• Преподавателю
  • Другое
  • МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта по МДК 01. 03. Начальное архитектурное проектирование

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта по МДК 01. 03. Начальное архитектурное проектирование

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению курсового проекта по МДК 01.03. Начальное архитектурное проектирование.МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению курсового проекта


по МДК 01.03. Начальное архитектурное проектирование.

Тема 3.1. Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией.



для специальности 07.02.01 АРХИТЕКТУРА

















г. Перевоз

2015

Составители: Поляков В.А.


Методические указанияия по выполнению курсовой работы МДК.01.03. «Начальное архитектурное проектирование»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: - Перевоз, 2015. -21с.


Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методические указания содержат информацию о выборе темы курсовой работы обучающимся, порядке оформления и содержание курсовой работы. Предназначены для студентов специальности 07.02.01 Архитектура.



Рецензент: Зимина Л.А. ГБПОУ Перевозский строительный колледж




© Перевозский строительный

колледж, 2015




Рассмотрено на заседании кафедры

Архитектуры и дизайна

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Заведующий кафедрой

_________________________ Старова Н.Н.

Утверждено на заседании

Методического совета

Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.

Начальник ОИО и СО

_________________ Курикова Г.В.



ВВЕДЕНИЕ

Курсовой проект «Проектирование небольшого открытого пространства и сооружения с минимальной функцией» выполняется на третьем семестре обучения, являясь продолжением курса ПМ.01 «Проектирование объектов архитектурной среды» и выполняет ряд специфических задач. Впервые в этом задании студент сталкивается с проблемой пространственной организации среды средствами малых архитектурных форм и благоустройства, решает градостроительные, ландшафтные и дизайнерские задачи одновременно.

По ходу осуществления задания происходит активное освоение важнейших понятий проектирования, таких как предпроектный анализ, функциональное зонирование, композиция заданного пространства.

Студент должен применить знания, полученные им в курсе «Объемно-пространственная композиция», на практике понимая комплексный характер обучения и «полезность» каждого смежного предмета для архитектурного проектирования.

Впервые студент сталкивается также с созданием графической модели своей площадки, как квинтэссенции планировочного образа, способного преобразиться потом и в пространственный образ.

Все навыки и умения, включая макетирование, которые студент приобретает в ходе данного задания, подготавливают его к выполнению градостроительных проектов, выполняемых на старших курсах.

Методические указания способствуют ориентации в предмете изучения, предлагают дополнительную литературу для самостоятельной работы студентов.




ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Тема проекта:

«Небольшое открытое пространство и сооружение с минимальной функцией» по выбору студента или по заданию руководителя может быть реализована в одном из следующих вариантов: детская игровая площадка, танцевальная площадка, причал, площадь для отдыха с теневым навесом.

Специальные площадки, предназначенные для игр детей различного возраста, а также площадки для отдыха взрослых и пожилых людей - распространенный элемент жилой застройки городского типа. Композиционные особенности таких площадок формируются в зависимости от их назначения (возрастного контингента, игровой тематики - если это площадки для детей), а также от характера пространственного окружения площадки.

Проектирование детских площадок выглядит простой, знакомой задачей только на первый взгляд. Существует ряд пространственных, планировочных и иных качеств, которым должна удовлетворять детская площадка.

Детские игровые пространства являются неотъемлемой частью жилых районов, озелененных территорий - парков, садов, а также участков детских учреждений.

В зависимости от величины и сложности открытия игровые пространства подразделяются на три типа: игровые площадки, игровые комплексы и игровые парки.

Игровые площадки - небольшие по площади пространства от 250

кв. м. до 1800 кв. м.), которые могут быть самостоятельными элементами

среды, а могут входить как составная часть в более крупные игровые

пространства. Площадки предназначены для игр детей одной - двух

возрастных групп.

2. Цели и задачи:

Целями задания по проектированию детской площадки являются:

1) освоение принципов пространственной организации игровой площадки с учетом требований к игровому пространству и оборудованию;

2) освоение принципов градостроительного проектирования на микроуровне, приемами ландшафтного проектирования и дизайна;

3) знакомство с созданием пространственной модели проектирования.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1) выбор места проектирования и определение всех внешних условий, влияющих на проектирование (азы предпроектного анализа);

2) создание схемы функционального зонирования площадки;

3) разработка выразительного архитектурно-пространственного образа;

4) выбор материала и конструкций;

5) разработка вопросов ландшафта и дизайна (микрорельеф, мощение, озеленение, обводнение, малые формы, освещение) во взаимосвязи с колористическим решением.

