Доклад Инновационные формы экологического образования

В докладе раскрываются примеры инновационной деятельности эколого-биологической направленности, которые включает в себя следующие блоки работы: образовательная деятельность, исследовательская и проектная деятельность. Образовательная деятельность включает обновление содержания образовательных программ «Экологический букварь», «Мир вокруг нас», «Исследователь природы» которые направлены на приобретение обучающимися учебно-познавательных, социальных, коммуникативных и общекультурных...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец творчества детей и молодежи «Гармония»

Муниципального образования города Братска Иркутской области
















Доклад

Инновационные формы экологического образования













Автор: Любовь Александровна Клопова - методист



2014г

Инновационные формы экологического образования


В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновационная деятельность в эколого-биологической направленности включает в себя следующие блоки работы:
- Образовательная деятельность

- Исследовательская и проектная деятельность.

Образовательная деятельность включает обновление содержания образовательных программ «Экологический букварь», «Мир вокруг нас», «Исследователь природы» которые направлены на приобретение обучающимися учебно-познавательных, социальных, коммуникативных и общекультурных компетенций. Вводятся качественные показатели по диагностике результатов обучения; внедряются современные педагогические технологии (проектное обучение, проблемное обучение),

Для формирования учебно-познавательных компетенций применяю такие современные технологии такие как: технология проблемного и проектно-исследовательского обучения.

Для младших школьников применяю один из активных методов - создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их в системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Например:

- волк - полезное или вредное животное;

- можно ли брать птичьи яйца в гнездах руками;

- если еж живет у вас дома, можно ли его назвать домашним животным;

- все ли зайцы зимой белые.

Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход, является проектный метод.

Этот метод актуален и очень эффективен в дополнительном образовании. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников как на внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности, так и на внутренний результат, когда опыт деятельности становится бесценным достижением учащегося, соединяя в себе знания и умения. Этот результат получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектный метод обучения применяю на занятиях. Приведу пример занятия «Воздух должен быть чистым». При закреплении изученного материала предлагаю решить проблемную ситуацию «Как сделать воздух чистым?». дети объединяются в малые группы и выполняют мини- проекты «Чистый город», «Два сквера», «Экологичный автомобиль». Эта форма деятельности школьников опирается на их самостоятельную работу, способствует развитию чувства ответственности и самокритичности.

Активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся среднего и старшего звена способствуют методы поискового и исследовательского характера. Их основу представляют интерактивные методы.

Они оказывают неоценимую помощь в нахождении общего языка и поиска приемлемых решений в процессе групповой работы. Применяя интерактивный метод (мозговой штурм, работа в малых группах, ледокол), дети выстраивают в логическую цепочку решение любой экологической задачи, участвуют в её решении.

Решение

проблемы

последствия

загрязнения

влияние на

окружающую среду

источники

загрязнения

общение

в группе

постановка проблемы

В результате применения данного метода мои обучающиеся создали индивидуальные и исследовательские проекты: «Мир вокруг нас», «Сэкономишь бумагу - спасешь дерево», «Применение ЭМ-технологий в домашних условиях», « Выращивание растений методом гидропоники», «Выращивание салата руколы в зимне-весенний период» и др.

Работая над проектами, обучавшиеся научились работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей.

Технология проектов совмещена с информационными технологиями. В работе над проектами учащиеся научились ориентироваться в информационном материале: применять различные методики исследования, работать со справочной и научной литературой, пользоваться Интернетом, создавать презентации защищать свои доклады на научно-практических конференциях городского областного и регионального уровня. К занятиям дети самостоятельно готовят рефераты, доклады, презентации и кроссворды к разным темам: «Животные тайги», «Животный мир Байкала», «Зимующие птицы нашего края». «Перелетные птицы», «Растения-первоцветы».

Каждый обучающийся имеет возможность показать свои знания, полученные из дополнительных источников и повысить свою самооценку и авторитет среди своих сверстников.

Свои проектные работы ребята представляют в виде презентаций, сбор информации осуществляется с помощью сети Интернет. Также компьютер и интернет помогают участвовать в дистанционных конкурсах, конференциях
Занятия с использованием ИКТ на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в Дополнительном образовании. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к занятиям можно назвать создание мультимедийных презентаций. Всю программу «Экологический букварь» я создала в виде презентации. Вместо маленьких картинок я вывожу на экран изображение, по которому можно описать внешний вид животного или растения, строение отдельных органов, характерные особенности, местообитания, питание и размножение, взаимоотношения в природе.

Инновационные технологии, которые я применяю в образовательной и проектно-исследовательской деятельности, положительно влияют на качество обучения и воспитания, способствуют формированию ключевых компетенций обучающихся, также повышают профессиональный уровень педагога.

Литература

1.Нефедова, Л.А., Развитие ключевых компетенций в проектном обучении/ Л.А. Нефедова, Н.М. Ухова // Школьные технологии.-2006.-№4.-С.61-68.

2.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

Интернет источники

sociosphera.com›…proektnoissledovatelskaya…himii…

art-lk.ucoz.ru›publ…uchashhikhsja…kompetentnostej…





© 2010-2022