- Преподавателю
- Другое
- Проект «Здоровым быть хочу!» (для детей подготовительной группы ДОУ)
Проект «Здоровым быть хочу!» (для детей подготовительной группы ДОУ)
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Акишева Е.А. |
Дата | 23.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Проект «Здоровым быть хочу!»
Актуальность проекта:
«Здоровье - бесценный дар, потеряв его в молодости, не найдешь до самой старости!» - так гласит народная мудрость.
К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. В последние годы негативные процессы стали угрожать здоровью нации. Практически все показатели здоровья и социального благополучия претерпели резкое ухудшение. Особую тревогу вызывают физическое развитие и состояние здоровья подрастающего поколения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляется отклонения в состоянии здоровья.
Как помочь подрастающему ребенку реализовать свое право на здоровье и счастливую жизнь?
Одним из путей решения этой проблемы является организация работы по воспитанию сознательного отношения к своему здоровью. Здоровье и физическое воспитание - взаимосвязанные звенья одной цепи. Важно и необходимо обратиться к системе физического воспитания дошкольников, чтобы выявить основные задачи и методы воспитания здорового ребенка и то место, ту роль, которая отводилась самому дошкольнику в деле собственного оздоровления.
Есть многие причины - от нас независящие, и изменить что-либо не в наших силах.
Но есть одна, на наш взгляд, очень важная - это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранение и укреплении своего здоровья.
Для реализации данного направления был разработан проект "Здоровым быть хочу!" для работы с детьми подготовительного к школе возраста.
Степень разработанности проблемы.
Проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей: медицины, психологии, экологии, педагогики. На важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования: А. М. Амосова, А.И.Антонова, М.В. Антроповой, Н.Г. Быковой, М.В. Меличевой и др. Но, несмотря на то, что проблему исследовали многие педагоги, нам кажется, что в практику не всегда и везде внедряются предложенные ими методы и технологии. Современные условия жизни предъявляют высокие требования к состоянию здоровья детей. Анализ литературы показал, что модель формирования представлений здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи проработана недостаточно. Причиной недостаточной сформированности представлений детей о здоровом образе жизни, культуры здоровья человека также является родительская безграмотность в этом вопросе. Не все разработанные методики могут повысить уровень сформированности здорового образа жизни детей, так как каждый ребенок имеет свое представление о здоровье.
Этим и объясняется выбор темы проекта: «Здоровым - быть хочу!»
Гипотеза проекта.
Гипотезой проекта явились предположения о том, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о культуре здоровья и здоровом образе жизни.
Цель проекта: сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
-
Изучить и проанализировать представления детей о здоровом образе жизни.
-
Отобрать методический материал, современные технологии, методы и приемы по здоровому образу жизни.
-
Развивать у детей желание заниматься спортом.
-
Заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
-
Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.
Этапы проекта:
-
Подготовительный.
-
Постановка проблемы, определение цели и задач работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
-
Подбор методической литературы, дидактических игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
-
Привлечение внимания родителей к проблеме оздоровительной работы с детьми.
-
Основной.
-
Использование разработанных мероприятий в работе с детьми.
-
Организация работы с родителями.
-
Заключительный.
Презентация или газета оздоровительной работы с детьми совместно с родителями.
Предварительный результат:
Появление интереса детей к здоровому образу жизни; сохранение и укрепление здоровья детей; активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей.
Участники проекта:
Дети 6-7 лет, родители, воспитатели, инструктор по ФИЗО.
Тип проекта: творческий.
Срок реализации: краткосрочный.
Вид проекта: познавательно - творческий.
Состав участников: групповой
Масштаб проекта: в группе с детьми.
Девиз проекта: «Непоседы! Здоровью - да! Спорту - да! С этими словами - мы навсегда!»
Ресурсы:
Материально - технические: ТСО, спортивный инвентарь
Кадровые: взаимосвязь с медсестрой, физкультурным работником ДОУ.
Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, интернет порталы.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
№ п/п
Мероприятия
I этап
1.
Анкетирование детей и родителей (Приложение № 1,№2)
2.
Подбор методической литературы, бесед, загадок, стихов, пословиц, песен, дидактических игр, иллюстрированного материала.
3.
Рассматривание альбомов «Виды спорта»; «Азбука здоровья».
4.
Чтение и обсуждение произведений по теме.
5.
Подбор подвижных игр в группе и на воздухе.
6.
Подбор наглядного материала и консультаций для родителей.
II этап
1.
Беседа с детьми « Мое здоровье» (приложение № 3)
2.
Беседа «Зачем нужны витамины?» ( приложение №4)
3.
Игровая ситуация « Как защититься от микробов?» (приложение №5)
4.
Дидактическая игра «Полезные продукты» (приложение №6)
5.
Беседа «Зачем людям спорт?» (приложение№7)
6.
Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
7.
Организация выставки рисунков в группе « Виды спорта» (Приложение №8)
8.
Подвижные игры, эстафеты на участке.
9.
Загадки про спорт и здоровый образ жизни (Приложение№ 10)
10.
Чтение и заучивание пословиц и поговорок о спорте и здоровом образе жизни (Приложение №11)
11.
Чтение произведений А. Барто «Зарядка», « Физкультура всем нужна»;А. Кутафин «Вовкина победа» и др.
