• Преподавателю
  • Другое
  • Курсовая работа Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Курсовая работа Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования




Итоговая аттестационная работа

Курсовая работа

Особенности формирования навыков самообслуживания

у детей с интеллектуальной недостаточностью





Выполнила:

слушатель КПК по программе

«Психолого-педагогические технологии

абилитации и реабилитации детей с

ограниченными возможностями здоровья,

детей-инвалидов»

Александрова Лилия Владимировна

Научный руководитель:



Чебоксары

2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………... 3

Глава 1. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

1.1 Сущность формирования самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью .…………………………………………………………… 5

1.2 Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью …………………………………….. 14

Глава 2. Система коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания

2.1 Методы формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью ……………………………………….. 19
2.2 План работы учителя по развитию навыков самообслуживания у детей с

интеллектуальной недостаточностью ………………………………………. 22
Заключение …………………………………………………………………… 27

Список литературы ………………………………………………………….. 28





ВВЕДЕНИЕ

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной педагогики принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка.

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела психосоциальной работы - выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Психологические особенности формирования навыков и умений трудовой деятельности вообще и самообслуживания частности исследовались В. Карвялис, Г. Мерсияновой, С. Мирским, Н. Павловой. Проведенные ими специальные исследования показали, что большинство учащихся коррекционных школ испытывают значительные затруднений при самостоятельной ориентировки в задании, планирование будущих действий, проверки правильности собственной работы и требуют постоянного контроля и регуляции действий со стороны воспитателя.

Недоразвитие или нарушение указанных процессов затрудняет формирование мыслительных умений и практических навыков и их применение на практике. Кроме того, нарушения умственного и физического развития, всех сфер сторон личности ребенка могут быть различными по степени и форме. Все это затрудняет формирование навыков самообслуживания у данной категории детей, вызывает необходимость проведения специальных исследований, направленных на разработку содержания, методов и коррекционных средств воспитательной работы во вспомогательной школе (И. Еременко, А. Лурия, В. Синев).

Объект исследования - самообслуживание детей коррекционной школы.

Предмет исследования - особенности самообслуживающей деятельности детей, средства психолого-педагогической коррекции недостатков их психофизического развития, направленные на формирование навыков самообслуживания.

Цель исследования - обосновать методически целесообразные средства формирования навыков самообслуживания у учащихся с ограниченными умственными возможностями в условиях специальной организации их практической деятельности.

Задачи:

- изучить организацию самообслуживания в коррекционной школе;

- выявить особенности формирования навыков самообслуживания у учащихся коррекционной школы;

- составить план работы учителя по развитию навыков самообслуживания у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью.

Глава 1. Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

  1. Сущность формирования самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Самообслуживание - способность ухаживать за собой, самостоятельно справляться с основными потребностями, обеспечивать эффективное независимое существование в окружающей среде без помощи других лиц.

Самообслуживание включает самостоятельное удовлетворение наиболее важных ежедневных регулируемых потребностей (физиологических отправлений, личной гигиены, одевания и приема пищи) и осуществление более широкого круга повседневных бытовых потребностей (покупки в магазине, приготовление пищи, уборка помещения, заправка постели, стирка (малая и крупная), поддержание должной температуры помещения, пользование замками, выключателями, кранами, различными домашними приборами, телефоном и др.), в отношении которых помощь посторонних может быть спланирована и оказываться реже одного раза в сутки или эпизодически.

Самообслуживание (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

При нормальном развитии ребенок после года уже может осуществить отдельные действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

Для реализации способности к самообслуживанию и физической независимости требуется интегрированная деятельность практически всех органов и систем и сохранение основных сторон жизнедеятельности. Первоначально самообслуживание ограничивается при нарушении способности действовать руками, владеть телом, передвигаться и адекватно себя вести. Самообслуживание может быть частично компенсировано за счет вспомогательных средств.

Параметрами для оценки нарушений самообслуживания и физической независимости служат:

- нуждаемость в посторонней помощи и уходе при удовлетворении регулируемых или нерегулируемых потребностей;

- интервалы, через которые возникает такая нуждаемость: эпизодическая нуждаемость (1-2 раза в неделю), длительные интервалы (24 часа и реже), короткие (каждые несколько часов), критические (более короткие и непредсказуемые) интервалы и постоянная нуждаемость;

- возможность коррекции с помощью вспомогательных средств и адаптации помещения.

