Рабочая программа Швейная мастерская

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского и юношеского творчества» Цивильского района

Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

Утверждаю:

Директор ЦДЮТ Титова И. П.

Приказ №_________

от «___»___________2015 г.


Рабочая программа

«Швейная мастерская»

для учащихся 9 - 10 классов,

2 года обучения

Рабочая программа Швейная мастерская

Автор программы: Андреева Лидия Федоровна,

педагог дополнительного образования ЦДЮТ

Цивильского района Чувашской республики

2015 г.



Оглавление:



  1. Пояснительная записка 3 стр.

  2. Цели и задачи программы 4 стр.

  3. Работа с одаренными детьми 5 стр.

  4. Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования 6 стр.

  5. Учебно - тематический план 7 стр.

  6. Содержание программы 13 стр.

  7. Методическое обеспечение программы 17 стр.

  8. Ожидаемые результаты программы 18 стр.

  9. Используемая литература 19 стр.
























  1. Пояснительная записка

«Истинное сокровище для

людей - умение трудиться»

Эзоп.

Внешкольные учреждения призваны вместе со школой осуществлять всестороннее развитие учащихся, обучать и воспитывать молодое поколение граждан, подготавливая их к жизни и труду, обеспечивая приобретение профессии.

Работа по данной программе способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь по этой программе, дети смогут углубить свои знания и умения по интересующему их делу и применить их в полезном труде в школе и дома.

В процессе обучения в учебных мастерских изготавливается швейная продукция, последовательно осваиваются приемы и способы выполнения различных по ассортименту и сложности изделий.

Программа рассчитана на 2 года (204 часа в год). В течение первого года изучаются следующие темы: «Тренировочные работы», «Изготовление женской юбки», «Изготовление шорт», «Изготовление женских брюк». На втором году обучения учащиеся изучают темы: «Изготовление жилета», «Изготовление платья».

Большое внимание в программе уделено основам моделирования и конструирования одежды. При изучении тем по разработке конкретных моделей учитываются требования, предъявляемые к современной молодежной одежде. Рассматриваются также средства композиции, используемые в процессе создания модели. Так же на занятиях должны найти отражение следующие вопросы: особенности национальной одежды, художественные промыслы, национальные традиции и обычаи.

Согласно программе у учащихся постепенно будут формироваться прочные навыки и умения, необходимые для выполнения последующих более сложных и интересных изделий.

Цель программы:

способствовать развитию творческой активности учащихся, эстетического и художественного вкуса, культуры одежды.

Задачи программы:

  • научить детей основам моделирования и композиции одежды;

  • научить различать современные материалы по их свойствам и структуре;

  • научить выполнять чертежи основы конструкций, применяющихся в современной одежде;

  • научить технологическим приемам обработки отдельных узлов и деталей одежды;

  • обучить некоторым видам художественного и декоративного оформления одежды;

  • воспитывать эстетический и художественный вкус;

  • воспитывать интерес к здоровому образу жизни, готовность к социальному и профессиональному самоопределению.

Учащиеся не просто учатся профессионально шить, но и изучают темы по специальным предметам: технология изготовления одежды, конструирование одежды, материаловедение, оборудование. При изучении теоретических вопросов технологии изготовления одежды учащиеся получают знания по выполнению ручных работ, машинных, утюжильных работ, по обработке карманов, затем швейных изделий.

Темы по конструированию одежды содержат основные сведения об одежде, об ассортименте швейных изделий, о системе конструирования одежды, о расчетах и построении чертежей одежды различных покроев и силуэтов. Теоретические вопросы по материаловедению необходимы для того, чтобы учащиеся научились распознавать ткани по волокнистому составу, переплетению, правильно подбирать ткани разного ассортимента и другие материалы для изготовления всех видов швейных изделий. Изучая вопросы по оборудованию, учащиеся знакомятся с характеристиками универсальных и специальных швейных машин, с утюжильным оборудованием, на котором работают.

Важное значение в воспитании эстетического и художественного вкуса имеют хорошо организованные экскурсии в музеи народного творчества, на выставки, показы моделей.

Оценка результатов работ учащихся осуществляется по ходу занятий. Итоги работ подводятся по полугодиям и в конце учебного года. Также проводятся выставки готовых работ, учащиеся участвуют в учебно - практических конференциях, конкурсах и т. д.

Работа с одаренными детьми



Выявление одаренных детей должно начинаться в творческих объединениях первого года обучения на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности МБОУ ДОД ЦДЮТ.

Определение одаренных детей:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки (подростковый образ).

Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными и творческими резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Формы работы с одаренными детьми:

· Занятия, лекции, семинары, тренинги;

· Индивидуальная работа, в т.ч. под руководством научных руководителей;

· Деловые, психологические и интеллектуальные игры;

· Научные конференции «Поиск», «Excelsior»;

· Творческие мастерские;

· Проектная деятельность;

· Конкурсы;

· Выставки;

· Индивидуальные и групповые консультации;

· «Круглые столы»;

· Работа в библиотеках с источниками;

· Экскурсии.

Использование инновационных технологий в работе педагога дополнительного образования.


В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождении в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. То есть предполагаются иное содержание, иной подход, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно - ориентированное взаимодействие педагога с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий. В этих условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений.

Разработано более пятидесяти современных образовательных технологий, Их можно классифицировать по пяти основным направлениям:

  • традиционное обучение,

  • модернизированные технологии,

  • альтернативные технологии,

  • технологии развивающего обучения,

  • технологии авторских школ.

Кроме традиционных методов я использую в своей работе разные методы обучения.

Работая по данной программе, я, во-первых, использую технологию дифференцированного обучения, то есть профильного обучения. Точнее после девятого класса ученики выбирают определенное направление обучения в 10-11 классах. Это помогает им успешнее подготовиться к поступлению в учебное заведение, куда они планируют пойти после окончания школы.

На теоретических занятиях я применяю такую современную технологию (один из видов программированного обучения) как модульное обучение - это такая организация процесса учения, при которой ученики работают с учебной программой, составленной из модулей. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала. Обучающим модулем называют часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

  • точно сформулированная учебная цель;

  • банк информации (учебный материл в виде обучающих программ);

  • методическое руководство по достижению целей;

  • практические занятия по формированию необходимых знаний;

  • контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.

Уже давно использую еще один из технологий индивидуализированного обучения - метод проектов - этот комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ученику проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.

Целесообразно выделить пять основных компонентов проекта.

1. Определение потребности и краткая формулировка задачи.

Необходимо с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно этому человеку необходимо. Иногда изделие создается для одного человека, иногда для группы людей.

2. Набор первоначальных идей.

Эти идеи представляют собой размышление учащихся о том, какого рода изделие они могут изготовить. Чаще всего для изделий, выполненных из дерева и металла, картона и ткани, первоначальные идеи изображают в виде эскизов на бумаге.

3. Проработка одной или нескольких идей.

Учащиеся должны оценить первоначальные идеи и выбрать в процессе обсуждения с педагогом ту идею, которая будет прорабатываться дальше. Именно в процессе проработки идеи учащиеся проводят эксперименты или начинают работать с материалами.

4.Изготовление изделия.

Учащиеся создают то, что они разработали. На этой стадии они могут изменить дизайн, если во время работы встречаются с серьезными трудностями. Часто бывает так, что школьникам приходится упрощать первоначальный вариант. В процессе создания изделий или до начала работы учащиеся выполняют упражнения, которые их учат определенным умениям и навыкам.

5.Испытание и оценка изделия.

Изделие спроектировано и изготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации. Насколько хорошо оно удовлетворяет эти потребности? Самооценка может включать предложения, показывающие, как изделие может быть улучшено. Помимо этого учащийся оценивает свою деятельность во время выполнения проекта, указывает, как бы он улучшил процесс выполнения проекта в следующий раз.

Именно на этапе работы над проектом учащиеся используют новые информационные технологии - компьютерные технологии, где компьютер, который, выполняя функции рабочего инструмента, выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;

  • текстовый редактор;

  • графический редактор;

  • средство моделирования.

С презентацией проектных работ ученики выступают в конце учебного года, а также на научно - практических конференциях.


  1. Учебно - тематический план


№№

разд.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теор

Прак







1

2

3


















4



5





6




























































































































































7


Первый год обучения

1 полугодие

День открытых дверей.

Проведение физкультминуток на занятиях. (В течение учебного года).

1.Тренировочные работы

Вводное занятие

Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских

Ручные работы.

Инструменты и приспособления для ручных работ.

Ручные стежки и строчки: простые (прямые сметочные, косые сметочные, копировальные, обметочные, подшивочные, стачные, разметочные) и сложные (крестообразные, вспушные, штуковочные, закрепки, пришивание пуговиц). Терминология ручных работ.

Упражнения по выполнению ручных стежков:

Выполнение стежков временного назначения (прямых сметочных, копировальных, косых сметочных)

Выполнение стежков постоянного назначения (разметочных, крестообразных, потайных подшивочных, пришивание пуговиц)

Проверочная работа

Родительское собрание.

