• Преподавателю
  • Другое
  • Как правильно писать протокол диагностического обследования психофизических отклонений в развитии дошкольника

Как правильно писать протокол диагностического обследования психофизических отклонений в развитии дошкольника

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.1

Ф.и. ребенка________________________________________________________________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________дата проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__ Абильгазина Меруерт Муратовна______________________________________________________________________________________

Группа_____________ старшая «Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая сфера

Содержание, процедура, материал, инструкция методики

Примечание

I

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» и т.д.

Понимать обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начала формироваться знаковая (символическая) функция сознания. Также сформирована планирующая функция речи. Возникла и сформировалась описательная - речь-монолог.

II

Исследование восприятия

Соотнесение картинок по цвету.

Материал: цветные квадраты 10х10 см и цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный цвета).

Процедура: Перед ребёнком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Показ основных цветов.

Материал: цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный, белый цвета).

Процедура: перед ребёнком раскладывают пять цветных фигур. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Покажи синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую) фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Ориентировка на собственном теле.

Ориентировка на собственном теле.

Процедура: педагог называет части тела и просит ребёнка их показать.

Инструкция: «Покажи, где у тебя голова, глазки, животик, ушки, ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Различение основных геометрических форм.

Материал: два комплекта геометрических фигур.

Процедура: перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры в такой последовательности: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем просит ребёнка разложить второй комплект геометрических фигур в такой же последовательности.

Инструкция: «Положи картинки так же, как я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Восприятие величины.

Материал: три карточки, на которых изображены одни и те же предметы разного размера: большой, средний и маленький.

Процедура: логопед даёт ребёнку карточку и просит обвести самый большой (маленький) предмет.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы грибы разного размера. Обведи самый маленький гриб (самый большой дом, самую маленькую ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Задание выполнено самостоятельно, но медленно, с длительным поиском нужного варианта ответа - 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение направления звучания игрушки.

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура: ребенок сидит с закрытыми глазами. Логопед подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой, откуда был сигнал.

Инструкция: «Закрой глазки. Я буду звенеть колокольчиком (или ударять в бубен) рядом с тобой. Слушай внимательно и покажи рукой, откуда ты услышал звучание игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) . Определил правильно и показал направление звука

Оценка способности к дифференциации звучащих игрушек.

Материал: звучащие игрушки: бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик; ширма.

Процедура: Ребёнку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребёнка сказать: какая именно игрушка звучала.

Инструкция: « Покажи, какая игрушка звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) . Определил правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

IV

Исследование памяти.

Исследование состояния зрительной памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Процедура: ребёнку предъявляется ряд из десяти картинок в течение 45 секунд. Затем показывают 15 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция: «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Оценка: отмечается количество запомненных картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) .Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о достаточно сформированной кратковременной памяти

V

Исследование состояния слуховой памяти.

Материал: Методика повторения фраз

Процедура: Предлагаются фразы для запоминания:

  1. слогов - Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.

  2. слогов - Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

  3. слогов - Лошадь бежит на дороге. В лесу весной поют птицы.

  4. слогов - Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».

Оценка: отмечается максимальное количество слогов в запоминаемой ребёнком фразе.

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на высоком уровне, что говорит о сформированности языковой, речевой деятельности

Мнестические процессы

( объем памяти, динамика запоминания)

Заучивание 10 слов, 6 слов, Запоминание рассказа

Объем и динамика памяти не снижены, в норме. Точность запоминания сформирована на высоком уровне.

VI

Исследование двигательной памяти

Запоминание десяти статистических поз.

Процедура: педагог демонстрирует ребёнку десять поз: «чебурашка», «балерина», «солдатик», «звезда», «ракета», «мишка», «белка», «заяц», «буратино», «комочек».

Инструкция: « Давай поиграем. Посмотри, кого я тебе покажу: это Чебурашка (балерина, солдатик и т.д.). А теперь ты покажи мне всех кого ты запомнил».

