Контрольно - оценочные средства по естествознанию

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области

«Райчихинский индустриальный техникум»

















Комплект контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

БД. Естествознание___

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО

по профессии 03. 09. 12 Право и организация социального обеспечения












Комплект КОС рассмотрен на заседании цикловой комиссии

протокол № от 201 года

пред. ЦК_______________________________

Рекомендован методическим советом РИТ

протокол № от 201 года

______________________________









Общие положения

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является зачет в 1 семестре, экзамен во 2-ом.

Итогом экзамена является качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти.

Раздел 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

1.1. Освоенные умения

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений:

уметь:

У 1овладение умениями

У 2применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира

У 3 восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

У 4применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности;

У 5 грамотно использовать современные технологии; охраны здоровья, окружающей среды.

1.2.: Усвоенные знания

В результате контроля и оценки по учебной дисциплине осуществляется проверка следующих знаний:

знать:

З 1 освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук;

З 2 знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

Раздел 2. Формы контроля и оценивания по учебной дисциплине

Таблица 1

Раздел / тема учебной дисциплины

Форма текущего контроля и оценивания

Раздел 1. Уровни организации природы

П/р (3)

Раздел 2. Эволюция и свойство природы

П/р (4)

Раздел 3. Человек и окружающая среда

П/р (3)

УД (в целом): дифференцированный зачет

Раздел 3. Оценка освоения учебной дисциплины

3.1. Общие положения

Основной целью оценки освоения учебной дисциплины является оценка освоенных умений и усвоенных знаний.

Оценка учебной дисциплины предусматривает использование накопительной системы оценивания.

3.2. Дифференцированный зачет

Типовые задания для оценки освоения разделов / тем учебной дисциплины

1) Типовые задания для оценки освоения раздела 1

Раздел 1. Уровни организации природы

Практическая работа №1

«Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменении агрегатных состояний.

Цель: рассмотреть измерение температуры вещества с помощью термометров: жидкостного, газового. Также ввести термины: абсолютная температурная шкала. Изучить историю открытия.

Ход занятия:

1. Что такое температура. Основное понятие. История открытия температуры. Предположение М.В. Ломоносова об изменении скорости хаотического движения молекул связано с изменением температуры тела.

Процесс передачи энергии, происходящий при контакте горячего, холодного тел и сопровождающейся изменениями ряда физических параметров.

2. Жидкостный термометр. В повседневной жизни используется жидкостный термометр. Здесь для измерения температуры используется свойство жидкостей расширяться при нагревании. В качестве рабочего тела обычно используют ртуть. Недостаток в работе жидкого термометра.

3. Газовый термометр. История открытия газового термометра в VIII в. Шарлем. При измерении температуры по шкале Цельсия зависимость давления газа от температуры при постоянном объеме выражается линейным законом. Недостаток в использовании измерения газовым термометром. Выписать основные понятия просмотреть суть использования.

3. Абсолютная температурная шкала. Заслуги У. Томсона в открытии термодинамической шкалы.

4. Температура как мера средней кинетической энергии молекул. Постоянная Больцмана.

Вопросы:

1.По какому признаку можно судить о равенстве температур 2-х тел?

2. Какими недостатками обладают жидкостные термометры?

3. Недостатки газовых термометров?


Практическая работа №2

«Анализ содержания примесей в воде» .

  1. Цель: рассмотреть основные термины: Что изучает химия; каково ее значение; Что называется химическим элементом; Чем отличается химический элемент от вещества; Что называется аллотропией? Привести примеры; Какие вещества называются простыми, а какие сложными; Сформулируйте закон сохранения массы вещества и закон постоянства состава; Дать определение закону Авогадро; Дайте современную формулировку периодическому закону Д.И.Менделеева; Какое строение имеет атом; Как практически используются законы постоянства состава и сохранения массы вещества.

Ход занятия:

Химический диктант.

Ī- вариант

Дайте определения понятиям: химия, простое вещество, химический элемент.

ĪĪ- вариант

Дайте определения понятиям: аллотропия, сложное вещество, тело.

Критерии оценки.

Понятия даны правильно, точно и полно в соответствии с первоисточником.

«Решение задач и уравнений»

Вычисление молекулярной массы, количества вещества, молярного и молекулярного объема, определение числа молекул.

Критерии оценки.

Вычисления Mr, V, Vm ,υ рассчитаны правильно, верно в соответствии с формулами указанными в первоисточнике.

Решение задач на нахождение молекулярной массы вещества, молярного объема, объема, количества вещества, составление электронных формул атомов элементов, определение числа протонов, нейтронов, электронов, характеристика элемента по положению в периодической таблице. «Периодическому закону будущее не грозит разрушением» Электронные формулы написаны правильно и точно, правильно определены p,n,e, заряд ядра в соответствии с теорией строения атома.

