Организация игры с правилами

   Исходя из важности специфических развивающих функций игры с правилами, мы считаем необходимыми создание благоприятной культурной среды в детском саду для ее успешного развития как самостоятельной деятельности детей. Как и в случае с сюжетной игрой, культурная среда, в которой развивается игра с правилами, состоит из двух взаимодополняющих элементов – образцов носителя способов построения игры и игровых предметов. Передача игровых образцов происходит в совместной игре взрослого с ребенком, гд... [2] Карташова Л.С., Самоорганизация детей седьмого года жизни в играх с правилами преимущественного подвижного характера, Куйбышев, 1983
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доронов С.Г.




Организация игры с правилами в детском саду




Москва, 2010













Данный текст был написан для программы дошкольного образования «Успех» в 2010 году. В целом, текст представляет собой попытку адаптации для использования педагогами-практиками монографии Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова «Игра с правилами в дошкольном возрасте». По ряду объективных причин он вошел в программу лишь частично. Редакция, грамматика и пунктуация текста авторские.


Общая характеристика игры с правилами

Игра является неотъемлемым элементом человеческой культуры. Еще в младенческом возрасте, ребенок включается в этот вид культурной деятельности, когда вслед за матерью, он играет с погремушкой, которая повешена над его кроваткой. Ребенок повторяет за взрослыми то, что делало бесчисленное число поколений детей до него, и что он сам потом покажет своим детям, неуловимо дополнив и изменив.

С возрастом, игра становится все сложнее и разнообразней. Малыш, подражая матери, «разговаривает» по игрушечному телефону. В его жизни появляется воображаемое. Скоро, это простое подражание станет сюжетной игрой. Но для этого оно должно быть дополнено «подсмотренными» у старших детей образцами игры. Сначала малыш будет просто повторять увиденный образец, но вскоре изменит его в соответствии со своими желаниями и потребностями. Помогут развернуть игру ребенку и игрушки, в которых также являются носителями игровой культуры. Затем и его собственная игра послужит образцом младшим детям. Но в дошкольном детстве дети могут играть и по-другому.

Катание мяча или машинки двух детей друг другу, первоначально организованное взрослым, послужит началом другой формы игровой деятельности. Радость и удовольствие от добровольного взаимодействия с другим ребенком со временем дополнится стремлением к выигрышу и послужит началом овладения ребенком игр с правилами. Играя в традиционные для данной культуры игры, которым он научится у старших детей и взрослых, ребенок научится контролировать свое поведение, стремится к победе, переживать неудачу. Как и большинство форм культурной деятельности, игры с правилами передается из поколения в поколение через непосредственные образцы и игровые предметы, постоянно изменяясь. Изменчивость, порожденная свободой выбора играющих - непременное качество игры. Играя, ребенок не просто повторяет готовые сюжеты и правила игр, а придумывает новые, внося свой вклад в общечеловеческую культуру.

Традиционно, игра с правилами выступает в современной отечественной педагогике, как некий антагонист сюжетной игры. Большинство практических педагогов вполне справедливо считает, что сюжетная, или как ее часто называют, творческая игра - может иметь формы свободной и самостоятельной деятельности ребенка. Другое дело - игра с правилами. Этот тип игры представляют либо как организованную взрослым упорядоченную двигательную активность, в процессе которой дети не просто беспорядочно перемещаются, а подчиняются правилам, за исполнением которых следит педагог. Другая популярная форма игр с правилами в детском саду - игра детей с настольно-печатными играми, типа домино, лото и «гусек». Основное внимание во всех перечисленных играх всеми участниками, детьми и взрослым уделяется содержанию игры, ее сюжетной основе.

Тем не менее, как отмечает ряд ученых, игра с правилами как самостоятельная деятельность детей имеет свои специфические характеристики, позволяющие выделить ее в отдельный вид деятельности. Рассмотрим основные отличия игры с правилами от сюжетной игры и дидактических игр, организованных взрослым.

Игра с правилами, в отличии от сюжетной игры - исключительно совместный вид деятельности. Важнейшим параметром игры с правилами является собственно правило. Существенным моментом, отличающим игру с правилами от деятельности, организованной и регламентированной воспитателем, является добровольное принятие и соблюдение правил всеми участниками игры.

В отличии от сюжетной игры, игра с правилами имеет вполне определенный, заранее заданный результат - выигрыш. Без факта выигрыша одного из участников, игры с правилами как особой формы активности не существует. После выигрыша игра не заканчивается, а продолжается в новом цикле (коне), в которой победителем может оказаться другой участник игры. Цикличность, или многоконность - важная характеристика игры с правилами.

Материал, на котором реализуется игра с правилами может быть различен. Наиболее актуальной и современной нам представляется следующая классификации игр с правилами: на удачу (шансовые); на физическую компетентность (на ловкость); и на умственную компетенцию. В играх на удачу, выигрыш носит вероятностный характер. К таким играм относятся разнообразные настольные игры. Обычно это игры типа «гусек» или лото. В игре на физическую компетенцию выигрыш определяется большей физической умелостью играющего. Для дошкольника это игра в салки, и аналогичные игры, кегли и т.п. К играм на умственную компетенцию, или как их еще называют, стратегическим играм, относятся такие игры как шашки, шахматы, нарды, в котрые могут играть дети старшего дошкольного возраста.

Таким образом, игры с правилами представляют собой весьма обширный пласт деятельности ребенка дошкольного возраста. Как принято считать, игра с правилами имеет большое значение для физического, сенсорного и умственного развития детей. Но, как отмечает ряд современных ученых, основное развивающее значение игры с правилами связано с ее специфическими характеристиками. Прежде всего, это развитие у детей самостоятельной нормативной регуляции поведения. При наличии правила (нормы), обязательной для всех участников, возникает необходимость в контроле за их выполнением. У детей, в самостоятельной деятельности создаются условия и возникает необходимость в реализации такого важного морального принципа, как справедливость.

Для игры с правилами характерны состязательные отношения между участниками. У ребенка появляется возможность самостоятельно выделить себя среди других детей, в соответствии с простыми и понятными ему критериями. Для развития ребенка важным является факт не только выигрыша, но и проигрыша. Опыт переживания неудачи в игре способствует появлению в характере ребенка очень важных качеств (стойкости, умения добиваться поставленной задачи и т.п.), которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.

Являясь ярко выраженной формой совместной деятельности детей, игра с правилами формирует у детей различные формы взаимодействия - одновременные и последовательные формы действия, способность к договору и предварительное планирование совместных действий.

Перечисленные выше качества могут быть сформированы у ребенка лишь в том случае, если он овладеет игрой с правилами во всей полноте. Как показывает опыт, это происходит далеко не всегда. Так, например, по нашим наблюдениям, подтвержденным рядом научных исследований, классические настольно-печатные игры типа «гусёк», различные лото, используются детьми не вполне в соответствии с их назначением и функцией. При игре в «гусёк» дети в большинстве случаев не соблюдают правил игры, «ходят» по игровому полю произвольно, исходя из сиюминутных желаний. Игры, подобные лото, разыгрываются до заполнения карточек всеми участниками, что исключает из игры критерий выигрыша, а следовательно и сам смысл деятельности. В результате игры становятся непродолжительными, дети постоянно «сползают» на другие виды деятельности. В играх типа «гусёк» основной смысл - дойти до финиша заслоняет его сюжетная основа, игра в различные формы шашек превращается в соревнование в сбивании их с поля. Игра в лото обычно представляет собой дружную сортировку карточек, неомраченную элементами соревнования. Педагогу не следует мириться с таким положением дел и необходимо предпринимать определённые усилия для их устранения.