ФК-0 - полная независимость - способность эффективного существования без посторонней помощи и вспомогательных средств.

ФК-1 - легкая физическая зависимость - потребность в небольшой, непостоянной и нерегулируемой помощи других лиц (генеральная уборка, крупная стирка, мелкий ремонт и т.д.) или полная компенсация с помощью небольших технических средств и устройств (зубные протезы, устройства, регулирующие экскреторные функции, предупреждение выпадение матки и др.).

ФК-2 - умеренная физическая зависимость - необходимость эпизодической помощи других лиц в осуществлении одной или нескольких регулируемых потребностей при самостоятельной организации повседневных способностей (помощь для вхождения и выхождения из ванны, в сезонной заготовке продуктов,в использовании отдельных домашних приборов и т.д.) или использование технических средств и устройств, значительно компенсирующих нарушение функции и способности (протезы одной нижней конечности, регуляция экскреторных функций адаптивными устройствами или стимуляторами) или адаптация жилья.

ФК-3 - значительное ограничение физической независимости - необходимость систематической помощи других лиц через длительные интервалы (1 раз в сутки и реже) в удовлетворении нескольких или многих регулируемых потребностей (покупка продуктов, мытье в ванной, уборка, отопление, пользование некоторыми бытовыми приборами и др.) или частичная компенсация физической зависимости с помощью технических средств и устройств (протезы обеих нижних конечностей, ортезы, тутора, ходунки, коляски) при условии самостоятельного их использования больным или только эпизодической помощи в некоторых действиях (вывоз мотоколяски из гаража при условии самостоятельного выхода больного из жилья и перемещения в коляску и из коляски).

ФК-4 - резко выраженное и полное нарушение физической независимости - включает нарушение самообслуживания в узком смысле этого термина - необходимость помощи посторонних лиц в удовлетворении нерегулируемых потребностей через короткие и критические интервалы либо постоянно и частичная компенсация с помощью технических средств и устройств, если больной не может их использовать без посторонней помощи (невозможность самостоятельно надевать протез или ортез, неспособность самостоятельно перемещаться в коляску).

К нерегулируемым потребностям, кроме физиологических отправлений, личной гигиены, одевания и приема пищи относится неспособность передвижения без посторонней помощи в пределах жилья.

ФК-4 определяется не только при нарушении всех перечисленных способностей, но и любой из них, например передвижения по комнате или неконтролируемых нарушениях физиологических отправлений.

Основной контингент учащихся вспомогательной школы составляют умственно отсталые дети, страдающие олигофренией в степени дебильности.

Главным симптомом умственной отсталости является недоразвитие познавательной деятельности вследствие низкой способности к мышлению - процессам обобщения и отвлечения. Для умственной отсталости характерно: поверхностный характер, замедленность, инертность, некритичность и стереотипность мышления, недоразвитие речи.

Ребенок-олигофрен не умеет анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Вместе с тем и предметно-практическое мышление носит ограниченный характер. Таким детям свойственно нарушение целенаправленности: непоследовательность рассуждений, «соскальзывание» с одного предмета на другой, слабость регулирующей функции мышления.

Также ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся отличаются слабой дифференцированностью и замедленностью. Нарушены осмысленность, избирательность и точность восприятий; они бедны и поверхностны. Внимание ослаблено и неустойчиво. Представления отличаются нечеткостью, упрощенностью, часто бывают искаженными, легко уподобляются.

Нарушена память: узнавание, запоминание, воспроизведение. Ученик вспомогательной школы запоминает медленнее, а забывает воспринятый материал значительно быстрее нормального школьника.

Из-за недоразвития высших форм познавательной деятельности отрицательно сказывается на формировании речи. Степень недоразвития речи зависит в основном от тяжести дефекта. Затруднено понимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретной ситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом. Запас слов ограничен. Речь бедна, нарушен ее грамматический строй. Пониженная речевая активность умственно отсталых детей ограничивает их коммуникативные возможности. В результате систематической коррекционной работы речь этих детей значительно улучшается. Письменная речь, являющаяся более сложной деятельностью, оказывает влияние на развитие устной речи.

