- Преподавателю
- Другое
- Тема: Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек
Тема: Методы формирования опыта общественных отношений, умений и привычек
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Носовка Л.К. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методы формирования опыта общественных отношений,
умений и привычек.
Основной задачей профессионального трудового обучения, предмета, который я веду, является подготовка учащихся к работе на производстве. В это понятие входит не только научить детей выполнять ту или иную работу, но и сформировать определённые навыки общения.
Для лиц с нарушением в интеллектуальном развитии трудовая деятельность это основа их социального приспособления, которая служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта.
Профессиональное обучение и трудоустройство лиц с умственной отсталостью всегда было сложной задачей для государства. Расширение частного предпринимательства в экономике всё более отодвигает их в разряд безработных, пополняющих криминогенную среду.
Успешность практической деятельности данной категории людей определяется не только уровнем развития интеллекта, но и степенью мотивированности, эмоциональными реакциями, возможностью волевого контроля поведения, уравновешенностью в межличностном общении.
Полноценную профессиональную подготовку способны получить только лица с лёгкой умственной отсталостью.
В 8-м классе восемь девочек. С диагнозом «лёгкая умственная отсталость» учатся три девочки - Гурулёва Рита, Иванова Наташа, Нечина Ира. Остальные пять учениц учатся с диагнозом «умеренная умственная отсталость» - Веселова Лена, Галкова Вика, Петренко Валя, Щербакова Настя, Андрюшевич Альбина.
Умственно отсталым людям свойственен низкий уровень общественных отношений. Причин, способствующих этому, много. Вот лишь некоторые из них:
- расстройство настроения (быстрая смена настроения, мрачность, злоба, апатия, и т. д.);
- импульсивность (из-за недоразвития воли);
- недисциплинированность;
- психопатоподобное поведение;
- небрежность;
- отсутствие чувства ответственности;
- двойственность поступков;
- отсутствие целеустремлённости;
- беспринципность (неспособность в овладении твёрдыми принципами);
- некритичность в отношении себя;
- неумение преодолевать трудности;
- нерешительность;
- неумение контактировать (общаться) с другими людьми и др.
Для формирования опыта общественных отношений, умений и привычек на уроках трудового обучения веду следующую работу.
В начале обучения, разделяю учащихся на три условные группы по уровню их общения:
1-й уровень: замкнутые, застенчивые, неуверенные в себе дети, которые
практически не общаются ни с кем в группе.
2-й уровень: дети с избирательным типом общения (общаются только с
определёнными учащимися, т.е. избирательно).
3-й уровень: общительные дети (общаются со всеми учащимися группы).
Основной задачей, которую ставлю перед собой, это поднять учащихся с первого уровня на третий.
Для детей 1-го уровня характерна неуверенная походка, робкая поза, напряжение мышц лица, корпуса, суетливые движения, жалобная мимика, опускание глаз при разговоре и т.п.
На первом этапе, объясняется и демонстрируется, как выглядит человек и как он может выглядеть, если немного над собой поработает. Очень важно научить ребёнка управлять своим телом: вырабатывается правильная осанка, умение принимать правильную позу в любой обстановке.
Ощущение физического раскрепощения, приобретённое на уроках, выбор гармоничных поз и положений, ставших привычными, сознание, что это производит благоприятное впечатление на окружающих, и, наконец, их привычность - всё это в значительной мере уменьшает неуверенность в себе, избавляет от ощущения неловкости, потерянности, беспомощности. Ребёнок уверенно сидит за швейной машиной, берёт необходимые для работы инструменты, подходит к доске для рассмотрения образцов предметно-технологической карты и т.д.
На втором этапе решается вопрос овладения собственным голосом. Для решения этого вопроса очень помогает чтение вслух (инструкционных карт, письменных технологических карт, плана изготовления и пошива изделия и др.). Причём, вначале предлагается чтение по кругу - начинает один (учащийся который не испытывает затруднений в общении), дальше продолжает следующий и т. д. Устанавливается минимум и максимум вклада каждого: минимум - одно предложение или самый маленький пункт текста инструкционной карты (т.е. то, что посильно любому, кто страдает затруднениями в речевом общении), максимум - полминуты или минуту текста.