Беседа «Режим дня и его польза».

Ознакомление со швейным оборудованием и оборудованием для влажно-тепловых работ.

Заправка ниток универсальной машины и специальной машины для обметывания срезов.

Машинные работы.

Машинные швы: соединительные, краевые, отделочные. Терминология машинных работ.

Терминология утюжильных работ.

Упражнения по выполнению машинных швов:

Выполнение соединительных швов (стачные, настрочные, расстрочные, накладные, двойные)

Выполнение краевых швов (шов в подгибку, обтачной)

Выполнение отделочных швов (окантовочные)

Проверочная работа

Технология обработки карманов.

Обработка клапана. Обработка накладного кармана.

Упражнения по обработке карманов:

Выполнение отделочного клапана

Выполнение накладного кармана с клапаном

Проверочная работа

Праздник День матери. Подарки мамам.

Беседа «Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних» с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних

2.Изготовление швейных изделий

Технология изготовления юбки.

Детали кроя юбки. Последовательность изготовления юбки. Технические условия на обработку.

Основы конструирования одежды.

Строение тела человека. Размерные признаки фигуры человека. Прибавки на свободное облегание.

Построение чертежа прямой юбки. Моделирование юбок.

Вопросы материаловедения.

Классификация тканей по волокнистому составу. Пряжа и нити. Процесс прядения.

Конкурс презентаций о ЗОЖ.

Изготовление женской юбки

Подготовка кроя к примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Сметывание вытачек и конструктивных швов (среднего шва, рельефных швов и т. д.)

Заметывание низа

Приметывание кромки к линии талии

Проведение примерки и уточнение деталей

Пошив после примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка боковых швов

Обработка низа изделия

Обработка застежки

Обработка верхнего среза юбки

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия

Проверочная работа.

Беседа «Старый друг лучше новых двух».

Новогодняя елка.

Итого за 1 полугодие

2 полугодие

Технология изготовления шорт.

Детали кроя шорт. Последовательность изготовления шорт.

Основы конструирования одежды.

Построение чертежа шорт. Моделирование шорт.

Вопросы материаловедения.

Переплетение нитей в ткани: простые, мелкоузорчатые, сложные.

Изготовление женских шорт

Подготовка кроя к примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Влажно - тепловая обработка передних и задних половинок шорт

Сметывание вытачек, боковых и шаговых швов

Сметывание шва сиденья, заметывание низа

Приметывание кромки к линии талии

Проведение примерки и уточнение деталей

Пошив после примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка боковых и шаговых швов

Обработка шва сиденья

Обработка застежки

Обработка низа шорт

Обработка верхнего среза шорт

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия

Проверочная работа.

Беседа «Мы против курения!»

Участие в Районная конференции-фестивале «Excelsior»,

Участие в Республиканской конференции «Поиск»,

Участие во Всероссийском Интернет-конкурсе «Детский проект».

Технология изготовления брюк.

Детали кроя брюк. Последовательность изготовления брюк.

Основы конструирования одежды.

Построение чертежа брюк. Моделирование брюк.

Вопросы материаловедения.

Свойства тканей: физико-механические, гигиенические, технологические. Лабораторно-практическая работа: «Характеристика образцов тканей»

Международный день 8 марта. Подарки мамам.

Беседа «О правилах поведения в общественных местах».

Родительское собрание.

Изготовление женских брюк

Подготовка кроя к примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Влажно - тепловая обработка передних и задних половинок брюк

Сметывание вытачек, боковых и шаговых швов брюк

Сметывание шва сиденья, заметывание низа

Приметывание кромки к линии талии

Проведение примерки и уточнение деталей

Пошив после примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка боковых и шаговых швов брюк

Обработка шва сиденья

Обработка застежки

Обработка низа брюк

Обработка верхнего среза брюк

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия

Работа над проектом.

Экскурсия на предприятие «Дом быта».

Беседа «Физическое здоровье»

Итого за 2 полугодие

Итого за год

Второй год обучения

1 полугодие

День открытых дверей.

Проведение физкультминуток на занятиях. (В течение учебного года).

Беседа «Питание школьника»

Технология изготовления жилета.

Детали кроя жилета. Последовательность изготовления жилета.

Основы конструирования одежды.

Построение чертежа основы плечевого изделия. Моделирование жилета.

Вопросы материаловедения.

Ассортимент плательных, костюмных тканей.