Т.И.Пороцкая указывает, что для учеников вспомогательной школы характерно следующее: слабая ориентировка в задании, неумение планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для решения задачи, выполнения задания, неуверенность в своих силах, стремление обойти встречающиеся трудности, отклонение от поставленной цели, подмена ее сходной, более легкой.

Ученые при умственной отсталости наряду с недоразвитием познавательной деятельности указывают на недоразвитие и эмоционально-волевой сферы. Детям-олигофренам свойственна примитивность эмоций и переживаний. Они не могут подавить обиду, влечение, желание.

Так же осложняется процесс образования межличностных и внутриколлективных связей из-за недоразвития таких качеств, как потребность в общении, способность к коллективным переживаниям.

Умственно отсталые дети не умеют оценить ситуацию, адекватно и критически оценить свое поведение, неспособность отстоять свои убеждения.

Эмоционально-волевые качества оказывают огромное влияние на характер протекания мыслительных процессов. Многие особенности мыслительной деятельности у умственно отсталых детей можно понять только в связи с особенностями их эмоционально-волевой сферы.

М.С.Повзнер и К.С.Лебединская выделяют пять основных форм олигофрении, каждая из которых имеет свою патофизиологическую, клиническую и педагогическую характеристику.

К первой форме относится неосложненная олигофрения, для которой характерно недоразвитие наиболее сложных форм познавательной деятельности, обусловленное слабостью процессов отвлечения и обобщения. Эта форма не сопровождается грубым поражением в пределах того или иного анализатора и первичным поражением эмоционально-волевой сферы. Дети этой группы в основном уравновешенны, относительно работоспособны; их речь и моторика обычно грубо не нарушены.

Опираясь на положительные особенности этих детей, педагог направляет свои усилия на развитие их речи, мышления, используя систему коррекционно-методических рекомендаций для работы с основной массой учащихся вспомогательной школы.

Ко второй форме олигофрении относится олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов. При этой форме олигофрении недостаточность познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности и заторможенности.

Одни дети этой группы легко возбудимы, неуравновешенны, другие, наоборот, вялы, быстро истощаются. Работоспособность понижена. Ответы таких детей необдуманны, случайны. Особенно большие трудности возникают у них в процессе письма и счета; они пишут небрежно, пропускают буквы и цифры.

Для этой формы олигофрении характерно нарушение нормального взаимодействия, равновесия между тормозным и возбудительным процессами. В большинстве случаев коррекционно-воспитательная работа педагога направлена на организацию поведения этой группы учащихся. У возбудимых детей он стремится выработать тормозные реакции, заторможенных подбадривает, включает в коллективную деятельность.

При третьей форме олигофрении - олигофрении с психопатоподобными формами поведения - психическое недоразвитие сочетается с явлениями выраженной аффективной возбудимости, расторможенности влечений. Дети, страдающие этой формой заболевания, часто эмоционально возбуждены, приподнятое настроение у них сменяется плаксивостью, подавленностью. Критическое отношение к себе и окружающим понижено. Они необидчивы, несамолюбивы, их школьные интересы выражены недостаточно; работоспособность понижена.

От описанных выше форм четвертая форма олигофрении отличается нарушениями различных анализаторов. В этих случаях слабоумие сочетается с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Отмечается недоразвитие общей моторики, недостаточная координированность движений губ и языка, недоразвитие речевых систем, нарушения двигательных анализаторов.

Вся педагогическая работа с детьми данной группы строится с учетом структуры их дефекта. Учитывая общую моторную недостаточность, организуются занятия по лечебной гимнастике. Для коррекции дефектов речи проводятся логопедические занятия.

При наличии тяжелых дефектов анализаторов эти дети обучаются во вспомогательных классах специальных школ соответствующего типа.

К пятой форме олигофрении относится олигофрения с выраженной лобной недостаточностью. При этой форме заболевания недоразвитие познавательной деятельности связано с резким нарушением целенаправленности. У одних детей наблюдаются пассивность, вялость, двигательная заторможенность, автоматическая подчиняемость. Другим свойственны расторможенность, импульсивность, суетливость, отвлекаемость на любые раздражители.