Исходя из важности специфических развивающих функций игры с правилами, мы считаем необходимыми создание благоприятной культурной среды в детском саду для ее успешного развития как самостоятельной деятельности детей. Как и в случае с сюжетной игрой, культурная среда, в которой развивается игра с правилами, состоит из двух взаимодополняющих элементов - образцов носителя способов построения игры и игровых предметов.

Передача игровых образцов происходит в совместной игре взрослого с ребенком, где все участники игры занимают равные, партнерские позиции.

Использованные в данном методическом руководстве методики полностью основаны на работе Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой1, являющейся наиболее исчерпывающей работой из нам известных, посвященных этому вопросу. Также, в значительной степени в своей работе мы использовали данные Карташовой Л.С.2

Дополнительно, в данное методическое руководство вошел список игр, наиболее, по нашему мнению, отвечающих требованиям развития игры с правилами как самостоятельной деятельности детей.

С перечнем материалов для игры с правилами можно ознакомится в «Требованиях к созданию предметной развивающей среды».

Развитие и формирование игры с правилами в дошкольном возрасте

Определение уровня развития игры с правилами у детей дошкольного возраста

В процессе развития игры с правилами в дошкольном возрасте можно выделить три условных этапа. Первый, начальный этап, осваиваемый ребенком в младшем дошкольном возрасте, заключается в реализации поочередного взаимодействия со сверстником, например, катанию машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребенок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила. Второй этап заключается в освоении детьми специфической характеристики игры с правилами - установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчетливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход к следующему циклу и т.д. Третий этап заключается в создании условий для придумывания детьми правил самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т.д.).

Чтобы воспитатель мог понять, с чего ему начинать формирующие воздействия, приведем наиболее характерные признаки каждого из уровней развития у детей игры с правилами. Для того, чтобы определить имеющийся уровень, надо просто понаблюдать за играющими детьми.

1 уровень. Дети способны к длительному (5-10 минут) взаимодействию, заключающемуся в последовательно-очередных действиях, ритмически повторяющихся, например, катанию мяча или машинки друг другу, со строгим соблюдением очередности, и взаимным контролем за их соблюдением.

2 уровень. Играя в настольные игры, например, в лото, домино, «гусёк», целью игры является не исчерпание предметного материала игры, а выигрыш одного из участников. Отсутствуют реплики типа «Мы выиграли!», «Мы с Наташей выиграли!» и т.д. Присутствуют реплики типа «Я выиграл!», «Давайте еще поиграем, я ни разу не выиграл!». В игре присутствуют многоконность, закончив один игровой цикл, дети переходят к следующему, в случае наличия в игре ведущего, например, в лото, он меняется на каждом коне, в соответствии с принятым правилом. Ведущий игры в лото не «подбирает» для себя подходящие карточки, а если он пытается это сделать, то подвергается резкой критике со стороны играющих, у детей присутствует моральное качество справедливости. Отношения носят состязательный характер, у играющих могут быть конфликты, заключающиеся в требованиях к другим игрокам о соблюдении правил. У детей имеются представления о жеребьевке различными способами, и они соглашаются с выпавшем жребием, даже если он не благоприятен для них. Игра циклична и носит продолжительный характер.

3 уровень. Играя, дети сами придумывают правила для игры. Играя, они пытаются изменить содержание введением дополнительных правил, договариваются о их содержании, и следят за их выполнением. Звучат высказывания типа: «А давайте, тот, кто на красном кружке, будет на три хода возвращаться», «Петя, мы же договорились, на три хода возвращаться» и т.д.

Наблюдая за детьми, воспитатель вначале определяет, к какому уровню развития игры с правилами относятся воспитанники его группы, а затем приступает к работе по формированию у детей способов, позволяющих им соответствовать третьему уровню.

Решение этой задачи имеет особое значение для реализации Программы. Появление и становление у детей таких основных интегративных качеств, как активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдавший элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту и овладевший необходимыми умениями и навыками во многом определяется тем, на каком из уровней развития у детей игры с правилами. Для развития детей и их подготовки к школе воспитателю также важно добиться того, чтобы к семи годам большинство детей группы в играх с правилами соответствовали третьему уровню.

Способы формирования игры с правилами в дошкольном возрасте

Работа по формированию способов игры проводится с небольшими группами детей, на первом уровне - с двумя детьми, на втором и третьем - не более пяти детей.

Приступать к формирующей деятельности имеет смысл только в том случае, если взрослый способен играть с ребенком «на равных». В случае, если воспитатель, оценив свои возможности, понимает, что подобные формы взаимодействия с ребенком для него неприемлемы, следует пытаться искать другие пути. Возможен вариант, основанный на подключении к этой работе родителей. Все методики основаны на естественных способах передачи игровых традиций, и в сущности, не требуют каких-либо специальных педагогических знаний.

На каждом из уровней формирования мы предлагаем некоторое количество игр разнообразного содержания, при проведении которых воспитатель первоначально выступает организатором.

Использование методик и игр, приведенных ниже, не исключает использование в педагогическом процессе игр с правилами, преимущественно подвижного характера, полностью организованных воспитателем. Существует ряд игр, очень важных, в частности, для развития физических умений детей, но которые имеют столь сложную структуру, что дошкольники не в состоянии реализовать ее самостоятельно. В этих играх взрослому отводится роль ведущего. Описание подобного рода игр, а также игр ритуального характера (хороводов и т.п.) не предусмотрены в данных методических рекомендациях.

Начальный уровень развития игры с правилами

Формирование совместных параллельных действий детей по правилу

Традиционно, игры с правилами представлена в младшем дошкольном возрасте, как совместная игра подвижного характера, организованная и руководимая взрослым, в которой дети одновременно выполняют одинаковые действия по сигналу ведущего. Это является очень важным для формирования у детей способности к соблюдению элементарного правила. Все эти игры имеют аналогичную структуру: взрослый подаёт определенный сигнал, а дети параллельно выполняют заранее оговоренные действия, в чем и заключается выполнение правила игры. Сюжет игры должен быть предельно прост, и не должен заслонять от детей основную цель игры - выполнение действий по сигналу взрослого. Сигнал должен быть краток и не должен содержать стихотворных форм длиннее двустишья. Использовать игры с делением детей на группы не желательно. Сюжеты подобных игр широко представлены в литературе, поэтому приведем в качестве примера лишь несколько из них.

Игры с параллельными действиями играющих

Птички

Дети - «птички» садятся на стульчики, расставленные за начертанной линией. На слова воспитателя: «Ай, птички полетели!» птички летают по всей площадке, кто куда хочет. На слова воспитателя: «Птички в гнезда полетели» дети спешат и садятся на свои стульчики. Воспитатель называет самую ловкую и быструю птичку, которая первая прилетела в свое гнездо. Игра повторяется.