3. Разработка проекта детской игровой площадки с теневым навесом:

Рекомендации по выполнению:

Удобная связь между функциональными зонами достигается средствами геопластики, объемными элементами(подпорными стенками, малыми формами, игровыми элементами) и элементами естественного ландшафта.

Общая композиция открытого пространства должна предусматривать условный главный вход, т.е. главное направление движения.

Состав и габариты площадки и навеса:

- габариты участка - 20х30м;

- площадь, закрываемая теневым навесом - 30 - 50кв. м.;

- пол навеса должен быть приподнят над уровнем земли на 15 - 20см.;

- минимальное расстояние от пола до конструкций покрытия - 2,5м.

Функциональное зонирование:

Функциональные зоны, набор которых определяется темой проекта, должны быть достаточно изолированы друг от друга, но, в то же время, между ними должна быть предусмотрена удобная связь.

Материалы и конструкции навеса:

дерево, металл, кирпич, железобетон, естественный камень,

Структура выполнения проекта:

- клаузура проекта;

- разработка эскиза генплана детской игровой площадки;

- разработка эскиза теневого навеса;

- изготовление рабочего макета;

- вычерчивание эскиза детской игровой площадки с теневым навесом;

- компоновка проекций на подрамнике;

- вычерчивание планов, фасадов, разреза и схемы генплана в карандаше на подрамнике;

- разработка эскиза графического оформления проекта;

- графическое оформление проекта(обводка тушью,отмывка).

Состав проекта:

Проект выполняется в виде рабочего макета и чертежа. Чертеж выполняется на подрамнике размером 55х75см.

Чертёж включает:

- схему генплана (М 1:100, 1:200);

- план навеса (М 1:100, 1:50);

- фасады (М 1:25, 1:50);

- разрез (М 1:25, 1:50).

Рабочий макет навеса выполняется из бумаги или картона (М 1:50).




















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


1. Компоненты формирования открытого пространства

При формировании территории открытого пространства архитектор оперирует такими ее компонентами, или естественными составляющими, как рельеф, вода и водные устройства, озеленение.

Рельеф

Особенности рельефа на участке необходимо выделить цветом, фактурой материала, солнечным освещением. Террасные уровни участка и террасное озеленение − один из путей создания выразительного ландшафта. Возможна организация открытого пространства при помощи террасирования территории (перепады высот рельефа, многоуровневые элементы), что предполагает наличие на участке лестниц. Следует помнить, что ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины лестничного марша; промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь ширину не менее метра. Уклон лестницы принимается не более 1:2. Геометрия лестницы увязывается со средней величиной человеческого шага, равной 60-70 см. На улице высота подступенка ограничивается 12 см, тогда ширина ступени должна составлять 36 см. При устройстве забежных ступеней ширина ступени в средней части должна быть не менее 22 см. Пандус (мягкий подъём) в наружных условиях принимается с уклоном 1:8, для инвалидов - 1:12.

При проектировании площадок для детей, отдыха, занятий физкультурой учитывается расстояния от них до жилых и общественных зданий, которое принимается не менее приведенных в таблице ниже:

Таблица 1.

Площадки

Удельные

размеры

площадок, м2/чел.

Расстояния от площадок

до окон жилых и

общественных зданий, м

для игр детей дошкольного и

младшего школьного возраста

0,7

12

для отдыха взрослого населения

0,1

10

для занятий физкультурой

2,0

10-40

Вода и водные устройства

Водоемы обладают большим диапазоном эффектов, усиливающих достоинство ландшафта. Водное благоустройство территорий включает широкий спектр приемов и средств. Можно выделить декоративно-художественные, композиционно-пространственные, экологические и климаторегулирующие свойства воды, используемые в архитектуре и градостроительстве.

При формировании открытых городских пространств применяются разнообразные водные устройства, в которых используются зрительные и звуковые эффекты воды в статичном или динамичном состоянии. При перепадах высот возможна организация водопадов, каскадов. Часто параллельно каскаду устраиваются лестницы. На террасах и выступах каскадов и лестниц размещают декоративную скульптуру, цветочные композиции, фонтаны.

