- Преподавателю
- Другое
- Контрольно - оценочные средства по естествознанию
Контрольно - оценочные средства по естествознанию
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глухова Н.Г. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Райчихинский индустриальный техникум»
Комплект контрольно-оценочных средств
по учебной дисциплине
БД. Естествознание___
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО
по профессии 03. 09. 12 Право и организация социального обеспечения
Комплект КОС рассмотрен на заседании цикловой комиссии
протокол № от 201 года
пред. ЦК_______________________________
Рекомендован методическим советом РИТ
протокол № от 201 года
______________________________
Общие положения
Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.
Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет в 1 семестре, экзамен во 2-ом.
Итогом экзамена является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.
Раздел 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
1.1. Освоенные умения
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений:
уметь:
У 1овладение умениями
У 2применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира
У 3 восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
У 4применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;
У 5 грамотно использовать современные технологии; охраны здоровья, окружающей среды.
1.2.: Усвоенные знания
В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется проверка следующих знаний:
знать:
З 1 освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук;
З 2 знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
Раздел 2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине
Таблица 1
Раздел / тема учебной дисциплины
Форма текущего контроля и оценивания
Раздел 1. Уровни организации природы
П/р (3)
Раздел 2. Эволюция и свойство природы
П/р (4)
Раздел 3. Человек и окружающая среда
П/р (3)
УД (в целом): дифференцированный зачет
Раздел 3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Общие положения
Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.
Оценка учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.
3.2. Дифференцированный зачет
Типовые задания для оценки освоения разделов / тем учебной дисциплины
1) Типовые задания для оценки освоения раздела 1
Раздел 1. Уровни организации природы
Практическая работа №1
«Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменении агрегатных состояний.
Цель: рассмотреть измерение температуры вещества с помощью термометров: жидкостного, газового. Также ввести термины: абсолютная температурная шкала. Изучить историю открытия.
Ход занятия:
1. Что такое температура. Основное понятие. История открытия температуры. Предположение М.В. Ломоносова об изменении скорости хаотического движения молекул связано с изменением температуры тела.
Процесс передачи энергии, происходящий при контакте горячего, холодного тел и сопровождающейся изменениями ряда физических параметров.
2. Жидкостный термометр. В повседневной жизни используется жидкостный термометр. Здесь для измерения температуры используется свойство жидкостей расширяться при нагревании. В качестве рабочего тела обычно используют ртуть. Недостаток в работе жидкого термометра.
3. Газовый термометр. История открытия газового термометра в VIII в. Шарлем. При измерении температуры по шкале Цельсия зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме выражается линейным законом. Недостаток в использовании измерения газовым термометром. Выписать основные понятия просмотреть суть использования.
3. Абсолютная температурная шкала. Заслуги У. Томсона в открытии термодинамической шкалы.
4. Температура как мера средней кинетической энергии молекул. Постоянная Больцмана.
Вопросы:
1.По какому признаку можно судить о равенстве температур 2-х тел?
2. Какими недостатками обладают жидкостные термометры?
3. Недостатки газовых термометров?
Практическая работа №2
«Анализ содержания примесей в воде» .
-
Цель: рассмотреть основные термины: Что изучает химия; каково ее значение; Что называется химическим элементом; Чем отличается химический элемент от вещества; Что называется аллотропией? Привести примеры; Какие вещества называются простыми, а какие сложными; Сформулируйте закон сохранения массы вещества и закон постоянства состава; Дать определение закону Авогадро; Дайте современную формулировку периодическому закону Д.И.Менделеева; Какое строение имеет атом; Как практически используются законы постоянства состава и сохранения массы вещества.
Ход занятия:
Химический диктант.
Ī- вариант
Дайте определения понятиям: химия, простое вещество, химический элемент.
ĪĪ- вариант
Дайте определения понятиям: аллотропия, сложное вещество, тело.
Критерии оценки.
Понятия даны правильно, точно и полно в соответствии с первоисточником.
«Решение задач и уравнений»
Вычисление молекулярной массы, количества вещества, молярного и молекулярного объема, определение числа молекул.
Критерии оценки.
Вычисления Mr, V, Vm ,υ рассчитаны правильно, верно в соответствии с формулами указанными в первоисточнике.
