Охрана природы с основами экологии

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

И. Алтынсарин атындағы Рудный әлеуметтік-гуманитарлық колледжі

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Рудненский социально-гуманитарный колледж им. И. Алтынсарина



Бекітемін Утверждаю

директордың оқу Зам. директора

ісі жөніндегі орынбасары по учебной работе

______________________ _____________________

Т.О. Ибраева Т.О. Ибраева

«______» ________20_ ж. «______» ________20_ г.


Орта кәсіптік оқу орындарына арналған

жұмыс оқу бағдарламасы

Рабочая учебная программа

для технических и профессиональных учебных заведений

по дисциплине «Охрана природы с основами экологии»

специальности 0104000 «Профессиональное обучение»

составлена на основе интегрированной типовой программы

по дисциплине «Охрана природы с основами экологии».

Утверждена решением УМС Департамента Технического и профессионального образования МОН РК

25 декабря 2009 год №595






Қоғамдық және әлеуметтік пәндерінің Рассмотрено на заседании

циклдік комиссия отырысында предметно- цикловой комиссии

қарастырылды социальных и общественных

дисциплин

«28» тамыз 2015 ж. « 28 » августа 2015 г.

№ 1 хаттама Протокол № 1

ПЦК төрайымы Председатель ПЦК

Дубовая Т.В. Дубовая Т.В.








Рудный 2015

Разработчик: Винокурова О.В., преподаватель специальных дисциплин


Специальность: 0104000 «Профессиональное обучение»



Очная форма обучения - 4 курс. Объем в часах - 30 ч








Сведения о ежегодном переутверждении:


№ п/п

учебный год

сведения о рабочей программе

дата

переутверждения,

№ протокола

подпись зав. ПЦК

1


2



3


4


5













Содержание


1 Пояснительная записка ………………………………………………………………3

2 Распределение по семестрам …………….……………………………….………….3

3 Тематический план и содержание дисциплины……………….…………………….4

3.1 Тематический план ………………………………………………………………….4

3.2 Содержание рабочей программы дисциплины …………….……..……………….4

4 Литература и средства обучения …………………..…………………………………5










































  1. Пояснительная записка


Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с интегрированной рабочей программой технического и профессионального образования по специальности 0104000 «Профессиональное обучение», утвержденной Министерством образования и науки РК от 25 декабря 2009 год №595 .

Основное направление дисциплины - формирование знаний необходимых для устойчивого социально-экономического развития при условии сохранения природной среды обитания человека и ее восстановления после разрушительных воздействий.

Цель изучения дисциплины: обобщение и углубление экологических знаний; обеспечение понимания основных закономерностей, теорий и концепций экологии; формирование экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды. Сформировать знания о взаимоотношении людей с окружающим миром на уровне биосферы и ноосферы; раскрыть причины экологических кризисов, определить пути решения глобальных экологических проблем; определить значение устойчивого развития природы и человечества.

Задачи: - развитие способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей практической деятельности последствий вмешательства в природную среду;

- формирование экологического мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;

- формирование у учащихся взглядов на биосферу как единый макроорганизм, одним из компонентов которого является человек;

- формирование гражданской позиции учащихся, направленной на сохранение и восстановление природного богатства планеты;

Ожидаемый результат изучения курса направлен на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: овладение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладения знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды. Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании. К ним относятся: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий.

2. Распределение по семестрам


Номер семестра


Учебные занятия

Число контрольных работ

Форма контроля

аудиторные

Общий объём часов

Всего

Теор.

Семи

нар.

Практич.

СРС



7

30

30

30





зачет










ИТОГО

30

30

30









3 Тематический план и содержание дисциплины

«Охрана природы с основами экологии».

3.1 Тематический план


Наименование разделов и тем

Семестр

Форма

контроля

Количество учебного времени при очной форме обучения

всего

теория

практика

Раздел 1. Экология как наука.

4

4

1

Предмет экологии. Ее разделы. Уровни организации живой природы.

2

2

2

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы и их классификация.

2

2

Раздел 2. Экологические системы. Биосфера.

4

4

3

Понятия «биоценоз», «экосистема». Структурная организация экосистемы.

2

2

4

Биосфера, ее строение и границы. Ноосфера.

2

2

Раздел 3. Экологические проблемы современности.

8

8

5

Экологический кризис и экологическая катастрофа. Экологические проблемы РК.

2

2

6

Проблема отходов. Загрязнение атмосферы в городах.

2

2

7

Виды загрязнения гидросферы..Методы защиты гидросферы.

2

2

8

Социальные факторы. Генетические факторы и здоровье человека.

2

2

Раздел 4.Сообщества и популяции.

4

4

9

Сообщества. Типы взаимодействия организмов.

2

2

10

Популяции. Вид. Критерии вида.

2

2

Раздел 5. Экологическая демография.

4

4

11

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий.

2

2

12

Рост численности человечества.

