- Преподавателю
- Другое
- Глоссарий по дисциплине Общий курс железных дорог
Глоссарий по дисциплине Общий курс железных дорог
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бексеитова Д.М. |
Дата | 12.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ЕКИБАСТУЗСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ АКАДЕМИКА САТПАЕВА
ГЛОССАРИЙ
по дисциплине
ОБЩИЙ КУРС ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
для специальностей
1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном
транспорте»
1108000 «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава
железных дорог (по видам)»
2013-14
Автоматическая блокировка (АБ)
- техническое средство интервального регулирования движения поездов на межстанционных перегонах по сигналам проходных и локомотивных светофоров
Автоматическая локомотивная сигнализация (АЛС)
- система, при которой движение поездов на перегоне осуществляется по сигналам локомотивных светофоров, а раздельными пунктами являются обозначенные границы блок-участков
Акведук
- искусственное сооружение в виде моста с лотками под водоток, строят в местах пересечения водовода с оврагом, ущельем, рекой, дорогой
Балластный слой
- слой сыпучих материалов (щебня, гравия, песка) в виде трапеции на основной площадке земляного полотна, распределяет нагрузки на основную площадку земляного полотна, оказывает сопротивление боковым и продольным смещениям шпал, смягчает удары подвижного состава, отводит воду от колеи, создает возможность выправки пути
Берма
- площадка между подошвой откоса насыпи и ближайшим водоотводом
Бровка
- линия сопряжения основной площадки с откосом
Вагон
- единица ПС железных дорог, предназначенная для перевозки пассажиров и грузов
Вагонное хозяйство
- обеспечивает содержание всего парка грузовых и пассажирских вагонов, а также контейнеров в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасность движения поездов
Верхнее строение пути
- единая комплексная конструкция, предназначенная для восприятия нагрузок от ПС, передачи их на земляное полотно и искусственные сооружения, а также для направления движения ПС
Виадук
- искусственное сооружение, которое сооружают вместо высокой насыпи при пересечении дорогой глубоких долин, оврагов и ущелий
Вредное пространство
- расстояние от горла крестовины до сечения сердечника шириной 40 мм
Выемка
- инженерное сооружение, основная площадка которого расположена ниже поверхности земли
Вытяжной путь
- путь который служит для выполнения на них маневров
Выходной светофор
- светофор, который разрешает или запрещает поезду отправиться со станции на перегон
Входной светофор
- светофор, предназначенный для ограждения станции со стороны прилегающих перегонов, разрешает или запрещает вход поезда на станцию
Габарит погрузки
- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться груз (с учетом упаковки и крепления) при нахождении подвижного состава на прямом горизонтальном пути
Габарит подвижного состава
- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути подвижной состав в порожнем и груженом состоянии
Габарит приближения строений
- предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание внутрь которого, помимо подвижного состава, не должны заходить никакие части сооружений и устройств
Газотурбовоз
- локомотив, имеющий в качестве силовой установки газовую турбину
Галерея
- искусственное сооружение, которое строят на косогорах, в местах, угрожающих обвалами горных пород
Главные пути
- пути перегонов и их непосредственное продолжение в пределах станций
Горло крестовины
- самое узкое пространство между усовиками в их изгибе
Горловина (станционная)
- зона, на которой последовательно уложена группа стрелочных переводов, соединяющие пути и парки между собой
Горочная автоматическая централизация
- система, которая позволяет управлять стрелками и горочными сигналами и регулировать скоростями надвига и роспуска состава
Горочный светофор
- светофор, разрешающий или запрещающий роспуск вагонов с горки
Грузовая станция
- станция, предназначенная, в основном, для приёма и выдачи грузов, погрузки и выгрузки грузов из вагонов, сортировки перевозимых грузов, приёма и отправления грузовых поездов
Грузооборот
- сумма произведений количества перевезенных грузов на соответствующее расстояние их перевозки, выражается в тонно-километрах
Групповая отправка
- партия груза, перевозимая по одному документу, для которой требуется более одного вагона, но менее маршрута
Думпкар
- вагон, предназначенный для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород, рудных грузов, грунта, песка и т.п
Дюкер
- искусственное сооружение, которое устраивают при необходимости пропуска трубопровода или малого водотока под путем
Забанкетная канава
- элемент земляного полотна для сбора и отвода воды с площади обреза
Заградительные светофоры
- светофоры, требующие остановиться при опасности движения на переездах, в местах обвалов, ограждающие составы для осмотра и ремонта
Земляное полотно
- служит основанием для укладки верхнего строения пути и представляет собой полосу земли, спланированную в соответствии с продольным и поперечным профилями линий. К земляному полотну относятся связанные с ним водоотводные сооружения: кюветы, канавы, резервы, дренажные устройства.
