- Преподавателю
- Другое
- Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Оразгалиева М.Д. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Оразгалиева М.Д.
Музыкальное училище имени Мукана Тулебаева
Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под информационно-коммуникативными технологиями подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
Рассмотрим некоторые понятия, связанные с данной проблемой. Чаще всего в литературе встречается понятие "информатизация образования".
Информатизация образования - это комплекс действий по внедрению информационных технологий во все виды и формы образовательной практики, трансформация на это основе существующих и появление новых образовательных моделей
Цели информатизации образования:
-
повышение качества образования и обеспечение доступности образовательных услуг;
-
подготовка участников образовательного процесса к жизни в информационном обществе;
-
повышение эффективности функционирования и потенциала развития системы образования.
Также в данном вопросе следует говорить о таком понятии, как ИКТ-компетентность учителя.
Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ - грамотности.
ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
В педагогической практике мы находим следующее определение ИКТ-компетентности учителя: комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, а эффективность результатов работы учителя в условиях информатизации образования зависит от того, насколько у него эти качества развиты.
ИКТ-компетентность учителя развивается и формируется в процессе обучения, повышения квалификации и самообучения информатике как способность к выполнению педагогической деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Использование компьютерных технологий помогает:
-
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
-
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
-
формировать информационную культуру у детей;
-
активизировать познавательный интерес;
-
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
-
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
-
активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)
В своей работе педагог может использовать следующие средства информационно-коммуникативных технологий:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Принтер
-
Видеомагнитофон, DVD плейер
-
Телевизор
-
Магнитофон
-
Фотоаппарат
-
Видеокамера
-
Электронные доски
Так же можно выделить следующие виды интерактивных материалов:
-
Фотографии;
-
Видеоролики;
-
Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
-
Презентации (электронные книги, электронные выставки);
-
Детские развивающие компьютерные игры;
-
Возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.
Преимущества использования интерактивных материалов:
-
Позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
-
Позволяют делать поправки во время НОД, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок - педагог;
-
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
-
Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
-
При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
-
С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать во время образовательной деятельности либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
-
Использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
-
Непосредственно образовательная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
-
Высокая динамика непосредственно образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
-
Подбор иллюстративного материала к НОД и для оформления стендов, альбомов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
-
Создание дидактических игр
-
Подбор дополнительного познавательного материала
-
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов Казахстана и зарубежья
-
Оформление групповой документации, отчетов
-
Создание презентаций в программе Рower Рoint.
Литература:
1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
2.Голубин Д.В., Конюшенко С.М., Петрущенков А.В. Формирование информационно-технологической культуры работника образовательной отрасли региона. Влияние новых образовательных технологий на развитие регионов// статьи конференции (3июня2003 года, г. Москва)-М.: Издательство МЭСИ, 2003. -96 с.
3.Гузеев В.В. и др. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
4. Джанбубекова М. З. Жаһандану жағдайында болашақ бастауыш мектеп мұғалімін кәсіби іс-әрекетке даярлаудың педагогикалық негіздері - Алматы, 2010. - 287 б.
5.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М., 1989.
6.Кайдарова А.Д. Становление и развитие содержания высшего педагогического образования в Республике Казахстан: дисс. ... докт. пед. наук: 13.00.01. - Алматы, 2007..