Статья «Творчество на уроках черчения»

Материал кратко обобщает опыт учителя, стремящегося применять на практике графические задания творческой направленности.       Подобные задания у учащихся развивают пространственное мышление, учат свободно оперировать пространственными образами, творчески подходить к решению графического задания. Особенно интересными получаются у детей задания с применением местного материала (орнаментальные мотивы, декоративные решетки, ограды и т.д.)      Автор работает по программе Хакимова Г. Ф. «Художествен...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творчество на уроках черчения.

Исмагилова Г. И., учитель черчения и изобразительного искусства ГБОУ РХГИ им. К. А. Давлеткильдеева, г. Уфа

Творчество многообразно, но виды его во многом связаны. Так, техническое творчество невозможно представить в отрыве от дизайна, поскольку людям нужны как полезные, практические качества изделия, так и его красота. С позиции эстетики оцениваются и архитектурно-строительные сооружения, объекты народного творчества (графика узоров и орнаментальных композиций) и т. д. По мнению В. А. Гервера «общим звеном, которое связывает большинство видов творчества, являются графические изображения, поэтому в курсе черчения заложены потенциальные возможности для формирования творческих качеств личности».

Уроки черчения по программе Хакимова Г.Ф. «Художественно-производственная графика» формируют у школьников логическое, абстрактное и пространственное мышление, помогает при изучении других предметов, способствует интеллектуальному развитию детей. Общеизвестно, что пространственное мышление и воображение, в свою очередь являются необходимыми компонентами творческого мышления.

В Республиканскую художественную гимназию-интернат им. К. А. Давлеткильдеева (г.Уфа) дети в 7-8 классы поступают в основном из сельских районных школ, с различными уровнями художественно-графической подготовленности. Для диагностирования уровня начальной графической грамотности учащихся важно выявить, в том числе, и то как развито у ребенка пространственное воображение; может ли он мысленно оперировать образами, самостоятельно получать ответы.

Известно, что пространственное мышление - это мышление, связанное с оперированием пространственных образов. Существует немало тестов для выявления развитого пространственного воображения, например:

▪Дан куб с различными цветовыми гранями. Учитель на доске вычерчивает куб и вслух произносит (но не пишет) цветовое название каждой грани. Задача учащихся - ничего не записывая, запомнить названия цветов каждой грани. Затем изображение с доски стирается и учащимся предлагается решить следующую задачу в течение минуты:

-положите куб на зеленую грань и напишите название передней грани, рассмотрите все возможные варианты;

-положите куб на красную грань так, чтобы передняя грань была желтой, напишите название цвета верхней грани.

В программе Хакимова Г. Ф. «Художественно-производственная графика» немало графических заданий, которые успешно позволяют развить у учащихся пространственное воображение и мышление. Здесь важно ребенка заинтересовать в умении мыслить образно, представлять и поворачивать объект в пространстве и правильно дать графическое решение. К примеру, в 8 классе при изучении темы «Проецирование элементов поверхности предмета» учащимся предлагается выполнить следующую графическую работу на формате А4:

-по представленным видам вычертить аксонометрическую проекцию детали (в изометрии);

-выделить цветом грани (отмывка акварелью или раскраска цветными карандашами), параллельные фронтальной плоскости проекции;

-выделить цветом ребра, перпендикулярные профильной плоскости проекции.

Общеизвестны задачи, в которых требуется построить фигуры сечения по заданным видам или разрезам. В задачах обратного действия требуется по фигурам сечений и габаритам главного вида представить форму предмета и выполнить чертеж предмета. В задачах, где необходимо выполнить моделирование формы (моделирование формы по виду, по заданным ориентирам, по описанию и т.д.) ученику открывается возможность поиска различных вариантов решения и потому делает задачу творческой.

На уроках ХПГ школьниками изучаются и используются элементы народного творчества (узоры, орнаментальные мотивы и т.д.). При изучении темы «Геометризация растительного орнамента», «Сопряжения» школьники творчески интерпретируют и вычерчивают собственные геометрические орнаментальные мотивы по мотивам народных узоров для предметов утилитарного назначения (вышивка для одежды и предметов быта, элементы резьбы для окон и наличников, орнаментальные композиции для оград и решеток, мебели и т.д.).

Таким образом, приведенные выше некоторые творческие графические задания позволяют развить пространственное мышление и воображение школьников, учащиеся приобретают элементарные умения и навыки преобразования формы предметов по законам красоты, создавать декоративные и орнаментальные графические решения для предметов практического назначения.

Творческие работы учащихся 8 класса гимназии по черчению.

Статья «Творчество на уроках черчения»Статья «Творчество на уроках черчения»Статья «Творчество на уроках черчения»



© 2010-2022