Зона обслуживания
- два или более направлений с примыкающими к ним железнодорожными ответвлениями, обслуживаемыми локомотивами одного или нескольких депо и включающими в себя несколько участков смены бригад
Изотермический вагон
- вагон, который служит летом для перевозки скоропортящихся грузов (мяса, рыбы, молока, фруктов и т.п.), а зимой - грузов, боящихся замерзания (овощей, фруктов, молока, минеральных вод)
Искусственные сооружения
- собирательное название всех строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью защиты от неблагоприятных воздействий
Кавальер
- вспомогательная насыпь из удаленного при сооружении выемки грунта
Колея
- железнодорожный путь из двух параллельных рельсов
Контактная сеть
- комплекс устройств, предназначенных для передачи электроэнергии от тяговых подстанций к электроподвижному составу через токоприемники
Контррельс
- элемент стрелочного перевода, который направляет гребни колес в соответствующий желоб крестовины и средней своей частью перекрывает вредное пространство
Крестовина
- элемент стрелочного перевода, который обеспечивает проход колес ПС в местах пересечения рельсовой нити одного пути рельсовой нитью другого пути
Крытые вагоны
- вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных воздействий и механических повреждений
Кювет
- продольные канавы, для отвода воды с каждой стороны основной площадки
Локомотив
- (от лат. Lokus место и motio движение) - основная тяговая машина для передвижения вагонов
Локомотивное депо
- основное линейное предприятие локомотивного хозяйства, предназначенное для технического обслуживания и ремонта локомотивов
Локомотивное хозяйство
- отрасль железнодорожного транспорт - осуществляет мероприятия по совершенствованию содержания локомотивного парка в исправном состоянии для выполнения плана перевозок, его обновлению и насыщению локомотивами нового поколения, отвечающими по важнейшим технико-экономическим показателями передовым достижениям науки и техники
Локомотивный светофор
- светофор, устанавливаемый в будке машиниста и повторяющий показания проходных светофоров
Лотки
- искусственные сооружения, которые применяют при низких насыпях (до 2 м) на малых водотоках
Малодеятельные участки
- участки с размерами движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику не более 8 пар в сутки
Малотоннажная отправка
- партия груза, перевозимая по одному документу, массой свыше 10 до 20 т, и занимающая не более половины объема четырехосного вагона
Маневровая работа
- внепоездные передвижения подвижного состава в пределах станции, а в отдельных случаях, и с выездом на перегон
Маневровый полурейс
- перемещение вагонов с локомотивом или одного локомотива без изменения направления движения
Маневровый рейс
- перемещение вагонов с локомотивами или одного локомотива по станционным путям с изменением направления
Маневровый светофор
- светофор, разрешающий или запрещающий производство маневров
Маневровый состав
- вагоны, с которыми совершается рабочий полурейс или рейс
Марка крестовины
- тангенс угла крестовины (tg α) или отношение ширины сердечника в хвосте крестовины К к длине сердечника до математического центра l
Маршрутная отправка
- когда груз предъявляют к перевозке по одному документу в количестве, достаточном для формирования целого состава
Маршрутный светофор
- светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать из одного района станции в другой
Математический центр крестовины
- точка пересечения рабочих граней сердечника
Междупутье
- расстояние между осями двух смежных путей
Мелкая отправка
- партия груза, перевозимая по одному документу, масса которой не превышает 10т, а объем - одной трети вместимости крытого четырехосного вагона, полувагона или площади четырехосной платформы
Метрополитен
- городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров
Мосты
- устраивают в местах пересечения железной дорогой рек, оврагов, каналов, ручьев
Мотовоз
- локомотив малой мощности, в качестве источника энергии имеющий двигатель внутреннего сгорания - карбюраторный или дизельный
Насыпь
- сооружение из насыпного грунта. Основная площадка насыпи расположена выше поверхности земли.
