• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме

Курсовое проектирование как условие обеспечения качества профессионального обучения в техникуме

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новый федеральный государственный образовательный стандарт первостепенной ставит задачу формирования общей и профессиональной компетенции, а именно научить студентов не только специальным знаниям, а главное профессиональным умениям и навыкам. В этом свете очень актуальным выглядит обучение студентов профессиональным умениям методом курсового проектирования.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса. Метод проектов - технология формирования и оценивания компетенций студентов в профильной подготовке. Педагогические технологии специального обучения должны обеспечивать формирование профессиональных компетенций , а также возможность оценивания их сформированности. Особо следует выделить, что технология работы над проектом, в частности над курсовым проектом дает возможность проявить учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые знания и навыки и коммуникативную способность, которые определяют в дальнейшем успешность функционирования специалиста в условиях профессиональной жизнедеятельности. Курсовое проектирование представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию самостоятельных решений и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, умению работать со справочной и технической литературой, пользоваться современными компьютерными технологиями. В профессиональном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности студентов.

Курсовой проект по дисциплине является одним из основных видов учебных занятий и формой контроля учебной работы студентов.

Выполнение КП осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины , в ходе которого производится обучение применению полученных знаний и умений при решении комплексных задач, задач связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.

Цели выполнения КП:

- систематизация и закрепление полученных знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;

-углубление теоретических знаний в соответствии с заданной темой;

- формирование умений применять теоретические знания при решении поставленных вопросов;

- формирование умений использовать справочную, нормативную и правовую документацию;

- развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- подготовка к итоговой государственной аттестации.

Количество часов обязательной учебной нагрузки студента, отведенное на выполнение КП, определяется Государственным образовательным стандартом.

Тема проекта задается преподавателем , но может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности. Допускается выполнение КП по одной теме группой студентов.

По структуре КП состоит из пояснительной записки и практической части.

Пояснительная записка включает:

- введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы

- расчетную часть с расчетами по профилю специальности

- описательную часть, в которой излагаются обоснования принятых решений

- заключение, в котором содержаться выводы и рекомендации относительно возможности использования материалов проекта

- список литературы

- приложения, таблицы

Практическая часть КП может быть представлена чертежами , схемами, графиками, диаграммами выполненными на формате А1.

КП оформляется и разрабатывается в соответствии с требованиями ЕСКД.

Общее руководство и контроль за ходом КП осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины.

Важный этап КП - защита проекта. Для многих студентов это первое в жизни публичное выступление когда нужно не просто грамотно рассказать заученный текст, а отвечать на вопросы оппонентов, правильно их обосновывать отстаивать свои решения. Это первый опыт в подготовке к итоговой государственной аттестации.

В ходе консультаций преподаватель разъясняет назначение и задачи, структуру и объем, принципы разработки и оформления, распределение времени, отвечает на вопросы. Таким образом основными функциями руководителя КП являются:

- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения

- оказания помощи студентам в подборе необходимой литературы

- контроль хода выполнения КП

- подготовка письменного отзыва на проект

При этом процесс формирования практических навыков у студентов с помощью проектной деятельности будет протекать успешно при соблюдении следующих условий:

- профессиональной готовности преподавателя к осуществлению данной задачи,

- формирование мотивации на проектную деятельность у студентов,

- последовательное включение в проектную деятельность системы анализа и алгоритма производимой работы

- системный подход к реализации программы, предусматривающей проектную деятельность студентов;

- постоянное консультирование и сопровождение проектной деятельности проектанта руководителем проекта;

- разборка и анализ выполненных работ с целью дальнейшего улучшения качества проектов

Самостоятельная работа выполняемая студентом последовательно и логично, руководствуясь методиками используемыми в практической проектной деятельности, и видя что его проект максимально приближен к настоящему, студент свою работу воспринимает как нужную и востребованную. При этом достигнутые результаты помогают осознать, что знания необходимое средство, обеспечивающее способность человека принимать решения, адаптироваться в социуме, самореализовываться как личность. Иными словами проектная технология становится ядром специального профессионального образования, т.к.формирует ключевые профессиональные навыки, уверенность в себе как в специалисте.

При руководстве курсовым проектированием преподаватель должен выстроить работу над проектом таким образом, чтобы каждый студент выполнивший проект имел возможность ознакомиться с другими вариантами выполнения задания такого же типа. Здоровый дух соперничества не позволяет полностью удовлетвориться достигнутым, открывает перспективы учебно - познавательной деятельности.

Курсовое проектирование в частности по дисциплинам «Электроснабжение отрасли» и «Электрическое и электромеханическое оборудование» дает преподавателю возможность иметь объективную картину уровня знаний студентов по предмету, оценить реально сложившуюся ситуацию, внести необходимые коррективы.

Я, как преподаватель ведущий курсовое и дипломное проектирование определяю для себя следующие задачи:

- формировать системное мышление будущего специалиста, включающее целостное понимание как структуры электроснабжения, так и теоретическое обоснование физических процессов происходящих в этой структуре

- научить свободному владению схемами силовых распределительных сетей, методикой расчетов основных электрических параметров

- дать целостное представление о профессиональной деятельности, о значении качественного уровня электроснабжения для предприятий

- поощрять и развивать здоровое соперничество, а также чувство взаимопомощи и сопереживания между студентами

Можно сказать, что особая роль в достижении целей профобразования принадлежит развитию и расширению использования проектной технологии в частности курсового проектирования и напрямую связывается с проблемой улучшения эффективности обучения и развития компетентности обучающихся, а также является условием обеспечения качества профессионального обучения в техникуме.





© 2010-2022