Оценка: отмечается максимальное

количество запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная память сформирована на достаточно высоком уровне. Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) .

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай».

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с заданием искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной справился на достаточном уровне. Экспериментатор сам отмечал на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка, находится в Зоне высокопродуктивного внимания - от 0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Разбор и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым не конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень его, молодец, теперь опять возьми самое большое и одень его и т.д.»

Пользуется зрительным соотнесением. Задание выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт больше, чем в других возрастных группах представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, что говорит о высоком уровне сформированности наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

Оборудование: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция: «Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур, бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества

( умственные категории - анализ, синтез, сравнение).

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей, четырех лет из четырех, пятилетние дети из пяти частей.

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями. Способом зрительного соотнесения.

IX

Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание башни

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность конструктивного праксиса.

Материал: материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

Процедура: педагог собирает из кубиков башню и просит ребёнка собрать такую же.

Инструкция: «Собери, как я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни из 10 предметов к двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки педагога, на 5 баллов - ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

X

Исследование состояния общей моторики.

Исследование состояния общей моторики.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1: ребёнок стоит прямо, руки разведены в стороны, глаза закрыты в течение 10 секунд.

Инструкция 1: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой, как я».

Процедура 2: ребёнок находится в том же положении, его просят прикоснуться любой рукой к кончику носа.

Инструкция 2: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой и дотронься рукой до кончика носа. Вот так».

Процедура 3: ребёнок стоит прямо с вытянутыми вперёд руками, его просят нарисовать руками в воздухе небольшие круги.

Инструкция 3: «Встань прямо, руки вытяни вперёд и нарисуй ими кружочки в воздухе. Вот так».

Процедура 4: логопед и ребёнок встают друг напротив друга и кидают мячик.

Инструкция 4: « Давай поиграем в мячик. Лови! А теперь кидай мячик мне».

Процедура 5: Логопед кладёт на пол обруч и просит ребёнка несколько раз в него прыгнуть.

Инструкция 5: «Давай поиграем. Представь себе, что ты птичка, а этот круг - твой домик. По моей команде ты будешь залетать и вылетать из домика».

У ребенка сформирован полный объём выполнения пяти заданий, нормальный темп, достаточная координация, быстрая переключаемость движений - 5 баллов высокий уровень.

Однако процедуры № 2,3 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на ровне выше среднего.

XI

Диагностика "Изучение понимания эмоциональных

состояний людей"

Анализ. Предметом психодиагностики являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии. По результатам диагностического обследования уровня психического развития ребенка выявлено, что дефицитарных функций в развитии ребенка не наблюдаются. Нет глубоко отставания в формировании всех сфер и процессов.

Познавательная деятельность сохранна. Способность обобщению и отвлечению находится в норме. Обладают способностью принимать помощь взрослого, и переносить принцип решения аналогичных задач, самостоятельно замечать свои ошибки. Для изучения памяти, сконструировали комплекс, включающий нейропсихологические пробы А.Р.Лурия. Уровень соответствует высокому.

Процессы внимания ( концентрация, переключаемость) сформированны на достаточном уровне.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории - анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует возрастным особенностям развития, без отклонений. Но необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам, соответствующим ГОСО РК ДВО. На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические обучающие игры, обязательно используя наглядный красочный материал, иллюстрации. Нейропсихологические методы коррекции: арттерапию, дыхательную гимнастику, конструктивно-коммуникативные игры, пуантилизм ( пальцевая живопись), пластилиновую живопись, пальчиковую гимнастику. Чаще проводить фонематические речевые игры, необходимые для формирования устойчивого закрепления звукового состава слова, и в дальнейшем неискаженного воспроизведения.

