Комплект практических работ по дисциплине Менеджмент

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплект практических работ по дисциплине Менеджмент

Комитет по науке высшей школе

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Невский машиностроительный техникум»


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

________________ С.М. Царева

«___» ___________ 2016 г.

Комплект практических работ

по дисциплине ОП.03. Менеджмент

в рамках программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности СПО:

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)



Санкт-Петербург, 2016



РАССМОТРЕНО

предметной (цикловой) комиссией

правовых дисциплин

Протокол № ___от ___. ___.20 __ г.



Председатель предметной (цикловой) комиссии

_____________


ОДОБРЕНО

Методический совет

Протокол № ___ от ___. ___.20 __ г.



Председатель Методического совета

_______________С. М. Царева




Разработчик: Л.У. Чуджаева, преподаватель экономических дисциплин







Практическая работа к теме:

Сущность, развитие и характерные черты современного менеджмента.

Образ современного менеджера

Цель: узнать кто такой менеджер; на сколько уровней подразделяют менеджеров; какие качества необходимы современному менеджеру.

Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда, его предмете, результатах и применяемых средствах.

Управленческий персонал - категория работников, главный смысл и содержание труда которых отражает специфику решаемых задач, обусловленных преимущественно умственным, творческим характером управленческого труда, в центре которого постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также эффективная организация совместной деятельности работников.

Важным фактором повышения результативности менеджмента является разделение труда менеджеров, т.е. специализация управленческих работников на выполнение определенных видов деятельности, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности.

Задание 1. Какие требования предъявляют к менеджеру как к руководителю

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Какие требования предъявляют к менеджеру как к специалисту______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Напишите требования к личным качествам современного менеджера_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Укажите на сколько уровней условно подразделяют менеджеров, и кто к ним относится, какие у них функции и задачи.

Высший уровень - ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Среднее звено - ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Низшее звено - _____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



Психологический тест: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ВЛИЯТЬ НА ДРУГИХ?

Основа основ в профессии менеджера, любого делового человека - умение влиять на окружающих. Но есть, ли у Вас такая способность, можете ли Вы повести людей за собой, или Вам надо тщательно развивать эту черту характера? Помочь в поисках ответа на этот вопрос призван приводимый ниже тест. Отвечать на вопросы можно либо «да», либо «нет».

Опросник

1. Способны ли Вы представить себя в роли актера или политического деятеля?

2. Раздражают ли Вас люди, одевающиеся и ведущие себя экстравагантно?

3. Способны ли Вы разговаривать с другим человеком на тему своих интимных переживаний?

4. Моментально ли Вы реагируете, когда замечаете малейшие признаки неуважительного отношения к своей особе?

5. Портится ли у Вас настроение, когда кто-то добивается успеха в той области, которую Вы считаете для себя самой важной?

6. Любите ли Вы делать что-то трудное, чтобы продемонстрировать окружающим свои незаурядные способности?

7. Можете ли Вы пожертвовать всем, чтобы добиться в своем деле выдающегося результата?

8. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы круг Ваших друзей был неизменен?

9. Любите ли Вы размеренный образ жизни со строгим распорядком всех дел и даже развлечений?

10. Любите ли Вы менять обстановку у себя дома или переставлять мебель?

11. Любите ли Вы пробовать новые способы решения старых задач?

12. Любите ли Вы дразнить слишком самоуверенных и заносчивых людей?

13. Любите ли Вы доказывать, что Ваш начальник или кто-то весьма авторитетный в чем-то не прав?

Обработка результатов

За каждое совпадение ваших ответов с ключом запишите по 5 баллов.

Ключ:

Ответ «да» - вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 10, 11, 12, 13.

Ответ «нет» - вопросы 2, 8, 9.

