«ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»


Автор: Горобцова Марина Юрьевна

педагог дополнительного образования

В последнее время объективно возрос интерес к спецкурсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у школьников исследовательских навыков. Их содержание разрабатывается как учеными, так и педагогами-практиками. Не теряет своей актуальности выражение: «Наука-движитель прогресса». С древнейших времен до наших дней она служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Важно это понижать и проводить через весь процесс обучения школьников путь к пониманию практической ценности результатов работы миллионов ученых земли. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, прикладные формы научной деятельности человека.

Понимание этого подводит нас к необходимости серьезного разговора о включении предмета исследовательская деятельность в образовательный маршрут многих учебных заведений. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса. Однако нельзя забывать, что исследовательская деятельность в школе, учреждении дополнительного образования имеет свои особенности. В отличие от научно-исследовательской работы НИИ и вузов целью исследовательской деятельности школьников является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методике и методах исследования, обучение системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.

Обучение в учреждении дополнительного образования - это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно-деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, научно-практических конференциях различного уровня учащийся постепенно подходит к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получает навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях.

Добиться же полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:

  • предварительной подготовки ученика по методике исследовательской деятельности;

  • качественного руководства работой ученика профессионально подготовленным педагогом-наставником;

  • проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.

Основными образовательными результатами могут быть:

  • развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы;

  • умение формулировать цель и задачи исследования;

  • нормирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;

  • умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;

  • умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели к решаемым задачам.

Общие правила для педагогов

при проведении исследовательской деятельности:

Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.

Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей , соблюдать следующие правила:



  • Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.



  • На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.



  • Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.



  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.



  • Научите детей прослеживать межпредметные связи.



  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.



  • Подходите ко всему творчески.



  • Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:

совместный выбор темы;

  • составление рабочей программы исследования;

  • текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;



  • оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования.




Вывод:



  1. Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.


  1. Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.


  1. Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.


  1. Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.



© 2010-2022