Пузыри

Дети - это как бы не надутые «пузыри». Они приседают в разных концах площадки, а на слова воспитателя: «Пузыри надуваются» дети поднимаются, медленно отводя руки в стороны, как можно дальше назад. На слова воспитателя: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки, выдыхая воздух, произносят звук «С- с- с». Воспитатель, стоя на одном месте, претворяется, что надувает пузыри (дети в это время поднимаются). Дальше он произносит: «Пузыри полетели по площадке». После этих слов дети начинают кружиться, прыгать, бегать по площадке. На слова воспитателя: «Пузыри сели!» дети садятся на заранее подготовленные стульчики.

Кот и мыши

Дети - «мыши» сидят в норках - на стульчиках с одной стороны площадки. В условленном месте, в стороне, сидит «кот»; роль кота сначала выполняет воспитатель или ребенок, который постарше ребят. Кот засыпает, мышки разбегаются по площадке. Кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей, которые возвращаются в свои норки и садятся на свои места.

Воробушки и автомобиль Дети - "воробушки" сидят в гнездышках (на стульчиках). Воспитатель или кто - то из детей - "автомобиль". Когда на площадке тихо, автомобиля нет, все воробушки разбегаются по площадке, подскакивая на двух ногах. На слово воспитателя "автомобиль" или неожиданный сигнал автомобиля все воробушки возвращаются на свои места. Воспитатель выделяет птичек, которые первыми прилетели в гнездышко. Чтобы дать детям немного отдохнуть, воспитатель, изображая автомобиль, дважды проезжает из конца в конец по площадке и встает с боку. Дети снова выбегают на середину площадки, и игра повторяется.

Формирование совместных последовательных действий детей по правилу

Совместная деятельность детей раннего и большей части младшего дошкольного возраста преимущественно представляет собой параллельно-подражательные действия, как в сюжетной игре, так и в игре с правилами. Тем не менее, уже в раннем возрасте у детей могут осуществлять простейшее взаимодействие, основанное на слаженном повторении партнерами своих действий. Содержание этих действий может быть самым разнообразным, например, ребенок толкает плечом другого, и смеется, когда он толкает его в ответ. Очевидно, как считают современные исследователи детской игры, это и есть прототип любой совместной формы игры, сюжетной или с правилами, и для формирования этого вида деятельности он необходим. Эта прототипическая игра закладывает предпосылки для других, основанных на более сложных схемах, формах совместной деятельности.

В целом, способность к подобному взаимодействию закладывается еще в раннем возрасте, но если воспитатель не наблюдает у детей подобного рода активности, ее необходимо сформировать.

Основой для формирования совместной деятельности детей по простейшему правилу является демонстрация подобной игры взрослыми или старшими детьми. Содержание игры заключается в сбивании кеглей. Но для того, чтобы игра не перешла в простое подражание авторитетным для ребенка людям, мы предлагаем для показа разным детям из одной и той же группы игры в кегли с двумя вариантами правил.

Таким образом, половине детей будет показан образец целостных действий, заключающееся в катании шара по очереди, а второй половине - в катании шара по два раза. Это позволит детям в дальнейшей совместной деятельности избежать стереотипизации действий, которая будет вызвана авторитетом предложившего их в качестве образца взрослым. В свободной самостоятельной деятельности детей будут созданы условия, в которых общая основа (катание мяча для сбивания кегли) будет объединять детей в игре, а стремление каждого реализовать свое собственное правило приведет к критической оценке действий партнера. Как показывают экспериментальные данные, приведенные в работе Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой, это рассогласование несколько дестабилизирует совместные действия, но позволяет усилить внимание детей к выполнению правил, которые становятся предметом обсуждения между детьми. Также подобное моделирование конфликтов в самостоятельной деятельности детей способствует развитию взаимной регуляции поведения и активизации речевого взаимодействия, что имеет особое значение для реализации образовательной области «Комунникация».

Работу по формированию совместных последовательных действий у детей лучше организовать в методическом кабинете или в кабинете психолога. Для проведения работы потребуются двое взрослых. Также возможно пригласить двух детей 6-7 лет. Из игровых предметов для проведения работы понадобятся пять кеглей и небольшой мяч, для каждой пары детей. Очень хорошо дополнить игрушки желобом, соорудив некое подобие кегельбана. Желоб упрощает игру детям, позволяет им не отвлекаться на укатившийся мяч и не тратить усилия на прицеливание. По окончанию формирующей деятельности, кегельбан, перенесенный в групповое помещение, будет стимулировать детей к такой самостоятельной игре.

Формирование совместной деятельности основывается на демонстрации взрослыми (или старшими детьми) способа игры малышам. Детей можно приглашать по две пары.

Пригласив детей в отдельное помещение, воспитатель спрашивает у малышей: «Вы хотите научится играть как взрослые? Да? Ну тогда мы вам с Марьей Ивановной покажем, как мы умеем играть!». Игра заключается в поочередном (или во втором варианте, через два раза) сбивании кеглей мячиком. Взрослые должны играть заинтересованно, с энтузиазмом, комментируя свои действия: «По очереди сбиваем! Сначала я, потом ты!», или «Нет, я еще один раз должен бросить!» Проиграв несколько конов, взрослые предлагают поиграть детям, мотивируя это тем, что они наигрались или устали.

В том случае, если у детей возникают какие-либо затруднения, они испытывают замешательство, необходимо их подбодрить: «А мы с Марьей Ивановной так хорошо поиграли, нам так понравилось!», но обычно этого не требуется.

В случае необходимости, игру в «камерных» условиях нужно повторить несколько раз. Во время проведения работы необходимо иметь такие же и подобные им игровые предметы в групповом помещении в свободном доступе детей. Это могут быть всякого рода воротца, желоба и различные игрушки на колесиках.

Таким образом, в результате мы имеем две подгруппы детей, обученных разным правилам игры в кегли. Пользуясь классической терминологией игры в кегельбан, это «фол» - игроки кидают шар по очереди, и «боулинг» - каждый кидает по два раза.

В дальнейшем, в свободной самостоятельной игре детей из разных подгрупп, которым демонстрировались разные правила, у них неизбежны некоторые конфликты. При этом они, прежде всего, будут апеллировать к взрослому для их разрешения. На реплики детей типа «Марья Ивановна, а Петя неправильно играет!» не нужно обращать внимания. Дети сами должны договорится о том, по какому правилу они будут играть.

Для закрепления полученных навыков поочередного взаимодействия в мы рекомендуем ряд игр. Некоторые из них также организованы воспитателем, а часть подразумевает уже самостоятельную деятельность. В самостоятельной деятельности огромное значение играет предметный материал. В нем самом «скрыто» правило, и он как бы заменяет детям взрослого, стимулируя и направляя действия детей.

Игры с поочередными действиями играющих

Как мы показали, на начальном уровне развития игры с правилами самостоятельная свободная активность детей в этом виде деятельности в целом незначительна. Дополнительно к формирующим воздействиям, описанным выше, и обогащению предметно-игровой среды различного рода элементами, способствующими поочередно-последовательным действиям детей, мы рекомендуем ряд игр, организатором которых является взрослый. В этих играх важное место занимает именно взаимодействие играющих, содержание игры обращает внимание детей друг на друга, как партнеров по игре. Часть игр, типа лото, объясняет детям принцип этой игры, и готовит детей к тому, что основой лото и аналогичных игр является выигрыш.

