматься пустыми разговорами-переливать из пустого в порожнее,точить лясы, разводить бобы;

2)-идти по легкому пути- плыть по течению, идти по протертой дорожке;

3)проявлять явную несообразительность - заблудиться в трех соснах, попасть пальцем в небо, искать вчерашний день;

4)обмануть, ввести в заблуждение -втирать очки, кривить душой, пускать пыль в глаза, обвести вокруг пальца;

5)Выдумка, неправда - мыльный пузырь, чудеса в решете, бабушкины сказки.

Завершающий конкурс «Лучший оформитель книги фразеологизмов».

На конкурс представлены творческие работы детей, которые учащиеся получили как домашнее задание. Найти объяснение фразеологизму и нарисовать его.( собирается альбом фразеологизмов

Жюри подводят итоги

Ученик. Ну что же! Пора поставить точку!

Ученица. Грустно расставаться.

Учитель: Надеюсь, что вы никогда не поставите точку на желании постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры и культуры речи, любить свой родной язык, знать фразеологию и уметь ею пользоваться.

Фразеология : Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его право и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны. Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.

© 2010-2022