Озеленение

Озеленение детской площадки должно быть безопасным (исключаются колющиеся виды) и композиционно увязанным с другими элементами пространства. Композиция может иметь эффектный центр. Им могут стать дерево с фигурной стрижкой, цветы в кадках или вазах, скульптура или фонтанчик. Подстриженные деревья и кустарники высаживаются по углам клумб, на концах дорожек, где они подчеркивают четкость геометрических форм. Учитывается фактура растительности - деревьев, кустарников, поверхности газона и цветников. Если речь идет о древесных растениях, то фактура рассматривается как составная часть, характеризующая строение кроны (вместе с силуэтом и структурой). Выделяют следующие типы фактуры: грубая (дуб), средняя (вяз, липа), тонкая (ива, береза).

Может быть линейная, плоскостная и объемная формы, в зависимости от соотношения ее измерений. В линейной преобладает одно измерение над двумя другими, предельно малыми; в плоскостной - относительно равны два измерения при подчиненно малой величине третьего; в объемной форме все измерения относительно близки по величине.

Следует обратить внимание на характерные объемные формы крон деревьев различных пород. Их можно представить себе как тела вращения - шары, конусы, параболоиды. По сравнению с ними низкие массивы цветников выглядят как плоскости (плоскостная форма). Линейной формой, которая неизменно присутствует во многих элементах пространства детской игровой площадки, можно считать дорожки, бордюры, ограждение.

Составляя группу из деревьев и кустарников, используются контрастные соотношения их форм (высокий - низкий, большой - маленький, пирамидальный - шаровидный и т. д.). Все это в комплексе разнообразит территорию и делает ее индивидуальной.

2. Основные структурные элементы композиции

Под композицией понимается расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоничное единство. Основными структурными элементами композиционного целого считаются доминанты, акценты, фон, композиционные оси.

Доминанты - наиболее важные, самые заметные, привлекающие максимальное внимание компоненты среды. Как правило, они крупнее остальных, ярче по цвету, активнее по пластике и отличаются от других слагаемых почти всеми визуальными параметрами. Доминанта составляет абсолютно необходимую часть данной композиции, без неё композиция просто разрушится, исчезнет.

Акценты - элементы, заметно отличающиеся от основной массы других форм среды каким-либо одним визуальным параметром: размером, пластикой, цветом. Своим расположением акценты отмечают существенные в художественном или функциональном отношении места средовой композиции. Акценты в композиционной структуре могут различаться по силе воздействия на зрителя: условно можно выделить акценты ведущие, дополнительные и т.д. Деформация или устранение тех или иных акцентов может существенно исказить композицию, но не уничтожит её полностью.

Фон - основная масса слагаемых среды, образующих поле средовой деятельности, отражающая некоторое усреднённое содержание средового объекта.

Оси композиции - воображаемые «силовые» линии, показывающие условные направления концентрации визуальных связей между акцентно-доминантными слагаемыми среды.

3. Композиция игрового пространства

Игра - это основная форма активности в детское, особенно велика роль игры в дошкольном возрасте. Чаще всего на площадках играют дети дошкольной возрастной группы: младший возраст - 3-4 года, средний - 4-5 лет, старший - 5-6 лет и подготовительный - 6-7 лет. «Позволять детям играть, создавать им возможности для игры и не только им, но и всем - первейшая обязанность и задача общества, мимо которой оно не должно проходить. Игровые площадки, устройства и оборудование - не роскошь, а вынужденная необходимость в условиях плотной городской застройки и транспорта».

Игровые площадки и игровое оборудование должны не только отвечать своему прямому назначению - тренировке тела, ума, выработке основ социального поведения, но и обеспечивать безопасность игры.

Детям нужен свободный выбор места, времени и способа игры. Они должны иметь возможность переносить пережитое на игру и, кроме того, сами составлять возможные варианты игры.

Кроме уже упомянутой возрастной группы детей-дошкольников и младших школьников (3-7 лет) и (7-11 лет) можно выделить еще группу 11-14 лет. Характер игры каждой из групп отличается друг от друга.

Важнейшее качество игрового пространства проектируемой площадки - полифункциональность, т.е. способность удовлетворять требованиям многих функций игры и различных возрастных групп.

