- Преподавателю
- Другое
- «ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
«ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горобцова М.Ю. |
Дата | 01.06.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
СТАТЬЯ НА ТЕМУ:
«ОСНОВЫ УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»
Автор: Горобцова Марина Юрьевна
педагог дополнительного образования
В последнее время объективно возрос интерес к спецкурсам, ориентирующим обучающихся на овладение определенными видами деятельности. Особенно востребованными становятся курсы, посвященные развитию у школьников исследовательских навыков. Их содержание разрабатывается как учеными, так и педагогами-практиками. Не теряет своей актуальности выражение: «Наука-движитель прогресса». С древнейших времен до наших дней она служит обществу в целом и каждому человеку в отдельности. Важно это понижать и проводить через весь процесс обучения школьников путь к пониманию практической ценности результатов работы миллионов ученых земли. Все, что нас окружает сегодня - плоды умственной работы, воплощенной в материальные ценности через технологии и производственный процесс, прикладные формы научной деятельности человека.
Понимание этого подводит нас к необходимости серьезного разговора о включении предмета исследовательская деятельность в образовательный маршрут многих учебных заведений. Учебно-исследовательская деятельность рассматривается сейчас как один из ведущих компонентов образовательного процесса. Однако нельзя забывать, что исследовательская деятельность в школе, учреждении дополнительного образования имеет свои особенности. В отличие от научно-исследовательской работы НИИ и вузов целью исследовательской деятельности школьников является не столько получение собственных научных результатов, сколько получение основных представлений о методике и методах исследования, обучение системной, целенаправленной работе над темой, логичности построения материала и получению аргументированных выводов.
Обучение в учреждении дополнительного образования - это путь получения базовых знаний, возможность развития продуктивно-деятельностного способа мышления, формирования умений и навыков самостоятельного творческого труда. От элементарного восприятия получаемой информации через систему олимпиад, конкурсов, подготовку докладов и рефератов, научно-практических конференциях различного уровня учащийся постепенно подходит к возможности самостоятельно формулировать и выражать свои мысли, получает навыки ведения дискуссии, защиты собственного мнения, основанного на полученных в ходе обучения знаниях.
Добиться же полного понимания сущности исследования и методически правильного его выполнения можно только при наличии трех обязательных факторов:
-
предварительной подготовки ученика по методике исследовательской деятельности;
-
качественного руководства работой ученика профессионально подготовленным педагогом-наставником;
-
проведения независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и ее зашиты.
Основными образовательными результатами могут быть:
-
развитие способностей к самостоятельному осмыслению проблемы;
-
умение формулировать цель и задачи исследования;
-
нормирование навыков в работе с различными источниками информации, систематизации и обобщении полученных данных;
-
умение пользоваться различными исследовательскими методами при решении поставленных задач;
-
умение делать аргументированные выводы, соответствующие поставленной цели к решаемым задачам.
Общие правила для педагогов
при проведении исследовательской деятельности:
Приобщение детей к исследовательской деятельности требует от педагога неординарных усилий.
Известный специалист в области исследовательского обучения Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей , соблюдать следующие правила:
-
Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
-
На основе наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
-
Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
-
Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
-
Научите детей прослеживать межпредметные связи.
-
Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
-
Подходите ко всему творчески.
-
Обязанности руководителя ученической исследовательской работы:
совместный выбор темы;
-
составление рабочей программы исследования;
-
текущее руководство, методическая, консультационная, организационно-техническая помощь;
-
оказание помощи юным исследователям перед участием в научных конференциях, олимпиадах и конкурсах, в публикации результатов исследования.
Вывод:
-
Чтобы процесс обучения стал более эффективным, ему необходимо придать творческий, исследовательский характер.
-
Исследовательской деятельностью могут заниматься не только одаренные, но и хорошо мотивированные дети.
-
Исследовательская деятельность может быть не только индивидуальной, но и коллективной.
-
Исследовательская деятельность предполагает особую психологическую атмосферу на занятиях, в создании которой важная роль принадлежит педагогу.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников. Изменяется и психологический климат в коллективе, так как педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритет деятельности поискового, творческого характера.