Педагог- психологу-провести консультационно-просветительскую работу с педагогами, родителями ( лекции, практические занятия с отработкой методов и приемов работы) по темам:

  1. арттерапию,

  2. дыхательную гимнастику,

  3. конструктивно-коммуникативные игры,

  4. пуантилизм ( пальцевая живопись),

  5. пластилиновую живопись,

  6. пальчиковую гимнастику.

  7. Нейропсихологическая программа диагностики и коррекции. Н.Семенович























Карта психодиагностики детей дошкольного возраста.2

Ф.и. ребенка_________Болатқызы Әсем _____________________________________________________________________________________________

Дата рождения______________________________________дата проведения_________________________________________________________________

Воспитатель__ Абильгазина Меруерт Муратовна_______________________________________________________________________________________

Группа_____________ старшая «Раушан»_______________________________________________________________________________________________

Изучаемая сфера

Содержание, процедура, материал, инструкция методики

Примечание

I

Обследование импрессивной стороны речи

Понимание слов, обозначающих предметы, находящиеся в поле зрения ребенка (их признаки, действия и т.п.) Педагог предлагает ребенку рассмотреть серии картинок и просит: «Покажи куклу, мяч и т.д.» Обобщающие понятия могут быть выявлены при выполнении действий по инструкции: «Поставь игрушки на стол» «Найди среди игрушек игрушки круглой формы (красного цвета)» и т.д.

Понимать обращенную к нему речь совершенствуется примерно до 1,5 лет.

формируется наглядно-образное мышление ребенка, в котором решение задач происходит в результате воображаемых действий с предметами. Ребенок накопил все больше представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине.

Образования двухсловных предложений, не увеличилось количество слов в предложении до трех и больше,еще не может применять правила образования разных форм глагола, а также множественного числа существительных и притяжательных форм. На следующей стадии овладения языком не сформированно образование отрицательных и повелительных предложений, не может задавать вопросы. Начинает формироваться, но не в полном объеме планирующая функция речи. Возникает описательная - речь-монолог, требующая кропотливой работы.

II

Исследование восприятия

Соотнесение картинок по цвету.

Материал: цветные квадраты 10х10 см и цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный цвета).

Процедура: Перед ребёнком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне

( 4 баллов - задание выполнено правильно только с организующей помощью педагога - психолога)

Показ основных цветов.

Материал: цветные фигуры (синий, красный, жёлтый, чёрный, белый цвета).

Процедура: перед ребёнком раскладывают пять цветных фигур. Даётся ниже приведённая инструкция.

Инструкция: «Покажи синюю (красную, жёлтую, чёрную, белую) фигурку».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне (допущены две ошибки - 3 балла)

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.

Ориентировка на собственном теле.

Ориентировка на собственном теле.

Процедура: педагог называет части тела и просит ребёнка их показать.

Инструкция: «Покажи, где у тебя голова, глазки, животик, ушки, ноги».

Ребенок справился с заданием на достаточно среднем уровне

( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Различение основных геометрических форм.

Материал: два комплекта геометрических фигур.

Процедура: перед ребёнком раскладывают геометрические фигуры в такой последовательности: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем просит ребёнка разложить второй комплект геометрических фигур в такой же последовательности.

Инструкция: «Положи картинки так же, как я ».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Восприятие величины.

Материал: три карточки, на которых изображены одни и те же предметы разного размера: большой, средний и маленький.

Процедура: логопед даёт ребёнку карточку и просит обвести самый большой (маленький) предмет.

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисованы грибы разного размера. Обведи самый маленький гриб (самый большой дом, самую маленькую ёлочку)».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога)

Задание выполнено самостоятельно, но медленно, с длительным поиском нужного варианта ответа - 4 балла

III

Оценка слухового восприятия

Определение направления звучания игрушки.

Материал: любая звучащая игрушка.

Процедура: ребенок сидит с закрытыми глазами. Логопед подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребёнка и просит показать рукой, откуда был сигнал.