Итог и консультации психолога:

От 35 до 65 баллов:

Вы человек, который обладает великолепными предпосылками, чтобы эффективно влиять на других, менять их модели поведения, учить, управлять, наставлять на путь истинный. В подобного рода ситуациях Вы обычно чувствуете себя как рыба в воде. Вы убеждены, что человек не должен замыкаться в себе, избегать людей, держаться на обочине и думать только о себе. Он должен делать что-то для других, руководить ими, указывать на допущенные ошибки, учить их, чтобы они лучше чувствовали себя в окружающей действительности. Вы наделены даром убеждать окружающих в своей правоте. Однако вам надо быть очень осторожным, чтобы Ваша позиция не стала чрезмерно агрессивной. В этом случае Вы можете превратиться в фанатика или тирана.

30 и меньше баллов:

Увы, хотя Вы часто бываете, правы, убедить в этом окружающих Вам удается далеко не всегда. Вы считаете, что Ваша жизнь и жизнь окружающих должны быть подчинены строгой дисциплине, здравому рассудку, хорошим манерам и ход ее должен быть вполне предсказуемым. Вы не любите ничего делать через силу. При этом Вы часто бываете слишком сдержанны, не достигая из-за этого желанной цели, а часто оказываетесь и неправильно понятым, а жаль.





Тест: Способны ли вы быть менеджером

Тест послужит поводом для размышлений над вашим стилем руководства. В каждом вопросе необходимо отметить тот вариант ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру.

Опросник

1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые старше вас по возрасту. Чего больше всего вы опасались бы в этом случае?

А) что можете оказаться менее осведомленным в сути дела, чем они;

Б) что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения;

В) что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам хотелось бы.

2. Если вас в каком-то деле постигнет крупная неудача, то:

А) постараетесь ли вы утешиться, считая случившееся несущественным (подумаешь, бывает и хуже) и направитесь «рассеяться», например, в кино;

Б) начнете ли раздумывать: нельзя ли переложить вину на кого-нибудь другого или на объективные обстоятельства?

В) анализируете ли причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах и как исправить дело:

Г) опустятся ли у вас от случившегося руки, испытываете ли вы отчаяние.

3. Какие из нижеперечисленных качеств и черт наиболее подходят вам?

А) добродушный, медлительный, послушный;

Б) приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный;

В) работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный.

4. Считаете ли вы, что большинство людей:

А) работает хорошо и старательно;

Б) добросовестно относится к работе тогда, когда их труд оплачивается должным образом;

В) трактует работу как необходимость, не более.

5. Руководитель должен быть ответственен за:

А) поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот);

Б) своевременное выполнение заданий (тогда и подчиненные будут довольны).

6. Вы - руководитель организации и должны представить «наверх» план определенных работ. Как вы поступите?

А) составите проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так;

Б) выслушаете мнение подчиненных специалистов и составите план, принимая только те предложения, которые согласуются с вашей точкой зрения;

В) поручите составить проект плана подчиненным, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника;

Г) разработаете проект совместно со специалистами, доложите о плане руководству, обосновывая его положения.

7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:

А) бдительно следит, чтобы все подчиненные точно выполняли свои функции;

Б) подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом «доверяй и проверяй»;

В) заботится о работе, но за суматохой дел не забывает о тех, кто ее выполняет.

8. Считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива:

А) да;

Б) нет.

9. Ваш поступок встречен критически другими. Как вы будете себя вести?

А) не поддаваясь защитной реакции, не поспешите с возражениями, а сумеете трезво взвесить все «за» и «против»;

Б) не спасуете, а постараетесь доказать свое преимущество;

В) в силу вспыльчивости характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь;

Г) промолчите, но своих взглядов не измените, и поступать будете по-прежнему.

10. Что вы считаете наиболее действенным в решении воспитательных задач:

А) премирование;

Б) наказание.

11. Что бы вы хотели:

А) чтобы другие видели в вас хорошего друга;

Б) чтобы никто не усомнился в вашей четкости и решительности оказать помощь в нужный момент;

В) вызывать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.

12. Нравится ли вам принимать самостоятельные решения?

А) да;

Б) нет.

13. Если вы должны принять важное решение или дать заключение по ответственному вопросу, то:

А) делаете ли это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь ли снова и снова к этому делу;

Б) делаете ли это быстро, но потом долго мучаетесь сомнениями: «а не лучше было бы так или так?»;

В) стараетесь ли вы не делать никаких шагов как можно дольше.