Перед чтением делается установка: никаких «я не могу», «не получается», надо читать, как выйдет.
Позднее этот успех закрепляется развитием углублённого внимания к тексту, когда после прочтения, ребёнок должен пояснить, как он будет выполнять работу, в соответствии с прочитанным пунктом.
Далее начинается специальная работа над монологической речью, затем над диалогом. Например, при отчёте учащихся о выполненной работе - на первом этапе ребёнок отчитывается с помощью вспомогательных вопросов учителя, находясь на своём рабочем месте; затем возле стола учителя (общение: учитель - ученик); затем отчёт делает перед классом стоя возле своего рабочего места; затем отчёт перед классом стоя у доски.
Позднее предусматривается работа и общение парами. При снятии мерок, учащиеся вначале работают парами, причём формирование пар происходит по желанию учащихся. Затем я сама назначаю, кто с кем будет работать в паре. Возникает ситуация, когда необходимо общаться с тем, с кем ты не испытываешь желания в общении. В последующем при снятии мерок формирую группы из трёх человек: 1-й с кого снимают, 2-й снимает мерки, 3-й записывает мерки в тетрадь.
Следующий этап - работа и общение с группой учащихся, через выполнение трудового задания с применением бригадной формы организации труда. На этом этапе общение максимально приближено к производственным. Каждая ученица отвечают за результаты как своего, так и общего труда.
При обучении школьников способам общения использую и косвенные методы, когда ребёнок не подозревает, что его учат способам общения (игры, тесты и т.д.) и прямые (объяснение, беседы). По отношению к старшим школьникам можно использовать сочетание прямого и косвенного методов обучения общению.
Надо отметить, что организация благожелательной атмосферы в группе, снимает напряжение, способствует раскованности, эмоциональному благополучию. Например, со стороны учащихся при оценивании ответов одноклассниц, прежде всего должно учитываться и выделяться всё наиболее удачное, не пропуская даже мелочей. Большое внимание уделяется формулировке замечаний и доброжелательным советам, как эти недостатки снять, исправить. Нередко отдельным учащимся замечания и недостатки высказываются не на уроке, а только в индивидуальном порядке.
Обучение школьников общению должно происходить и на других уроках, а так же на специальных занятиях по обучению общению у психолога.
Приложение.
Тест1.
Согласны ли вы с высказыванием: Да. Нет.
1. Слова могут «лечить», а могут и «ранить».
- «лечили» тебя слова?
- «ранили» тебя слова?
2. Как ты думаешь, твои слова влияют на окружающих
тебя людей?
- они помогают им;
- они «ранят» их;
- они «лечат»;
- они исцеляют.
Тест 2.
Часто ли можно от тебя услышать? Да. Нет.
- оскорбительные слова;
- нецензурные слова;
- обидные слова;
- грубые слова;
- ласковые слова.
Тест 3.
Согласны ли вы с утверждением, Да. Нет.
что разговоры содержащие оскорбительные слова:
- создают натянутые отношения;
- чреваты ужасными последствиями;
- может охладеть дружба;
- сближают людей;
- укрепляют дружбу.
Тест 4.
Согласны ли вы с утверждением, что если у вас
возникли с кем-то проблемы: Да. Нет.
- их необходимо решить;
- надо сесть и обсудить наболевший вопрос;
- надо выслушать друг друга;
- решить проблему и больше к ней не возвращаться;
- оставить всё как есть;
- просто не разговаривать друг с другом.
Тест 5.
Что надо сделать, чтобы разрядить обстановку: Да. Нет.
- изменить направление разговора;
- не допускать, чтобы разговор превращался в
выяснение кто прав, а кто виноват;
- промолчать;
- перевести разговор в шутку;
- закричать;
- начать обзываться;
- пустить в ход руки, подраться;
Тест 6.
При раздражении у меня: Да. Нет.
- внутри всё «закипает»;
- мне хочется кричать;
- мне хочется что-то бросить, порвать;
- выражаться грубыми словами;
- хочется кого-то ударить.
Что надо сделать, чтобы избавиться от раздражения.