Такси3

Дети становятся внутрь боль­шого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один - у одной стороны обода, другой - у противоположной, друг за другом. Первый ребенок - водитель такси, второй - пассажир. Дети бегают по площад­ке или по дорожке. Через некоторое время меняются ролями.

Одно­временно могут играть 2-3 пары детей, а если позволяет площадь - то больше. Когда дети научатся бегать в одном направлении, воспитатель может дать задание двигаться в разных направлениях, делать остановки. Можно место остановки обозначить флажком или знаком стоянки такси. На остановке пассажиры меняются, один выходит из такси, другой садится.

Прокати такой же шарик4

Дети получают шары разного цвета. Один набор оста­ется у воспитателя. Поставив лоток для катания, педагог показывает шар какого-либо цвета и спрашивает, у кого есть такой же.

Обычно в первых играх дети 2-3 лет показывают ша­ры независимо от цвета. Этх> свидетельствует о том, что они не сразу понимают, что нужно делать. Их влечет не­посредственное желание вступить в игру, и они показы­вают шар, не сравнивая его с тем, который есть у педа­гога. Воспитатель подзывает кого-либо из детей с шаром другого (лучше всего контрастного) цвета. При сравне­нии различие замечается легче, чем сходство. «Этот шар синий, а мой красного цвета»,- подчеркивает воспита­тель. «Смотрите, красный шар покатился с лотка»,- го­ворит воспитатель и, проследив его движение вместе с детьми, предлагает прокатить шары такого же цвета. «Вот сколько красных шаров на ковре. Посмотрите, нет ли у кого еще красного шарика?» - обращается педагог к детям, вызывая необходимость сравнить свои шары по цвету с лежащими на ковре. Вслед за красным прокаты­ваются синие, желтые, зеленые шары.

Вначале воспитатель не требует от детей назы­вания цвета, но сама все время называет цвета. При по­вторении игры следует и детей упражнять в назывании цветов, обогащая таким образом их словарь.

Воспитатель во время игры обращает внимание де­тей на то, что у одних шар прокатился далеко, а у других остановился близко - у края лотка.

Чьи детки?

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных: собаки, коровы, курицы, кошки и т. д.

Картинки, на которых нарисованы детеныши, остают­ся у педагога. «Плачут котята, потеряли они свою ма­му,- говорит воспитатель. Кто у них мама?» - «Кош­ка»,- говорят дети. «Правильно. Поможем найти котя­там свою маму. У кого она?» Ребенок, у которого картин­ка с изображением кошки, поднимает ее и берет себе картинки с изображением котят. Игра идет до тех пор, пока все «детеныши» найдут своих «мам».

Кому что нужно для работы?

В этой игре воспитатель уточняет представление де­тей о том, кто чем работает.

Детям раздаются картинки, изображающие простые, знакомые орудия труда. Воспитатель, показывая картин­ку, спрашивает: «Что это? Кому нужно для работы?» Де­ти отвечают: лейка - садовнику, кисть и краски - маля­ру, пила - пильщику, наперсток и ножницы - портнихе (маме для шитья) и т. д. Тот, кто первый правильно отве­тит, получает картинку.

Игровой материал, активизирующий совместные поочередные действия детей

При покупке, или изготовлении материала, мы рекомендуем соблюдать некоторые общие несложные принципы.

1. Минимализм в сюжетном оформлении. Все сюжетные элементы должны быть прототипичны. Сюжетное обрамление не должно «заслонять» от детей основного специфического содержания игры. Они не должны рассматривать, манипулировать и играть предлагаемыми игровыми предметами в сюжетную игру.

2. Наличие игрового поля. Игра всегда происходит в неком ограниченном пространстве (шахматная доска, футбольное поле и т.д.). Отделение пространства игры активизирует ее, позволяет играющим детям сосредоточится именно на ней.

Детский кегельбан. Подходящие промышленные образцы нам неизвестны, обычно они чересчур маленькие, поэтому мы рекомендуем изготовить его самостоятельно. При изготовлении следует учитывать, что основной задачей материала является упрощение катания шара. Исходя из этого, в конструкции должны непременно присутствовать желоб и ограничитель, чтобы шар не укатывался. Дети должны полностью сосредоточится на игре.

Возможен как напольный, так и настольный вариант.

Игра «Поймай рыбку». Игра представляет собой набор «рыбок», изготовленных из плотного картона или фанеры, к которым прикреплены небольшие кусочки железосодержащего сплава, и «удочки», у которой вместо крючка магнит. Желателен макет «пруда».

Игра «Кто ловкий». Представляет собой круг из картона и несколько мешочков, наполненных песком. Дети бросают мешочки в круг по очереди.

Возможен вариант не на точность, а на дальность броска.

Кольцеброс. Игра представляет собой перпендикулярно установленный стержень и набор колец.

Минифутбол. Игра представляет собой небольшие ворота, в которые дети по очереди катают мяч. В воротах желательно сделать ограничивающую сетку, чтобы мяч не укатывался далеко в случае попадания.

Лото. Лото не должно быть перегружено содержанием. В качестве изображений желательно использовать геометрические фигуры, знакомые детям. Большая карта должна состоять из трех или шести мест. Если мест для маленьких карточек три, то каждому ребенку раздается по две карты. Для ведущего обязателен мешочек, куда он будет складывать маленькие карточки.


Второй уровень развития игры с правилами. Формирование общей схемы игры.

На этом этапе развития игры с правилами как культурной деятельности перед взрослым стоит задача формирования у детей общей схемы ее построения, основанной на развертывании игрового цикла, который завершается выигрышем одного из участников, и затем начинается снова. Дети уже достигли известной степени произвольности в своей игре, научились обращать внимание на партнера, и в целом, готовы не только к выполнению определенных действий по правилу, но и к принятию факта нарушения исходного равенства играющих.

Представлении о критериях выигрыша, и установки на него формируется на основе игры с наиболее простой и понятной схемой, где правила не «заслонены» для ребенка сюжетом, и где выполнение игровых действий не представляет труда для всех участников, т.е. не требует физической и умственной компетенции. Это игры на удачу, типа «лото» и «гусёк».

Для понимания субъективной ценности выигрыша, он должен быть выделен для детей как результат отдельного игрового цикла. Для этого необходима однозначные для всех критерии успеха в игре. Так, в лото, победитель - тот кто «накрыл» раньше свою карту, в гуське - тот, кто «пришел» раньше у финишу. Следовательно, победитель и проигравший появятся только тогда, когда кон игры не будет доигрываться, а будет начинаться новый игровой цикл после достижения оговоренного результата одним из игроков.

Формирование у детей ценности выигрыша, и, как следствия, стремления к нему, осуществляется на игре в лото. Это связано с тем, что в структура игры в лото такова, что участники игры неравнозначны - в игре есть ведущий, занимающий отличную от других играющих позицию.

В качестве предметного материала для совместной игры с детьми следует взять лото с геометрическими фигурами, чтобы сюжетное содержание не отвлекало детей от специфического содержания игры.