Негабаритный груз
- груз, размеры которого выходят за пределы габарита погрузки, но не превышают определенной величины, позволяющей перевозить его при соблюдении специальных условий
Нерабочий парк вагонов
- вагоны, оставленные в резерве МТК, неисправные, находящиеся в различных видах ремонта, проходящие испытания, и вагоны, находящиеся в других специальных формированиях
Обгон поездов
- состоит в приеме с остановкой первого поезда на приемоотправочный путь и пропуске второго поезда того же направления по главному пути
Обгонный пункт
- раздельный пункт на двухпутной линии с путевым развитием для обгона одних поездов другими и перевода их с одного пути на другой
Обочина
- площадка между бровкой земляного полотна и нижней гранью откоса балластного слоя
Обрез
- элемент земляного полотна, представляющая собой полосу земли между полевой бровкой выемки и кавальером
Основная площадка
- верхняя площадка земляного полотна, на которую уложено верхнее строение пути
Откос насыпи (выемки)
- боковая наклонная поверхность насыпи (выемки)
Отправка
- количество груза, принятое к перевозке по одному перевозочному документу
Отцеп
- один или несколько вагонов в составе, подлежащем расформированию, которые в процессе сортировки должны быть поставлены на один путь
Парк
-
группы станционных путей одинакового назначения, объединенные общими горловинами
Паровоз
-
локомотив, который в качестве силовой установки имеет паровой котел и паровую машину, сообщающую движение колесным парам
Пассажирооборот
-
сумму произведений числа пассажиров на соответствующее расстояние их перевозки, измеряется в пассажиро-километрах
Пассажирская станция
-
станция, предназначенная для приёма и отправления пассажирских поездов, подачи и уборки пассажирских составов, ремонта и экипировки пассажирских вагонов, продажи билетов, посадки пассажиров на поезда и высадки из поездов, приёма и выдачи багажа, почты и грузобагажа, а также выполнения ряда других операций, связанных с обслуживанием пассажиров
Пассажирский остановочный пункт
-
пункт, расположенный на перегонах и предназначенный исключительно для посадки и высадки пассажиров
Перегон
-
часть железнодорожной линии, ограниченная смежными станциями, разъездами, обгонными пунктами или путевыми постами
Переезд железнодорожный
-
пересечения автомобильных дорог с железнодорожными путями в одном уровне
Переносные сигналы
-
щиты, фонари, флаги, факел-свечи, временно устанавливаемые для ограждения всякого рода препятствий на пути, мест производства работ
План пути
-
графическое изображение оси пути на горизонтальной плоскости
-
проекция трассы на горизонтальную плоскость
Платформа
-
вагоны, предназначенный для перевозки длинномерных, штабельных, громоздких грузов, колесно-гусеничной техники, не требующих защиты от атмосферных воздействий
Площадка
-
горизонтальный участок пути без подъемов и спусков
Повагонная отправка
-
количество груза, для перевозки которого требуется отдельный вагон
Повторительный светофор
-
светофор, оповещающий о показании основного светофора, когда из-за местных условий его видимость не обеспечивается
Подвижной состав
-
перевозочные средства железнодорожного транспорта, подразделяется на самоходный (локомотивы, моторный вагон, дрезины) и несамоходный (прицепной)
Подпорные стены
-
искусственные сооружения, которые строят на крутых косогорах, на берегах рек и морей для удержания грунта от обрушения
Подъездной путь
- путь, который соединяет станцию общего пользования с промышленным предприятием
Полезная длина пути
- это та часть полной его длины, в пределах которой можно устанавливать подвижной состав, не нарушая безопасности движения по соседним путям
Полная длина пути
- расстояние между остряками стрелочных переводов, ведущих на этот путь
Полоса отода
- полоса земли вдоль трассы, отведенная для размещения железнодорожного пути, других устройств железной дороги, а также железнодорожных поселков и лесонасаждений
Полуавтоматическая блокировка
- система интервального регулирования движения поездов, при которой функции по отправлению и приему поездов выполняются как вручную, так и автоматически
Полувагоны
- вагоны, предназначенные для перевозки навалочных, штабельных и штучных грузов, не требующих защиты от атмосферных воздействий
Полувыемка
- инженерное сооружение основная площадка которого расположена ниже уровня земли, но откос у выемки - один
Полунасыпь
- инженерное сооружение основная площадка которого находится выше уровня земли, но откос насыпи - один
Полунасыпь-полувыемка
- основная площадка частично находится выше уровня земли и в этой части земляного полотна закладывается откос насыпи; другая часть основной площадки находится ниже уровня земли с откосом выемки
Поперечный профиль
- сечение земляного полотна вертикальной плоскостью, перпендикулярной его продольной оси
Постоянные сигналы
- сигналы, устанавливаемые в определенных местах железнодорожного пути
Пошерстное движение
- движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу в направлении от крестовины к остряку стрелки
Предельный столбик
- деревянный или железобетонный путевой знак, устанавливаемый после стрелочных переводов посередине междупутья в том месте, где расстояние между осями сходящихся или расходящихся путей будет 4100 мм. Он указывает границу, в пределах которой может находиться подвижной состав не нарушая безопасности движения по соседнему пути.