Психологи выделяют следующие основные виды игр:

 манипуляционные (действие с предметом);

 тематические;

 сюжетно-ролевые (игры с «правилами»);

 конструктивные или строительные;

 дидактические игры с элементами обучения;

 игры, связанные с активным движением.

Чтобы обеспечить требуемую полифункциональность, пространство должно быть достаточно сложным, так как элементарные формы не позволяют развивать фантазии в игре и не способствуют разнообразию и богатству игровой деятельности.

Сложность - одно из важнейших качеств игровой среды для детей.

Профессиональное и грамотное решение архитектурной среды должно

обладать не только полифункциональностью и сложностью, но и

композиционной целостностью. В нашем случае - это единство, в котором

функциональное назначение неразрывно связано с формой пространства, с

другой стороны - это взаимосвязь объекта с окружением, сложившейся

ситуацией в среде.

Ситуационный план требует прежде всего ознакомления с положением участка в окружающей среде, определения, где она находится: непосредственно в жилой застройке, в парке, сквере, в системе игрового комплекса, на крыше гаражей и т.д.

Элементы среды (жилые дома, расположение входов в них, рисунок дорог и дорожек) во многом определяют конфигурацию участка игровой площадки, ее геометрическую форму. Необходимо устранить, по возможности, неблагоприятные условия - недостаточную инсоляцию, сквозняк. Решение площадки должно упитывать имеющиеся на участке насаждения и сохранять те из них, которые представляют ценность: старые деревья, кустарники, цветники, предусматривая включение существующих элементов в композицию проектируемого пространства.

В решение композиции пространства площадки большое значение

имеет характер рельефа, умелое использование которого может решающим

образом определить не только форму поверхности основания композиции, но и структуру пространства в целом. Наличие на площадке таких элементов пространственной формы, как перепады рельефа, подпорные стенки, пандусы, существенно обогащают композицию, усложняя структуру пространства. При плоском, неинтересном рельефе следует применить приемы создания искусственного рельефа. Поверхность земли на площадке может быть горизонтальной или наклонной, однослойной или многослойной, ровной или искривленной, может иметь перепады по вертикали - естественные или полученные с помощью искусственных террас. Форма и общий рисунок основания решаются с помощью средств геопластики или пластики земли и должны быть композиционно увязаны с объемными элементами игровой среды.

Функциональное зонирование игровой площадки основано на принципах целесообразности: при общем единстве композиции должна быть соблюдена определенная изоляция отдельных зон для удобства и безопасности детей. Игровое пространство включает различные виды игровой деятельности детей. Для того, чтобы процесс игры протекал оптимально, территория площадки расчленяется на отдельные участки, на которых осуществляется действия, отличающиеся друг от друга. Эти участки называются функциональными зонами. На игровой площадке предусматривается:

- зона теневого навеса;

- зона шумных и подвижных игр;

- зона спокойных игр;

- зона для самых маленьких;

- зона естественного ландшафта.

Функциональные зоны - это сообщающиеся пространства, удобно связанные между собой, но, в то же время достаточно изолированные друг от друга таким образом, чтобы шумные игры не мешали тихим, чтобы движение не пересекало небольшую уютную зону для малышей.

Функциональные зоны могут достаточно разнообразно сообщаться с зоной теневого навеса, который может занимать обособленное положение на площадке, а может примыкать как к зоне шумных игр, так и к зоне спокойных игр. Выделение функциональных зон достигается использованием мощения, перепадов рельефа, озеленением, подпорными стенками и т.д. Зона естественного ландшафта может быть представлена в виде отдельного участка или отдельных элементов озеленения, рассредоточенных в игровом пространстве.

По сути игровая площадка является замкнутой глубинно-

пространственной композицией и состоит из 5 основных элементов:

1) граница площадки - «оболочка»,

2) входная зона - «вход»,

3) транзитная зона - «путь»,

4) распределительная зона - «крест»,

5) доминирующий объем - «цель».

Таким образом, качество композиционного решения будет зависеть от взаимоподчиненности этих элементов пространства единому замыслу.

Композицию проектируемого пространства можно будет считать удачной, если:

 в его решении будут учтены особенности участка;

 планировочная организация построена по принципу функционального зонирования;

 пространство и его элементы будут масштабными по отношению к детям;

 объемно-пространственная структура построена по принципу главное - второстепенное;

 в облике площадки будет прочитываться стилевое единство как планировки, так и объемов;

 будет достигнут определенный уровень художественной образности этого небольшого пространства.