Инструкция: «Закрой глазки. Я буду звенеть колокольчиком (или ударять в бубен) рядом с тобой. Слушай внимательно и покажи рукой, откуда ты услышал звучание игрушки».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) . Определи правильно и показал направление звука

Оценка способности к дифференциации звучащих игрушек.

Материал: звучащие игрушки: бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик; ширма.

Процедура: Ребёнку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подаёт звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребёнка сказать: какая именно игрушка звучала.

Инструкция: « Покажи, какая игрушка звучала».

Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) . Определи правильно и показал направление звука, и какая игрушка звучала

IV

Исследование памяти.

Исследование состояния зрительной памяти.

Материал: 10 предметных картинок.

Процедура: ребёнку предъявляется ряд из десяти картинок в течение 45 секунд. Затем показывают 15 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.

Инструкция: «Давай поиграем. Посмотри внимательно на картинки и постарайся их запомнить. Потом я дам тебе много картинок, а ты постарайся узнать и показать только те, которые я показывала в первый раз».

Оценка: отмечается количество запомненных картинок.

Ребенок справился с заданием на достаточном среднем уровне (Средний уровень - 4,1 - 6,4; 4-7 баллов - продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя).

Семантическая устойчивость, точность запоминания сформированы на достаточном среднем уровне. Прочность запоминания предъявленных предметов говорит о среднем уровне сформированной кратковременной памяти

V

Исследование состояния слуховой памяти.

Материал: Методика повторения фраз

Процедура: Предлагаются фразы для запоминания:

  1. слогов - Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.

  2. слогов - Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.

  3. слогов - Лошадь бежит на дороге. В лесу весной поют птицы.

  4. слогов - Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.

Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».

Оценка: отмечается максимальное количество слогов в запоминаемой ребёнком фразе.

Общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств памяти, продуктивности и устойчивости оценивается по шкале, например, очень высокий уровень -  8,71; У ребенка сформирована слуховая память на среднем уровне - 4,1 - 6,4; т.к. это непосредственно связано с несовершенством их языковой и речевой возможности.

VI

Исследование двигательной памяти

Запоминание десяти статистических поз.

Процедура: педагог демонстрирует ребёнку десять поз: «чебурашка», «балерина», «солдатик», «звезда», «ракета», «мишка», «белка», «заяц», «буратино», «комочек».

Инструкция: « Давай поиграем. Посмотри, кого я тебе покажу: это Чебурашка (балерина, солдатик и т.д.). А теперь ты покажи мне всех кого ты запомнил».

Оценка: отмечается максимальное

количество запомненных поз.

Зрительно-моторная, двигательная память сформирована на достаточно высоком уровне. Ребенок справился с заданием на достаточно высоком уровне ( 5 баллов - задание выполнено без ошибок и без помощи педагога - психолога) .

VII

Исследование внимания

Методика « Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо будет до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен будешь остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делать то же самое, т. е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорятся слова «стоп» и «начинай».

8-9 баллов - продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

Ребенок с заданием искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик - горизонтальной справился на достаточном уровне. Экспериментатор сам отмечал на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка, находится в Зоне высокопродуктивного внимания - от 0,75-1,00. Зона очень высокопродуктивного внимания в интервале от 1.00-1,25

VIII

Исследование мышления

Пирамида.

Разбор и складывание пирамиды, ранжируя кольца по величине

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972с.).

Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым не конусообразным стержнем

Ход выполнения задания: ребенку предлагается собрать пирамиду.

Инструкция: «Найди самое большое колечко и одень его, молодец, теперь опять возьми самое большое и одень его и т.д.»

Пользуется зрительным соотнесением. Задание выполнено на высоком уровне

Уже накоплен опыт больше, чем в других возрастных группах представлений об общих свойствах предметах - их форме, цвете и величине. А с развитием речи начинает формироваться знаковая (символическая) функция сознания, что говорит о высоком уровне сформированности наглядно-действенного мышления.

Почтовый ящик.

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.31-32)

Методика описана А.А.Венгер, Т.Л.Выготской, Э.И.Леонгард (1972г.).

Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения н установления тождества объектов на материальном уровне.

Оборудование: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).

Ход выполнения задания: ребенку предъявляются объемные вставки так, чтобы их основание оказалось вверху, и коробка.

Инструкция: «Посмотри как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур, бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам все фигурки спрячь в ящик.»

Неадекватным для них будет складывание пирамиды с попыткой надеть кольцо на закрытый колпачок. Дети старше 3-х лет должны нанизывать пирамидку с учетом величины, но могут прибегать к пробам и примериванию, дети старше 5-ти лет должны пользоваться зрительным соотнесением.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества ( умственные категории - анализ, синтез, сравнение).

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями.

Разрезные картинки

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.33-34)

Цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей и целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

Оборудование: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей

Большинство детей старше 4-х лет действует соотнесением взором. Дети трех лет складывают квадраты из трех частей, четырех лет из четырех, пятилетние дети из пяти частей.

Задание выполнено на высоком уровне зрительным соотнесением в соответствии с психофизическими возрастными особенностями. Способом зрительного соотнесения.

IX

Исследование конструктивного праксиса и ручной умелости

Собирание башни

(Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации. М., 1996.С.32-33)

Методика позволяет оценить зрительно-пространственную координацию ребенка, сформированность конструктивного праксиса.

Материал: материалом служат 10 кубиков одного размера с ребром не менее 3 см..

Процедура: педагог собирает из кубиков башню и просит ребёнка собрать такую же.

Инструкция: «Собери, как я».

Нормой выполнения задания считается собирание башни из 10 предметов к двум с половиной годам.

Задание выполнено самостоятельно, без подсказки педагога, на 5 баллов - ребенок самостоятельно собрал башню из 10 кубиков;

X

Исследование состояния общей моторики.

Исследование состояния общей моторики.

Материал: мяч, обруч.

Процедура 1: ребёнок стоит прямо, руки разведены в стороны, глаза закрыты в течение 10 секунд.

Инструкция 1: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой, как я».

Процедура 2: ребёнок находится в том же положении, его просят прикоснуться любой рукой к кончику носа.

Инструкция 2: «Встань прямо, руки в стороны, глазки закрой и дотронься рукой до кончика носа. Вот так».

Процедура 3: ребёнок стоит прямо с вытянутыми вперёд руками, его просят нарисовать руками в воздухе небольшие круги.

Инструкция 3: «Встань прямо, руки вытяни вперёд и нарисуй ими кружочки в воздухе. Вот так».

Процедура 4: логопед и ребёнок встают друг напротив друга и кидают мячик.

Инструкция 4: « Давай поиграем в мячик. Лови! А теперь кидай мячик мне».

Процедура 5: Логопед кладёт на пол обруч и просит ребёнка несколько раз в него прыгнуть.

Инструкция 5: «Давай поиграем. Представь себе, что ты птичка, а этот круг - твой домик. По моей команде ты будешь залетать и вылетать из домика».

Ребенком выполнен средний ( неполный) объём выполнения пяти заданий, неполный объём выполнения заданий, замедленный темп и переключаемость с одного движения на другое, координация не нарушена - 3 балла;

Процедуры № 2,3, 4 говорят о том, что графомоторные навыки сформированы на уровне среднего.

Анализ. Процесс развития целенаправленного запоминания сформирован на среднем уровне, в соответствии возрастным особенностям развития. Начало формировааться на начальном этапе внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

При проведении теста было выявлено, что ребенок одинок, чувствует себя одиноким в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе. Стремиться доминировать, что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник. Преобладание неоптимистичного настроения.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории - анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует среднему у ровню возрастных особенностей развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало по немному стало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать определенной цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь», «Звукопроизношение ( фонематическое восприятие)».

На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», « На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

- Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах.

- Различать и называть существенные детали предметов, группировать их по функциональному признаку.

- Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

- Активизировать и обобщать словарь, например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

- Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы.

- Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.

На прогулках, экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические упражнения из нейропсихологической программы Сиротюк, Н. Семенович, использовать развивающие игры из практической жизни Марии Монтессори.

Психологу - провести консультации воспитателям и родителям по теме:

  • беседа « Что такое психогимнастика?»

  • Особенности внимания детей дошкольного возраста

  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

  • Эмоциональное развитие ребенка

  • Общение: дети 4-7 лет.


Психологу - провести тренинги ( состоящие и психологических игр и упражнений) воспитателям и родителям по теме:

  • Гимнастика для укрепления мышц шеи

  • Пальчиковая гимнастика

  • Дыхательная гимнастика

Психологу - разработать и провести тренинговые занятия ( автор А.Л.Сиротюк) коррекционно-развивающего и формирующего характера с учетом нейропсихологических механизмов.


Анализ. Процесс развития целенаправленного запоминания сформирован на среднем уровне, в соответствии возрастным особенностям развития. Начало формировааться на начальном этапе внутренняя речь, а значит и процесс причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

При проведении теста было выявлено, что ребенок одинок, чувствует себя одиноким в окружении сверстников и взрослых. Не открыт в общении, необщителен, конфликтен. Неудовлетворен своим положением в группе. Стремиться доминировать, что присуще конфликтным детям. Существуют проблемы в эмоционально-волевой сфере, общении, неумении найти эмоционально-положительный источник. Преобладание неоптимистичного настроения.

Ребенок успешно прошел все этапы формирования операций сравнения, установления тождества в мыслительной деятельности (умственные категории - анализ, синтез, сравнение). Мелкая моторика соответствует среднему у ровню возрастных особенностей развития, без отклонений. Необходимо обратить внимание на дальнейшее развитие графомоторных навыков, зрительно-моторной координации. А также на освоение собственного тела и телесные движения.

Волевое начало по немному стало проявляется в продуктивной деятельности, где он обнаруживает способность достигать определенной цели. Стараться сделать качественно, переделывать, если не получилось.

Рекомендации. Воспитателям обратить серьезное внимание на формирование речевой деятельности по разделам «Словообразование», «Грамматически правильная речь», «Звукопроизношение ( фонематическое восприятие)».

На занятиях и во второй половине дня, в игровой деятельности проводить чаще, систематически проводить дидактические игры, типа

« Кто как кричит», «узнай по описанию», « На что похоже», « Найди и нарисуй » и т.д. А также ставить следующие задачи:

- Развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах.

- Различать и называть существенные детали предметов, группировать их по функциональному признаку.

- Уметь выделять главные и второстепенные функции предметов.

- Активизировать и обобщать словарь, например по теме «Головные уборы»: шапка, шляпа, панама, каска, фуражка, кепка, бейсболка, пилотка, бескозырка, папаха.

- Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых изготавливаются предметы.

- Создать образы головных уборов, сделанных из материалов: дерева металла, хрусталя, бумаги, используя метод фокальных объектов.

На прогулках, экскурсиях, в утренний отрезок времени проводить психотехнические упражнения из нейропсихологической программы Сиротюк, Н. Семенович, использовать развивающие игры из практической жизни Марии Монтессори.

Психологу - провести консультации воспитателям и родителям по теме:

  • беседа « Что такое психогимнастика?»

  • Особенности внимания детей дошкольного возраста

  • Игра и ее роль в психическом развитии ребенка

  • Эмоциональное развитие ребенка

  • Общение: дети 4-7 лет.


Психологу - провести тренинги ( состоящие и психологических игр и упражнений) воспитателям и родителям по теме:

  • Гимнастика для укрепления мышц шеи

  • Пальчиковая гимнастика

  • Дыхательная гимнастика

Психологу - разработать и провести тренинговые занятия ( автор А.Л.Сиротюк) коррекционно-развивающего и формирующего характера с учетом нейропсихологических механизмов.



© 2010-2022