Дети этой группы отличаются общей диспластичностью, нарушением желез внутренней секреции, резким нарушением моторики. Их речь, при сохранности произношения и относительно богатом словарном запасе, бессодержательна, насыщена штампами, повторениями чужих высказываний. Недоразвитие личности проявляется в некритичности к себе, отсутствии чувства смущения, страха, обиды.

Коррекционная работа воспитателя с детьми этой группы направлена на максимальное смягчение свойственных им психических нарушений.

Приведенная классификация олигофрении позволяет определять характер коррекционно-воспитательной работы с различными группами учащихся вспомогательной школы.

В процессе обучения и воспитания у умственно отсталых школьников значительно сглаживаются отклонения в, познавательной деятельности, в эмоционально-волевой сфере, развивается предметно-практическое и наглядно-образное мышление (отличающееся, однако, от мышления нормально развивающихся подростков), постепенно развиваются словесно-логическое мышление, восприятие, память, чувства, что способствует подготовке детей к трудовой жизни, формированию у них убеждений и мировоззрения.

При проведении коррекционно-воспитательной работы, как указывает Т.И.Пороцкая, направленной на осознанное усвоение учащимися норм поведения, выработку прочных адекватных реакций, у них происходят значительные сдвиги в соотношении между интеллектуальными и аффективными компонентами личности. В начальных классах аффективные проявления часто определяют весь характер поведения детей в тех или иных ситуациях; позднее они поддаются регулировке с помощью интеллекта.

Олигофренопедагогикой установлено, что развитие психики умственно отсталого и нормального ребенка происходит по одним и тем же законам, но применительно к аномальным детям. Эти законы действуют в своеобразной форме. Особенности развития этих детей затрудняют воспитательную работу, но не снимают решение общих с массовой школой задач воспитания.

Младший школьный возраст характеризуется значительными изменениями в социальной жизни ребенка: он становится школьником и отныне начинается формирование соответствующей социальной роли. Под воздействием обучения начинается перестройка всех познавательных процессов, достояния качеств, свойственных взрослым людям. Это чрезвычайно важный момент в жизни ребенка, который влияет на развитие личности в целом. С одной стороны, отмечается изменение его жизненного стереотипа, увеличиваются физические и психологические нагрузки, изменяется ритм и темп жизни. Ребенку необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, воспринимать информацию и запоминать ее. В то же время его нервная система не всегда выдерживает эти изменения. Значительную роль при этом играет ограничение двигательной активности, требование придерживаться школьной дисциплины. К тому же, углубленная умственная работа требует от детей регуляции своего поведения, сдерживания эмоций, сосредоточения внимания на учебных заданиях. Нередко это приводит к повышенной утомляемости, невнимательности. Поэтому, ввиду того, что ведущей отныне становится учебная деятельность, игра (особенно во внеурочное время) продолжает играть важную роль. Задание педагога - помочь детям как можно быстрее адаптироваться к учебной деятельности, научить их учиться, быть внимательными, старательными.

Деятельность играет решающую роль в формировании образа поведения личности. Однако следует помнить, что всем видам деятельности детей с нарушением интеллектуального развития присущи такие недостатки:

- нарушение целенаправленности, которое в значительной мере обусловлено недостаточным ориентированием в условиях поставленного задания, неумением преодолевать трудности, непониманием значимости результатов деятельности;

- трудности в перенесении прошлого опыта в новые условия;

- узость мотивации, которая является следствием низкого уровня осознания мотивов и цели деятельности; неустойчивость, ситуативность мотивов, а также неумение планировать свою деятельность и предусматривать ее результаты;

- недостаточное понимание словесной инструкции, низкий уровень произвольного внимания, неспособность осознать содержание всей инструкции в целом и тому подобное.

Поэтому, воспитателю следует помнить, что при олигофрении наблюдается недоразвитие высших форм памяти, мышления, характера, которое возникает в процессе социального развития таких детей. Им свойственное недоразвитие высших психических функций, а также личности, которые проявляются в примитивных реакциях, неадекватной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротичных реакциях и тому подобное. Детям с умственными изъянами свойственная интеллектуальная пассивность, инертность, вялость, неуравновешенность, подчинение постороннему влиянию. Им трудно осуществлять операции обобщения, абстрагирования. Детям являются малодоступными большинство моральных понятий, они их, по большей части, не дифференцируют. У них трудно сформировать моральные представления, моральные качества. Это ведет к некритическому отношению к собственному поведению, к нарушениям элементарных принципов морали, а ограниченность социальных контактов значительно суживает возможности для приобретения учениками морального опыта и наследования. Все это составляет серьезное препятствование для осознания содержания моральных понятий, принципов и критериев адекватного поведения, а соответственно, и для формирования морального мировоззрения.