4. Характер игрового оборудования

Доминирующим элементом игровой площадки является теневой навес. По своим размерам он значительно превышает даже самые крупные игровые элементы, его доминирование на площадке создает предпосылки создания более сложного и интересного решения. Роль навеса как акцента, определяется тремя основными факторами: положением в пространстве, величиной и формой.

Теневой навес может размещаться в центре площадки, и тогда общая схема организации будет близка к объемной композиции, может находиться в глубине ее, в этом случае формируется глубинное пространство. Размеры теневого навеса невелики: площадь - около 50 кв. м, высота - от 2,5 м до 3,5 м. Форма теневого навеса зависит от формы пространства участка и материала теневого навеса. Форма простых геометрических тел может служить основной для значительного количества интерпретаций формы теневого навеса от простых до относительно сложных. Предпочтительными конструктивными системами для теневого навеса является стоечно-балочная и каркасная как ее разновидность. Возможно использование тентовых конструкций. В качестве материала могут применяться дерево, кирпич, естественный камень, блоки из легких бетонов, металлические трубы и профили, асбоцементные трубы, железобетонные элементы небольших сечений.

Решение опорных частей и ограждающих конструкций навеса может быть

выполнено в виде элементов игрового оборудования (турников, перекладин, вертикальных лестниц и др.).

Типология оборудования детской площадки связана с видами игр.

Существует несколько крупных групп оборудования: для игр, в которых преобладает движение; для игр, связанных с водой и песком; для творческих, ролевых-сюжетных, конструктивных игр .

Оборудование для движения включает различные формы лазанья, прыганья, пролезания, игры в мяч и т.д. Наиболее характерными устройствами являются качели, горки для съезжания, конструкции для лазания и пролезания: кубы с отверстиями, игровые структуры, игровые стенки с отверстиями, стенки для игры в мяч, лабиринты, карусели.

Оборудование для игр с песком не столь разнообразно, ограничивается устройством песочницы, песчаных горок на небольших площадках.

Устройство бассейна оказывает благотворное влияние на микроклимат площадки в летнее время и повышает ее декоративные качества. Из мелких бассейнов легко спускать воду и вновь заполнять их.

Все эти виды работ могут проводить сами дети. Плескательные бассейны могут быть весьма разнообразными по форме и обладать высокими эстетическими качествами. Бассейны свободного, живописного плана лучше вписываются в пейзаж.

Дно, стенки и ограждение маленьких водоемов на детской площадке обрабатываются керамической плиткой, естественным камнем. Цветная мозаика, покрывающая дно бассейна, может служить активным цветовым акцентом в пространстве площадки.

Сейчас входят в практику переливающиеся бассейны, состоящие из ряда чаш, различной высоты. Бассейны для игр снабжают мостиками и переходами различной конструкции.

Оборудование для игр на воде в основном представлено разного рода приспособлениями для съезжания в воду.

Для игр с водой маленьких детей проектируются столы с поддоном.

Оборудование для творческих игр включает площадки, где дети рисуют, мастерят, строят модели и т.п. Для этого наиболее подходят небольшие столики со скамьями, перголами и беседками.

5. Используемые материалы

Основными требованиями, предъявляемыми к материалам, используемым на детских площадках, является их прочность, способность сохранять свои свойства и характеристики при разных погодных условиях и экологическая безопасность.

Деревянные элементы игрового оборудования детских площадок предпочтительнее выполнять из древесины сосновых пород. Сосна растет медленно, что делает ее структуру мелкой и прочной. Сердцевина составляет более 70 % объема дерева, она очень долговечна, в то время как мягкая древесина внешних слоев легко поддается гниению. С помощью современных технологий пропитки древесины защитными составами под давлением можно превращать мягкую древесину в очень долговечную.

Вещества, используемые для защиты деревянных деталей в детском игровом оборудовании, не должны содержать мышьяка и хрома. Для улучшения качеств древесины можно использовать водоэмульсионные краски и специальные добавки для защиты от ультрафиолетового излучения и грибка.

Длинномерные и изогнутые детали оборудования могут быть изготовлены из многослойной древесины. Технология изготовления такого материала - это склеивание под прессом нескольких деревянных брусков заданной формы. Клей, используемый в качестве связующего, должен хорошо противостоять воздействию разрушающих факторов внешней среды. Единственным недостатком оборудования из клееной древесины является ее возможное растрескивание в результате изменения погодных условий.