Решение задач на нахождение молекулярной массы вещества, молярного объема, объема, количества вещества, составление электронных формул атомов элементов, определение числа протонов, нейтронов, электронов, характеристика элемента по положению в периодической таблице. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением» Электронные формулы написаны правильно и точно, правильно определены p,n,e, заряд ядра в соответствии с теорией строения атома.
Практическая работа №3
«Характерные химические свойства классов органических веществ» .
Цель: Органические вещества и их значение для организма человека. Изучение свойств углеводов, качественные реакции на углеводы, химические свойства углеводов. Выполнение химического эксперимента по распознаванию простых и сложных углеводов проведено в соответствии с правилами Т.Б. и методическими рекомендациями ИТК. «Белковая основа иммунитета» (подготовить доклад).
Ход занятия:
-
«Решение задач расчетного характера по уравнениям реакций»
-
Решение задач на нахождение Mr, Vm, V, составление структурных формул, осуществление цепочек превращений.
-
превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов в живой и неживой природе.
Вопросы:
1. Что такое структура органических веществ. Приведите примеры.
2. Теория строения Бутлерова. Основные положения.
3 Белок основа жизни. Привести примеры. Дать основные понятия азотсодержащие органические соединения.
Раздел 2. Эволюция и свойство природы
Практическая работа №4
«Исследование зависимости силы трения от веса тела» .
Цель: выяснить зависит ли сила трения от силы нормального давления. Определить коэффициент трения по дереву
Ход занятия:
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, или плоскость набор грузов по 100 гр.
-
Сила трения - это сила, которая возникает в том месте, где тела соприкасаются друг с другом и препятствует перемещению тел.
-
Возникновение силы трения объясняется 2-мя причинами:
А) шероховатостью поверхностей
Б) проявлением сил молекулярного взаимодействия
Силы трения всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям и подразделяются на: силы трения покоя, скольжения, качения.
-
Определите цену деления шкалы динамометра
-
Определите массу бруска
-
Положить брусок на горизонтально расположенную поверхность. На брусок поставьте брус 100 гр.
-
Прикрепите динамометр
-
Добавить грузы постепенно изучая силу трения.
-
Результаты изменений занести в таблицу
№ опыта
Масса бруска m1
Масса груза
m2
Общий вес тела
Коэффициент трения
Среднее значение коэффициента
Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит то как?
-
Вопросы:
-
Что называется силой трения?
-
Какова природа сил трения?
-
Назовите причины, от которых зависит сила трения?
-
Перечислите виды трения?
-
Можно ли считать явление трения вредным? Почему?
Практическая работа №5
«Изучение зависимости периода колебаний нитяного или пружинного маятника от длины нити»
Цель: состоит в экспериментальной проверке формулы, связывающий период колебаний маятника с длиной его подвеса.
Ход занятия:
штатив с перекладиной и муфтой, нить с петлями на концах, груз с крючком, линейка, электронный секундомер.
Основные сведения:
Рассмотрим колебания нитяного маятника, т.е. небольшого тела (например, шарика), подвешенного на нити, длина которой значительно превышает размеры самого тела. Если шарик отклонить от положения равновесия и отпустить, то он начнет колебаться. Сначала маятник движется с нарастающей скоростью вниз. В положении равновесия скорость шарика не равна нулю, и он по инерции движется вверх. По достижении наивысшего положения шарик снова начнет двигаться вниз. Это будут свободные колебания маятника.
Свободные колебания - это колебания, которые возникают в системе под действием внутренних сил, после того, как система была выведена из положения устойчивого равновесия.
Вопросы:
-
Что называют периодом колебания маятника?
-
Что называют частотой колебания маятника? Какова единица частоты колебаний?
-
От каких величин и как зависит период колебаний математического маятника?
Практическая работа №6
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения в ее различных участках»
Цель: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных цепи одинакова.
Ход занятия:
В этой работе нам предстоит измерять силу тока в цепи. Сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его происхождения.
Сила тока в различных участках цепи, где все приборы соединены последовательно, одинаково.
Вопросы:
-
Что называют силой тока?
-
Одинакова ли сила тока в различных цепях?