1.2 Особенности формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Формирование навыков самообслуживания позволит в будущем эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания не происходит самопроизвольно. Обучение таким навыкам составляет целое направление работы специалистов и родителей, в основе которого лежит специальная программа, учитывающая возможности ребенка на данный момент и ориентирующая на ближайшие задачи. Только через подражание, усвоение образца навыки у таких детей не формируются. Причин могут быть такими: различные нарушения движения, слухового и зрительного восприятия, особенности эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития функций контроля, нарушения интеллектуального развития.

Задача формирования навыков самообслуживания у детей с особенностями развития является главной для самих детей и родителей.

В основу этой работы входит пошаговое обучения навыкам самообслуживания. Преимущество пошаговой системы состоит в том, что она позволяет быстро и эффективно обучить ребенка с особенностями развития определенному навыку именно в том возрасте и в том объеме, в котором этот навык формируется в случае нормального развития. Для этого определяется уровень, на котором ребенок может самостоятельно совершить какое-либо действие внутри данного навыка, и следующий маленький шаг, которому надо ребенка обучать. Используется система поощрений (внимание, пищевое подкрепление - любимая еда или питье, любимые занятия и т.п.). Помощь взрослого по мере освоения действий внутри навыка уменьшается в объеме, сворачивается от физической помощи к жесту, а затем - к инструкции.

Задачи обучения:

· - определение текущего уровня развития данного навыка;

· - определение ближайших шагов;

· - отработка навыка внутри каждого шага;

· - разработка системы поощрений и контроля;

· - обсуждение результатов с родителями.

Формы работы:

·- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

·- групповая (создаются объективные условия необходимости реализации данного навыка: поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; кроме того, работает механизм подражания).

Рассмотрим особенности формирования навыков самообслуживания у детей с различными отклонениями в развитии.

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Сложность обучения социально-бытовым навыкам связана с нарушением контакта, трудностью произвольного сосредоточения и наличием страхов. Овладение навыком с трудом переносится в другую ситуацию. Неуспех может вызвать протест против повторной попытки неудавшегося действия. Поэтому очень важно создать ощущение успеха у ребенка, включать обучение навыкам в привычные, любимые дела, использовать «зрительную организацию» дня в виде расписания, организовать пространство вокруг ребенка, чтобы ему было ясно, где и каким делом он будет заниматься.

Дети с выраженной (тяжелой) умственной отсталостью. При работе с этой группой детей необходимо учитывать инертность психических процессов, большой латентный период между предъявляемой информацией и ответной реакцией ребенка, часто выраженные двигательные проблемы. В связи с этим формирование навыков должно проводиться в медленном темпе, с большим количеством повторов одних и тех же действий. Важно правильно подобрать позу, например, для одевания, приема пищи.

Обычно с детьми такой группы на протяжении большого временного отрезка навыки отрабатываются «рука в руку» с педагогом, с максимальным привлечением внимания к происходящему: педагог помогает ребенку физически осуществить действие, направляет движения ребенка и координирует их. Например, при обучении самостоятельно есть ложкой взрослый своей рукой обхватывает руку ребенка и организует правильное движение. Постепенно физическая помощь уменьшается.

Н.П.Олейникова выделяет основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей.

1. Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

- уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

- уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, сервировать стол, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу;

- знать, что нельзя есть немытые ягоды, овощи, фрукты.

2. Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы и т.д.);

- знать предметы санитарии и гигиены и их место положение;

- учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

3. Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

- учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой, убирать и мыть после еды посуду;

- уметь заправить за собой постель, при раздевании - научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

- в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

- в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;

- приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения.

4. Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

- сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

- учить одеваться и обуваться при участии педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

- учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д.;

- учить правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно застегивать одежду. Учить детей следить за своим внешним

Глава 2. Система коррекционно-воспитательной работы по формированию навыков самообслуживания

2.1 Методы формирования навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью

Методы формирования навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Процесс обучения культурно-гигиеническим навыкам детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания и быть направлен на создание реальных возможностей в их самообслуживании. Ребенок, достигая под воздействием взрослого успеха в овладении самообслуживания, становится более умелым, более независимым от взрослого, уверенным в своих возможностях. Результат создает основу для коррекции (как в психическом, так и в личностном плане) имеющихся отклонений у ребенка и обеспечивает последующую его социализацию.

В период обучения в специализированном дошкольном учреждении воспитатели и няни работают над привитием детям культурно-гигиенических навыков. Воспитатели учат детей опрятности и правильному пользованию туалетом. Они следят за тем, чтобы дети были постоянно чистыми, опрятными, ухоженными. Дети должны научиться обращать внимание на свой внешний вид, овладеть способами приведения его в порядок, усвоить конкретную последовательность действий для выполнения того или иного навыка.

Задачи обучения и воспитания самообслуживания в 1 год обучения:

- учить детей обращаться к педагогам за помощью;

- формировать у детей опрятность;

- учить детей пользоваться туалетом, выходить из туалета чистыми, одетыми;

- учить детей мыть руки после пользования туалетом и перед едой;

- формировать у детей навык аккуратной еды - пользоваться чашкой, тарелкой, ложкой, салфеткой, правильно вести себя за столом;

- учить детей пользоваться носовым платком;

- формировать у детей навык раздевания и одевания, ухода за одеждой;

- учить детей оценивать свой внешний вид с использованием зеркала и без него;

Задачи обучения и воспитания второго года обучения:

- продолжать формировать культурно-гигиенические навыки у детей.

- воспитывать у детей опрятность, формировать умения правильно пользоваться туалетом, самостоятельно использовать унитаз и туалетную бумагу;

- продолжать закреплять у детей навык умывания;

- учить детей мыть ноги перед сном;

- закреплять у детей навыки правильного поведения за столом, учить самостоятельно есть, правильно пользоваться чашкой, ложкой, вилкой, салфеткой;

- учить детей красиво и не спеша есть, откусывать пищу маленькими кусочками, тщательно прожевывать пищу, глотать не торопясь, не разговаривать во время еды;

- приучать детей в процессе одевания и раздевания соблюдать определенную последовательность, часть одежды надевать самостоятельно, в случае затруднений обращаться за помощью к взрослым;

- знакомить детей с выполнением различных способов застегивания и расстегивания одежды - пользоваться молнией, кнопками, липучками, ремешками, пуговицами, крючками, шнурками;

- учить детей пользоваться расческой;

- формировать у детей навык ухода за полостью рта - полоскать рот после еды, чистить зубы утром и вечером;

- закреплять у детей умение обращаться за помощью к взрослому, учить помогать друг другу в процессе одевания и раздевания;

- учить детей вежливому общению друг с другом в процессе выполнения режимных моментов - предлагать друг другу стул, благодарить за помощь, завязывать платок, застегивать пуговицу;

- воспитывать у детей навыки самоконтроля и ухода за своим внешним видом.

В последующие годы воспитания и обучения в дошкольном специальном учреждении эти навыки закрепляются и развиваются.


2.2 План работы воспитателя по развитию навыков самообслуживания у детей с интеллектуальной недостаточностью на основе программы В.В.Воронковой

1-4 классы

месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май


1 неделя


Правила учебного труда


Я дежурный в классе.


Сделаем класс красивой.


Ролевая игра «Мамины помощники».


Приготовление блюд к празднику. Накрываем на стол.


Стирка вещей


Уход за комнат-ными растениями


2 неделя


Одежда школьника: уход и место в шкафу


Накрываем стол к обеду.


Как работать с книгой?


Дружба с веником и тряпкой. (Как я могу сам себя уговаривать?)


Как быстрее организо-вать уборку помещения после Нового года.


«Книжкина больница» (Ремонт книг).


Современ-ные средства гигиены и уборки.


Посадка комнатных растений.


Озеленение пришколь-ного участка.


3 неделя


Моя домашняя одежда: как сделать её красивой.


Основы сервировки стола и правила пользования приборами.


Как пришить пуговицу.


Беседа «Тысяча профессий»

(встреча с представителем «Службы занятости»)


Ремонт одежды.


Уход за комнатными растениями.