Оборудование швейного производства.

Характеристика универсальных машин. Характеристика специальных машин. Утюги.

Изготовление жилета

Подготовка кроя к примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Сметывание вытачек и всех конструктивных швов (средний шов, рельефные швы, кокетки и т. д.)

Заметывание низа

Проведение примерки и уточнение деталей

Пошив после примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка боковых и плечевых швов

Обработка бортов подбортами

Обработка низа изделия

Обработка обтачек и горловины обтачками

Обработка пройм обтачками

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия (прокладывание отделочной строчки, обметывание петель, пришивание пуговиц)

Проверочная работа

Технология изготовления сарафана.

Детали кроя жилета. Последовательность изготовления жилета.

Изготовление сарафана.

Подготовка кроя к примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Сметывание вытачек и всех конструктивных швов

Заметывание низа

Проведение примерки и уточнение деталей

Пошив после примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка боковых и плечевых швов

Обработка бретелей

Обработка низа изделия

Обработка обтачек и горловины обтачками

Обработка пройм обтачками

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия

Проверочная работа

Работа над проектом

Новогодняя елка

Итого за 1 полугодие

2 полугодие

Беседа «Личная гигиена»

Международный день 8 марта. Подарки мамам.

Родительское собрание.

Беседа «Отказ от вредных привычек»

Технология изготовления платья.

Детали кроя платья. Последовательность изготовления платья.

Основы конструирования одежды.

Построение чертежей воротников. Построение чертежа втачного рукава. Моделирование платья.

Вопросы материаловедения.

Ассортимент прокладочных и подкладочных материалов. Фурнитура.

Изготовление платья

Подготовка кроя к 1 примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Сметывание вытачек и всех конструктивных швов (средний шов, рельефные швы, кокетки и т. д.)

Сметывание швов рукавов

Заметывание низа

Проведение 1 примерки и уточнение деталей

Пошив после 1 примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка среднего шва и разреза на спинке Обработка боковых и плечевых швов

Обработка обтачек и горловины обтачками

Обработка низа изделия

Обработка швов и низа рукавов

Вметывание рукавов в проймы

Проведение 2 примерки и исправление дефектов

Пошив после 2 примерки

Соединение рукавов с проймами

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия (прокладывание отделочной строчки)

Проверочная работа

Изготовление блузки

Подготовка кроя к 1 примерке

Перенесение меловых линий и контрольных знаков

Сметывание вытачек и всех конструктивных швов (средний шов, рельефные швы, кокетки и т. д.)

Сметывание швов рукавов

Заметывание низа

Проведение 1 примерки и уточнение деталей

Пошив после 1 примерки

Обработка вытачек и всех конструктивных швов

Обработка среднего шва и разреза на спинке Обработка боковых и плечевых швов.

Обработка бортов подбортами

Обработка воротника.

Соединение воротника с горловиной

Обработка низа изделия

Обработка рукавов

Вметывание рукавов в проймы

Проведение 2 примерки и исправление дефектов

Пошив после 2 примерки

Соединение рукавов с проймами

Окончательная обработка изделия:

влажно - тепловая обработка,

отделка изделия (прокладывание отделочной строчки, обметывание петель, пришивание пуговиц)

Проверочная работа

Изготовление кукол для кукольного театра.

История создания кукол и их использование.

а) древние народные куклы, игрушки

б) современные куклы

Виды кукольных театров и куклы в них используемые

а) теневой

б) пальчиковый, картинный

в) театр кукол бибабо

Технология изготовления кукол.

Изготовление пальчиковых кукол.

Материалы и инструменты для работы.

Раскрой деталей куклы.

Сметывание деталей головы, туловища.

Заполнение головы ватой.

Рисование лица.

Изготовление волос и пришивание к голове.

Изготовление костюма.

Отделка костюма.

Изготовление варежковых кукол.

Материалы и инструменты для работы.

Раскрой деталей куклы.

Сметывание деталей головы, туловища, рук, ног.

Заполнение головы, рук, ног ватой.

Рисование лица.

Изготовление волос и пришивание к голове.

Изготовление костюма.

Отделка костюма.

