Тема: Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы формирования опыта общественных отношений,

умений и привычек.


Основной задачей профессионального трудового обучения, предмета, который я веду, является подготовка учащихся к работе на производстве. В это понятие входит не только научить детей выполнять ту или иную работу, но и сформировать определённые навыки общения.

Для лиц с нарушением в интеллектуальном развитии трудовая деятельность это основа их социального приспособления, которая служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.

Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике всё более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.

Успешность практической деятельности данной категории людей определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, уравновешенностью в межличностном общении.

Полноценную профессиональную подготовку способны получить только лица с лёгкой умственной отсталостью.

В 8-м классе восемь девочек. С диагнозом «лёгкая умственная отсталость» учатся три девочки - Гурулёва Рита, Иванова Наташа, Нечина Ира. Остальные пять учениц учатся с диагнозом «умеренная умственная отсталость» - Веселова Лена, Галкова Вика, Петренко Валя, Щербакова Настя, Андрюшевич Альбина.

Умственно отсталым людям свойственен низкий уровень общественных отношений. Причин, способствующих этому, много. Вот лишь некоторые из них:

- расстройство настроения (быстрая смена настроения, мрачность, злоба, апатия, и т. д.);

- импульсивность (из-за недоразвития воли);

- недисциплинированность;

- психопатоподобное поведение;

- небрежность;

- отсутствие чувства ответственности;

- двойственность поступков;

- отсутствие целеустремлённости;

- беспринципность (неспособность в овладении твёрдыми принципами);

- некритичность в отношении себя;

- неумение преодолевать трудности;

- нерешительность;

- неумение контактировать (общаться) с другими людьми и др.

Для формирования опыта общественных отношений, умений и привычек на уроках трудового обучения веду следующую работу.

В начале обучения, разделяю учащихся на три условные группы по уровню их общения:

1-й уровень: замкнутые, застенчивые, неуверенные в себе дети, которые

практически не общаются ни с кем в группе.

2-й уровень: дети с избирательным типом общения (общаются только с

определёнными учащимися, т.е. избирательно).

3-й уровень: общительные дети (общаются со всеми учащимися группы).

Основной задачей, которую ставлю перед собой, это поднять учащихся с первого уровня на третий.

Для детей 1-го уровня характерна неуверенная походка, робкая поза, напряжение мышц лица, корпуса, суетливые движения, жалобная мимика, опускание глаз при разговоре и т.п.

На первом этапе, объясняется и демонстрируется, как выглядит человек и как он может выглядеть, если немного над собой поработает. Очень важно научить ребёнка управлять своим телом: вырабатывается правильная осанка, умение принимать правильную позу в любой обстановке.

Ощущение физического раскрепощения, приобретённое на уроках, выбор гармоничных поз и положений, ставших привычными, сознание, что это производит благоприятное впечатление на окружающих, и, наконец, их привычность - всё это в значительной мере уменьшает неуверенность в себе, избавляет от ощущения неловкости, потерянности, беспомощности. Ребёнок уверенно сидит за швейной машиной, берёт необходимые для работы инструменты, подходит к доске для рассмотрения образцов предметно-технологической карты и т.д.

На втором этапе решается вопрос овладения собственным голосом. Для решения этого вопроса очень помогает чтение вслух (инструкционных карт, письменных технологических карт, плана изготовления и пошива изделия и др.). Причём, вначале предлагается чтение по кругу - начинает один (учащийся который не испытывает затруднений в общении), дальше продолжает следующий и т. д. Устанавливается минимум и максимум вклада каждого: минимум - одно предложение или самый маленький пункт текста инструкционной карты (т.е. то, что посильно любому, кто страдает затруднениями в речевом общении), максимум - полминуты или минуту текста.

Перед чтением делается установка: никаких «я не могу», «не получается», надо читать, как выйдет.

Позднее этот успех закрепляется развитием углублённого внимания к тексту, когда после прочтения, ребёнок должен пояснить, как он будет выполнять работу, в соответствии с прочитанным пунктом.

