• Преподавателю
  • Другое
  • Урок по дисциплине Введение в специальность на тему Профессиональная пригодность (2 курс специальности Информационные системы)

Урок по дисциплине Введение в специальность на тему Профессиональная пригодность (2 курс специальности Информационные системы)

Тема: «Профессиональная пригодность». Продолжительность занятия: 90 минут. Специальность: Информационные системы Курс: 2 Методическая идея: продемонстрировать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин. Цели занятия: Образовательная: - Сформировать понятие о профессиональной пригодности и её слагаемых. - Дать общую характеристику профессионально важным качествам IT-шника. - Продемонстрировать практическую значимо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта занятия

Тема: «Профессиональная пригодность».

Продолжительность занятия: 90 минут.

Группа: ИС-21

Преподаватели: Волохотюк Е.А., Иващенко Д.В.

Методическая идея: продемонстрировать методику проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин.

Цели занятия:

Образовательная:

- Сформировать понятие о профессиональной пригодности и её слагаемых.

- Дать общую характеристику профессионально важным качествам IT-шника.

- Продемонстрировать практическую значимость изучаемого материала.

- Подвести к выводу о значимости физической культуры.

- Исследовать зависимость между прошлым и будущим, ПК и здоровьем.

Развивающая:

- Развивать самостоятельное мышление, логику.

- Учить анализировать информацию, понимать свои ошибки.

- Развивать междисциплинарную и практическую направленности.

Воспитательная:

- Повышать интерес к изучаемым дисциплинам и будущей профессии.

- Пробудить чувство ответственности за свое здоровье.

- Воспитывать познавательную активность, уважительное отношение друг к другу.

Вид занятия: бинарный урок.

Тип занятия: урок по изучению нового материала, формирования новых знаний, умений и навыков.

Методы: словесный, репродуктивный, частично-поисковый, коммуникативно-диалоговый.

Основные профессиональные позиции преподавателя: организатор, информатор, эксперт, координатор, коммуникатор.

Междисциплинарные связи: информатика, физическая культура, биология, право.

Требования к результатам освоения:

После занятия студенты будут знать:

- понятие «Профессиональная пригодность» и ее слагаемые;

- профессионально важные качества IT-шника.

Смогут:

- выполнять гимнастику для расслабления мышц, задействованных при работе за ПК.

Формируемые компетенции:

ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.

Основные понятия: профессиональная пригодность, профессионально важные качества.

Техническое оснащение: мультимедийное оборудование, электронная презентация.

План занятия

1. Организационный момент (3 мин)

2. Актуализация и мотивация (5 мин)

3. Изучение нового материала 1 ч. (20 мин)

4. Разминка (7 мин)

5. Изучение нового материала 2 ч. (50 мин)

6. Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3 мин)

7. Домашнее задание. (2 мин)





Сценарий занятия

  1. Организационный момент. (слайд 1)

(Приветствие, проверка готовности к занятию, выявление отсутствующих).

Тема занятия: «Профессиональная пригодность». Занятие у нас сегодня пройдет в непривычной для вас форме, я его буду проводить не одна, как обычно, а вместе с Диной Викторовной.

После сегодняшнего занятия вы будете знать, что означает профессиональная пригодность, историю появления этого понятия, слагаемые профпригодности. А также вы сможете в домашних условиях выполнять гимнастику для расслабления мышц, задействованных при работе за компьютером.

И как и прежде на наших занятиях мы продолжаем формировать общие компетенции

(ОК 1: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.)


  1. Актуализация и мотивация.

А сейчас я попрошу вас внимательно прослушать притчу.

Падишах проезжал мимо сада и увидел за забором старика, сажавшего персиковое дерево.

-Эй, старик! Твоя жизнь клонится к закату, ты уже не дождешься плодов этого дерева. К чему тебе твои заботы? Знаю, ты скажешь: «Предки наши трудились для нас, а мы должны трудиться для потомков». Но ответь, есть ли смысл думать о прошлом, которое ушло во тьму? А будущего еще нет. Ведь только настоящее принадлежит нам!

-Тебе ли, властителю, понять простого старика-садовника? Ты не хочешь думать о прошлом - значит оно у тебя такое, что лучше бы его вовсе не было. Ты не хочешь думать о будущем - значит ты его боишься. Так что не завидую я твоему настоящему.

- Давайте обсудим эту притчу и попробуем провести соответствие между вашим прошлым, настоящим и будущим. (Обсуждение).

(слайд 2)

- Сможете ли вы стать профессиональным It-шником, если на этой специальности вы человек случайный?(Осознанный выбор сделали 13 студентов из 22 опрошенных)

- Сможете ли вы достичь профессиональных высот имея слабую учебную подготовку? (хорошистов в группе лишь ______ из 22)

- Как долго вы сможете проводить 8-ми часовой рабочий день за ПК и при этом не заниматься физической культурой? (только 2 из 22 делают гимнастику во время работы за ПК)

На эти и другие очень важные вопросы мы постараемся с вами ответить при изучении темы нашего занятия.



  1. Изучение нового материала.