Для защиты деревянных элементов оборудования от подгнивания в основания несущих стоек устанавливаются стальные элементы, которые, собственно, и заглубляется при установке в землю.

Для изготовления отдельных элементов оборудования может использоваться фанера толщиной от 6,5 до 21 мм или прессованный ламинат, имеющий толщину 6-10 мм. Фанера изготавливается методом горячего прессования 1,5 мм шпона чередующихся мягких и твердых пород древесины. В качестве связующего выступает клей на феноловой смоле. Большая часть деталей из фанеры покрывается водостойкой двухкомпонентной краской, изготовленной на основе алкидо-аминовой смолы. Поверхности, используемые в качестве полов, должны иметь противоскользящее покрытие. Элементы, изготовленные из прессованного ламината, устойчивы к тяжелым ударам, истиранию и воздействию агрессивных факторов окружающей среды. Ультрафиолет не изменяет свойств прессованного ламината.

Металлические детали оборудование рекомендуется изготавливать из нержавеющей стали, алюминия, либо обычной стали. В качестве защитного покрытия для изделий из обычной стали применяется цинковое покрытие, нанесенное методом горячей гальванизации. Окраска металлических деталей производится порошковыми красками. Металлические детали очень устойчивы к погодным условиям и имеют эстетичный внешний вид.

Довольно часто игровое оборудование современных площадок выполняется из морозоустойчивого пластика. Используемые виды пластики экологичны и пригодны для переработки. Их основные компоненты: поликарбонат (polycarbonate) или полипропин (polypropene). Мелкие детали изготавливают из этого же материала. Несущие элементы усиливаются стекловолокном.

Канаты изготавливаются из предварительного растянутого перлона (perlon), и усиливаются стальным сердечником, который выдерживает нагрузку на разрыв до 2200 кг. Диаметр канатов в веревочных лестницах должен быть не менее 12 мм. Сетки изготавливаются из 16 мм канатов, скрепленных при помощи клипс из нержавеющей стали. Концы веревок заделываются алюминиевыми муфтами.

Все вышеуказанные материалы сохраняют свои свойства и характеристики как в летнее, так и в зимнее время.

6. Цвет в композиции детских игровых площадок

Колористический образ игрового пространства - одна из важнейших композиционных характеристик. Объекты и окружающие их элементы пространства воспринимаются в процессе движения среди них. По мере проникновения вглубь пространства оно воспринимается изнутри.

Прежде всего необходимо учитывать природу восприятия и оценки цвета детьми. Применение цвета в композиции игрового пространства должно быть осознанным и направленным на подчеркивание, выявление композиционных особенностей пространства. С помощью цвета можно выявлять функциональные зоны, показывать направление движения или подчеркнуть композиционную роль отдельного элемента.

Цветовые сочетания и отдельные цвета должны быть взаимосвязаны с возрастными оценками цвета. Дети, особенно младшего возраста, любят теплые, ясные, яркие цвета и контрастные цветовые сочетания.

Оранжевые, желтые, зеленые и голубые цвета не только

предпочитаются детьми, но благотворно сказываются на их настроении и

развитии.

Композиционно-целостный образ активно влияет на масштабность и эстетический строй окружающего пространства. Поэтому цветовой образ площадки должен быть целостным, построенным по принципу контраста или нюанса. Цветовые предпочтения у детей изменяются от младшего возраста, передвигаясь по цветовому кругу от красного, розового, пурпурного к оранжевому, желтому и далее - к зеленому.

В то же время фиолетово-коричневые, сине-зеленые; землисто-грязноватые тона, а также тона, близкие к ахроматическим, характеризуются как негативные по отношению к детям.

7. Требования безопасности

Главное требование для всех элементов детской площадки - это безопасность от падений, ушибов, порезов и т.п. Перепады рельефа площадки должны быть плавными, изгороди - невысокими, деревья и кустарники - не ранящие, оборудование - отвечающее санитарным требования.

Детские сооружения для игр должны быть установлены таким образом, чтобы отдельные игровые зоны могли просматриваться извне и взрослые могли иметь свободный доступ к любой части игрового оборудования, чтобы в случае необходимости вовремя прийти на помощь ребенку.

