- Преподавателю
- Другое
- Охрана природы с основами экологии
Охрана природы с основами экологии
Раздел | Другое |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Винокурова О.В. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі
И. Алтынсарин атындағы Рудный әлеуметтік-гуманитарлық колледжі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И. Алтынсарина
Бекітемін Утверждаю
директордың оқу Зам. директора
ісі жөніндегі орынбасары по учебной работе
______________________ _____________________
Т.О. Ибраева Т.О. Ибраева
«______» ________20_ ж. «______» ________20_ г.
Орта кәсіптік оқу орындарына арналған
жұмыс оқу бағдарламасы
Рабочая учебная программа
для технических и профессиональных учебных заведений
по дисциплине «Охрана природы с основами экологии»
специальности 0104000 «Профессиональное обучение»
составлена на основе интегрированной типовой программы
по дисциплине «Охрана природы с основами экологии».
Утверждена решением УМС Департамента Технического и профессионального образования МОН РК
25 декабря 2009 год №595
Қоғамдық және әлеуметтік пәндерінің Рассмотрено на заседании
циклдік комиссия отырысында предметно- цикловой комиссии
қарастырылды социальных и общественных
дисциплин
«28» тамыз 2015 ж. « 28 » августа 2015 г.
№ 1 хаттама Протокол № 1
ПЦК төрайымы Председатель ПЦК
Дубовая Т.В. Дубовая Т.В.
Рудный 2015
Разработчик: Винокурова О.В., преподаватель специальных дисциплин
Специальность: 0104000 «Профессиональное обучение»
Очная форма обучения - 4 курс. Объем в часах - 30 ч
Сведения о ежегодном переутверждении:
№ п/п
учебный год
сведения о рабочей программе
дата
переутверждения,
№ протокола
подпись зав. ПЦК
1
2
3
4
5
Содержание
1 Пояснительная записка ………………………………………………………………3
2 Распределение по семестрам …………….……………………………….………….3
3 Тематический план и содержание дисциплины……………….…………………….4
3.1 Тематический план ………………………………………………………………….4
3.2 Содержание рабочей программы дисциплины …………….……..……………….4
4 Литература и средства обучения …………………..…………………………………5
-
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с интегрированной рабочей программой технического и профессионального образования по специальности 0104000 «Профессиональное обучение», утвержденной Министерством образования и науки РК от 25 декабря 2009 год №595 .
Основное направление дисциплины - формирование знаний необходимых для устойчивого социально-экономического развития при условии сохранения природной среды обитания человека и ее восстановления после разрушительных воздействий.
Цель изучения дисциплины: обобщение и углубление экологических знаний; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. Сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.
Задачи: - развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;
- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;
- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;
Ожидаемый результат изучения курса направлен на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий.
2. Распределение по семестрам
Номер семестра
Учебные занятия
Число контрольных работ
Форма контроля
аудиторные
Общий объём часов
Всего
Теор.
Семи
нар.
Практич.
СРС
7
30
30
30
зачет
ИТОГО
30
30
30
3 Тематический план и содержание дисциплины
«Охрана природы с основами экологии».
3.1 Тематический план
№
Наименование разделов и тем
Семестр
Форма
контроля
Количество учебного времени при очной форме обучения
всего
теория
практика
Раздел 1. Экология как наука.
4
4
1
Предмет экологии. Ее разделы. Уровни организации живой природы.
2
2
2
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы и их классификация.
2
2
Раздел 2. Экологические системы. Биосфера.
4
4
3
Понятия «биоценоз», «экосистема». Структурная организация экосистемы.
2
2
4
Биосфера, ее строение и границы. Ноосфера.
2
2
Раздел 3. Экологические проблемы современности.
8
8
5
Экологический кризис и экологическая катастрофа. Экологические проблемы РК.
2
2
6
Проблема отходов. Загрязнение атмосферы в городах.
2
2
7
Виды загрязнения гидросферы..Методы защиты гидросферы.
2
2
8
Социальные факторы. Генетические факторы и здоровье человека.
2
2
Раздел 4.Сообщества и популяции.
