• Преподавателю
  • Другое
  • Доклад Понятие компетентности и компетентностного подхода в профессиональном образовании

Доклад Понятие компетентности и компетентностного подхода в профессиональном образовании

Выступление по теме "Понятие компетентности и компетентностного подхода в профессиональном образовании" было сделано на педагогических чтениях "Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании", которые проводились в мае 2014 года на базе ГАОУ МО СПО "МонПК".  Доклад является вступительным к теме обсуждения, затрагивает теоретические аспекты компетентностного подхода в профессиональном образовании, преимущества и основные условия успешной реализации комп...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Кулдыркаева И.А., методист ГАОУ МО СПО «МонПК»

В литературе понятие подход используется как совокупность идей, принципов, методов, лежащих в основе решения проблем. Подход - это идеология и методология решения проблемы, раскрывающая основную идею, социально-экономические, философские, психолого-педагогические предпосылки, главные цели, принципы, этапы, механизмы достижения целей. Метод же - более узкое понятие, включающее знание о том, как действовать в той или иной ситуации, для решения той или иной задачи.

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». По определению А.В. Хуторского компетенция - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Этими определениями раскрыта сущность компетенций, включенных в образовательные стандарты.

Компетентностно - ориентированное профессиональное образование - это объективное явление в образовании, это требование изменившихся социально-экономических условий рыночной экономики. Рынок предъявляет к современному специалисту довольно большое количество новых требований, которые недостаточно учтены или совсем не учтены в программах подготовки квалифицированных кадров. Эти новые требования не связаны с той или иной дисциплиной, они отличаются универсальностью. Их формирование требует не столько нового содержания (предметного), сколько иных педагогических технологий. Такие требования в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования получили название общих компетенций. В перечень общих компетенций включаются: коммуникативные навыки и способности; творчество; способность к креативному мышлению; приспособляемость; способность работать в команде; способность работать самостоятельно; самосознание и самооценка, способность планировать свою деятельность. Стандартами определены две группы формируемых в образовательном процессе компетенций - общие и профессиональные. Под общими компетенциями в этом документе понимается «способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов деятельности». Профессиональные компетенции предполагают «способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при решении задач профессиональной деятельности»

Компетентностный подход в практике профессионального образования обусловлен явным расхождением между качеством подготовки выпускника, даваемым учебным заведением, и требованиями, предъявляемыми к специалисту производством, работодателями. Это несоответствие имело место практически всегда и выражалось во фразе, которой часто встречали выпускников профессиональных учебных заведений, пришедших на производство: «теперь забудь то, чему тебя учили и слушай меня!». В условиях рынка руководители предприятий и организаций стали предъявлять жесткие требования не только к уровню образования, но и к личностным, деловым, нравственным качествам специалистов, принимаемых на работу. Каждому руководителю необходимо получить специалиста, который начнет выполнять свои обязанности сразу и качественно.

Можно констатировать тот факт, что имеется пробел в подготовке специалистов, состоящий в том, что формируя систему предметных знаний и умений, учебные заведения уделяют явно недостаточное внимание развитию многих личностных и социальных компетенций, определяющих (при одном и том же уровне образования) конкурентоспособность выпускника. Высокие баллы на экзаменах не гарантируют, что подготовлен конкурентоспособный специалист.

Важный вопрос - о месте компетентностного подхода. Заменяет ли он традиционный, академический (знаниецентристский) подход к образованию и оценке его результатов. Компетентностный подход не отрицает академического, а углубляет, расширяет и дополняет его. Компетентностный подход более соответствует условиям рыночного хозяйствования, ибо он предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами (что для академического подхода - главное и практически единственное), трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие у обучающихся таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда. Каковы же общие принципы компетентностного подхода:

1. Смысл образования заключается в том, чтобы развивать у обучающихся способность самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Содержанием обучения становятся действия и операции, соотносящиеся с навыками, которые нужно получить.

3. Необходимо создавать условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения поставленных проблем.

4. Оценка результатов обучения основана на анализе уровня образованности, достигнутого обучающимися, т.е. на уровне его компетенций.

Проще говоря, знания в обучении перестают играть главную роль (вызубрил, молодец!). Знания, безусловно, важны, однако главная задача образования - научить обучающегося пользоваться этими знаниями для решения различных проблем.

Компетентностный подход, будучи ориентированным, прежде всего, на новое видение целей и оценку результатов профессионального образования, предъявляет свои требования и к другим компонентам образовательного процесса - содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки. Главное здесь - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения студентов в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, диспуты, выполнение проектов, практические работы, деловые игры, разбор и проигрывание практических ситуаций, создание моделей производственных ситуаций), причем эти технологии должны широко применяться не только на профессиональных дисциплинах.

Преимущества компетентностного подхода:

  • формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей;

  • повышается гибкость учебных программ;

  • повышается мотивация получения профессии;

  • повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций;

  • создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения;

  • повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения;

  • подготовка обучающихся к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве;

  • формируется производственная культура и уважение к выбранной профессии.

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции.

Для успешной реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании необходимо выполнение следующих условий:

1. Наличие компетентностной модели выпускника (функциональной карты специалиста), в которой отражены его основные функции и компетенции.

2. Определение конкретной цели обучения.

3. Определение конкретных способов достижения цели.

4. Формулирование конкретных результатов обучения в форме конкретных компетенций. Каждый преподаватель при разработке рабочих учебных программ ориентируется в первую очередь на требования стандарта. Так вот здесь необходимо все-таки, по моему глубокому убеждению, не бездумно переписывать все предлагаемые к формированию компетенции, а производить качественный отбор тех, которые действительно можно сформировать и проверить результат их формирования в процессе изучения данной конкретной дисциплины, МДК.

5. Наличие в учебном заведении соответствующей среды обучения и квалифицированных в модульно-компетентностном обучении преподавателей.

Таким образом, повысить качество обучения в среднем профессиональном образовании позволяет реализация компетентностного подхода в условиях тесной взаимосвязи будущих работодателей, научно-методического содержания подготовки кадров и мотивации студентов к высокому уровню своей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.И.Ю.Бурчакова. Обеспечение современного качества профессионального образования студентов колледжа на основе компетентносного подхода.// Среднее профессиональное образование. 2012. №1. - с.48-54.

2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании. / Под общ. ред. докт. педагогич. наук, профессора А.А. Скамницкого. - М.: 2006. - 276 с.

© 2010-2022