Программа по дисциплине Менеджмент для специальности ТЭПС заочное отделение

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ГБПОУ ИО «ИРКУТСКИЙ ТЕХНИКУМ ТРАНСПОРТА И СТРОИТЕЛЬСТВА»









ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Менеджмент



для специальности

23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог

















Иркутск 2015

Рассмотрено на заседании ДЦК

Протокол №____ от «____» _________20___

Председатель ДЦК _______________________

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) специальности среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования, Министерства образования и науки РФ от 29 мая 2007г. № 03-1180, примерной программы учебной дисциплины «Менеджмент» (технический профиль) для подготовки специалистов среднего звена, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол 24/1 от 27 марта 2008г), учебного плана по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

Организация - разработчик: ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Разработчик: Тихонова Оксана Юрьевна, преподаватель ГБПОУ ИО «Иркутский техникум транспорта и строительства»

Утверждена на заседании методического совета

Протокол №______ от «____» _______________ 20_____

Зам. директора по ОД _________________________ Я.М. Шабанова

© ГБПОУ ИО «ИТТриС», 2015г.

© ФИО преподавателя., Тихонова Оксана Юрьевна 2015г.



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13







1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ

  1. Область применения примерной программы

Программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • направлять деятельность структурного подразделения организации на достижение общих целей;

  • принимать решения по организации выполнения организационных задач, стоящих перед структурным подразделением;

  • мотивировать членов структурного подразделения на эффективное выполнение работ в соответствии с делегированными им полномочиями;

  • применять приемы делового общения в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • особенности современного менеджмента;

  • функции, виды и психологию менеджмента;

  • основы организации работы коллектива исполнителей;

  • принципы делового общения в коллективе;

  • особенности организации менеджмента в сфере профессиональной деятельности;

  • информационные технологии в сфере управления.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 80 часа,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 8 часа;

самостоятельной работы обучающегося 72 час.





























2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

80

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

в том числе:


практические занятия

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

72

в том числе:


- работа с учебной литературой, составление конспекта

- подготовка сообщений на заданную тему

- подготовка рефератов на заданную тему

36

16

20

Промежуточная аттестация в форме экзамена в семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «МЕНЕДЖМЕНТ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Эволюция концепций менеджмента


17


Тема 1.1.

История развития менеджмента

Самостоятельная работа обучающихся:

Школа научного управления. Административная (классическая) школа. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Работа с учебной литературой, составление конспекта.

5

2

Тема 1.2.

Сущность, характерные черты современного менеджмента

Современный менеджмент

Содержание учебного материала

Современные подходы в менеджменте. Учет особенностей российского менеджмента при использовании зарубежного опыта. Американский и японский менеджмент: преимущества и недостатки. Основные направления менеджмента (по отраслям).

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений на заданную тему: «Сущность менеджмента и эволюция его теории», «Российский опыт управления, его особенности».

5

Тема 1.3.

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности (по отраслям).

Самостоятельная работа обучающихся:

Особенности организации управления (по отраслям). Определение основных направлений менеджмента.

Подготовка рефератов на заданную тему: «Портрет современного руководителя»

5

Раздел 2.

Организация как система управления

10

Тема 2.1.

Типы структур организаций.

Самостоятельная работа обучающихся:

Понятие «организация». Законы организации. Организационные структуры по принципу бюрократии: функциональные, дивизионные, линейные, линей­но-функциональная, линейно-масштабная и др. Составление структур управления предприятием. Работа с учебной литературой, составление конспекта.

5

Тема 2.2.

Внутренняя и внешняя среда организации.

Самостоятельная работа обучающихся:

Инфраструктура менеджмента. Внутренняя и внешняя среда. Организация: ее внутренние и внешние переменные. Работа с учебной литературой, составление конспекта.

5

Раздел 3.

Функции менеджмента в рыночной экономике.

17

Тема 3.1

Организация и планирование.

Самостоятельная работа обучающихся:

Локальные принципы организации. Делегирование полномочий и ответственности. Виды планирования, его методы. Разновидности планов. Составление миссии организации. Подготовка сообщений на заданную тему: «Тактическое и стратегическое планирование».

5

Тема 3.2

Контроль и мотивация.

Контроль. Теория мотивации

Содержание учебного материала

Понятие контроля и его основные этапы. Поведенческие аспекты контроля. Характеристика эффективного контроля. Содержание теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Составление и анализ способов мотивации.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта. Подготовка сообщений на заданную тему: «Индивидуальная и групповая мотивация», «Необходимость управленческого контроля».