Далее начинается специальная работа над монологической речью, затем над диалогом. Например, при отчёте учащихся о выполненной работе - на первом этапе ребёнок отчитывается с помощью вспомогательных вопросов учителя, находясь на своём рабочем месте; затем возле стола учителя (общение: учитель - ученик); затем отчёт делает перед классом стоя возле своего рабочего места; затем отчёт перед классом стоя у доски.

Позднее предусматривается работа и общение парами. При снятии мерок, учащиеся вначале работают парами, причём формирование пар происходит по желанию учащихся. Затем я сама назначаю, кто с кем будет работать в паре. Возникает ситуация, когда необходимо общаться с тем, с кем ты не испытываешь желания в общении. В последующем при снятии мерок формирую группы из трёх человек: 1-й с кого снимают, 2-й снимает мерки, 3-й записывает мерки в тетрадь.

Следующий этап - работа и общение с группой учащихся, через выполнение трудового задания с применением бригадной формы организации труда. На этом этапе общение максимально приближено к производственным. Каждая ученица отвечают за результаты как своего, так и общего труда.

При обучении школьников способам общения использую и косвенные методы, когда ребёнок не подозревает, что его учат способам общения (игры, тесты и т.д.) и прямые (объяснение, беседы). По отношению к старшим школьникам можно использовать сочетание прямого и косвенного методов обучения общению.

Надо отметить, что организация благожелательной атмосферы в группе, снимает напряжение, способствует раскованности, эмоциональному благополучию. Например, со стороны учащихся при оценивании ответов одноклассниц, прежде всего должно учитываться и выделяться всё наиболее удачное, не пропуская даже мелочей. Большое внимание уделяется формулировке замечаний и доброжелательным советам, как эти недостатки снять, исправить. Нередко отдельным учащимся замечания и недостатки высказываются не на уроке, а только в индивидуальном порядке.

Обучение школьников общению должно происходить и на других уроках, а так же на специальных занятиях по обучению общению у психолога.





Приложение.

Тест1.

Согласны ли вы с высказыванием: Да. Нет.

1. Слова могут «лечить», а могут и «ранить».

- «лечили» тебя слова?

- «ранили» тебя слова?

2. Как ты думаешь, твои слова влияют на окружающих

тебя людей?

- они помогают им;

- они «ранят» их;

- они «лечат»;

- они исцеляют.


Тест 2.

Часто ли можно от тебя услышать? Да. Нет.

- оскорбительные слова;

- нецензурные слова;

- обидные слова;

- грубые слова;

- ласковые слова.

Тест 3.

Согласны ли вы с утверждением, Да. Нет.

что разговоры содержащие оскорбительные слова:

- создают натянутые отношения;

- чреваты ужасными последствиями;

- может охладеть дружба;

- сближают людей;

- укрепляют дружбу.


Тест 4.

Согласны ли вы с утверждением, что если у вас

возникли с кем-то проблемы: Да. Нет.

- их необходимо решить;

- надо сесть и обсудить наболевший вопрос;

- надо выслушать друг друга;

- решить проблему и больше к ней не возвращаться;

- оставить всё как есть;

- просто не разговаривать друг с другом.


Тест 5.

Что надо сделать, чтобы разрядить обстановку: Да. Нет.

- изменить направление разговора;

- не допускать, чтобы разговор превращался в

выяснение кто прав, а кто виноват;

- промолчать;

- перевести разговор в шутку;

- закричать;

- начать обзываться;

- пустить в ход руки, подраться;


Тест 6.

При раздражении у меня: Да. Нет.

- внутри всё «закипает»;

- мне хочется кричать;

- мне хочется что-то бросить, порвать;

- выражаться грубыми словами;

- хочется кого-то ударить.

Что надо сделать, чтобы избавиться от раздражения.

- как можно скорее оставить этот разговор;

- не возвращаться к этому разговору пока не

пройдёт раздражение.

Тест 7.