Раздел 3. Человек и окружающая среда
Практическая работа №7
«Сравнение строения растительной и животной клетки»
Цель: Сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.
Ход занятия:
Клетка-это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства - прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд различий и сходств.
Общие признаки:
-
мембранное строении органоидов
-
наличие сформированного ядра содержащий хромосомный набор
-
похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов
-
сходство химического состава клеток
-
сходство процессов непрямого деления (митоз)
-
сходство функциональных свойств
-
участие в процессе размножения
Растительная клетка:
целлюлозная клеточная стенка расположена поверх клеточной мембраны.. Пластиды, хлоропласты и т.д. способ питания автотрофный.
Животная клетка:
Включения: запасные питательные вещества, вакуоли с клеточным соком, кристаллы соли, белки, жиры, углеводы. Способ питания гетеротрофный.
Вопросы:
-
В чем заключается сходство и различие растительной клетки от животной?
-
В чем отличие прокариотов от эукариотов?
Практическая работа №8
«Сравнение крови человека и лягушки»
Цель: Закрепить материал о внутренней среде человеческого организма; найти черты сходства и различия крови млекопитающих и земноводных. Развивать знания о составе крови и о строении форменных элементов крови. Сравнение строение крови человека с кровью лягушки.
Ход занятия:
-
Рассмотреть готовые микропрепараты крови лягушки и человека сравнить формы эритроцитов у 2-х видов крови. Сделать вывод, что у лягушки форма эритроцитов овальная, а у человека круглая. В эритроците крови лягушки наблюдается ядро, а у человека в эритроците крови оно отсутствует.
-
Вывод: оба вида эритроцитов имеют красный цвет, но имеются различия в форме и по содержанию ядер в клетках крови.
Вопросы:
-
В чем различие эритроцитов крови лягушки от эритроцитов крови человека?
Практическая работа №9
«Действие слюны на крахмал»
Цель: Показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.
Ход занятия:
Материалы и оборудование: крахмальный клейстер (1% водный раствор), 5%-спиртовой раствор йода или раствор Люголя (0,1 г. Кристаллического йода + 0,15 г йодида калия, 150 мл. дистиллированной воды), 2% кислота, 4 пробирки, штатив, водяная баня, спиртовка, воронка, пипетка.
-
Собирают в пробирку небольшое количество слюны и разбавляют ее водой в соотношении 1:2. в каждую из 4 пронумерованных пробирок наливают по 1 мл. слюны. Причем слюну в пробирке №2 предварительно нагревают на спиртовке, до кипения и охлаждают, в пробирке №3 подкисляют, добавляя 1-2 капли 2%HCl. Затем в пробирки наливают по 2 мл. крахмального клейстера. После многократного встряхивания пробирок 1-3 помещают на водяную баню (37 С), а пробирку 4- в стакан со льдом. Через 5-10 мин. К содержимому всех пробирок добавляют по 1-2 капли раствора йода. Отмечают какие изменений прошли.
-
Вывод: ферменты слюны расщепляют крахмал. Они действуют при определенных температурных границах, при кипячении теряют активность.
Практическая работа №10
«Антропогенное воздействие на окружающую среду»
Цель: Рассмотреть основные экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Найти пути решения.
Ход занятия:
-
Понятия: экология, экологические факторы.
-
Экосистема: пищевые связи в экосистеме.
-
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.
-
Искусственная экосистема- агробиоценоз.
-
Понятие биосфера, границы биосферы.
-
Учение В.И.Вернадского о биосфере, ноосфере.
Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.
Список литературы:
Основные источники:
-
О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов Химия М.: Академия, 2005.
-
Ю.М. Ерохин Химия М.: Академия, 2005.
-
М.М. Петров Неорганическая химия М.: Химия, 1989.
-
Л.А. Цветков Органическая химия 10 М.: Владос, 2005.
Дополнительные источники:
-
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 639 с.
-
Решение расчетных задач по химии в средних ПТУ. Т.С. Ярославцева М.: Высшая школа, 1985.
-
Занимательная химия И.Леенсон М.:Росмэн, 2000.
-
Книга для чтения по органической химии / В.В.Баулина, М.: Просвещение, 1975.