Пользуясь табличкой-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранных вами в ходе испытания.

Ключ для подсчета баллов:

а-0; б-2; в-4.

а-2; б-0; в-6; г-0.

а-0; б-3; в-2

а-6; б-2; в-0.

а-3; б-5.

а-3; б-0; в-1; г-0.

а-2; б-6; в-4.

а-6; б-0.

а-6; б-2; в-0; г-0.

а-3; б-0.

а-3; б-5; в-0.

а-3; б-0.

а-6; б-3; в-0.

Вы набрали больше 40 баллов. У вас много задатков хорошего руководителя. Вы верите в людей, в их знания, добрые качества. Требовательны к себе и своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе бездельников и не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных сотрудников вы не только начальник, но и хороший товарищ, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания помощи и поддержки.

Вы набрали от 10 до 40 баллов. Вы можете руководить определенными работами и объектами, но нередко сталкиваетесь с трудностями. Стараетесь быть для своих подчиненных опекуном, но иногда можете выместить на них свое дурное настроение. Оказываете подчиненным помощь, даете разного рода советы, не обращая внимания на то, есть ли в этом необходимость.

Вы набрали меньше 10 баллов. Скажем откровенно: у вас мало шансов быть хорошим руководителем. Вам необходимо пересмотреть многие свои взгляды и отказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, потребуется обрести веру в людей и самого себя.

Не огорчайтесь, если вы набрали небольшое количество баллов. Попробуйте взглянуть на себя со стороны и объективно оценить свои сильные и слабые стороны в руководстве коллективом, а главное - справиться с недостатками и оптимизировать свою деятельность.









Практическая работа к теме: «Организация и ее среда»

Организация представляет собой обособленное объединение людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач.

Это открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных частей, объединенных в единое целое. Центральное и основное место в организации занимает человек, владеющий, использующий и распоряжающийся техникой, технологией и финансами, принадлежащими данной организации.

Миссия представляет собой формулировку основных целей компании, ее места в обществе и ценностей, которые компания создает для общества. По сути, миссия должна объяснять, за что общество будет помнить компанию и по прошествии многих лет. По утверждению Питера Друкера, четко сформулированный текст миссии должен помещаться на футболке, но в тоже время он не должен быть рекламным слоганом. Слова миссии должны быть понятными, а не привлекательными либо запоминаемыми. В отличие от рекламных слоганов, миссия признана задавать направление развития компании, а не напоминать потребителям о ее товарах либо услугах. Наилучшими являются простые и понятные выражения, лишенные технического жаргона и высокопарных фраз. Хорошие примеры: миссия Международного Красного Креста - «Служить тем, кто больше всего в этом нуждается» или миссия полиции США - «Служить и защищать». При формулировании миссии нельзя исходить из утверждений «все на благо клиента», «клиент всегда прав» и т.п.

Среда - это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду организации (предприятия).

Внутренняя среда определяет характер и успешность деятельности организации.

К основным внутренним переменным относятся сами цели и задачи, структура управления фирмой, ассортимент и объем производимых товаров или оказываемых услуг, коллектив сотрудников, наличие финансовых ресурсов, техника и технология и другие составляющие организации.

Организации существуют не изолированно от окружающей среды.

Успешная деятельность организации в достижении поставленных целей и задач во многом зависит от внешнего окружения.

Внешняя среда - это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании.

Внешняя среда организации делится на среду прямого и косвенного воздействия.

Задание 1. Разработать текст миссии фирмы.

Задание 2. Составьте схему внешней среды организации.

Задание 3. Составьте схему внутренней среды организации.

Задание 4. Исходя из нижеперечисленных факторов внешней среды, обоснуйте, какие из них способствуют, какие затрудняют развитие организаций.

Цель: выработка навыков анализа возможностей и угроз со стороны внешней среды.

