- Преподавателю
- Другое
- Доклад Роль информационных технологий в развитии профессионального мастерства и креативности педагога
Доклад Роль информационных технологий в развитии профессионального мастерства и креативности педагога
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Касьянова Н.Н. |
Дата | 15.06.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Роль информационных технологий в развитии профессионального мастерства и креативности педагога.
«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы»
Семенов А. П.
I
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.
В соответствии с новыми "Квалификационными характеристиками должностей работников образования" каждый педагог просто обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав детей - право на качественное образование. Сегодня учитель, действующий в рамках привычной «меловой технологии», существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием компьютерных технологий, электронной доски и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу, современный урок. Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т. е. быть информационно компетентным.
Введение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового Федерального Государственного образовательного стандарта
II
Применение информационных технологий целесообразно на различных этапах процесса обучения русскому языку и литературе: при объяснении нового материала, закреплении изученного, повторении и обобщении сведений, контроле, работе с дополнительной информацией , особенно на зачётных уроках, поскольку дает возможность повторить, обобщить и систематизировать сведения, полученные в ходе нескольких предыдущих уроков, и организовать контрольную проверку знаний по изученной теме.
С целью подготовки к ГИА я предлагаю учащимся домашние задания по группам: подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису. На следующем уроке эти задания проверяются учителем и в качестве тестовых заданий раздаются (они бывают самые разнообразные и на каждом уроке меняются задания). Слайд 3, 4, 5.
Таким образом, добиваюсь самостоятельности, ответственности и креативности учащихся. Для слабых классов я имею в запасе готовые задания. В качестве примера я сначала предлагаю свои варианты. Такого характера задания использую в качестве проверочных и контрольных работ.
Кроме того, хорошим подспорьем в написании сочинения - рассуждения в рамках ГИА (задания С - 1 и С -2) использую различные упражнения и тренажёры: упражнения по сжатию текста, приёмам компрессии, практические задания по стилевой и жанровой принадлежности текстов; применение речевых клише. Слайд 6, 7.
Различные виды работ с использованием инновационных технологий представлены на уроках русского языка. Так, при закреплении темы «Разносклоняемые существительные» создаётся алгоритм запоминания темы. Слайд 8
Выборочный диктант-ключ применялся в изучении темы «Степени сравнения наречий». Слайд 9, 10.
Уроки - презентации можно проводить и на уроках литературы. Учащиеся по творчеству поэтов и писателей составляют хронологические карты, схемы для характеристики героев. Например, при изучении творчества А.С. Грибоедова учащиеся составили план-схему, совершили виртуальное путешествие по грибоедовской Москве. Рассказы о писателе проводились под аккомпанемент вальсов Грибоедова (аудиофайл). Перед учениками был поставлен проблемный вопрос: «Что поразило меня в личности и судьбе Грибоедова?» Слайд 11.
При изучении рассказа Л. Н. Толстого «После бала» ученики ознакомились с понятием «рекрутчина», составили небольшую историческую справку о той эпохе, нашли источники реальных событий, изображённых в произведении и прототипы. Слайд 12,13.
Такие уроки носят творческий характер как для учащихся, так и для учителя.
Интересной оказалась творческая работа в тандеме «учитель-ученик». Учеником 7 В класса Шаповаловым Сергеем разработан тест - шаблон по принципу «Своя игра». Такой вид работы используется на этапе закрепления темы. Слайд 14,15, 16. Представлен фрагмент теста по стихотворению В. Маяковского « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».
Активно использую электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, вношу свои предложения по опыту их использования на уроках русского языка и литературы.
При проведении внеклассных мероприятий тоже можно воспользоваться компьютерной технологией и Интернет-ресурсами.
Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов.
Мои ученики активно участвуют в различных Всероссийских дистанционных конкурсах и олимпиадах. Это способствует, во-первых, повышению уровня знаний по предмету; во-вторых, развивает кругозор учащихся; в- третьих, служит для повышения рейтинговой оценки ученика. Как результат - 10 победителей во Всероссийской олимпиаде по русскому языку на сайте « Вот задачка» (слайд 17, 18, 19, 21, 22) и победители во Всероссийском творческом конкурсе, сайт « Арт-талант» Слайд 23., 24. Педагог также был награждён дипломами. Слайд 25.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте успешно используется на заседаниях Литературной гостиной, выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Это используется как образец и при подготовке сценариев и презентаций к ним. Слайд 26.
Например, в литературно - музыкальной композиции «Свет величия матери», кроме подбора музыкального сопровождения и литературного материала, взятых из интернет -ресурсов, применялись презентации, сделанные детьми. Дети, участники литературно-музыкальной композиции, отсканировали свои фотографии из « маленького детства». Слайд 27. 28, 29.
Т.о. Я применяю инф. Технологии на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование универсальных учебных действий.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
III
Использование компьютерных технологий в учебном процессе и во внеурочной деятельности позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыкам, самостоятельно приобретать новые знания и умения, приобщает обучаемых к современным методам работы с информацией.
В настоящее время необходимо учителю умело пользоваться компьютерной техникой, владеть информационными технологиями, применять полученные знания и навыки для рационального использования ИКТ. Ведь именно сейчас у учителя появилась возможность совместно с учениками погрузиться в яркий красочный мир познания, используя ресурсы ИКТ. Сегодня востребован педагог, владеющий новыми педагогическими, в том числе и информационными, технологиями, направленными на развитие личности ученика, его творческих способностей и познавательной активности на основе формирования мотивации необходимости образования и самообразования на протяжении всей жизни. Все это в современном обществе невозможно без знаний, умений и навыков работы с информационными ресурсами.
Содержание современных информационных технологий дает возможность для успешной реализации основной цели образования - воспитывать интеллектуально-творческих, здоровых, гармонически развитых учащихся.
Таким образом, ИКТ - это не только техническое обеспечение урока или внеурочной деятельности, но и методическое мастерство учителя, его способность воспринимать и передавать материал, а также стимулировать учащихся к деятельности.
А. Эйнштейн был прав, говоря: « Высокое искусство учителя состоит в том, чтобы пробудить радость творчества и обретения знаний»