Эксплуатация каждого предмета оборудования должна обеспечивать максимальную безопасность ребенка. Крепление стержней, ступеней, перекладины, отверстия должны быть рассчитаны на соприкосновение с ребенком. Древесина не должна иметь трещин, волокнистости, отверстий, сучков, поверхность должна тщательно полироваться. Металлы должны быть защищены от окисления окраской или другим покрытием. К пластмассам предъявляются особые требования по огнестойкости, к механическим и погодным воздействиям.

Полости, щели и углы между частями конструкции должны быть спроектированы так, чтобы дети не могли с опасностью для себя просунуть пальцы, голову или свой торс. Различные приспособления используются для измерения щелей и зазоров между элементами конструкции, и, например, если размер щели позволяет пройти торсу, то и голова ребенка должна проходить в это пространство.

Особое внимание уделяется созданию травмобезопасной поверхности игровой площадки. Это может быть сделано традиционными способами - с помощью подушки из песка, мелкого гравия или, даже, обыкновенного газона, а может быть создано с помощью защитного резинового покрытия, укладываемого на твердую поверхность (асфальт, бетон).

При выборе того или иного покрытия необходимо учитывать высоту игрового элемента и высоту возможного падения с него. Эта высота определяется по высоте от уровня земли верхней поверхности пола или площадки, где дети могут находиться в процессе игры. В данном случае берется не самая верхняя точка игрового элемента, а та площадка, которая предназначена для пребывания там ребенка.

В таблице 2 приведены примеры рекомендуемых европейскими стандартами травмобезопасных материалов для поверхности игровой

площадки.

Таблица 2

Материал

Min толщина

Max допустимая высота возможного падения по EN

трава

-

< 1м

кора/опилки/ щепки

300мм

< 3м

песок

300мм

< 3м

гравий

300мм

< 3м

На сегодняшний день наиболее популярным в использовании является резиновое покрытие, представляющее собой набор ковриков толщиной 50 мм и размером 500 х 500 мм. В отличии от гигиенических покрытий толщиной 10-20 мм, площадка выложенная резиновыми ковриками с толщиной слоя 50 мм, позволяет амортизировать падение ребенка с высоты - 1600 мм.

Коврики изготовлены из резиновых гранул склеенных под давлением специальным полиуретановым клеем. Нижняя часть покрытия имеет рифленую поверхность для дренажа. Это покрытие является нескользким, эластичным и ударопоглощающим основанием площадки. При наличии такого основания обеспечивается гигиеническая чистота всей детской площадки. Данный вид покрытия наиболее устойчив к истиранию и быстро сохнет после дождя.

Соблюдение техники безопасности - одно из главных требований при проектировании детских площадок.

8. Ограда, входы и выходы

Зона для игр в большом парке не нуждается в ограде, но там, где игровые площадки примыкают к оживленным улицам, железнодорожным линиям, глубоким водоемам, оврагам - это необходимо.

Внутридворовая площадка может бить частично огорожена изгородью, частично - зелеными насаждениями. Визуальным барьером служит велосипедная дорожка, мощение, фонари, знаки, реклама. Внутри площадки зона для маленьких детей должна быть отделена изгородью или перепадом уровня земли.

Строгое разделение возрастных групп на площадке необязательно, но все же не следует забывать, что для маленьких детей и их матерей отдельный уголок можно выделить.

9. Этапы проектирования:

1. Определение места и темы проекта.

Имеются 2 подхода. Первый путь (основной): выбор места - определение темы пространства. Второй путь (от обратного, если у студента сначала возник замысел площадки): тема пространства - выбор места. Как правило, по второму пути идти сложней, так как не всегда получается найти подходящее место. Обычный ход проектирования: выбирается место проектирования в пределах или за пределами населенного пункта, анализируется рельеф местности (ровная ли местность или существует перепад высот), характер окружающей застройки (располагается ли вблизи общественного знания, какого назначения, либо в жилом дворе), в связи с чем определяется возрастной контингент будущей площадки. Проведенные исследования помогут понять какого типа площадку следует проектировать в данном месте. Если располагается в жилом дворе, то это будет детская площадка или спортивная площадка для школьников, или площадка отдыха для пожилых людей. Если в общественной зоне (в общественном центре населенного пункта, в парках, скверах) - то посетителями данной площадки могут быть все возрастные группы. Вблизи определенного общественного здания, например театра, библиотеки, учебного заведения, больницы и т.д., площадку для отдыха будут посещать определенные группы людей, как правило, посетители и сопровождающие. Если проектируется знак въезда, то необходимо организовать пространство возле него, чтобы здесь туристам или

просто проезжающим мимо была возможность остановиться и отдохнуть.