Факторы

Способствуют (+)

Затрудняют (-)

1

Природные ресурсы России

2

Трудовые ресурсы России (количество, уровень образования, квалификации, культуры)

3

Территория страны

4

Национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения)

5

Международные отношения (международное положение страны, отношение различных, в т.ч. развитых, стран к рыночным преобразованиям в России)

6

Государственно-политическое устройство страны (государственные органы власти и управления)

7

Состояние правопорядка в стране

8

Отношения собственности (государственной, коллективной, кооперативной, частной)

9

Монополизация экономики

10

Состояние развития конкуренции

11

Развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита)

12

Уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительности труда)

13

Инфляция (уровень и динамика)

14

Налогообложение (уровень и динамика)

15

Уровень жизни населения (зарплата, пенсии, пособия, стипендии)

16

Безработица

17

Социальная защищенность населения (система трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий)

18

Конвертируемость рубля






Практическая работа к теме:

Проектирование организационных структур управления.

Цель: изучить существующие организационные структуры управления, приобрести навыки анализа организационных структур, умение составлять самостоятельно схемы организационных структур.

Задание:

1. Ответить на вопросы:

А) Что такое организационная структура управления предприятием?

Б) Назовите типы структур управления.

В) Какие виды организационных структур управления относятся к иерархическому типу?

Г) Какие виды организационных структур относятся к органическому типу управления?

Задание:

  • Изобразите линейную организационную структуру управления предприятием, охарактеризуйте ее, покажите преимущества и недостатки.

В каких предприятиях и почему их следует применять?

  • Изобразите линейно-функциональную организационную структуру управления предприятием. Охарактеризуйте ее, покажите преимущества и недостатки;

  • то же - штабной тип организационной структуры;

охарактеризуйте ее, покажите преимущества и недостатки;

  • то же - дивизиональную структуру управления,

охарактеризуйте ее, покажите преимущества и недостатки.




Практическая работа к теме: «Деловое общение»

Деловые встречи (беседы). Этапы деловой беседы.

Цели:

  • уяснить сущность и цели деловой встречи (беседы). Изучить основные этапы процесса подготовки и проведения деловой встречи (беседы);

  • получить определенные навыки в подготовке и проведении деловых встреч (бесед).

Результативность управленческой деятельности во многом определяется владением менеджерами искусством делового общения. В любом деле успех более чем на 50% зависит от умения налаживать личные контакты и толково вести деловые встречи (беседы).

Процесс проведения деловых встреч можно разделить на несколько этапов:

  • определить цели встречи (беседы);

  • подготовиться к встрече (беседе);

  • работать по плану, учитывая прошлый опыт;

  • собрать информацию о данной организации и ее деятельности;

  • составить рабочий план беседы.

В день встречи следует:

  • позвонить для подтверждения договоренности;

  • просмотреть утреннюю деловую прессу , чтобы быть в курсе событий, которые могут иметь значение для потенциального клиента;

  • аккуратно, по-деловому одеться;

  • прийти с запасом времени.

Проведение встречи (беседы).

Задачами первой фазы беседы являются:

  • установление контакта с собеседником;

  • создание приятной атмосферы для беседы;

  • привлечение внимания;

  • пробуждение интереса к беседе.

Правильное начало беседы предполагает точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, объявление последовательности рассмотрения вопросов. При этом следует выяснить, каким временем партнер располагает.

Нужно избегать любых проявлений неуважения, пренебрежения к собеседнику.

Фаза передачи информации. Она состоит из следующих элементов: информирование собеседника, постановка вопросов, наблюдение за реакциями собеседника. Это требует терпения, внимания, такта и сосредоточенности. Нельзя допускать и «давления» авторитетом.

При этом следует применять «Вы - подход», т.е. на первое место выдвигать собеседника, его задачи и проблемы. Мысленно поставить себя на его место, подумать : что его может интересовать, с чем он может согласиться, от чего отказаться.

Фаза аргументации. Необходимо хорошо владеть материалом и четко определить цели, которые хотим достигнуть.