4
4
9
Сообщества. Типы взаимодействия организмов.
2
2
10
Популяции. Вид. Критерии вида.
2
2
Раздел 5. Экологическая демография.
4
4
11
Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий.
2
2
12
Рост численности человечества.
2
2
Раздел 6. Экологические основы охраны природы.
6
6
13
Современные проблемы охраны природы. Охрана недр.
2
2
14
Охрана ценных и редких видов растений и животных. Красная книга Казахстана.
2
2
15
Итоговая контрольная работа.
2
2
Итого:
30
30
-
3.2 Содержание учебной программы
Раздел 1. Экология как наука.
Предмет экологии. Ее разделы. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Уровни организации живой природы. Область экологии.
Взаимоотношения организма и среды. Среды обитания. Организм как среда обитания. Экологические факторы и их классификация. Абиотические и биотические факторы. Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биогенных элементов.
Учащиеся должны знать общую характеристику экологии; направления и научные дисциплины экологии; среды обитания, классификацию экологических факторов; уровни организации живой природы.
Учащиеся должны уметь давать определения экологии, как науке; характеризовать среды обитания организма; экологические факторы.
Раздел 2. Экологические системы. Биосфера.
Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз» и «экосистема». Структурная организация экосистемы. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты. Классификация природных экосистем
Биосфера, ее строение и границы. Роль В. И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Типы вещества биосферы. Ноосфера.
Учащиеся должны знать классификацию факторов среды; краткую характеристику экологических ниш; роль В. И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере.
Учащиеся должны уметь давать определения экологическим терминам: фактор среды, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, биота, экосистема, консументы, редуценты, биосфера, ноосфера.
Раздел 3. Экологические проблемы современности.
Экологический кризис и экологическая катастрофа. Важнейшие экологические проблемы современности, и их тенденции.
Проблема отходов. Парниковый эффект и глобальное потепление климата. Разрушение «озонового слоя». Загрязнение атмосферы в городах.
Виды загрязнения гидросферы. Загрязнение мирового океана, морей, рек и озер. Методы защиты гидросферы.
Социальные факторы. Курение, алкоголизм, наркомания. Генетические факторы и здоровье человека.
Учащиеся должны знать важнейшие экологические проблемы (парниковый эффект, разрушение «озонового слоя» и др.). Социальные факторы, которые губительно влияют на здоровье.
Учащиеся должны уметь грамотно анализировать и самостоятельно и оценивать экологическую ситуацию в мире и в РК; выявлять факторы риска основных заболеваний человека, связанных с загрязнением окружающей природной среды; делать обоснованные, доказательные выводы;
Раздел 4.Сообщества и популяции.
Сообщества. Типы взаимодействия организмов. Пищевые отношения. Законы конкурентных отношений в природе.
Популяции. Рост численности и плотность популяций. Вид. Критерии вида.
Учащиеся должны знать законы конкурентных отношений в природе; регулирование видового состава природных сообществ;
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе).
Учащиеся должны уметь объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; сравнивать между собой среды обитания; давать экологическую характеристику виду.
Раздел 5. Экологическая демография.
Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий.
Рост численности человечества. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.
Учащиеся должны знать социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;
Учащиеся должны уметь делать обоснованные, доказательные выводы;
Раздел 6. Экологические основы охраны природы.
Современные проблемы охраны природы. Рациональное использование и охрана вод. Охрана недр.
Охрана ценных и редких видов растений и животных. Красная книга Казахстана.
Итоговая контрольная работа.
Учащиеся должны знать о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); об использовании и охране недр, о современном состоянии, использовании и охране растительности и животного мира (Красная книга РК и её значение в охране редких и исчезающих видов растений).
Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой.
4. Литература
1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е. В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.
2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2005. - 288 с.
3. Швец И. М., Добротина Н. А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2004. - 144 с.
4. Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.
5. Чернова Н. М., Пономарёва О. И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н. М. и др. «Основы экологии» - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.
Н РӘГК 703-02-10 Жұмыс оқу бағдарламасы
Ф РСГК 703-02-10 Рабочая программа