Предохранительный тупик
- предназначен для предупреждения выхода подвижного состава на маршруты следования поездов
Предупредительные светофоры
- светофоры, заблаговременно предупреждающие о показаниях входного, проходного, заградительного сигнала
Приемо-отправочный путь
- путь, предназначенный для приема и отправления поездов
Провозная способность
- возможный объем грузовых перевозок, млн т, на данной линии в течение года
Промежуточная станция
- станция, предназначенная, главным образом, для приема, отправления и пропуска поездов
Пропускная способность
- наибольшее число поездов или пар поездов установленной массы, которое может быть пропущено в единицу времени (сутки, час) в зависимости от имеющихся постоянных технических средств, типа и мощности подвижного состава и принятых методов организации движения поездов
Противошерстное движение
- движение поезда или маневровой единицы по стрелочному переводу по направлению от остряка стрелки к ее крестовине.
Профиль пути
-
графическое изображение оси пути на вертикальной плоскости
-
вертикальный разрез по трассе
Проходной светофор
-
светофор, разрешающий или запрещающий поезду проследовать с одного блок-участка на другой
Путепроводы
- искусственные сооружения, которые строят в местах пересечения железных и автомобильных дорог или двух железнодорожных линий. Они обеспечивают безопасный и независимый пропуск транспорта на разных уровнях
Рабочая отметка
- разность между отметками земли и отметками бровки земляного полотна;
- представляют собой глубину выемок или высоту насыпей
Рабочий парк вагонов
- исправные вагоны, находящиеся в поездах, на станциях, под погрузкой и выгрузкой и т.д., т.е. участвующий непосредственно в перевозочном процессе
Рабочий рейс (полурейс)
- передвижение локомотивов с вагонами
Раздельные пункты
- пункты, которые делят железнодорожные линии на перегоны
Разъезд
- это раздельный пункт на однопутном участке, имеющий путевое развитие для скрещения и обгона поездов
Рамные рельсы
- часть рельсовых нитей, расходящихся на стрелочном переводе, к которым прижимаются стрелочные остряки
Расформирование поездов
- сортировка вагонов в соответствии с их назначением
Регулируемый переезд
- переезд, оборудованный устройствами переездной сигнализации, которые извещают водителей транспортных средств о подходе к переезду поезда или обслуживаются дежурным по переезду
Резервы
- служат для сбора и отвода от насыпей поверхностных вод.
Рельсовые скрепления
- предназначены для соединения рельсов между собой и прикрепления рельсов к подрельсовому основанию
Рельсы
- элемент верхнего строения пути; непосредственно воспринимают нагрузку от подвижного состава, передают ее на лежащие ниже элементы и направляют движение колес
Ручные сигналы
- фонари, флаги, диски, устанавливаемые на поездах для обозначения головы и хвоста поезда, а также для обозначения снегоочистителей и дрезин
Светофоры прикрытия
- светофоры, ограждающие места пересечения на одном уровне железной дороги с другой железной дорогой, трамвайными путями и троллейбусными линиями, разводные мосты и участки, проходимые с проводником
Селеспуски
- искусственные сооружения, которые устраиваются в гористой местности для пропуска грязекаменных потоков (селей) с гор
Сигнал
- видимый или звуковой знак, при помощи которого передаются приказы машинистам локомотивов о запрещении или разрешении движения и ограничении скорости
Скрещение поездов
- заключается в приеме первого поезда на один из приемоотправочных путей с остановкой. Поезд противоположного направления пропускают через разъезд по главному пути без остановки, после чего отправляется ранее прибывший поезд;
- пропуск встречных поездов на однопутной линии
Соединительный путь
- два отрезка колеи, которые соединяют стрелку с крестовиной: один прямой, а другой криволинейный, называемый переводной кривой.