При этом рекомендуется:

  • оперировать простыми, ясными понятиями;

  • применять достоверные аргументы;

  • иметь в виду, что три-четыре ярких довода достигают большего эффекта, чем множество мелких;

  • наиболее сильные аргументы оглашать в начале;

  • всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для нас неблагоприятные последствия. Это дает нам право требовать такого же поведения со стороны собеседника;

  • избегать пустых фраз;

  • как можно нагляднее, на конкретных примерах. Излагать собеседнику свои доказательства, идеи;

  • учитывать, что убедительность доказательств зависит от восприятия слушателей, поэтому, сначала следует выявить позицию собеседника, настроить его благожелательно по отношению к вам. Это достигается путем прямого обращения к собеседнику «Что вы думаете об этом предложении?» Можно выразить свое одобрение: «Это отличная идея!», «Вы совершенно правы!»;

  • постараться обобщить факты и сведения, сделать выводы и предложить их собеседнику, потому что факты сами за себя никогда не говорят.

Замечания и доводы собеседника нужно воспринимать не как препятствия в ходе беседы, а как ориентиры для нашей аргументации и дополнительных объяснений.


Способы нейтрализации замечаний или возражений:

1. Ссылки на авторитеты как метод опровержения замечаний, на опыт и высказывания авторитетного для собеседника человека;

2. «Сжатие» нескольких замечаний, возражений. Воздействие существенно смягчается, если на них отвечать одной фразой, сконцентрировав в ней все существенное, и избегать дискуссий;

3. Условное согласие, т.е. сначала признать правоту собеседника, а потом постепенно перетягивать его на свою сторону.

4. Метод «да, но…». Он основан на том, что мы до определенного момента соглашаемся с собеседником, чтобы уменьшить его желание противоречить нам.

Причем нам не следует противоречить открыто и грубо, даже если собеседник не прав. Не нужно говорить, к примеру: «…Вы совершенно не правы!». К позиции и мнению собеседника, во всяком случае, нужно относиться с уважением.

5. Признание правоты собеседника. Это нужно сделать, сказав: «Это интересный подход к проблеме, который я, честно говоря, упустил из виду. При принятии решения мы его обязательно учтем».

6. Лаконичность ответа. Чем более сжато мы ответим на замечания, тем это будет убедительнее.

При окончании беседы необходимо учитывать следующее.

Нельзя допустить, чтобы после окончания беседы у собеседника остались путаные представления. Присутствующим должна быть понятна каждая деталь нашего вывода.

Конец сообщения запоминается лучше всего. Поэтому следует отделить завершение беседы от предыдущего. Например, «Давайте подведем итоги».

После встречи рекомендуется следующее.

Выполнить анализ проведенной встречи и беседы, дать ей оценку.

При благоприятном исходе встречи следует (сразу после встречи) составить краткое (1-2 страницы) письмо - коммерческое предложение. В нем подтвердить оговоренные во время встречи решения, включив в него план реализации проекта и смету. Можно приложить дополнительные материалы как подтверждение нашей высокой репутации.



Ситуация и задание.

ОАО «Мотос» находится в Подмосковье и осуществляет производство мототехники. Важными комплектующими изделиями этой техники являются мотошины. Общество заинтересовано в закупке более дешевых отечественных шин, однако его не устраивает качество этих изделий, так как оно отрицательно влияет на конкурентоспособность мототехники на внутреннем и внешнем рынках.

ООО «Шина» расположено в г. Владимире. Оно производит авто- и мотошины. 97% их реализуется российским потребителям, 3% идет на экспорт. В последнее время общество ощущает значительную конкуренцию со стороны зарубежных производителей. Весьма заинтересовано в получении заказа на производство автошин от ОАО «Мотос».

Руководство ООО «Шина» получило согласие на деловую встречу (беседу) с представителями ОАО «Мотос» по вопросу возможной закупки акционерным обществом шинопродукции. Встреча должна состояться через неделю.

Необходимо разделить группу на две подгруппы. Одна подгруппа должна играть роль команды представителей ОАО на переговорах с ООО, другая подгруппа - команды представителей общества «Шина».

Кроме того, следует выделить двух студентов для наблюдения за действиями двух команд - студенческих подгрупп.

Обеим подгруппам следует провести необходимую работу по подготовке к указанной деловой встрече, включая составление рабочих планов беседы.