Совместная игра взрослого с детьми строится следующим образом. Первоначально, взрослый берет функцию ведущего на себя и вводит правила игры (брать поровну большие карты, не выбирать маленькие, начинать новый кон, после того, как кто-нибудь закрыл большие карты). После заполнения карточек кем либо из играющих, он замечает, что игра закончена, так как «Петя выиграл, не надо доигрывать, давайте еще раз сыграем». Передавая место ведущего одному из детей, взрослый выступает с предложением, что на следующем коне победитель будет ведущим, и продолжает игру, напоминая детям о соблюдении правил. Роль ведущего должна стать привлекательной для детей, и создать тем самым переход от незаинтересованных отношений к состязательным, и взрослый регулярно напоминает детям про это, разумеется, проиграв: «Эх, ну ничего, может я в следующий раз выиграю, водить буду!». Увидев, что дети заинтересовались ролью ведущего, взрослый покидает игру.

Адекватность и искренность поведения взрослого является важнейшим элементом в его совместной игре с детьми. Кроме показа специфической для игры с правилами структуры деятельности, он должен показать детям общий пример поведения. Он должен сдержанно радоваться победе, и с легким огорчением относится к проигрышу. Выиграв, он должен подбадривать других детей: «Ну, в следующем коне наверно Саша выиграет!», проиграв, «утешать» себя: «Ну ничего, сейчас еще сыграем, и я наверняка водить буду!».

Результатом предложений взрослого, заключающихся в запрете доигрывания и приоритетном праве ведения игры победителем предыдущего кона, должно быть увеличение общей продолжительности игры и ряд конфликтов между детьми. Дело в том, что счет того что выигравший будет становится ведущим, произойдет увеличение ценности в глазах детей выигрыша, и приведет к тому, что ведущий путем манипуляций с карточками, выбирая себе нужные, будет постоянно выигрывать. Ни в коем случае нельзя критиковать его за это неосознанное мошенничество5. Должно произойти естественное усиление контроля за ним играющих, но первоначально, реакция детей будет, скорее всего, запаздывать. Они будут позволять ведущему «подтасовывать» карточки в свою пользу, но негодование будут высказывать только после того, как он выиграет, и заявит свои права на место ведущего.

В конфликты между детьми, если они не представляют опасности для физического и психического здоровья детей, взрослому вмешиваться не нужно. В процессе игры взаимная регуляция будет усиливаться, так как играющие поймут, что ведущий, в сущности, монополизирует свое место ценой нарушения правил. Сиюминутное сопротивление партнеров по игре приведет к естественному разрешению конфликта - ведущий неизбежно начнет соблюдать установленные правила игры, подчинившись давлению со стороны других игроков.

Таким образом, в жизни и деятельности детей появятся такая общечеловеческая этическая ценность, как справедливость. Очевидно, игра с правилами является единственным доступным видом деятельности дошкольников, в которых данная этическая ценность проявляется столь ярко, и становится механизмом непосредственно регулирующим их деятельность.

На предметном материале игры в «гусёк» целесообразно продолжить формирование представлений детей о справедливости, с помощью демонстрации им принципа жеребьевки. Это происходит также в совместной игре взрослого с детьми.

Предлагаемый способ жеребьевки с помощью поочередного вытягивания палочек разной длинны является наиболее подходящим для детей дошкольного возраста. Опыт показывает, что различного рода считалки, неадекватно используются детьми. Неумение правильно разделить слова на слоги приводит к предвзятости результата, и обвинениям типа: «Ты неправильно считаешь». Жеребьевка посредством палочек различной длинны ограничивает подобное неосознанное мошенничество, и является неоспоримо справедливой.

Для проведения игры лучше всего использовать бессюжетный «гусёк», который легко изготовить самостоятельно6. Он представляет собой нарисованное на листе плотной бумаги игровое поле, состоящее из кружков, соединенных умеренно извилистой линией игрового маршрута. Пунктов на маршруте должно быть не более 20. На игровом кубике (кости) числа, условно обозначенные точками, должны быть только до трех, а не до шести (на «освободившихся» гранях символьные обозначения дублируются). Фишки не должны иметь никакого сюжетного обрамления. Также, следует запастись палочками разной длины, по количеству игроков.

Начиная игру, и обсуждая, кто будет ходить первым, взрослый, выслушав предложения детей (считалка, «камень, ножницы, бумага» и т.д.), предлагает им показать новый и интересный способ. Показав им, как пользоваться палочками, он предлагает: «Давайте, у какого самая длинная, тот первым ходит, у кого покороче - вторым и т.д.». При выборе последовательности ходов играющих в последующих конах игры, взрослый вновь выступает с предложением: «Давайте, Петя, ведь он выиграл, будет ходить первым, а мы с вами опять палочками разыграем!». Убедившись, что дети начали использовать способ жеребьевки с помощь палочек самостоятельно, взрослый, сославшись на важные дела, покидает игру.

Как и в предыдущих формирующих воздействиях, работу с подгруппами детей следует продолжать, пока большинство детей в группе не начнет использовать в игре этот способ жеребьевки самостоятельно.

Ни в коем случае не надо навязывать детям способы жеребьевки. Если они предпочитают использовать другие способы, не надо им препятствовать. Взрослый может выступать с предложениями, касающимися структуры и хода игры, только будучи ее непосредственным участником.

Самоорганизация детей в играх подвижного характера

Усвоив общую структуры игры с правилами: критерии выигрыша, цикличность, способы жеребьевки, дети готовы проявить большую самостоятельность в играх подвижного характера, в которых роль организатора и ведущего обычно выполняет воспитатель. Но, как мы неоднократно отмечали, основной задачей является постепенный переход игры с правилами в самостоятельную деятельность детей. Для этого, в значительной степени опираясь на работу Карташовой Л.С., мы обозначили общие принципы подбора игр, в которые дети смогут играть самостоятельно. Формирование способности играть самостоятельно, прежде всего, означает способность каждого из детей выполнить роль ведущего. Это качество появляется у детей не сразу. Для его формирования необходимо предлагать детям игры понятного им содержания и со все усложняющейся структурой. Первоначально, игра также проигрывается со взрослым, для того, чтобы дети запомнили основные правила игры. Затем, выполнив в одном цикле роль ведущего, взрослый предлагает детям самостоятельно выбрать ведущего в следующем цикле игры. Для выбора он предлагает использовать жеребьевку.

Игры, в которых ребенок может выполнить роль ведущего, должны отвечать определенным требованиям. Содержание игры надо строить на коротких рифмованных фразах, которые легко запомнить и произнести детям. Количество детей в игре должно быть минимально, не более 5 человек.

Первоначально стоит предложить игры, где ведущий не принимает непосредственного участия в игре («У медведя во бору», «Мы веселые ребята», «Горелки»). Также можно использовать игры, предложенные нами для игр, руководимых воспитателем на первом уровне развития игры с правилами.

Убедившись, что большинство детей справляется с выполнением роли ведущего, можно предлагать им игры с более сложной структурой. Усложнение заключается в том, что ведущий выполняет не только сигнализирующую функцию, но и параллельно участвует в игре. Это существенно сложнее для ребенка. К играм с двойной функцией одного из детей (ведущего и водящего) относятся следующие игры: «Стоп», «Море волнуется», «Черное и белое».

Следующим существенным структурным усложнением игры является появление в ней двух центральных ролей - ведущего и водящего. Правило становится сложнее для восприятия ребенка и игре становится слишком много участников, и детям сложнее самостоятельно договорится друг с другом. На эти игры воспитателю следует обратить особое внимание, и убедится, что все дети понимают правило, на котором основана игра.