Сортировочная станция
- станция, основной работой которой является расформирование составов поездов, сортировка вагонов по назначениям следования и формирование из этих вагонов новых поездов
Сортировочный путь
- путь, предназначенный для сортировки вагонов по назначению следования и для накопления их на составы
Специальные вагоны
- вагоны, предназначенные для перевозки грузов, требующих особых условий при перевозке
Станционная площадка
- горизонтальный участок продольного профиля главных путей в пределах станции
Станционные пути
- все пути в границах станции
Станция
- раздельные пункты, имеющие путевое развитие и позволяющие производить прием, отправление, скрещение и обгон, формирование и расформирование поездов
Стрелка
- элемент стрелочного перевода, который направляет движущийся ПС на боковой путь и обратно
Стрелочный перевод
- предназначен для перевода подвижного состава с прямого пути на ответвленный боковой
Стыки
- места соединений рельсов между собой
Тепловоз
- локомотив, который источником энергии имеет двигатель внутреннего сгорания (дизель), который через специальную передачу (электрическая, гидравлическая или механическая) сообщает движение колесным парам
Технические пассажирские станции
- предназначены для комплексной подготовки пассажирских составов к рейсу (осмотр, текущий ремонт, санитарная обработка и экипировка вагонов). Они находятся на крупных пунктах приписки и формирования пассажирских поездов
Техническо-распорядительный акт станции
- основной документ станции, который содержит основные данные о всех технических средствах станции (путевом развитии, стрелочном хозяйстве, устройстве сигнализации и связи, грузовых устройствах и др.) и их специализации, определяет порядок использования технических средств, предусматривая при этом полное обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы
Технологический процесс работы станции
- рациональная система выполнения операций с грузами, обслуживания пассажиров, обработки вагонов и поездов, основанная на применении передовых методов труда и наилучшем использовании технических средств
Тоннель
- искусственное сооружение для прокладки пути под землей
Тормоз
- устройство, которым создается искусственное сопротивление движению, необходимое для остановки поезда или регулирования его скорости
Транспортер
- разновидность вагона, предназначенный для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые не могут быть перевезены в других вагонах
Трасса
- линия, характеризующая положение продольной оси пути в пространстве
Трассирование
- процесс прокладки трассы
Трубы
- укладывают в тело насыпи, когда под ней необходимо пропустить сравнительно небольшое количество воды
Угон пути
- продольное перемещение рельсов относительно шпал или вместе со шпалами. Он разрушает балластную призму, вызывает поломку рельсов, скреплений, износ шпал, искажение колеи
Улавливающий тупик
- для остановки потерявшего управление поезда или его части при движении по крутому затяжному спуску или подъему
Универсальные вагоны
- вагоны, предназначенные для перевозки широкой номенклатуры грузов
Участковая станция
- станция, предназначенная для формирования участковых и сборных поездов, смены в поездах локомотивов и локомотивных бригад, технического обслуживания подвижного состава в проходящих поездах
Участок обращения
- направление, обслуживаемое локомотивами одного или нескольких депо и состоящее из нескольких участков работы бригад
Холостой рейс (полурейс)
- перемедвижение локомотивов без вагонов
Хоппер
- вагон, предназначенный для перевозки массовых сыпучих грузов (от английского hop - прыгать)
Цистерна
- вагон, предназначенный для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов
Ширина колеи
- расстояние между внутренними гранями головок рельсов
Шпалы
- служат опорами для рельсов.
- передают давление от рельсов на балласт, обеспечивая постоянство ширины колеи и устойчивость рельсового пути
Электровоз
- локомотив, который своего источника энергии не имеет: он получает электрическую энергию через контактную сеть от стационарных источников - электростанций и преобразует ее в механическую работу с помощью тяговых электродвигателей
Эстакада
- искусственной сооружение, которое создают вместо высокой насыпи в городах, где они меньше стесняют улицы и обеспечивают проезд и проход под ними
Список использованной литературы
-
Хушит Л.И. Общий курс железных дорог. - М.: Маршрут, 2005. - 256 с.
-
Под редакцией Соколова В.Н. Общий курс железных дорог. - М.: УМК МПС России, 2002. - 296 с.
-
Под редакцией Ефименко Ю.И. Общий курс железных дорог. - М.: Академия, 2005. - 256 с.
-
Калинин В.К. Общий курс железных дорог. - М.: Высшая школа, 1986. - 304 с.