5

Тема 3.3

Цикл менеджмента.

Самостоятельная работа обучающихся:

Характеристика составляющих цикла менеджмента. Работа с учебной литературой, составление конспекта.

5


Раздел 4.

Методы и стили руководства.

12

Тема 4.1

Система методов управления

Методы управления

Содержание учебного материала

Понятие методов управления. Группы методов управления. Управление и типы характеров.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Работа с учебной литературой, составление конспекта. Подготовка рефератов на заданную тему: «Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения»

5

2

Тема 4.2

Стили управления

Самостоятельная работа обучающихся:

Стили управления и факторы его формирования. Классификация стилей управления. Виды и совместимость стилей. Подготовка рефератов на заданную тему: «Виды власти: власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; законная власть (влияние через традиции); власть примера (влияние с помощью харизмы); экспертная власть»

5

1

Раздел 5.

Процесс принятия и реализации управленческих решений.

10


Тема 5.1

Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

Самостоятельная работа обучающихся:

Сущность процесса принятия решений. Типы решений. Классификация решений. Требования, предъявляемые к решениям. Принятие управленческих решений. Подготовка сообщений на заданную тему: «Ограничения и критерии принятия решения»

5

Тема 5.2

Этапы рационального решения проблем.

Самостоятельная работа обучающихся:

Диагностика проблемы. Определение альтернатив. Методы оптимизации решений. Работа с учебной литературой, составление конспекта.

5

3

Раздел 6.

Коммуникации и деловое общение.

14

Тема 6.1

Коммуникативность и общение в сфере управления.

Самостоятельная работа обучающихся:

Коммуникации между уровнями и подразделениями. Коммуникационный процесс. Межличностные коммуникации. Использование приемов аттракции. Подготовка сообщений на заданную тему: «Преграды в коммуникациях»

5

Тема 6.2

Деловое общение.

Правила делового общения

Практическое занятие:

Деловые переговоры. Деловая беседа по телефону. Составление планов проведения совещаний.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Деловое общение, его характеристика. Виды и формы делового общения. Этапы и фазы делового общения. Подготовка рефератов на заданную тему: «Правила ведения бесед и совещаний», «Факторы повышения эффективности делового общения»

7


Экзамен




Всего:

80


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)



3. условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий «Менеджмент».

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Драчева Е.Л. Менеджмент: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 4-е издание М.: Академия, 2010

  2. Драчева Е.Л. Менеджмент практикум: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования - 4-е издание М.: Академия, 2010.

  3. Калугина О.А. Менеджмент: учебное пособие М.: КНОГУС, 2010

Дополнительные источники:

  1. Бондаренко В. В., Резник С. Д., Соколов С. Н. Персональный менеджмент. Тесты и конкретные ситуации: практикум - 2008.

  2. Виханский О.С, Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Экономистъ, 2004.

  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010.

  4. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для ВУЗов. 3-е изд.- Спб.: Питер, 2008.

  5. Грибов В.Д. Менеджмент : учебное пособие / В.Д. Грибов. - М. : КНОРУС, 2007.

  6. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008.

  7. Друкер, Питер Ф. Менеджмент: задачи, обязанности, практика. "И.Д. Вильяме", 2008.

  8. Зайцев М.Г., Варюхин С.Е. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: из-во «Дело» АНХ, 2008.

  9. Леженкина Т.И. Научная организация труда персонала: учебник. М.: Маркет ДС, 2010.

  10. Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: практикум. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

  11. Семенов А.К, Набоков В.И. Основы менеджмента: учебник. - 5-е изд., испр., доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010.

Интернет-ресурсы:

  1. alleng.ru

  2. studentam.net

  3. gaudeamus.omskcity.com

  4. bibliotekar.ru/biznes-29/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНИЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

Практикум, устный и письменный опрос, тестирование.

анализировать организационные структуры управления

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

применять эффективные решения, используя систему методов управления

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития

Устный и письменный опрос, тестирование, самостоятельная внеаудиторная работа студентов.

методы планирования и организации работы подразделения

принципы построения организационной структуры управления

основы формирования мотивационной политики организации

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

внешнюю и внутреннюю среду организации

цикл менеджмента

процесс принятия и реализации управленческих решений

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

систему методов управления

методику принятия решений

стили управления, коммуникации, принципы делового общения


6

© 2010-2022