Провести деловую встречу и переговоры в указанное время, используя приведенные рекомендации.

В случае успешных переговоров ООО должно получить от ОАО просьбу на подготовку официального детального коммерческого предложения.

Подгруппа студентов, исполняющая роль сотрудников ООО, должна подготовить также подробное коммерческое предложение с приложенными к нему необходимыми документами.

Преподаватель, используя наблюдения двух студентов-помощников, должен сделать выводы и заключение по подготовке и проведению двумя командами встречи - переговоров, по составлению коммерческого предложения.



Тест: «Ваш стиль общения»

Этот тест поможет взглянуть на себя «со стороны», узнать, достаточно ли вы корректны в отношениях со своими сотрудниками, коллегами, членами семьи.

Инструкция

На каждый вопрос даны три варианта ответов. Выберите тот, который вас устраивает. Если ни один ответ вам не подходит, перейдите к следующему вопросу.

Для сравнения «портрета», который вы получили, попросите того, чье мнение для вас значимо, ответить вместо вас.

Опросник

1.Склонны ли вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта?

А) всегда;

Б) иногда;

В) никогда.

2. Как вы ведете себя в критической ситуации?

А) внутренне киплю;

Б) сохраняю полное спокойствие;

В) теряю самообладание.

3. Каким считают вас коллеги?

А) самоуверенным и завистливым;

Б) дружелюбным;

В) спокойным и независтливым.

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?

А) приму ее с некоторыми опасениями;

Б) соглашусь без колебаний;

В) откажусь от нее ради собственного спокойствия.

5. Как вы прореагируете, если кто-либо из коллег без разрешения возьмет с вашего стола какой-нибудь документ?

А) выдам ему по первое число;

Б) заставлю вернуть;

В) спрошу, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами вы встретите жену (мужа), если она (он) вернулась (вернулся) с работы позже обычного?

А) «Что тебя так задержало?»;

Б) «Где ты торчишь допоздна?»;

В) «Я уже начал (а) волноваться!».

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?

А) стараюсь обогнать машину, которая показала мне хвост;

Б) мне безразлично, сколько автомобилей обошло меня;

В) увеличу скорость, чтобы никто не опередил меня.

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

А) сбалансированными;

Б) легкомысленными;

В) крайне жесткими.

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

А) пытаюсь свалить вину на другого;

Б) смиряюсь;

В) становлюсь осторожным.

10. Как вы отреагируете на мнение, суждения о современных подростках?

А) «Пора бы уже запретить юнцам такие развлечения»;

Б) «Надо дать им возможность организованно и культурно отдыхать»;

В) «Не следует с детьми возиться».

11. Как вы выразите свое ощущение, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

А) «И зачем я только на это нервы тратил (а);

Б) «Видно, этот человек начальнику приятнее»;

В) «Может быть, мне это удастся в другой раз».

12. Какие чувства испытываете, когда смотрите страшный фильм?

А) страх;

Б) скуку;

В) искреннее удовольствие.

13. Как вы будете себя вести, если в результате дорожной пробки вы опоздали на важные деловые переговоры?

А) буду нервничать во время переговоров;

Б) попытаюсь вызвать снисходительность партнеров;

В) просто огорчусь.

14. Как вы относитесь к своим спортивным успехам?

А) победа - моя цель;

Б) чувствую себя вновь молодым и это ощущение ценю;

В) если проигрываю, очень сержусь.

15. Как вы поступаете, если вас плохо обслужили в ресторане?

А) терплю, избегая скандалов;

Б) вызываю метрдотеля и делаю ему замечание;

В) отправляюсь с жалобой к директору ресторана.

16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидели в школе?

А) поговорю с учителем;

Б) устрою скандал родителям обидчика;

В) посоветую своему ребенку дать сдачи обидчику.

17. Какой вы человек?

А) средний;

Б) самоуверенный;

В) пробивной.

18. Что вы скажете подчиненному, если столкнулись с ним в дверях?

А) «Простите, это моя вина»;

Б) «Ничего, пустяки»;

В) «А повнимательнее вы не могли быть?».

19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве среди молодежи?