Как вы понимаете понятие «профессиональная пригодность»?

Как давно людей стал волновать вопрос о профессиональной пригодности человека определенному виду профессиональной деятельности?


История определения профпригодности

История определения пригодности человека к выполнению различных видов профессиональной деятельности восходит к Древнему Китаю и Древней Греции. Изначально тестовые испытания проходили кандидаты в чиновники и воины, для чего использовались разнообразные приемы. Так, в Древнем Китае созданная за 2 200 лет до нашей эры система отбора охватывала самые разные способности - от умения писать и считать до особенностей поведения в быту. Эти «тесты» совершенствовались на протяжении нескольких столетий, позволяя экономить значительные средства за счет, прежде всего, минимальной «текучести кадров» и обеспечения эффективной работы специально отобранных чиновников.

Качество выполнения определенных профессиональных задач во многом обусловлено индивидуальными особенностями человека. Трудно человеку открытому, общительному (экстраверту, как мы бы сейчас сказали) быть, например, ювелиром или лесником. А замкнутому, закрытому, необщительному (интроверту) - продавцом овощной лавки. Поэтому с давних времен люди пытаются создать упорядоченную систему для описания множества индивидуальных проявлений человека в обычной жизни и профессиональной деятельности.

В Древней Греции Теофрастом (372 - 287 гг. до н.э.) была написана работа «Характеры», в которой описываются «типы», т.е. присущие некоторому множеству людей формы проявления личностных особенностей. Образно и лаконично представлены типы «скупого», «лгуна», «хвастуна» и др. Такие типологии выполняли диагностическую функцию, позволяя относить того или иного человека, в зависимости характерных черт, к определенному типу и, в конечном счете, прогнозировать его поведение.

А теперь вернемся из прошлого в настоящее. Регулируется ли этот вопрос на уровне государства?

Анализ нормативных актов Российской Федерации свидетельствует о том, что понятие профпригодности подразумевает широкий круг характеристик человека, определяющих способность работника выполнять свои профессиональные обязанности. Профпригодность может означать, в частности, отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению определенных видов деятельности, наличие у кандидата на вакансию профессионально важных психофизиологических качеств и соответствующей профессиональной подготовки, отражать факт достижения человеком того возраста, когда можно выполнять определенную работу.

Определение профпригодности является областью правового регулирования, требующего соответствующего юридического основания. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, какая бы ни была дискриминация в трудовых отношениях запрещена, а для признания человека профнепригодным, например, из-за отсутствия профессионально важных психофизиологических качеств, нужны соответствующие юридические основания. Поэтому, как правило, критерии и порядок определения профпригодности устанавливаются федеральными органами исполнительной власти (в соответствующих областях деятельности) или постановлениями Правительства РФ.

(слайд 3)

Определение. Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Она отражает реальный уровень развития профессионально важных качеств для конкретной деятельности, которые формируются и проявляются на этапах жизненного и профессионального пути. К их числу относятся качества, характеризующие особенности трудового воспитания и обучения, профессиональной подготовленности, психологической структуры личности, состояния здоровья и физиологических функций, физического развития, которые определяются требованиями профессии (В. А. Бодров).

Работы отечественных и западных психологов позволили сформулировать основные характеристики профессиональной пригодности как системного качества работника.

Профессиональная пригодность - это система. Е.А.Климов определил пять основных слагаемых этой системы: (слайд 4) и плакат

гражданские качества- идейный и моральный облик человека, его нравственные качества и т.д.;

отношение к труду, профессии - мотивы, интересы, склонности, черты характера (добросовестность, трудолюбие, ответственность, критичность и т.д.);

дееспособность - особенности соматического и психического здоровья, физическое развитие, общие способности;

специальные способности и другие профессионально важные качества для отдельной деятельности и нескольких ее видов;

профессиональная подготовленность - знания, навыки, умения, опыт.

(слайд 5)

Разминка

По результатам анкетирования из 22 человек 4 человека иногда делают по утрам зарядку.

  1. И.п. узкая стойка ноги врозь, руки вверх потянуться подняться на носки повторить 4 раза.

  2. И.п. о.с. руки вдоль туловища опущены вниз, наклоны головы вправо, влево, вперед, назад. 3-4 р. (медленно).

  3. И.п. узкая стойка ноги врозь, руки вперед пальцы сжимаем, разжимаем.5-6

  4. И.п. узкая стойка ноги врозь, вращения в кулаках.3-4

  5. И.п. узкая стойка ноги врозь, вращения в локтях. 3-4

  6. И.п. узкая стойка ноги врозь, руки к плечам, вращения рук вперед-назад. 5-6 повторений.

  7. И.п. узкая стойка ноги врозь, правая рука вверх, левая вниз локти прямые, отведения рук назад. 5-6

  8. И.п. узкая стойка ноги врозь, руки на затылок повороты туловища. 5-6

  9. И.п. узкая стойка ноги врозь, наклоны туловища вправо, влево. 8-10.

  10. И.п. узкая стойка ноги врозь, руки на затылок приседания. 20 раз.