К этому типу мы относим следующие игры: «Хитрая лиса», «Гуси - лебеди», «Коршун и наседка»

Перечень игр.

Игры, в которых ребенок может выполнять роль ведущего

«У медведя во бору»

Выбирается "медведь", который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к "медведю", напевая (приговаривая):

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь сидит,

На нас глядит.

(Варианты: Медведь не спит

И на нас рычит!

или: Медведь простыл,

На печи застыл!)

Лукошко опрокинулось,

Медведь за нами кинулся!

Дети разбегаются, "медведь" их ловит. Первый пойманный становится "медведем".

«Мы-веселые ребята»

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловец.

Дети произносят хором:

Мы веселые ребята.

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три-лови!

После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловец догоняет бегущих. Тот, до кого он дотронется прежде, чем играющий перейдет черту, считается пойманным и садится возле ловца. После двух-трех перебежек подсчитывают пойманных и выбирают нового ловца.

«Горелки»

Дети, взявшись за руки, становятся парами друг за другом. Впереди, на расстоянии 3-4 метров, становится водящий. Играющие произносят приговорку.

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

И раз, и два, и три.

Последняя пара, беги!

Затем, первая пара разъединяет руки и бежит вперёд, чтобы снова соединиться за чертой, где уже не может ловить водящий. Он должен поймать одного из ребят, иначе ему придётся водить снова. Водящий становится в пару сзади всех вместе с тем ребёнком, которого поймал.

«Лохматый пес»

(Вариант игры Е. И. Тихеевой)

Взрослый чертит на земле круг. Это дом для лохматого пса. На расстоянии 2- 3 шагов от него проводит черту, до которой обязательно должны дойти дети. От этой черты на расстоянии 15-20 шагов рисуется вторая черта, где дети будут спасаться от лохматого пса.

Вначале роль лохматого пса берет на себя воспитатель. По его указанию все дети подходят к черте, обозначающей их дом, берутся за руки и выстраиваются в шеренгу. Один из них (наиболее смышленый) находится в центре. Он будет направлять движение детей и задавать его темп. Чтобы показать, как это нужно делать, воспитатель сначала сам ведет шеренгу и произносит следующие слова, которые вместе с ним повторяют дети:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

То ли дремлет, то ли спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет!?

Взявшись за руки, дети подкрадываются к черте. Когда будут сказаны последние слова, они дотрагиваются до пса, который, сидя с закрытыми глазами, позволяет себя погладить и приласкать. Вдруг неожиданно для всех пес открывает глаза и лает, а малыши убегают в свой дом (за черту).

Пес бегает за детьми, лает на них и снова возвращается в свой дом. Игра начинается сначала.

Правила игры.

1. Не дотрагиваться до пса до тех пор, пока не кончится текст.

2. Пес не шевелится и не открывает глаз до тех пор, пока его не тронут.

3. Бежать в свой дом и спасаться от пса можно только после того, как он залает.

Игры, в которых ведущий также является водящим

«Стоп»

На расстоянии 10-16 шагов от границы площадки проводится линия (исходная), на которой близко друг от друга стоят играющие. На противоположном конце площадки очерчивается кружком (диаметр - 2-3 ша­га) место водящего. Повер­нувшись спиной к играющим, водящий громко говорит: «Быстро шагай, смотри не зевай! Стоп!» При этих словах все играющие подвигаются по направлению к водяще­му. Как только водящий произнес слово «стоп», все оста­навливаются, водящий быстро оглядывается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «стоп» и сде­лал добавочное движение, водящий возвращает на ис­ходную линию. Затем он снова поворачивается спиной к играющим и говорит: «Быстро шагай...» и т. д. Все про­должают движение с того места, где их застал сигнал «стоп!». Те, которые возвратились на исходную линию, начинают движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в кружок раньше, чем водящий скажет «стоп!». Тот, ко­му удалось это сделать, становится водящим.

Игра возобновляется с новым водящим.

«Море волнуется»

Перед началом игры выбирается водящий. Водящий отворачивается от остальных участников и громко говорит:

«Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри!»

В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Водящий поворачивается, обходит всех играющих и осматривает получившиеся фигуры. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего, либо выбывает из игры (в этом случае победителем становится наиболее дольше продержавшийся игрок).

Правила игры

1. Запрещается использовать дополнительные предметы для устойчивости (деревья, лавочки, стулья и т.д.)

2. Ведущий не имеет права смешить игроков, чтобы расшевелить их. Также ему не разрешено касаться играющих.

«Черное и белое»

Две команды - «Черные» и «Белые» - стоят в шеренгах лицом друг к другу. Ведущий бросает картонный диск, у которого одна сторона черная, другая - белая. В зависимости от того, какая сторона при падении окажется наверху - белая или черная,- одна команда начинает ловить другую. Убегающие пытаются выскочить за прочерченную линию дома. Побеждает та команда, на счету у которой за время игры окажется больше пойманных противников.

Правила игры. Ловить противников можно только после констатирующих слов ведущего: «Белые!» (Или: «Черные!») Догонять убегающих можно только до линии дома. Пойманные за линией дома не засчитываются.

Игры с двумя центральными ролями

«Хитрая лиса»

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.

Вне круга очерчивается «дом лисы». Ведущий предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а ведущий обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем ведущий предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса - не выдаст ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: «Хитрая лиса, где ты?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят: «Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманного, т. е. того играющего, до которого она коснулась рукой, лиса отводит к себе в дом.

После того как лиса поймала 2-3 детей, ведущий говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра возобновляется с новой лисой.

«Гуси-лебеди»

Из числа играющих детей выбираются «волк» и «пастух». Остальные дети - «гуси».

С одной стороны площадки проводится черта, за которой находятся гуси. Это их «дом».

Сбоку площадки отводится место - «логово волка».

Пастух выгоняет гусей пастись на луг. Гуси ходят, летают по лугу. Затем пастух говорит:

Гуси, гуси!

Гуси останавливаются и отвечают хором:

Га, га, га!

Пастух. Есть хотите?

Гуси. Да, да, да!

Пастух. Так летите!

Гуси. Нам нельзя:

Серый волк под горой Не пускает нас домой!

Пастух. Так летите, как хотите!

Гуси, расправив крылья (вытянув руки в стороны), летят через луг домой, а волк, услышав гусей, выбегает, пересекает им дорогу, стараясь поймать их (коснуться рукой).

Пойманных гусей волк уводит к себе.

После трех-четырех перебежек (согласно условию) производится подсчет пойманных гусей.

Затем выбираются новые волк и пастух, и игра повторяется.

«Коршун и наседка»

Для игры потребуется как можно больше участников, из числа которых выбирают одну наседку и коршуна.

В задачу коршуна входит поймать цыплят, которых защищает наседка.

Цыплята выстраиваются в колонну и крепко держатся друг за друга, а первый цыпленок за курицу. В это время коршун ходит и высматривает последнего цыпленка, именно его требуется поймать. Как только он начинает нападать, курица-наседка должна защищать своего цыпленка, шипеть на обидчика и всячески преграждать ему путь. При поворотах колонна из «цыплят» должна гибко поворачиваться вслед за наседкой.