А) «Когда же будут, наконец, приняты конкретные меры?»;

Б) «Надо бы ввести суровые наказания!»;

В) «Нельзя же все валить на молодежь - виноваты и воспитатели».

20. Какое животное вы любите?

А) тигра;

Б) кошку;

В) медведя.

Подведите итоги

Используя ключ, оцените свой стиль общения.

Варианты

ответов

Оценки ответов на вопросы (в баллах)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

А

1

2

3

2

3

2

2

2

3

3

1

3

1

2

1

1

1

1

2

3

Б

2

1

2

3

2

3

1

1

2

1

2

2

2

3

3

2

3

3

1

2

В

3

3

1

1

1

1

3

3

1

2

3

1

3

1

2

3

2

2

3

1

34 балла и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Побольше решительности вам не помешает. К критике «снизу» относитесь доброжелательно, но побаиваетесь критики «сверху».

35 - 44 балла. Вам сопутствует успех в жизни. В вас достаточно «здорового честолюбия», вы умеренно агрессивны, к критике относитесь доброжелательно, если она деловая и без претензий.

45 баллов и более. Вы излишне агрессивны и неуравновешенны, нередко бываете чрезмерно жестоким по отношению к другим. Надеетесь дойти до управленческих «верхов», рассчитывая на свои силы. Добиваясь успехов в какой-либо области, можете пожертвовать интересами окружающих. К критике относитесь двойственно: критику «сверху» принимаете, а критику «снизу» воспринимаете болезненно, порой небрежно. Можете преследовать критиков «снизу».

Практическая работа к теме:

Конфликты в управленческой деятельности

Управление конфликтами. Основные варианты решения конфликтов.

Цель:

  • уяснить сущность управленческих конфликтов. Изучить классификацию, положительные и отрицательные последствия конфликтов;

Конфликт - это противоречие между двумя или более сторонниками, когда каждая сторона делает так, чтобы были приняты ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.

Конфликты выполняют следующие основные негативные функции:

  • большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте;

  • увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе;

  • представление о побежденных группах как о врагах;

  • после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников;

  • сложное восстановление деловых контактов («шлейф конфликта»).

Конфликты также могут выполнять некоторые позитивные функции:

  • разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;

  • получение новой информации об оппоненте;

  • сплочение коллектива организации при борьбе с внешним врагом;

  • стимулирование к изменению и развитию;

  • снятие синдрома покорности у подчиненных;

  • диагностика возможных оппонентов.

Основные причины конфликтов:

  1. распределение ресурсов между работниками или подразделениями;

  2. взаимозависимость заданий;

  3. различия в целях;

  4. различия в оценке ситуации и мнениях;

  5. различия в манере поведения и жизненном опыте;

  6. неудовлетворительные коммуникации.


Задание 1. Дать определения терминов:

Конфликтная ситуация - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Инцидент - это

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Управление конфликтами - это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Конфликтологами разработаны и продолжают разрабатываться способы предотвращения, профилактики конфликтов и методы их "безболезненного" разрешения. В идеале считается, что менеджер должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. И первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников. Менеджеру следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной нетерпимости (непереносимости). психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта, он должен минимизировать количество его участников. Установлено, что чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения.


Задание 2.

Определите природу и тип известного Вам конфликта (причины, объект, субъект). Разработайте модель эффективного управления конфликтом.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Назовите и поясните четыре фазы развития конфликта.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Ответьте на вопросы:

1.Что лежит в основе конфликта?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что должен делать менеджер для того, чтобы в коллективе не возникало конфликтных ситуаций?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. В чем суть управления конфликтными ситуациями?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Кратко опишите основные виды конфликтов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Психологический тест: «КОНФЛИКТНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

Никогда не спорьте с дураком, люди могут не заметить между вами разницы (пословица).

Тест позволяет оценить степень Вашей конфликтности или тактичности.

Инструкция:

Выберите один из трех предложенных вариантов ответа - а, б, в.

1.Представьте, что в общественном транспорте начинается спор.