12.
Прослушивание песни А. Добронравова, Н.Пахмутовой «Трус не играет в хоккей».
13.
Консультации для родителей (Приложение №9).
14.
Участие родителей в конкурсе «Веселые старты» в рамках городского конкурса.
III этап
1.
Презентации и газеты на тему «В здоровом теле - здоровый дух!»
Ожидаемый результат: Итогом всей нашей работы станут видео - презентации, газеты на тему «В здоровом теле - здоровый дух!».
Работа в данном направлении очень интересна не только нам - педагогам, но и родителям. Главным результатом будет то, что родители будут не только вовлечены в воспитательно - образовательный процесс, но и научаться делать правильный выбор в развитии и сохранении здоровья своего ребенка.
Приложение №1.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Сейчас большое внимание уделяется в детских садах формированию здорового образа жизни. В анкете мы предлагаем вам ответить на вопросы, связанные с этой проблемой. На вопросы дается несколько вариантов ответов, нужно обозначить тот вариант, который больше всего соответствует действительности (по мнению родителей).
1. Что вы подразумеваете под «здоровым образом жизни»?________________________________.
2. Считаете ли вы свой образ жизни здоровым, почему?
- да_____________,
- нет____________.
- не знаю
3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?
- недостаток времени;
- низкая зарплата:
- недостаток знаний:
- другие причины (указать)_____________________.
4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?
-да:
- нет:
- иногда.
5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)
- да;
- нет;
- иногда.
6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?
- неудовлетворительное медицинское обслуживание;
- плохое материальное положение в семье;
- неблагоприятные экологические условия;
- недостаток знаний в вопросах сохранения здоровья;
- другие причины (указать)________________.
7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _______________.
Приложение №2
Опросник для детей.
-
Ребята, что такое «здоровье»?
-
Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
-
Вы с родителями занимаетесь спортом?
-
Знаете ли вы виды спорта?
-
Какой вид спорта ваш любимый?
-
Если бы вы(ты) был(и) спортсменом (а)(и),каким видом спорта ты(вы) занимались?
-
Ты(вы) считаешь(ете) нужно заниматься спортом?
-
Быть здоровым - это хорошо? Почему?
Приложение №3
Беседа «Мое здоровье»
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным.
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.
Нужно ли соблюдать режим дня? Вот в детском саду соблюдается режим дня, а вы дома соблюдаете его?
А утром, перед приходом в садик вы умываетесь? Чистите зубы? Делаете зарядку? Причесываетесь?
А зачем мыть руки?
А нужно ли правильно видеть за столом, когда вы рисуете?
А зачем вы каждый день получаете от медсестры витамины, поласкаете горло?
А зачем нам нужен носовой платок?
А что такое микробы?
Какую воду нужно пить?
Дома, вы, соблюдаете режим дня?
Скажите, здоровье нужно человеку?
Приложение №4.
Беседа «Зачем нужны витамины?»
-Ребята, вчера мне рассказали, что наши дети в детском саду стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины очень нужны детям для укрепления организма. Их дети очень любят. Витамины очень полезные.
- А вы, ребята, пробовали витамины?
-А для чего нужны витамины?
Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах.
- А в каких продуктах есть витамины?
Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д. В каких продуктах они содержатся и для чего нужны. Витамин А - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения. Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца). Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды). Витамин Д - солнце, рыбий жир (для косточек).
Вы запомнили, а теперь скажите, где еще мы можем встретить витамины?
Приложение №5.
Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
Ребята, а вы знаете, кто такие микробы? Представьте, в нашей группе поселился микроб. Что вы будете делать? ( ответы детей).
Микробы они очень маленькие и живые. Они попадают в организм и вызывают болезни. Они живут на грязных руках. Они боятся мыла.
Микроб - ужасно вредное животное, Коварное и главное щекотное. Такое вот животное и в живот залезет, и спокойно там живет. Залезет шалопай, где захочет. Гуляет по больному и щекочется. Он горд, что столько от него хлопот: И насморк, и чихание.
- Вы, ребята, моете руки перед едой? Ой, братец микроб хитер, если ты не помыл руки, ты станешь выглядеть через некоторое время больным и простужены. « Постой-ка, у тебя горячий лоб. Наверное, в тебе сидит микроб!»
Вместе с детьми можно рассмотреть ситуации защиты от микробов и сделать вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета.
-Что мы делаем, чтобы защитить себя от микробов? (есть только мытые овощи и фрукты; когда чихаешь или кашляешь, закрывать рот и нос платком; есть только из чистой посуды).
Приложение №6.
Дидактическая игра «Полезные продукты»
Воспитатель:
- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно! ». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.
1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.
2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.
3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.
4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.
5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.
6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.
Ребята, вы молодцы, обязательно скажу вашим родителям, что вы умеете выбирать полезные продукты.
Приложение №7.
Беседа «Зачем людям спорт?»
Ребята, вы любите заниматься спортом?
Спорт - это что?
Зачем люди занимаются спортом?
Игровая ситуация: «Я плохо бегаю, каким видом спорта, я должна заниматься?... плаваю?...не умею кататься на коньках?....плохо прыгаю?...
Вывод: если заниматься спортом, то ты будешь сильным, ловким, крепким, здоровым.
Приложение №8.
Приложение №9.