Экскурсия на предприятие ХСН

Итого за 2 полугодие

Итого за год






44

2


2

4








6







2

1


1

6




2




6






2

2

6



4






1



4




6






4


1


36

4






3


4

4

4

4

4

3



6

1


2


94


4



6


4



40

6




3

2

4

2

3

3

4


3

4

1

2

2



2

2



6


3


1

1


1


44

6









3


2

6

2

4

4

5

3

6

1

1

110

204





2

48

2


2

2


2


2

2




2



2

2

4

2

4

2

4

2





4

4

2

2

82

1

2

2

4

4



4


38

2

2

1

1

2


4

2

4

4

2

2

2

2

4




2

2

42

2

2



1

1

2


2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

4



4

2

32

1



1







1

2

2

2

2

2

4

2

1

1

2

1

1

2

4

1


122

204







2


2

4








1











6



2




1







2

1

























1





0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

1

1





40,5

4



6


4




1










0,5

0,5

1

0,5

0,5

0,5

1


0,5








2



6


3








1












0,5


0,5

1

0,5

0,5

0,5

1

0,5


38





2


2


2

2


2


2

2




0,5



0,5

0,5


0,5

0,5

0.5

0,5

0,5






0,5


2











1


4




0,2

0,2



0,2

0,2

0,2


0,2

0.2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2


0,5




0,2

0,2

0,2

0,2


0,2

0,2

0,2

0,2


0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0.2

0,2

0.2


0,2

0,5




2


1



1







1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


1




















5







2










5







2

5



4























3





2,5


3,5

3,5

3,5

3,5

3

2

6





53,5










5










2,5

1,5

4

1,5

2,5

2,5

3

2,5

4























5












2,5


1,5

5

1,5

3,5

3,5

4

2,5

6



72


















1.5



1,5

1,5


3,5

1,5

3,5

1,5

3,5

2





3,5

4








3







2,8

2,8


0,8

0,8

1,8


3,8

1,8

3,8

3,8

1,8

1,8

1,8

1,8


3,5




1,8

1,8



1,8

1,8


0,8

0.8

1,8

1,8


1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8

1,8


1,8

3,5




4













1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5



1

2

1

1

2

4

1






  1. Содержание программы

Тема №1.Вводное занятие.

Требования к знаниям:

- ознакомление учащихся с профессией портного, с учебной мастерской, его оборудованием, с инструментами и приспособлениями, с организацией рабочего места.

Тема №2.Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских.

Требования к знаниям:

- требования безопасности труда в учебных мастерских и на рабочих местах;

причины травматизма, его виды и меры предупреждения;

основные правила и инструкции по безопасности труда;

основные правила электробезопасности;

мероприятия по предупреждению травматизма;

причины пожаров в помещениях учебных мастерских;

правила поведения учащихся при пожаре; порядок вызова пожарной команды.

Тема №3. Ручные работы.

Требования к знаниям:

- инструменты и приспособления для ручных работ;

ручные стежки и строчки: простые (прямые сметочные, косые сметочные, копировальные, обметочные, подшивочные, стачные, разметочные) и сложные (крестообразные, вспушные, штуковочные,закрепки, пришивание пуговиц); терминология ручных работ.

Упражнения по выполнению ручных стежков.

Требования к знаниям:

- правила по технике безопасности при выполнении ручных работ; виды ручных стежков и строчек.

Требования к умениям:

- пользоваться инструментами и приспособлениями; выполнять ручные стежки и строчки, закрепки;

организация рабочего места; освоение навыков правильной посадки при выполнении ручных работ; ознакомление с инструментами при ручной работе и приемами пользования ими; правилами пользования иглой, наперстком, ножницами.

Подбор номера иглы, номер и длины нитки для выполнения ручных стежков.

Освоение приемов заправки нитки в иглу и завязывания узла.

Проверочная работа по выполнению ручных стежков.

Ознакомление со швейным оборудованием и оборудованием для влажно-тепловых работ.

Требования к знаниям:

- заправка ниток универсальной машины и специальной машины для обметывания срезов.

Тема №4. Машинные работы.

Требования к знаниям:

- машинные швы: соединительные, краевые, отделочные; терминология машинных работ;

терминология утюжильных работ.

Упражнения по выполнению машинных работ.

Требования к знаниям:

- правила по технике безопасности при выполнении машинных работ;

организация рабочего места, классификация машинных швов, уход за швейной машиной.

Требования к умениям и навыкам:

- освоение навыков положения рук и ног при работе,

- выполнение различных строчек на ткани,

- регулировка скорости машины.

Инструктаж по безопасности труда при работе на швейной машине.

Организация рабочего места и освоение навыков правильной посадки на машинном рабочем месте.

Освоение навыков пуска, остановки и регулировки скорости машины, заправки машины.

Выполнение на машине параллельных, зигзагообразных строчек на бумаге.

Выполнение различных строчек на машине.