Как только коршун поймал свою добычу, цыпленок выбывает из игры, коршун продолжает свою охоту дальше пока не переловит всех цыплят.

После того, как всех птенцов отловили, выбирают нового коршуна.

Примечание: курица-наседка не имеет права отталкивать коршуна руками; если кто-то из цыплят случайно отцепился, то коршун может его догонять и ловить.

Опираясь на общие принципы отбора игр, и примеры, которые мы привели, взрослый сможет отбирать и придумывать игры с различным содержанием самостоятельно, и предлагать их детям.

Возможность играть самостоятельно позволит сформировать у детей игру с правилами, как форму культурной деятельности и естественным образом решить другие образовательные задачи, например, развитие физических умений. Дети, которые умеют играть без помощи взрослого, смогут использовать полученные игровые навыки и за стенами детского сада, а не только под присмотром воспитателя.

Третий уровень развития игры с правилами

Создание новых правил игры

Очень часто игру с правилами представляют антагонистом сюжетной игры. Распространенное мнение об игре с правилами заключается лишь в том, что сама структура этого вида детской деятельности не подразумевает никакого творчества, в отличии от сюжетной игры. Действительно, свод правил игры, предложенный непререкаемым авторитетом, каким является для ребенка взрослый, или зафиксированный в предметном материале, заранее предопределяет ход игры. Вследствие этого возникает опасность излишней стереотипизации детской деятельности. При наличии разнонаправленных намерений участников решающим аргументом всегда будет апелляция к образцу игры, показанной ранее взрослым. Это снижает развивающий эффект от игры с правилами, как формы совместной самостоятельной деятельности детей. Как показано в ряде педагогических и психологических работ, правило выступает как наиболее эффективный регулятор деятельности детей, если оно сформировано и принято ими самими.

Таким образом, на третьем уровне формирования игры с правилами, задачей взрослого является расшатывание стереотипов игры с правилами. Для этого мы предлагаем варианты формирующих воздействий, основанных на методике «Неполная игра», разработанной Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Суть этой методики заключается в том, что детям предлагается не полный комплект игровых предметов, что не позволяет им привычно реализовывать игровые действия.

Формирование творческой активности в игре с правилами целесообразно начинать на печатной игре «гусёк». Предметный материал в этом случае служит общим основанием для совместной деятельности детей. Первоначально надо создать ситуацию, когда дети будут вынуждены играть в «гусёк» без кубика. В качестве замены кубика детям предлагаются различные полифункциональные предметы - разноцветные кусочки картона, палочки разной длины, монеты и другие предметы, с помощью которых возможно осуществить вероятностный выбор продолжительности хода.

Эту работу надо осуществлять с небольшой подгруппой детей, в начале или конце дня, когда родители привели или забрали не всех детей, или в отдельном помещении, например, в методическом кабинете.

Из новой и привлекательной игры надо изъять кубик, и позаботится о том, чтобы в других коробках с играми кубиков тоже не было. Игру надо презентовать детям в эмоциональной форме: «Смотрите, мне тут новую игру принесли! По моему, очень интересная! Только кубика нет… Как же нам в нее поиграть? Может, нам из этого что-нибудь пригодится? (предлагает коробку с средствами для жеребьевки)».

Дальнейшее развитие событий может иметь два варианта. Либо дети выступят со своими предложениями, либо взрослому, для начала, придется предложить им какой-нибудь вариант. Детализацию своего собственного варианта следует наращивать постепенно. Предложения со стороны взрослого могут звучать следующим образом: «А вот, смотрите, карточки цветные, может они пригодятся?». Если ожидаемая реакция отсутствует, надо продолжить мысль: «А давайте, их бросать будем, у кого красная - тот 3 раза ходит!», и так далее. По окончанию игры, вне зависимости от степени творческой активности детей надо их подбодрить: «Здорово вы как играть придумали, мне понравилось!»

Участвуя в играх подвижного характера вместе с детьми, также необходимо выступать с предложениями, касающимся изменения структуры правил. Преимущественно, изменения заключаются в введение дополнительного правила, несложного и понятного детям, и касающегося преимущественно количественных изменений. Например, в игре «Горелки», вместо слов "последняя пара" водящий может произнести: "четвертая пара" или "вторая пара". В игре «Мы веселые ребята» первый (или второй) пойманный также становится ловцом. Такие изменения несложно придумать. В целом, практически любая популярная игра имеет несколько закрепленных культурной традицией вариантов, и взрослому можно просто ознакомится с различными сборниками игр.

Предложения, исходящие от взрослого должны быть неявны. По окончанию игры надо стараться представить все таким образом, как будто изменения в правилах исходили от самих детей.

Постепенно, дети сами начнут придумывать свои собственные правила игр. Но воспитатель должны поддерживать активность детей предметно разнообразными способами, создавая ситуации, благоприятствующие придумыванию правил.

На материале печатных игр, кульминационным моментом «правилотворчества» будет создание игры с «нуля». Первоначально, детям надо предложить основу для игрового поля «гуська», представляющую собой отдельные листы с нарисованными кружками, соединенными волнистой линией. Для сюжетного обрамления игры дети могут вырезать соразмерные картинки из подходящей печатной продукции. В отличии от рисования это несколько ускорит процесс изготовления игры, что позволит детям более полно реализовать основную задачу. В создании игры может участвовать до пяти детей, и ее создание и дальнейшее использование может продолжаться не один день.

«Правилотворчество» надо поощрять и на прогулке. Это легко сделать, предложив гуляющим детям кусочек мела и игральный кубик с несколькими фишками.


Приложение.

Для облегчения работы воспитателя, мы предлагаем несколько игр с правилами, в которые он может поиграть вместе с детьми в день проведения праздника. Содержание игр взято нами из различных сборников подвижных и дидактических игр. По мере возможности, мы старались указывать автора той или иной игры. Степень участия в игре воспитателя, как организатора и ведущего зависит от уровня развития игровых навыков детей.

Международный день красоты

Одень кукол красиво

Воспитатель развешивает или раскладывает так, что­бы детям хорошо было видно, одежду кукол: платья, пе­реднички, платочки, шапочки, сумочки - и обращается к детям: «Вот сколько красивых платьев, передничков, платочков - все это для наших кукол! Оденем кукол, чтобы они были нарядные!»

Перед детьми на столике или на ковре 2-3 куклы.

Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «На­таша, ты какого цвета платье хочешь выбрать для кук­лы? А ты, Нина?» и т. д. При активном участии детей вы­бирается платье для каждой куклы.

Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание детей на то, какие они красивые.

Потом также подбираются переднички. Но воспита­тель ставит уже другой вопрос: «Какого цвета передни­чек подойдет к синему платью Оли? К красному платью Тани?»

Платья, переднички, туфли и т. д. надевают на кукол сами дети; воспитатель следит, чтобы каждый принял в этом какое-то участие: оказал помощь другому, принес вещь, застегнул пуговицы и т. д.