Согласны ли вы с утверждением, что если Я: Да. Нет.

- вспыльчива;

- затаиваю злобу;

- затаиваю обиду;

Мне надо:

- держать себя в руках;

- избегать вспышек гнева;

Тест 8.

Согласны ли вы с утверждением:

почему иногда человек, умеющий делать всё

хорошо, не может найти себе работу или долго

работать на одном месте? Да. Нет.

- не умеет правильно вести себя по отношению

к другим людям;

- постоянно конфликтует.

Тест 9.

Когда человек не умеет правильно вести себя

по отношению друг к другу такое поведение

людей вызывает: Да. Нет.

- потерю времени на переживание;

- неэффективную деятельность;

- потерю здоровья;

- потерю в заработке.

Тест 10.

Согласны ли вы с утверждением, что

если вы начинаете вести себя мудро

и этично, то это обеспечивает вам: Да. Нет.

- успех в жизни;

- дни, заполненные приятными делами;

- психическое, а следовательно и физическое

здоровье;

- постоянно растущий доход;

- комфорт в отношении всего.

КОДЕКС ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

«Мудр тот, кто без денег и власти добивается

своих целей в общении с людьми»

1. Только позитивное отношение к человеку:

- сумейте «повернуть» человека к себе, («полюби его»), сделай его

своим другом и обращайся к лучшей стороне его личности.

  1. Поставьте себя на место того человека, с которым общаетесь:

- «встаньте» на место того, с кем общаетесь, и только оттуда вы

увидите, что надо делать и как себя вести.

  1. Не обманите человеческие ожидания:

- в общении ведите себя так, чтобы не обмануть ожидания человека,

с которым общаетесь.

4. Свои и чужие эмоции возьмите под контроль:

- управляйте своими и чужими эмоциями, не давая им пойти

«в разнос» (в режим неуправляемости).

5. Не смешивайте проблемы и людей:

- разделяйте людей и проблемы, которые они выражают;

- решайте проблемы конструктивно.

6. Ищите единство в интересах, а не различия:

- уходите от позиции «ни шагу назад», руководствуйтесь общими

интересами, ищите способы удовлетворения их.

7. Убеждайте не давлением, а доводами:

- свои доводы (аргументы) встраивайте в ткань рассуждений своего

собеседника, партнёра.

  1. Не уходите от ответственности:

- принимайте ответственность за всё происходящее на себя.

9. Ищите не одну альтернативу, а несколько:

- находите не одну, а несколько альтернатив. Чем их больше, тем

выше вероятность качественного решения противоречий,

конфликтов.

10. Оценивайте обстоятельства, а не людей, не теряйте обратную связь:

- в контактах с людьми поддерживайте обратную связь, не оценивая

их личности, а отражая свои чувства.

  1. Подстраивайтесь под собеседника, партнёра, отражая его состояние:

- старайтесь уловить состояние собеседника, партнёра. Он может

быть очень красноречив. Подстраивайтесь под него, отражая его

состояние.

  1. Уточняйте и извлекайте смысл речи собеседника партнёра:

- не поддавайтесь иллюзии понимания собеседника, партнёра.

Переводите некачественную информацию в качественную.

  1. Конкретно определитесь в результате , к которому стремитесь:

- в начале любого общения точно определитесь, на какой результат

вы рассчитываете. Говорите о своих целях, как о желаемом

результате, и говорите на языке конкретных представлений.

  1. Ищите объективную меру для соглашения:

- исключите субъективность в своих оценках и доводах, не путайте

факты и доводы о них. Предлагайте лишь то, что принимает

собеседник, партнёр.

  1. Не существует абсолютно плохих и хороших решений:

- имейте терпение к людям и противоречиям. Сами извлекайте свои

плюсы и минусы. Наличие противоречий - это норма жизни.

Руководствуясь таким кодексом общения, вы поймёте, что люди гораздо более покладисты, усердны при выполнении ваших просьб и более податливы к вашим предложениям, чем вам казалось раньше.









© 2010-2022