Конспект занятия по развитию речи

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы «Подросток»



Конспект открытого занятия по развитию речи

«Гласные звуки и буквы»







Автор:

Тимофеева Марина Михайловна

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

детского клуба «Огонёк»







Конспект занятия по развитию речи





Конспект занятия по развитию речиОренбург

2015

Открытое занятие

Тема: «Гласные звуки и буквы»


Дата: 02.11.15 г.

Педагог: Тимофеева М. М.

Цель занятия: закрепить понятие гласный звук и буква.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить понятие о гласных звуках и буквах.

  2. Развивать умения выделять гласные звуки в словах и обозначать их соответствующими буквами.

  3. Закрепить лексико - грамматический материал.

  4. Развивать артикуляционную моторику.

Развивающие:

  1. Развивать фонетико - фонематический слух.

  2. Развивать внимание, мышления, память.

Воспитывающие:

  1. 1.Воспитание уважения к родному языку.

Вид занятия: закрепление.

Материалы к занятию для обучающихся: фонарики (красные кружочки на палочках), тетради.

Материалы к занятию для педагога: Гномик «Звукобуквик», детская машинка, карточки с артикуляционными упражнениями, мяч, карта путешествий.

Ход занятия


  1. Организационный момент.

Приветствие:
Педагог: Слушайте внимательно и повторяйте за мной.
Доброе утро! Птицы и звери!
Добрые люди, вставайте с постели,
Вся темнота расползлась по углам,
Солнце встает и идет по домам.
Доброе утро и солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!

Педагог: Ребята улыбнитесь, назовите свое имя ласково, присядьте на своё место.

  1. Повторение пройденного материала.

Педагог: Ребята, вы слышите, кто - то плачет? (педагог включает запись).

Учащиеся: Да, слышим.

Педагог: Это гость гномик «Буквозвук», он ехал на своей машине и заблудился, и теперь чтобы попасть домой, нужно найти карту и выполнить задания.

- Ребята, мы поможем гномику?

Учащиеся: Да.

Педагог: Первое задание. Ребята, скажите из каких слов, состоит имя нашего гномика?

Учащиеся: (буква, звук).

Педагог: Ребята, что такое буква?

Учащиеся: Буква - это то, что мы видим, пишем, читаем.

Педагог: Правильно, а что такое звук?

Учащиеся: Звук - это то, что мы слышим и говорим.

Педагог: Правильно, и сегодня мы будем говорить о звуках и буквах, которые вместе с гномиком пришли к нам в гости.

Педагог: для того, чтобы правильно и красиво произносить наши звуки нужно размять наш язычок и помочь гномику выполнить второе задание. Нужно по картинке угадать упражнение и выполнить его.

Педагог показывает картинку, а учащиеся называют упражнение и выполняют его.

«Лопаточка»

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык - широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

«Лошадка»

- Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем - привет!

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы - вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

Педагог: Молодцы. А теперь внимательно слушаем следующее задание. Нужно отгадать загадки, и узнать, какие буквы помогут гномику вернутся домой.

Педагог загадывает загадки.

- Айболиту все сперва

Говорили букву …

Учащиеся: Букву А.

Педагог:

Ходит с палочкой, увы

По страницам буква …

Учащиеся: Буква Ы.

Педагог:

-У иголочки-иголки

Носик тоненький и колкий,

И торчит из ушка

Ниточка-подружка

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться, не давай.

А уколет, преврати

В неколючку букву…

Учащиеся: Букву И.

Педагог:

-Эта буква роет ямы,
Вторит окрику упрямо.
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.

Учащиеся: Буква Э.

Педагог:

- В этой букве нет углов.
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!

Учащиеся: Буква О.

Педагог:

- Если сделаю я губки.
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произнесу,
То услышу букву….

Учащиеся: Букву У.

Педагог: Правильно, вы отгадали все загадки, и назвали все буквы. Перечислите, какие буквы вы назвали.

Учащиеся: (А, У, О, И, Ы, Э).

Педагог: Наш гномик «Звукобуквик» спрашивает, какие звуки они обозначают?

Учащиеся: гласные.

Педагог: какие звуки называются гласными?

Учащиеся: гласными называются звуки, которые пропеваются, и воздух при образовании которых не встречает преграды на своём пути.

Педагог: Как они схематически изображаются?

Учащиеся: красный квадрат.

  1. Физминутка

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче - выдох,
Глубже - вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1.2.3.4. - вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно-
Вместе - раз - это брасс.
Качаясь на волне - плывём на спине.
Вышли на берег крутой и отправились домой!

  1. Практическая часть

Педагог: А теперь мы поиграем в игру и поможем Буквозвуку выполнить следующее задание. Я буду произносить разные речевые звуки, вы если услышите гласные, то поднимите «фонарики» (красные круги на палочке).

Педагог произносит звуки: а, р, и, м, д, у, в, т, о, ш, к, ы, з э….

Учащиеся, услышав гласный звук, поднимают «фонарик».

Педагог: Молодцы вы справились с заданием.

Педагог: «Звукобуквику» очень нравится с вами играть, и он предлагает вам еще игру «Три слова». Вставайте в круг, приготовьте руки. Я буду бросать вам мяч, и называть гласный звук, а тот, кто поймает должен назвать три слова, начинающихся с него.

Учащиеся: Ответы детей (учащиеся называют слова, начинающиеся на гласные звуки).

Педагог: Молодцы, вы снова помогли нашему гостю. Прошли все испытания справились с заданиями, и гномик нашёл свою карту. Буквозвук сел в машину, но она, почему то не едет?

- Опять случилась неприятность, гласные буквы на колёсах сломались, и машина не может уехать. Придётся нам ещё раз помочь звукобуквику и починить колёса.

Учащиеся дорисовывают недостающие элементы у гласных букв.

Педагог:

-Молодцы ребята, вы справились с заданием, и наш гномик может уезжать в чудесную страну.

- Давайте все вместе правильно подуем, и машинка уедет.

Учащиеся дуют на на машинку вырабатывая продолжительный выдох.


  1. Подведение итогов.

Педагог:

- Кто к нам сегодня приходил в гости на занятие?

- Какие звуки повторяли?

- Какие звуки называются гласными?

- Какие упражнения повторяли?

- Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с заданием.

-Что нового для себя вы узнали на занятии?

-Чему учились?

Литература:

  1. Коноваленко В. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико - фонематическим недоразвитием. I период/ В. В. Коноваленко - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2011. - 48 с.

  2. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи/Е. В. Кузнецова - М.: Изд-во ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.


Интернет-ресурсы:

  1. maam.ru/detskijsad/konspekt-frontalnogo-logopedicheskogo-zanjatija-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-po-teme-glasnye-zvuki-i-bukvy.html - логопедические игры

  2. infourok.ru/konspekt-zanyatiya-na-temu-glasnie-zvuki-i-bukvi-527225.html - артикуляционная гимнастика.







Приложение 1.


Конспект занятия по развитию речи

Приложение №2



Конспект занятия по развитию речи

Приложение №3

Конспект занятия по развитию речиКонспект занятия по развитию речи

Конспект занятия по развитию речи

Приложение №4



Конспект занятия по развитию речи

© 2010-2022