Украсим класс весной (уборка и украшение).


Сюжетно-ролевая игра «Ремонтная мастерская».


Озеленение пришколь-ного участка.


4 неделя


Как одеться на улицу


Чистка и мелкий ремонт.


Уборка в шкафу.


Оформление группы к Новому году.


Генеральная уборка.


Чистка обуви.


Всероссийский субботник. Уборка территорий.


5-7 классы


1 неделя


График дежурств, распределение обязанностей.


Что такое этикет и его роль в жизни современного человека.


Можно ли устроить праздник без денег?


Знакомство с профессией «помощник воспитателя».


Уборка класса к 8 Марта.


Моё представление о герое.


Что такое война? Военные точки сегодня.


2 неделя


Права и обязанности школьника.


Я потерял деньги: мои действия. Деньги и их предназначение.


Какими качествами ты хочешь обладать: твои планы в жизни.


Если беда рядом (экскурсия в пожарную часть).


Уборка спален.


Знакомство с профессией «младший обслуживающий персонал».


Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте.


Форма деловых писем, просьб, обращений.


Экстремальная ситуация: оказание первой помощи при обмороках, ожогах, переломах.


3 неделя


Беседа о профессии повара. (Приглаше-ние повара.) Я- помощник повара. Уборка столовой.


Помогаем малышам.


Работа с иголкой (штопка, пришива-ние пуговиц).


Как украсить дом к Новому году.


Уборка столовой. Работа на кухне.


Вегетарианство - что это такое? Приготовление блюд вегетарианской кухни.


Изготовление корабликов для малышей.


Я - глава семьи. Хозяин и хозяйка. (Проблемная ситуация.)


Правила поведения во время проведения летнего отдыха.


4 неделя

Генераль-ная уборка помещений

Утепление окон подготовка помещения к зиме.

Генераль-ная уборка.

Блюда для праздничного стола.

Экстремальные ситуации. Обморожение.

Генеральная уборка.


Я и мои соседи. (Проблемная ситуация)


8-9 классы


1 неделя


Составле-ние графиков дежурств. Распределе-ниеобязаннос-тей.


Необходи-мость трудиться (экскурсия на молокоза-вод)


Государственные учреждения (образователь-ные, медицинские и т.д.)


Моё любимое занятие.


Домовод-ство. Мужчина на кухне.


Беседа: «Береги минуту».


Генераль-ная уборка.


2 неделя


Ремонт одежды, мебели.


Сколько стоит твой обед?


Соотно-шение: хочу, могу, надо.


Диапазон профессий.


Современные средства и механизмы для уборки помещений


Как влияет выбор профессии на будущее?


Стирка, ремонт одежды.


Сюжетно-ролевая игра: «Води-тель автобуса».


3 неделя


Генераль-ная уборка.


Цена товара на рынке и в магазине.


Стирка, ремонт одежды, постельного белья.


Сюжетно-ролевая игра «Наша улица»


Как организо-вать уборку дома?


Составление плана уборки различных помещений.


Удаление зимнего утепления и мытьё окон.


Безработица.


Работа на пришкольном участке.


4 неделя


Результат труда: мои цели и намерения в будущем.


Генераль-ная уборка.


Общаяориента-ция в мире профес-сий.


Организа-ционные мероприятия по подготовке к Новому году.


Как анализиро-ватьжитейс-кую ситуацию?


Сюжетно-ролевая игра «Ферма».


Уборка территории.


Кем я хочу и могу стать.


Перечень критериев навыков сформированности трудового воспитания

В результате проделанной работы у воспитанников интернатных групп, должны быть сформированы следующие умения и навыки:

1-4 классы

Владеет навыками (т.е. автоматически, аккуратно и качественно) личной гигиены, самообслуживающего труда: чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, принимать душ; ухаживать за одеждой, подбирать туалет в соответствии с погодой (красивый и комфортный); содержать своё рабочее место, спальню, шкаф в аккуратном состоянии, владеть навыками уборки группы, спальни, участка.

Сформирована система элементарных трудовых навыков и умений: умеет играть с игрушкой, в настольную игру, работать с любой книгой; любит читать (или чтобы ему читали; предпочитает чтение телевизору); знает как вести себя на занятии, при самоподготовке и пр.; может выполнять элементарные работы: убирать (всё очень качественно), мыть посуду, гладить бельё, зашивать, пришивать; убирать территорию, копать, сажать, ухаживать за растениями.

