КОНТРОЛЬ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ И СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)


НИЖНЕВАРТОВСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

(ННТ (филиал) ФГБОУ ВПО «ЮГУ»)














Рабочая ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ01. КОНТРОЛЬ И МЕТРОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СРЕДСТВ И СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ

15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств



















Нижневартовск

-2015-




















































СОДЕРЖАНИЕ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.


5

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

8

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

12

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

13


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


ПМ 01 Контроль и метрологическое обеспечение средств и систем автоматизации


  1. Область применения примерной программы

Примерная программа профессионального модуля (далее - примерная программа) - является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО _15.02.07_ _Автоматизация технологических процессов и производств в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение работ по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологических процессов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации..

2. Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления

3. Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована для очной и заочной формы обучения, а также в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области автоматизации технологических процессов при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


  1. Цели и задачи профессионального модуля - требования к результатам освоения профессионального модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

проведение измерений различных видов;

произведения подключения приборов;

уметь:

выбирать метод и вид измерений;

пользоваться измерительной техникой, различными приборами и типовыми элементами средств автоматизации;

рассчитывать параметры типовых схем и устройств;

осуществлять рациональный выбор средств измерений;

производить поверку, настройку приборов;

выбирать элементы автоматики для конкретной системы управления, исполнительные элементы и устройства мехатронных ситем;

снимать характеристики и производить подключение приборов;

учитывать законы регулирования на объектах, рассчитывать параметры и устанавливать параметры настройки регуляторов;

проводить необходимые технические расчеты электрических схем включения датчиков и схем предобработки данных несложных мехатронных устройств и систем;

рассчитывать и выбирать регулирующие органы;

ориентироваться в программно-техническом обеспечении микропроцессорных систем;

применять средства разработки и отладки специализированного программного обеспечения для управления объектами автоматизации;

применять Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

знать:

виды и методы измерений;

основные метрологические понятия, нормируемые метрологические характеристики;

типовые структуры измерительных устройств, методы и средства измерений технологических параметров;

принцип действия, устройство и конструктивные особенности средств измерений;

назначение, устройство и особенности программируемых микропроцессорных контроллеров, их функциональные возможности, органы настройки и контроля.


  1. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

всего - 548 часов, в том числе:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 476 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 318 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 158 часов;

учебной и производственной практики - 72 часа.

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности организация и проведение работ по монтажу, ремонту , техническому обслуживанию приборов и инструментов для измерения, контроля, испытания и регулирования технологичесих процессов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.

ПК 1.2

Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.

ПК 1.3

Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля*

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1-1.3

Раздел 1. Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений, несложных мехатронных устройств и систем

284

190

95

-

95

-

72

*

ПК 1.1-1.3

Раздел 2. Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерений

84

56

28

-

28

-

-


ПК 1.1-1.3

Раздел 3. Теоретические основы контроля и анализа функционирования САУ

108

72

36

-

36

-

-


Всего:

476

318

159

-

158

-

72

*



3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел ПМ 1. Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений, несложных мехатронных устройств и систем


190


МДК 1.1 Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений, несложных мехатронных устройств и систем


190

Тема 1.1. Методы и виды измерений, средства измерений

Введение

2

Содержание

39


1.

Основы метрологии

1

2.

Основные положения, термины и определения

1

3.

Нормирование точности физических величин

2

4.

Универсальные средства измерений и контроля

2

5.

Измерение и контроль давления.

2

6.

Измерение и контроль тепловых величин

2

7.

Измерение количества и расхода вещества

2

8.

Измерение уровня

2

9.

Анализаторы газов и жидкостей


10

Измерение и контроль механических величин


Лабораторные работы

49

3

1.

Вычисление погрешностей измерений

3

2.

Поверка пружинных манометров.

3

3.

Настройка и поверка первичного преобразователя давления ДМ и вторичного прибора КСД.

3

4.

Изучение конструкции и поверка манометра 13ДД11.

3

5.

Изучение конструкции и поверка преобразователя типа

«Сапфир».

3

6.

Поверка сильфонного манометра МСП.

3

7.

Изучение конструкции и поверка манометрического термометра ТКП 16.


3

8.

Изучение устройства и поверка логометра Л-64.

3

9.

Изучение устройства и испытание сигнализатора температуры СТ-136М.

3

10.

Изучение конструкции и испытание скоростного расходомера ТОР

3

11.

Изучение конструкции и испытание вихреаккустического расходомера СВУ.

3


12.

Изучение конструкции и испытание датчика уровня УБ-П.

3

13.

Изучение конструкции и испытание термохимического газоанализатора СТМ-10

3

Тема 1.2 Типовые структуры измерительных устройств и элементов систем автоматического управления

Содержание

54


1.

Классификация и основные характеристики первичных преобразователей

2

2.