- как можно скорее оставить этот разговор;
- не возвращаться к этому разговору пока не
пройдёт раздражение.
Тест 7.
Согласны ли вы с утверждением, что если Я: Да. Нет.
- вспыльчива;
- затаиваю злобу;
- затаиваю обиду;
Мне надо:
- держать себя в руках;
- избегать вспышек гнева;
Тест 8.
Согласны ли вы с утверждением:
почему иногда человек, умеющий делать всё
хорошо, не может найти себе работу или долго
работать на одном месте? Да. Нет.
- не умеет правильно вести себя по отношению
к другим людям;
- постоянно конфликтует.
Тест 9.
Когда человек не умеет правильно вести себя
по отношению друг к другу такое поведение
людей вызывает: Да. Нет.
- потерю времени на переживание;
- неэффективную деятельность;
- потерю здоровья;
- потерю в заработке.
Тест 10.
Согласны ли вы с утверждением, что
если вы начинаете вести себя мудро
и этично, то это обеспечивает вам: Да. Нет.
- успех в жизни;
- дни, заполненные приятными делами;
- психическое, а следовательно и физическое
здоровье;
- постоянно растущий доход;
- комфорт в отношении всего.
КОДЕКС ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
«Мудр тот, кто без денег и власти добивается
своих целей в общении с людьми»
1. Только позитивное отношение к человеку:
- сумейте «повернуть» человека к себе, («полюби его»), сделай его
своим другом и обращайся к лучшей стороне его личности.
-
Поставьте себя на место того человека, с которым общаетесь:
- «встаньте» на место того, с кем общаетесь, и только оттуда вы
увидите, что надо делать и как себя вести.
-
Не обманите человеческие ожидания:
- в общении ведите себя так, чтобы не обмануть ожидания человека,
с которым общаетесь.
4. Свои и чужие эмоции возьмите под контроль:
- управляйте своими и чужими эмоциями, не давая им пойти
«в разнос» (в режим неуправляемости).
5. Не смешивайте проблемы и людей:
- разделяйте людей и проблемы, которые они выражают;
- решайте проблемы конструктивно.
6. Ищите единство в интересах, а не различия:
- уходите от позиции «ни шагу назад», руководствуйтесь общими
интересами, ищите способы удовлетворения их.
7. Убеждайте не давлением, а доводами:
- свои доводы (аргументы) встраивайте в ткань рассуждений своего
собеседника, партнёра.
-
Не уходите от ответственности:
- принимайте ответственность за всё происходящее на себя.
9. Ищите не одну альтернативу, а несколько:
- находите не одну, а несколько альтернатив. Чем их больше, тем
выше вероятность качественного решения противоречий,
конфликтов.
10. Оценивайте обстоятельства, а не людей, не теряйте обратную связь:
- в контактах с людьми поддерживайте обратную связь, не оценивая
их личности, а отражая свои чувства.
-
Подстраивайтесь под собеседника, партнёра, отражая его состояние:
- старайтесь уловить состояние собеседника, партнёра. Он может
быть очень красноречив. Подстраивайтесь под него, отражая его
состояние.
-
Уточняйте и извлекайте смысл речи собеседника партнёра:
- не поддавайтесь иллюзии понимания собеседника, партнёра.
Переводите некачественную информацию в качественную.
-
Конкретно определитесь в результате , к которому стремитесь:
- в начале любого общения точно определитесь, на какой результат
вы рассчитываете. Говорите о своих целях, как о желаемом
результате, и говорите на языке конкретных представлений.
-
Ищите объективную меру для соглашения:
- исключите субъективность в своих оценках и доводах, не путайте
факты и доводы о них. Предлагайте лишь то, что принимает
собеседник, партнёр.
-
Не существует абсолютно плохих и хороших решений:
- имейте терпение к людям и противоречиям. Сами извлекайте свои
плюсы и минусы. Наличие противоречий - это норма жизни.
Руководствуясь таким кодексом общения, вы поймёте, что люди гораздо более покладисты, усердны при выполнении ваших просьб и более податливы к вашим предложениям, чем вам казалось раньше.