• Преподавателю
  • Другое
  • Выступление на тему Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования личностных универсальных учебных действий

Выступление на тему Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования личностных универсальных учебных действий

Рассматриваются методы и приемы работы, применяемые на различных уроках для формирования личностных универсальных учебных действий. В текст выступления включен опыт учителей физики, химии, математики, музыки и изобразительного искусства из ГБОУ СОШ №1021.
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы и приемы работы, применяемые на уроке для формирования личностных универсальных учебных действий

1

Китайская притча гласит

Скажи мне - и я забуду;
Покажи мне - и я запомню;
Дай сделать - и я пойму.

2

Уважаемые коллеги, позвольте Вам напомнить, что УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,

толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Авторы стандартов второго поколения рассматривают УУД как обеспечение возможностей учащегося самостоятельно действовать при получении образования.

3

Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием

4

Сегодня мы рассмотрим личностные УУД, а также методы и приемы работы, применяемые на уроке для их формирования.

5

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД - это умение учащегося соотносить поступки и события с этическими принципами, с нормами морали и нравственности, умения, которые обеспечивают самоопределение и ориентацию в социальных ролях
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Личностные УУД делят на 3 блока:

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ

НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

6

1. Самоопределение.

Это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что я хочу, что я могу, что я делаю с удовольствием, что у меня получается хорошо, а что нет.

Одной из составляющих компетентности личности является развитие самооценки.

Внутренняя позиция ученика - одно из проявлений идентичности, принятие роли ученика, это представление о семейной роли, о социальной роли.

Важным является и профессиональное самоопределение, ознакомление с миром профессий.

В школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

7

2. смыслообразование.

Второй блок связан со смыслами учебной деятельности. Смысл и мотивы учения играют решающую роль. Ведь проблема состоит в резком снижении школьной мотивации, дети не проявляют активности, инициативы. Задача школы - формирование умения ставить учебные цели и определять мотивы для их достижения.

МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

8

3. нравственно-этическое оценивание.

Третий блок - линия нравственного развития компетентной личности. Личностные УУД обеспечивают развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.

9

С теорией определились. Перейдем к практике!

Зададимся несколькими вопросами.

Вопрос первый.

Как определить личностные УУД? Где мы с ними встречаемся в учебном процессе?

10

В качестве примера определения личностных УУД рассмотрим известный многим советский мультфильм под названием «Котенок с улицы Лизюкова». Этот пример поможет нам понять, что с личностными УУД мы сталкиваемся постоянно, и все наши уроки наполнены возможностями их развивать.

11

Коротко напомним содержание этого мультика.

В Воронеже на улице Лизюкова живёт котёнок Василий, которому постоянно приходится спасаться от щенка, и поэтому он мечтает превратиться в такого зверя, которого бы все боялись. В этом ему помогает ворона-колдунья. Кот переносится в Африку и превращается в бегемота[3]. Произошедшее не вызывает у него особого восторга, но надо как-то жить дальше: котёнок-бегемот знакомится со слонихой, ссорится со львом, спасает страуса от крокодила, переживает наводнение.

Однажды в их места залетает та самая ворона, которая возвращает Васе первоначальный вид и возвращает его домой. Теперь он не боится щенка, а сам пугает его своим рыком.

Кстати, в 2003 году в Воронеже на улице Лизюкова был открыт памятник котёнку Василию

12

Какие же личностные УУД мы можем найти в этом мульфильме и что полезного он транслирует?

Определим по категориям УУД.

Категория Самоопределение

Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности

Знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий

13

Категория Смыслообразование

Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

14

Категория Нравственно-этическая оценка

Уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты

Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

Выполнение моральных норм в отношении взрослых людей и своих сверстников в школе, дома

15

Зададимся вторым вопросом.

Как сформировать личностные УУД на уроке?

Приведем примеры для конкретных дисциплин. Все указанные ниже примеры разработаны нашими учителями и успешно реализуются на уроках.

16

Начнем с математики.

17

В теме Диаграммы предлагается решать задачи по практическому применению. Например, составить диаграммы продолжительности жизни животных…

18

…или дальности перелета птиц. Это стимулирует мотивацию учения, формирует способность давать оценки явлениям и повышает познавательный интерес.

19

Другой пример. Вычисление по химическим уравнениям .

Здесь реализована постановка вопросов и формулировка задач с целью расширения кругозора учащихся.

Задачей ставится осуществление на данном учебном материале связи математики и химии, формирование причинно-следственных связей явлений.

Воспитание интереса к предмету через умение видеть прекрасное в пропорциональности окружающего мира.

20

Физика

21

В 8 классе детям сообщается о том, что врачи для исследования горла или зубов иногда вводят в рот пациента зеркальце. Однако зеркальце очень быстро запотевает. Так же запотевают стекла очков и стекла автомобилей. Учащимся предлагается выяснить, почему и при каких условиях это происходит, предложить свой способ борьбы с этим явлением.

В беседах об автомобилях формируется экологическое сознание.

В беседах о врачах и медицине формируется знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

22

На своем сайте я организовал фотоконкурс. На конкурс принимались фотографии с оригинальными названиями, посвященные физике природных явлений.

Было открыто голосование за лучшую работу

Стимулируется мотивация учения, дает возможность творчески проявить себя, формируется умение демонстрировать свое видение заданной темы, а при голосовании - умение давать адекватную оценку другим

23

Также на сайте сейчас публикуются задачи, придуманные, составленные и оформленные детьми. Тема звучит так: «Достопримечательности Москвы в физических задачах». При составлении своей задачи обучение конкретной темы делается осмысленным! Выбор достопримечательности и иллюстрации к задаче дает возможность проявить свою оригинальность, а необходимая историческая справка, которая обязательно приводится в задаче, позволяет узнать много нового о столице нашей Родины, ее истории, что помогает в формировании гражданской позиции, в воспитании чувства патриотизма.

24

Химия

25

В 8 классе учащимся предлагается следующее задание.

Составить 5 предложений, раскрывающих применение химических знаний

- в работе родителей

  • Применение химии на кухне

  • - в ванной

  • - во время ремонта

26

9 класс

Жизнь и значение работ Д.И. Менделеева (дополнительный материал)

Подготовка сообщений на тему «Добыча нефти в нашей стране и проблемы экологии»

27

Музыка

28

Хоровое исполнение гимна России

Исполнение песен о героических событиях истории Отечества

Подборка стихов и рассказов, соответствующих настроению музыкальных пьес и песен

29

Изобразительное искусство

30

И, наконец, вопрос третий.

Как провести диагностику личностных УУД?

31

Для диагностики личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

участие в проектах;

подведение итогов урока;

творческие задания;

зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

самооценка события, происшествия;

дневники достижений и др.

32

Подведем итоги

Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении людей и самого себя.

33

Спасибо за внимание!



© 2010-2022