Проверочная работа по выполнению ручных работ.

Тема №5. Технология обработки карманов.

Требования к знаниям:

- обработка клапана; обработка накладного кармана.

Упражнения по обработке карманов.

Требования к знаниям:

- правила по технике безопасности при выполнении ручных, машинных и утюжильных работ;

- разновидности накладных, прорезных и внутренних карманов.

Требования к умениям и навыкам:

- приобретение навыков по изготовлению изделий, последовательно выполнять технологические операции деталей и узлов изделия с учетом технологических требований;

инструктаж по работе на рабочем месте и безопасности труда; проверка и подготовка кроя к работе; проверка наличия деталей кроя; проверка долевой линии деталей кроя в соответствии с рисунком или образцом модели; проверка контрольных точек по лекалу; разметка по деталям кроя линий вытачек, рельефов, карманов и т. д.

Тема №6.Изготовление швейных изделий.

Технология изготовления швейных изделий.

Требования к знаниям:

- детали кроя юбки; последовательность изготовления юбки; детали кроя шорт; последовательность изготовления шорт;

детали кроя брюк; последовательность изготовления брюк;

детали кроя жилета; последовательность изготовления жилета;

детали кроя платья; последовательность изготовления платья; технические условия на обработку;

Основы конструирования одежды.

Требования к знаниям:

- строение тела человека; размерные признаки фигуры человека; прибавки на свободное облегание; построение чертежа прямой юбки; моделирование юбок; построение чертежа шорт; моделирование шорт; построение чертежа брюк; моделирование брюк; построение чертежа основы плечевого изделия; моделирование жилета; построение чертежей воротников; построение чертежа втачного рукава; моделирование платья.

Вопросы материаловедения.

Требования к знаниям:

- классификация тканей по волокнистому составу; пряжа и нити; процесс прядения; переплетение нитей в ткани: простые, мелкоузорчатые, сложные; ассортимент плательных, костюмных тканей; ассортимент прокладочных и подкладочных материалов; фурнитура.

Оборудование швейного производства.

Требования к знаниям:

- характеристика универсальных машин; характеристика специальных машин; утюги.

Изготовление изделий различных ассортиментных групп:

  1. Изготовление женской юбки

  2. Изготовление женских шорт

  3. Изготовление женских брюк

  4. Изготовление женского жилета

  5. Изготовление женского платья

Требования к знаниям:

- правила по технике безопасности; организация рабочего места при различных видах работ; детали кроя швейных изделий и технические условия раскроя.

Требования к умениям и навыкам:

- приобретение навыков по изготовлению изделий; последовательное выполнение технологических операций деталей и узлов изделия с учетом технологических требований;

подготовка кроя к работе; проверка наличия деталей кроя; проверка долевой линии и соответствие с рисунком или образцом модели; проверка контрольных точек по лекалу; разметка по деталям кроя линий вытачек, рельефов, карманов и т.д.

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение образовательной программы «Швейная мастерская» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется нормам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 16-18 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:

  • словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение, лекция);

  • наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

  • практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).

При организации работы занятий используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы, специальную и дополнительную литературу, фотографии работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.

Ожидаемые результаты программы.


1.Повышение качества обучения.

2.Создание атмосферы позитивного труда, его значимости в жизни человека, творчества.

3.Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся.

4.Издание исследовательских работ учащихся.

5.Повышение квалификации педагога, работающего с одаренными детьми.

6.Активное вовлечение одаренных детей в дополнительное образование.

Используемая литература:


  1. Ревичева Ф. А. Изготовление женской и детской легкой одежды. Москва, 1973 г., 2-е издание.

  2. Реут Т. Н. Конторер Р. Б. Технология изготовления швейных изделий по индивидульным заказам. Москва, 1979 г.

  3. Труханова А. Т. Основы технологии швейного производства. Москва, Академия, 2002 г.

  4. Труханова А. Т. Справочник молодого швейника. Москва, Высшая школа, 1993 г.

  5. Б. С. Сакулин, Э. К. Амирова, О. В. Сакулина, А. Т. Труханова. Конструирование мужской и женской одежды. Москва, «Академия», 2001 г.

  6. А. С. Ермаков. Оборудование швейных предприятий. Москва, «Академия», 2004 г.

  7. Исаев В. В. Оборудование швейных предприятий. Москва, 1989 г.

  8. А. П. Жихарева, Г. П. Румянцева, Е. А. Кирсанова. Материаловедение: швейное производство. Москва, «Академия», 2005 г.



© 2010-2022