Первичные преобразователи с электрическим выходным сигналом

2

3.

Фотоэлектрические первичные преобразователи

2

4.

Первичные преобразователи неэлектрического типа (гидравлические и пневматические)

2

5.

Преобразователи дискретных сигналов последовательного вида.

2

6.

Преобразователи электрических сигналов

2

7.

Усилители - преобразователи

2

8.

Гидравлические и пневматические усилители

2

9.

Элементы релейно-контакторного управления и защиты

2

10.

Бесконтактные устройства автоматики.

2

11.

Магнитные усилители

2

12.

Электрические исполнительные устройства

2

13.

Основные положения теории и расчета надежности САУ

2

Лабораторные работы

46


1.

Исследование тензометрического датчика

3


Расчет мостовой схемы с тензодатчиками

3

2.

Исследование индуктивного датчика

3

3.

Изучение схемы управления фотореле

3

4.

Изучение конструкции и принципа работы пневматического преобразователя

3

5

Исследование пневматического первичного преобразователя

3

6.

Изучение принципа работы АЦП

3

7.

Изучение принципа работы ЦАП

3

8

Изучение принципа работы усилителей на транзисторах

3

9

Операционные усилители в моделировании математических операций

3

10.

Изучение принципа работы импульсных усилителей и усилителей с преобразованием.

3

11

Исследование электромагнитного реле

3

12

Расчет магнитного усилителя

3

13

Исследование работы магнитного усилителя

3

14.

Расчет электромагнита

3

15.

Изучение принципа работы электромагнитных муфт

3

16.

Изучение устройства и принципа работы исполнительных двигателей

3

17.

Расчет надежности элементов САУ

3

Раздел ПМ 2. Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерений


56


МДК 1.2 Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерений



56

Тема 2.1. Государственная система стандартизации

Входной контроль

2

Содержание

12


1.

Основные понятия и определения в области стандартизации. Цели и задачи стандартизации

1

2.

Основные принципы стандартизации

2

Практические занятия

6


1.

Ряды предпочтительных чисел.

3

2.

Нормоконтроль текстовой и конструкторской документации.

3

3.

Ознакомление с Федеральным законом Российской Федерации «О Техническом регулировании».

3

Тема 2.2. Сертификация продукции

Содержание

4


1.

Сертификация продукции.

2

Практические занятия

2


1.

Правила функционирования Системы добровольной

сертификации услуг

3

Тема 2.1. Метрология и средства измерений

Содержание

12


1.

Основные понятия и определения метрологии.

1

Практические занятия

20


1.

Выбор средств измерений свободных линейных размеров.

3

2.

Выбор средств измерений.

3

3.

Оценка точности проведенных измерений.

3

4.

Грубые погрешности и методы их исключения.

3

5.

Определение систематических погрешностей.

3

6.

Предварительная оценка вида распределения результатов измерений.

3

7.

Проверка гипотезы о нормальном распределении результатов измерений.

3

8.

Обработка результатов прямых многократных измерений.

3

9.

Обработка результатов косвенных многократных измерений.

3

10.

Приближенное оценивание погрешности.

3

Раздел ПМ 3. Теоретические основы контроля и анализа функционирования САУ

72


МДК 1.3 Теоретические основы контроля и анализа функционирования САУ

72


Тема 3.1. Алгоритмы, язык высокого уровня, простые данные и конструкции

Входной контроль

2


Содержание

14


1.

Виды алгоритмов и языков программирования

1

2.

Среда разработки программ, линейная программа.

2

3.

Логический тип данных, составной и условный оператор

2

4

Циклы, простые вещественный тип данных.

2

Лабораторные работы

14


1

Простые виды данных, конструкции языка.

3

Тема 3.2 Сложные типы данных и их обработка

Содержание

22


1

Сложные типы данных

2

2

Обработка сложных типов данных

2

Лабораторные работы

22


1

Сложные типы данных


2

Обработка сложных типов данных


Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

158


Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1. Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

2. Изучение дополнительной литературы и составление конспекта по теме «Измерение влажности и содержания солей»

3. Подготовка презентации по теме «Измерение механических величин и свойств»

4. Конспектирование по вопросам: Общие характеристики элементов автоматики. Статические и динамические характеристики измерительных преобразователей

5. Подготовка рефератов на тему «Элементы УСЭППА».

6. Подготовка рефератов на тему «Использование гидравлических и пневматических усилителей».

7. Подготовка рефератов на тему «Реле - элемент САУ».