Понятие о профессионально важных качествах (ПВК)

(Слайд 6)

Совокупность свойств и особенностей человека, которые при определении профессиональной пригодности к какой-либо деятельности несут основную нагрузку при ее освоении и осуществлении, называют профессионально важными качествами (ПВК).

Итак, в структуре ПВК выделяют (А.А. Ворона, Д.В.Гандер, В.А.Пономаренко): (слайд 7)

  1. личностныеПВК. Они отражают долговременную мотивацию на работу; способность к адекватной самооценке и социально-психологической адаптации к коллективу; устойчивость личности кразличным неблагоприятным воздействиям (стрессоустойчивость, конфликтоустойчивость); определенные черты характера (целеустремленность, настойчивость, силу воли и решительность); нравственные качества - чувство долга, честность, порядочность; социально-психологические черты - способность быть
    лидером, коммуникабельность, социально одобряемые ценностные ориентиры, стремление к профессиональному самосовершенствованию;

2) интеллектуальные (когнитивные) ПВК: быстроту, точность и прочность запоминания (памяти); развитость эвристического,системного и образного типов мышления, продуктивность и помехоустойчивость мышления; высокие характеристики внимания (переключаемость, устойчивость, объем и др.). Следует отметить, что исторически диагностика этих качеств была одним из первых направлений, которое развивалось на строго научной основе. Еще вначале XIXв. французский психиатр Эскироль установил, что среди всех тестовых испытаний, направленных на оценку умственного развития человека, наибольшее значение имеет степень развития у него речи (А. Анастази);

Для развития интеллектуальных качеств вам приходится много сидеть и работать за ПК. А правильно ли вы это делаете? (просмотр видео «Как правильно работать за компьютером»).

  1. психофизиологические ПВК: нервно-эмоциональную устойчивость, устойчивость к монотонии, утомлению, действию других неблагоприятных факторов рабочей нагрузки;

Результаты анкетирования студентов. обучающихся на специальности «Информационные системы». 52% студентов имеют различные проявления психосоциальных дезадаптаций (Дезадаптация - это психическое состояние человека (чаще - ребенка, чем взрослого), при котором психосоциальный статус личности не соответствует новой социальной обстановке, что затрудняет или вовсе отменяет возможность приспособления). 65% молодых людей проявляют агрессию в межличностных отношениях, 50% характеризуются неадекватной самооценкой, 23% имеют проблемы в общении с родителями, 53% выражают абсолютное недоверие к людям.

Это говорит о том, что вы находитесь в группе риска. И это все проявление вами повышенного интереса к компьютерным играм, стратегиям и безмерного времяпровождения за ПК.

  1. физиологические ПВК. Отражают состояние соматического здоровья;

Соматическое заболевание (от др.-греч. σῶμα - тело) - телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.

В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы и генетические наследственные болезни являются соматическими.

К соматическим заболеваниям относятся:

  • Заболевания сердца и сосудов

  • Заболевания дыхательной системы

  • Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта

  • Травмы, ожоги и ранения

  • Наследственные генетические заболевания

  • Органические поражения нервной системы

  • Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов

  • Паразитарные инвазии

  • Эндокринные заболевания

(просмотр ролика «Почему опасно работать за ПК?»)

  1. физические ПВК. Они отражают общее состояние здоровья, как правило, учитываются при прохождении медицинских комиссий. (противопоказания слайд 8)

На сегодняшний день мы можем сделать вывод, что все студенты вашей группы не имеют медицинских противопоказаний заниматься на этой специальности и осваивать основные виды деятельности.

Но результаты тестирования показывают, что:

14 из 22 занимаются физической культурой самостоятельно.

12 из 22 ведут здоровый образ жизни.

6 из 22 имеют заболевания системы пищеварения.

19 из 22 болеют простудными заболеваниями 2-3 раза в год.

А это говорит о том, что вы уже находитесь в зоне риска и можете еще не став специалистом иметь профессиональные заболевания. ( слайд 9)

Первый шаг к здоровью - это зарядка не зависимо от возраста.

Из-за сидячей работы, мышцы начинают деградировать, выполняют свои функции заторможено, что приводит к нарушению правильной работы связок и суставов. Результатом становятся серьёзные заболевания не только позвоночника, но и всего организма (сколиоз, артроз и др.).

Зарядка поможет вам избежать этих проблем.

Главные правила:

- последовательность;

- регулярность;

- длительность.

(слайд 10)



Просмотр видео («Йога для глаз», «Гимнастика для шеи»)

Упражнения для глаз, плеч, пальцев.

Если у вас отсутствует какой-либо компонент профпригодности, есть два пути - либо корректировать свой выбор, либо развивать или компенсировать недостающие качества. Известно, что Бетховен писал музыку, уже потеряв слух, а изначально физически слабый малорослый А.В.Суворов стал великим полководцем.



  1. Подведение итогов занятия, рефлексия.

(слайд 11)

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к письменному опросу по разделу «Профессиональная этика и профпригодность».

Всем спасибо за урок. До свидания.

© 2010-2022