5-7 классы

Владеет навыками самообслуживающего труда и способен выполнять работы по группе (дому), участку: убирать, мыть, стирать, гладить чистить.

Имеет представления о видах профессий, труде и зарплате; осознаёт связь между благополучием человека и его трудом; умеет обращаться с деньгами и понимает их назначение; имеет представление о законах, о правах и обязанностях детей в нашей стране.

8-9 классы

Знает свои положительные и отрицательные черты, умеет давать себе правильную самооценку; умеет принимать и оказывать помощь; умеет понимать других и правильно их оценивать.

Владеет навыками самообслуживающего труда, умеет правильно планировать свой труд (уборка квартиры, помещений и т. д.); умеет правильно распоряжаться своими деньгами; имеет общее представление о мире профессий; сформирована потребность трудиться, умеет оформлять документы необходимые для устройства на работу.






Заключение

Навык самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его социализации.

Мной были проанализированы теоретические положения отечественных педагогов которые дают основание считать, что самообслуживание детей не сводится только к исполнительной части, оно обязательно включает и психические процессы, отражающие действительность и регулируют деятельность, ее исполнительный этап. Выполняя действия, ребенок должен спланировать их, найти пути и средства реализации плана, предусмотреть необходимые для работы материалы и инструменты, определить пути осуществления контрольных действий. Чтобы достичь положительных последствий, он вынужден сравнивать результаты собственной работы с образцом. С усложнением содержания практической деятельности активизируется психическое развитие ребенка.

Рассмотрены задачи и формы формирования навыков самообслуживания. Так же рассмотрены особенности формирования навыков самообслуживания у детей с различными отклонениями в развитии.

Изучены основные направления коррекционно-воспитательной работы по формированию самообслуживания у детей: формирование навыка приема пищи; формирование гигиенических навыков; формирование навыка опрятности; формирование навыка одевания и раздевания.

Таким образом, процесс формирования навыка самообслуживания детей с отставанием в умственном развитии должен осуществляться с учетом личностно-ориентированных моделей воспитания.

Список использованной литературы

  1. Гладкая, В.В. Методика проведения коррекционных занятий « Развитие познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в обучении: учеб.-метод. пособие / В.В. Гладкая.- Мн.: Зорны Верасок, 2011.- 112с.- (Коррекционная педагогика)

  2. Забрамная, С.Д. Изучаем, обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью /С.Д. Забрамная, Т. Н. Исаева. - М.:ТЦ «Сфера», 2007.- 64с.

  3. Интеллектуально-личностное развитие детей с психофизическими особенностями посредством использования методик Н.А. Зайцева: материалы междунар. научно-практической конференции, Минск, 9-11 марта 2006 г./ под редакцией И.Н.Логиновой. - Мн.: АПО, 2006.-195с.

  4. Коррекционно-педагогическая работа в домах интернатах для детей с умственным и физическим недоразвитием 6 учеб.-метод. пособие для педагогов / под ред. Т. В. Лисовской.- Мн.: Четыре четверти, 2010.- 392с.

  5. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-обучающего обучения и реабилитации: пособие для педагогов и родителей / под ред. С.Е. Гайдукевича.- Мн.: «БГПИ им.М.Танка», 2007.- 144с.

  6. Логинова, И.Н. Оценка психического развития ребёнка в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации : метод. пособие / И.Н. Логинова, Е.В. Башина.- Мн.: АПО, 2009.- 102с.

  7. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.- метод. пособие / под ред. С.Е. Гайдукевича.- Мн.: БГПУ, 2009.- 276с.

  8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред И.М. Бгажноковой.- М.: ВЛАДОС, 2007.-181с.- (Коррекционная педагогика)

  9. Организация коррекционной работы в начальных классах / под ред. Т.В. Птушенок.- Мозырь: Белый ветер, 1999.- 64с.

  10. Олейникова, Н.П. Социально-бытовая ориентировка как важнейшая образовательная компетенция учащихся коррекционных школ VIII вида [Текст] / Н.П. Олейникова // Коррекционная педагогика. - 2012. - №5. - С. 11 - 14.




28


© 2010-2022