2

2

Раздел 6. Экологические основы охраны природы.

6

6

13

Современные проблемы охраны природы. Охрана недр.

2

2

14

Охрана ценных и редких видов растений и животных. Красная книга Казахстана.

2

2

15

Итоговая контрольная работа.

2

2

Итого:

30

30

-

3.2 Содержание учебной программы

Раздел 1. Экология как наука.

Предмет экологии. Ее разделы. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Уровни организации живой природы. Область экологии.

Взаимоотношения организма и среды. Среды обитания. Организм как среда обитания. Экологические факторы и их классификация. Абиотические и биотические факторы. Экологическое значение основных абиотических факторов: тепла, освещенности, влажности, солености, концентрации биогенных элементов.

Учащиеся должны знать общую характеристику экологии; направления и научные дисциплины экологии; среды обитания, классификацию экологических факторов; уровни организации живой природы.

Учащиеся должны уметь давать определения экологии, как науке; характеризовать среды обитания организма; экологические факторы.

Раздел 2. Экологические системы. Биосфера.

Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз» и «экосистема». Структурная организация экосистемы. Трофические отношения между организмами: продуценты, консументы и редуценты. Классификация природных экосистем

Биосфера, ее строение и границы. Роль В. И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере. Типы вещества биосферы. Ноосфера.

Учащиеся должны знать классификацию факторов среды; краткую характеристику экологических ниш; роль В. И. Вернадского в формировании современного понятия о биосфере.

Учащиеся должны уметь давать определения экологическим терминам: фактор среды, биоценоз, биогеоценоз, биотоп, биота, экосистема, консументы, редуценты, биосфера, ноосфера.

Раздел 3. Экологические проблемы современности.

Экологический кризис и экологическая катастрофа. Важнейшие экологические проблемы современности, и их тенденции.

Проблема отходов. Парниковый эффект и глобальное потепление климата. Разрушение «озонового слоя». Загрязнение атмосферы в городах.

Виды загрязнения гидросферы. Загрязнение мирового океана, морей, рек и озер. Методы защиты гидросферы.

Социальные факторы. Курение, алкоголизм, наркомания. Генетические факторы и здоровье человека.

Учащиеся должны знать важнейшие экологические проблемы (парниковый эффект, разрушение «озонового слоя» и др.). Социальные факторы, которые губительно влияют на здоровье.

Учащиеся должны уметь грамотно анализировать и самостоятельно и оценивать экологическую ситуацию в мире и в РК; выявлять факторы риска основных заболеваний человека, связанных с загрязнением окружающей природной среды; делать обоснованные, доказательные выводы;

Раздел 4.Сообщества и популяции.

Сообщества. Типы взаимодействия организмов. Пищевые отношения. Законы конкурентных отношений в природе.

Популяции. Рост численности и плотность популяций. Вид. Критерии вида.

Учащиеся должны знать законы конкурентных отношений в природе; регулирование видового состава природных сообществ;
об отношениях организмов в популяциях (понятие популяции, типы популяций, их демографическая структура, динамика численности популяции и ее регуляция в природе).

Учащиеся должны уметь объяснять принципы обратных связей в природе, механизмы регуляции и устойчивости в популяциях и биоценозах; сравнивать между собой среды обитания; давать экологическую характеристику виду.

Раздел 5. Экологическая демография.

Особенности демографии населения в зависимости от природных и социально-экономических условий.

Рост численности человечества. Планирование семьи, ее особенности в разных странах.

Учащиеся должны знать социально-экологические закономерности роста численности населения Земли, возможности влияния и перспективы управления демографическими процессами, планирование семьи;

Учащиеся должны уметь делать обоснованные, доказательные выводы;

Раздел 6. Экологические основы охраны природы.

Современные проблемы охраны природы. Рациональное использование и охрана вод. Охрана недр.

Охрана ценных и редких видов растений и животных. Красная книга Казахстана.

Итоговая контрольная работа.

Учащиеся должны знать о рациональном использовании и охране водных ресурсов (бережное расходование воды, борьба с загрязнениями, очистные сооружения и их эффективность, использование оборотных вод); об использовании и охране недр, о современном состоянии, использовании и охране растительности и животного мира (Красная книга РК и её значение в охране редких и исчезающих видов растений).

Учащиеся должны уметь самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой.












4. Литература


1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е. В. Акифьева. - Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. - 48 с.

2. Чернова Н. М., Галушин В. М., Константинов В. М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: «Дрофа», 2005. - 288 с.

3. Швец И. М., Добротина Н. А. Биосфера и человечество: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2004. - 144 с.

4. Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват. учреждений - М.: «Вентана-Граф», 2005. - 240 с.

5. Чернова Н. М., Пономарёва О. И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н. М. и др. «Основы экологии» - М.: «Дрофа», 2001. - 192 с.

Н РӘГК 703-02-10 Жұмыс оқу бағдарламасы

Ф РСГК 703-02-10 Рабочая программа

© 2010-2022