Всемирный день животных

Лошадки

Дети делятся на конюхов колхоза и лошадей, по одной лошади на одного конюха. Конюхи отводят лошадей в конюшню (очерченное место на одной стороне площадки), а затем уходят к себе домой (очер­ченное место на другой стороне площадки). На слово руководителя «Запрягайте!» конюхи подходят к лошадями запрягают их с помощью вожжей (веревок). Когда лошади запряжены, все говорят:

Стук, хлоп, тра-та-та,

Растворились ворота,

Стук, хлоп, вот мой конь,

Быстрый, резвый, как огонь.

Но! (М. Клок о в а.)

и после слов начинают двигаться шагом, рысью, врассыпную по мосту^ (по бревну диаметром в 15-20 см, положенному на землю или ; Поднятому на небольшую высоту: 15-20 см), как "скажет руководи­тель. На слово руководителя «Тпру!» все останавливаются, и конюхи отпускают лошадей в поле, а сами идут в сторонку, садятся и отды­хают. На слова руководителя «Лошади разбежались» конюхи стара­ются поймать каждый свою лошадь. Пойманная лошадь вырываться не может. Когда конюхи переловят лошадей, все возвращаются шагом домой. При возобновлении игры дети по желанию могут меня­ться ролями: кто был лошадью, тот становится конюхом, и наоборот, кто был конюхом-тот становится лошадью. Игра повторяется 2-3 раза.

Назови зверей, птиц!

Играющие садятся в кружок. Водящий-в середине круга. Он под­ходит к кому-нибудь из сидящих и говорит: «Птица»; последний должен назвать какую-нибудь птицу. Если он правильно назовет, то идет водить, а водящий садится на место отгадавшего. Водящий может вместо слова «птица» сказать «зверь» или «рыба». Для того чтобы дать отвечающему ребенку подумать, водящий после того, как скажет слово «птица» или «рыба», считает до 3 или 5. Если ребенок за это время не придумает ответа, водящий обращается с вопросом к другому ребенку. Игра кончается, когда сменится несколько водящих.

День защитника Отечества

Ночной часовой

Посередине площадки чертится квадрат. Длина сторон 10-12 шагов. В центре квадрата стоит ночной часовой с завязанными глазами.

Все дети находятся на одной стороне площадки и должны пробраться по одному через квадрат на другую сторону. Часовой слушает, и если услышит шорох, указывает рукой по направлению идущего. Если ча­совой угадал направление идущего, то последний называет какое-либо имя, и часовой по голосу должен угадать, кто идет. Если угадает, о часовым делается проходивший через квадрат ребенок. Если часовой укажет неправильно направление идущего и не узнает голоса, то проходивший ребенок считается перешедшим на другую сторону площадки. Игра возобновляется с прежним часовым. Если часовой пропустил 3-4 детей на другую сторону, выбирается новый часовой. Игра кончается, когда часовыми перебывают 4-5 детей.

Часовые, не пропустившие на другую сторону ни одного ребенка, выигрывают. Игру можно проводить в таком детском коллективе, в котором дети хорошо знают друг друга.

Международный день птиц

Скворечник

На площадке, в помещении расставляются по кругу стулья, на которые встают дети, изображающие скворцов. По слову руководи­теля «Полетел!» дети спрыгивают со стульев и начинают бегать по всей площадке, где кто хочет, делая руками движения, имитирующие взмахи крыльев. Тем временем руководитель убирает один стул. На слово руководителя «В скворечник!»дети влезают на любой стул. Один из детей остается без скворечника. Игра повторяется3-5 раз. В целях гигиены после проведения игры стулья протираются мокрой тряпкой.

(А. И. Быкова )

Друзья огорода

Дети изображают различных птиц-друзей огорода (по выбору детей).

Все дети располагаются на одной стороне площадки, причем группа детей или каждый ребенок имеет свой дом (гнездо). На противопо­ложной стороне очерчивается огород, в который кладутся шишки. Это вредители-гусеницы, личинки жуков и т. д. Над огородом ле­тает ястреб (водящий). Как только ястреб скроется в свой дом (за огородом), птицы вылетают из своих гнезд за личинками. По слову руководителя «Ястреб!»-ястреб вылетает из своего гнезда и ловит птиц. Птицы улетают к себе в дом. Пойманных птиц ястреб уводит с собой.

Каждый ребенок может брать столько шишек, сколько он может унести в двух руках, не прижимая их к телу. Набравши шишек, дети бегут к себе домой, кладут шишки и вновь возвращаются на огород за новыми личинками (шишками), пока снова не появится ястреб.

Игра кончается, когда все личинки (шишки) будут убраны с огорода. Каждый ребенок или группа детей подсчитывает свои шишки. Выигры­вает ребенок или группа, больше других набравшая шишек. Бегая, дети могут издавать любые звуки и делать движения, имитирующие полет птиц. Вырывать шишки из рук нельзя. При появлении ястреба брать шишки нельзя, все должны убегать. Дети, нарушившие условия, выбывают на один раз из игры.

День ГАИ

Светофор

Дети стоят по сторонам площадки группами, в одиночку, в любом порядке (в кругу, шеренгой, колонной) и изображают автомобили, грузовики, велосипедистов, трамваи, автобусы и т. д. Каждый должен запомнить свой дом. Посередине площадки стоит на возвышении (стуле) милиционер с двумя флагами-красным и зеленым или двусторонним кругом красного и зеленого цвета. Пока милиционер стоит с опущенными флагами, все должны находиться у себя дома, при поднятии зеленого флага все выезжают из дома и двигаются в любом направлении с любой скоро­стью, но не задевая друг друга. Если милиционер поднимет красный, флаг, все должны тотчас остановиться и не двигаться, пока милицио­нер не поднимет зеленого флага или не опустит совсем флага, что обозначает возвращение домой. При повторении игры выбирается но­вый милиционер.

Дети, нарушившие правила уличного движения, выбывают из игры, до ее повторения.

Надо следить за тем, чтобы не часто происходила смена сигналов.

День строителя

Кому что нужно для работы?

В этой игре воспитатель уточняет представление детей о том, кто чем работает.

Детям раздаются картинки, изображающие простые, знакомые орудия труда. Воспитатель, показывая картинку, спрашивает: «Что это? Кому нужно для работы?» Де­ти отвечают: лейка - садовнику, кисть и краски - маля­ру, пила - пильщику, наперсток и ножницы - портнихе (маме для шитья) и т. д. Тот, кто первый правильно отве­тит, получает картинку.

1 Н.Я, Михайленко, Н.А. Короткова, Игра с правилами в дошкольном возрасте, М., 2002

2 Карташова Л.С., Самоорганизация детей седьмого года жизни в играх с правилами преимущественного подвижного характера, Куйбышев, 1983

3 Е.А. Тимофеева, Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста, М., 1986

4 Игры с правилами в детском саду. Сборник дидактических и подвижных игр, М., 1962

5 Психологические механизмы, заставляющие ребенка выбирать нужные карточки для себя, не имеют ничего общего с мошенничеством в игре более взрослых детей. В сущности, у ребенка-дошкольника не существует представления о вероятностном исходе игры, и он предпринимает все что может, чтобы выиграть. Также, надо понимать, что ребенок, который пытается мошенничать, выполняя роль ведущего в лото, выполняет крайне сложную для него работу, постоянно оценивая свои и чужие карты. В некотором роде, это весьма развивающий вид деятельности.

6 Планы занятий по программе «Развитие». Для средней группы детского сада, М., 1999

27

© 2010-2022