Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оразгалиева М.Д.

Музыкальное училище имени Мукана Тулебаева

Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Рассмотрим некоторые понятия, связанные с данной проблемой. Чаще всего в литературе встречается понятие "информатизация образования".

Информатизация образования - это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на это основе существующих и появление новых образовательных моделей

Цели информатизации образования:

  • повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;

  • подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;

  • повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.

Также в данном вопросе следует говорить о таком понятии, как ИКТ-компетентность учителя.

Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ - грамотности.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

В педагогической практике мы находим следующее определение ИКТ-компетентности учителя: комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, а эффективность результатов работы учителя в условиях информатизации образования зависит от того, насколько у него эти качества развиты.

ИКТ-компетентность учителя развивается и формируется в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения информатике как способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Использование компьютерных технологий помогает:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

  • делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

  • формировать информационную культуру у детей;

  • активизировать познавательный интерес;

  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Принтер

  • Видеомагнитофон, DVD плейер

  • Телевизор

  • Магнитофон

  • Фотоаппарат

  • Видеокамера

  • Электронные доски

Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:

  • Фотографии;

  • Видеоролики;

  • Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

  • Презентации (электронные книги, электронные выставки);

  • Детские развивающие компьютерные игры;

  • Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Преимущества использования интерактивных материалов:

  • Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

  • Позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;

  • Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

  • Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;

  • При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;

  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);

  • Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

  • Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

  • Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

  • Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  • Создание дидактических игр

  • Подбор дополнительного познавательного материала

  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов Казахстана и зарубежья

  • Оформление групповой документации, отчетов

  • Создание презентаций в программе Рower Рoint.

Литература:

1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

2.Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. -96 с.

3.Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.

4. Джанбубекова М. З. Жаһандану жағдайында болашақ бастауыш мектеп мұғалімін кәсіби іс-әрекетке даярлаудың педагогикалық негіздері - Алматы, 2010. - 287 б.

5.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.

6.Кайдарова А.Д. Становление и развитие содержания высшего педагогического образования в Республике Казахстан: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - Алматы, 2007..



© 2010-2022