8. Конспект по вопросу: Электронное полупроводниковое реле

9. Подготовка рефератов на тему «Современные микропроцессорные регуляторы»

10. Подготовка рефератов на тему «Построение современных систем регулирования в НГДО»

Учебная практика (электроизмерительная практика)

Виды работ

- составление электрической цепи измерения различных параметров с выбором типов измерительных устройств и проведением необходимых измерений и расчетов;

- выполнение однолинейной принципиальной электрической схемы по реальной электрической цепи;

- подготовка к работе генератора;

- измерение параметров усилителя низкой частоты;

- выбор схемы стабилизатора и измерение параметров источников питания;

- измерение параметров электронных устройств .

72

Всего

548


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:

«Типовые узлы и средства автоматизации»;

«Средства измерений»;

лабораторий:

«Типовые элементы, устройства систем автоматического управления и средств измерений»;

«Измерительная техника»;

«Автоматизация технологических процессов»;

мастерской электроизмерений.

Оборудование учебных кабинетов и рабочих мест учебных кабинетов:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • доска;

  • комплект учебно-методической документации;

  • комплект учебно-наглядных пособий - плакатов, датчиков, преобразователей и приборов измерения различных параметров.

Технические средства обучения: мультмедийное оборудование, интерактивная доска; компьютерный класс с программным обеспечением «Microsoft Office Visio», «Electronic Work Bench»

Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской:

  • рабочие места по количеству обучающихся;

  • комплект инструмента;

  • комплект измерительных приборов;

  • рабочие стенды с оборудованием.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лабораторий:

  • рабочие испытательные стенды;

  • комплекс лабораторно-практических работ;

  • комплект учебно-методической документации.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную электроизмерительную практику.


4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Фарзане К.Т., Илясов Л.В. Технологические измерения и приборы. - М.: Высшая школа, 1989.-456с.

2. Зайцев С.А. Контрольно-измерительные приборы и инструменты. - М.: ПрофОбрИздат, 2002.-263с.

3. Шишмарев В.Ю. Измерительная техника. - М.: издательский центр «Академия», 2011.-287 с.

Шишмарев В.Ю. Средства измерений. - М.: издательский центр «Академия», 2008.-320 с.

4. Шишмарев В.Ю. Типовые элементы систем автоматического управления - М. :АСАDEMIA, 2004

5. Келим Ю.В. Типовые элементы систем автоматического управления - М.: Форум - Инфра -М, 2002

6. window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.18.11

7. window.edu.ru/catalog?p_rubr=2.2.75.2.4

8. window.edu.ru/library?p_rubr=2.2.75.25


4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Учебные, лабораторные, практические занятия и учебная практика проводятся в специально оборудованных учебных аудиториях, лабораториях и электроизмерительной мастерской.

Предшествовать освоению данного модуля должно изучение дисциплин математического, общего естественнонаучного цикла и общепрофессиональных дисциплин. Темы МДК 1. «Технология формирования систем автоматического управления типовых технологических процессов, средств измерений, несложных мехатронных устройств и систем» могут вестись параллельно. Кроме того, МДК 1 может вестись параллельно МДК 2. «Методы осуществления стандартных и сертификационных испытаний, метрологических поверок средств измерений».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю: высшее образование, соответствующее профилю специальности Опыт трудовой деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года. Повышение квалификации в области педагогики, психологии и информационно-коммуникационных технологий не реже 1 раза в 5 лет.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:

Инженерно-педагогический состав: высшее образование, соответствующее профилю специальности Опыт трудовой деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Мастера: высшее и среднее профессиональное образование, соответствующее профилю специальности Опыт трудовой деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы. Прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.











5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Проводить анализ работоспособности измерительных приборов и средств автоматизации.

выбор метода и вида измерений;

навыки пользования измерительной техникой, различными приборами и типовыми элементами средств автоматизации;

владение методикой рассчета параметров типовых схем и устройств;

рациональный выбор средств измерений;

выбор элементов автоматики для конкретной системы управления, исполнительных элементов и устройств мехатронных систем;

применение программно-технического обеспечения микропроцессорных систем;

умение применять Общероссийский классификатор продукции (ОКП).

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных работ и практических занятий;

- контрольных работ по темам МДК.

Зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

Диагностировать измерительные приборы и средства автоматического управления.

владение навыками снимать характеристики и производить подключение приборов;

точность учета законов регулирования на объектах, расчет параметров и установка параметров настройки регуляторов;

владение методикой проведения необходимых технических расчетов электрических схем включения датчиков и схем предобработки данных несложных мехатронных устройств и систем;

владение методикой расчета и выбора регулирующих органов;

умение применять средства разработки и отладки специализированного программного обеспечения для управления объектами автоматизации;

Производить поверку измерительных приборов и средств автоматизации.

владение методикой поверки, настройки приборов;


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки систем автоматизации;

- оценка эффективности и качества выполнения;

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки систем автоматизации;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;

  • использование различных источников, включая электронные

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • работа на ПК

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • анализ инноваций в области разработки систем автоматизации

* Раздел профессионального модуля - часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

3

© 2010-2022