Что вы предпринимаете:

А) избегаете вмешиваться в ссору;

Б) можете вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;

В) всегда вмешиваетесь и до конца отстаиваете свою точку зрения.

2.На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:

А) нет;

Б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;

В) всегда критикуете за ошибки.

3.Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:

А) если другие вас поддержат, то да;

Б) разумеется, вы будете поддерживать свой план;

В) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных.

4.Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:

А) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваши отношения;

Б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;

В) вы спорите со всеми и по любому поводу.

5.Кто-то пытается пролезть вперед вас без очереди:

А) считая, что и вы не хуже него, попытаетесь обойти очередь;

Б) возмущаетесь, но про себя;

В) открыто высказываете свое негодование.

6.Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите:

А) выскажетесь и о положительных, и отрицательных сторонах этого проекта;

Б) выделите положительные стороны в его работе и предложите предоставить ее;

В) станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибки.

7.Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:

А) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие;

Б) говорите, что эта вещь безвкусна;

В) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого.

8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:

А) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных озорников?»;

Б) делаете им замечание;

В) если бы это было в общественном месте, то вы бы их отчитали.

9.В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:

А) в таком случае вы не даете ему чаевые, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно;

Б) попросите, чтобы он еще раз при вас подсчитал сумму;

В) это будет поводом для скандала.

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы выполнять свои обязанности: не следит за уборкой в комнате, разнообразием меню. Возмущает ли вас это:

А) да, но если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;

Б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы;

В) вы вымещаете недовольство на младшем персонале: уборщицах, официантках.

11.Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:

А) нет;

Б) разумеется, признаете;

В) какой же у вас авторитет, если вы признаетесь, что были не правы?

КЛЮЧ:

Каждый вариант ответа получает определенное количество очков:

Ответ «а» - 4 очка;

Ответ «б» -2 очка;

Ответ «в» - 0 очков.

Подсчитайте сумму набранных очков.


Результат:

От 30 до 44 очков:

Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но, когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков

О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения, и за это вас уважают.

От 10 до 14 очков

Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишня, мелочна. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?






Практическая работа к теме: «Управленческое решение».

Цель:

  • узнать, что такое рациональное управленческое решение, получить представление о его этапах;

  • научиться выбирать методы принятия рационального управленческого решения;

  • узнать, каким образом классифицируются управленческие решения.

Труд руководителя - это бесконечный процесс принятия решений.

Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления, это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.

Управленческие решения можно классифицировать по нескольким основаниям.

Задание 1.

Заполнить классификацию управленческих решений.

1. по уровню принятия различают:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. по периоду их действия выделяют:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. по количеству целей выделяют:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.по степени структурированности выделяют:

5.по длительности действия выделяют:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Расписать, какие стадии (этапы) проходит любое управленческое решение.

Первая стадия - ____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Вторая стадия -____________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Третья стадия - ____________________________________________________

___________________________________________________________________

Методы эффективного решения

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения целей, т.е. руководителя на управляемый им коллектив.

Методы менеджмента отвечают на вопрос, каким способом воздействовать на работников (или организацию), чтобы они работали наиболее эффективно.

Методы эффективных управленческих решений - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема. Их существует довольно много, например:

декомпозиция - представление сложной проблемы как совокупности простых вопросов;

диагностика - поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Этот метод применяется при ограниченных ресурсах.

Следует различать методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования и методы, основанные на психологических приемах работы в группах.

Уровни принятия решений

Различия, существующие в типах решений, и различия в трудности проблем, требующих решения, определяют уровень принятия решений. М.Вудкок и Д.Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки: рутинный, селективный, адаптационный, инновационный. Выбор каждого из них определяется конкретными требованиями к работе и задачами, предъявляемыми к способностям менеджера.

Задание 3.

Расписать уровни принятия управленческих решений:

Первый уровень - ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Второй уровень - ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Третий уровень - ___________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Четвертый уровень - _______________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________



Список использованной литературы


  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М., Гардарика, 2010.

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: учебник. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  3. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. М., ИД «Академия», 2009.

  4. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М., Аспект Пресс, 2009.

  5. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Практикум. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

© 2010-2022