2. Создание образа площадки.

В процессе определения темы площадки и оценки территории уже может родиться какой-то замысел (какой формы в плане она будет, какой объект

будет в этом пространстве доминировать). Все эти представления о будущей площадке необходимо зарисовать: вид в перспективе или аксонометрии, обязательно, в окружающей среде, план, все элементы. Если возникло несколько идей, то их необходимо все зафиксировать на бумаге, чтобы возможно было выбрать наиболее удачное решение. В композицию площадки также включаются другие малые архитектурные формы (фонари, скамьи, ограждение, вазоны, урны и т.п.), озеленение (газоны, клумбы, кустарники), рисунок раскладки плитки мощения (размерами плитки можно увеличить и уменьшить пространство, а типом раскладки можно подчеркнуть форму главного объекта или форму площадки). Все элементы должны быть продуманы в едином стиле, чтобы пространство стало единым целостным художественным организмом.

3. Изучение нормативной и другой литературы, касающейся проектирования данного вида пространств.

Для дальнейшей разработки необходимо изучить реальные требования к проектированию данного вида пространств: какой ширины должен быть проход, например, между фонтаном и скамейками в зависимости от пропускной способности самой площадки, какой высоты должно быть ограждение, сиденья и спинки скамьи, где размещать люк для обслуживания фонтана, как устраивается мощение, какая глубина заложения фундаментов оград и т.п.

4. Разработка каждого элемента площадки.

Следующим этапом проектирования является дательная проработка каждого элемента площадки с учетом материала, из которого он будет изготавливаться. Каждый элемент (виды сбоку, сверху или сечение, разрез) должен вычерчиваться с обозначением всех размеров на отдельных листах формата А3, которые войдут в альбом архитектурных решений.

5. Композиция на планшете.

После того, как вся площадка со всеми ее компонентами проработана, переходим к компоновке архитектурных чертежей на планшет с выявлением главного вида, которым может быть либо перспективное изображение эффектной видовой точки, либо план площадки, либо фасад. Главное изображение должно быть наиболее тщательно проработано и выявлено цветом. Обычно, это конечно перспектива площадки.

6. Оформление курсового проекта.

Чертежи вычерчиваются в тушевой графике в соответствии с требованиями ГОСТ к их оформлению (типы линий, штриховки, условные обозначения, размеры, высотные отметки, содержание чертежей). Главное изображение на планшете выполняется в технике акварельной отмывки. Шрифт темы проекта выбирается в едином стиле с темой площадки.




СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ПРОЕКТА

1. Кильпе, Т.Л. Основы архитектуры: учебник / Т.Л. Кильпе. - М.: ВШ, 2012. - 159 с.

2. Введение в архитектурное проектирование: учебник для вузов. - М.: Стройиздат, 2010. - 172 с.

3. Основы архитектуры / Под ред. Э. Коул. - М.: Арт-Родник, 2006. - 352 с.

4. Анисимова, И.И. Архитектурное проектирование в начальном образовании: учеб. пособие / И.И. Анисимова, Т.В. Кудрявцева, С.М. Куповский. - М.: Изд-во Ладья, 2011. - 89 с.

5. Молчанов, В.М. Основы архитектурного проектирования: социально-функциональные аспекты: учеб. пособие / Серия "Высшее профессиональное образование". - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 160 с.

6. Объёмно-пространственная композиция: учеб. для вузов / А.В. Степанов,

В.И. Мальгин, Г.И. Иванова [и др.]. - М.: Стройиздат, 2010. - 256 с: ил.

7. Ковешников А. И. Методика проектирования детских игровых

площадок: Учеб. пособие / А. И. Ковешников; Науч. ред. С. И.

Архангельский; Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. - М.: Прометей,

2011. -64с.

8. Иванова Г. И. Архитектурное проектирование детских игровых

площадок: Курс лекций / Г. И. Иванова; Моск. архит. ин-т. - М.: МАРХИ,

2011. -78с.


© 2010-2022