Практическая работа №3

«Характерные химические свойства классов органических веществ» .

Цель: Органические вещества и их значение для организма человека. Изучение свойств углеводов, качественные реакции на углеводы, химические свойства углеводов. Выполнение химического эксперимента по распознаванию простых и сложных углеводов проведено в соответствии с правилами Т.Б. и методическими рекомендациями ИТК. «Белковая основа иммунитета» (подготовить доклад).

Ход занятия:

  1. «Решение задач расчетного характера по уравнениям реакций»

  2. Решение задач на нахождение Mr, Vm, V, составление структурных формул, осуществление цепочек превращений.

  3. превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов в живой и неживой природе.

Вопросы:

1. Что такое структура органических веществ. Приведите примеры.

2. Теория строения Бутлерова. Основные положения.

3 Белок основа жизни. Привести примеры. Дать основные понятия азотсодержащие органические соединения.

Раздел 2. Эволюция и свойство природы

Практическая работа №4

«Исследование зависимости силы трения от веса тела» .

Цель: выяснить зависит ли сила трения от силы нормального давления. Определить коэффициент трения по дереву

Ход занятия:

Оборудование: динамометр, деревянный брусок, деревянная линейка, или плоскость набор грузов по 100 гр.

  1. Сила трения - это сила, которая возникает в том месте, где тела соприкасаются друг с другом и препятствует перемещению тел.

  2. Возникновение силы трения объясняется 2-мя причинами:

А) шероховатостью поверхностей

Б) проявлением сил молекулярного взаимодействия

Силы трения всегда направлены по касательной к соприкасающимся поверхностям и подразделяются на: силы трения покоя, скольжения, качения.

  1. Определите цену деления шкалы динамометра

  2. Определите массу бруска

  3. Положить брусок на горизонтально расположенную поверхность. На брусок поставьте брус 100 гр.

  4. Прикрепите динамометр

  5. Добавить грузы постепенно изучая силу трения.

  6. Результаты изменений занести в таблицу

№ опыта

Масса бруска m1

Масса груза

m2

Общий вес тела

Коэффициент трения

Среднее значение коэффициента








Сделайте вывод: зависит ли сила трения скольжения от силы нормального давления, если зависит то как?

  1. Вопросы:

  1. Что называется силой трения?

  2. Какова природа сил трения?

  3. Назовите причины, от которых зависит сила трения?

  4. Перечислите виды трения?

  5. Можно ли считать явление трения вредным? Почему?


Практическая работа №5

«Изучение зависимости периода колебаний нитяного или пружинного маятника от длины нити»

Цель: состоит в экспериментальной проверке формулы, связывающий период колебаний маятника с длиной его подвеса.

Ход занятия:

штатив с перекладиной и муфтой, нить с петлями на концах, груз с крючком, линейка, электронный секундомер.

Основные сведения:

Рассмотрим колебания нитяного маятника, т.е. небольшого тела (например, шарика), подвешенного на нити, длина которой значительно превышает размеры самого тела. Если шарик отклонить от положения равновесия и отпустить, то он начнет колебаться. Сначала маятник движется с нарастающей скоростью вниз. В положении равновесия скорость шарика не равна нулю, и он по инерции движется вверх. По достижении наивысшего положения шарик снова начнет двигаться вниз. Это будут свободные колебания маятника.

Свободные колебания - это колебания, которые возникают в системе под действием внутренних сил, после того, как система была выведена из положения устойчивого равновесия.

Вопросы:

  1. Что называют периодом колебания маятника?

  2. Что называют частотой колебания маятника? Какова единица частоты колебаний?

  3. От каких величин и как зависит период колебаний математического маятника?

Практическая работа №6

«Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения в ее различных участках»

Цель: убедиться на опыте, что сила тока в различных последовательно соединенных цепи одинакова.

Ход занятия:

В этой работе нам предстоит измерять силу тока в цепи. Сила тока равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его происхождения.

Сила тока в различных участках цепи, где все приборы соединены последовательно, одинаково.

Вопросы:

  1. Что называют силой тока?

  2. Одинакова ли сила тока в различных цепях?



Раздел 3. Человек и окружающая среда

Практическая работа №7

«Сравнение строения растительной и животной клетки»

Цель: Сравнить строение растительной и животной клетки, и узнать о чем свидетельствует их сходство.

Ход занятия:

Клетка-это основной структурный, функциональный и воспроизводящий элемент живого организма, его элементарная биологическая система. В зависимости от строения и набору органоидов клетки все организмы разделены на царства - прокариоты и эукариоты. Клетки растений и животных отнесены к царству эукариот. Они имеют ряд различий и сходств.

Общие признаки:

  1. мембранное строении органоидов

  2. наличие сформированного ядра содержащий хромосомный набор

  3. похожий набор органоидов, характерный для всех эукариотов

  4. сходство химического состава клеток

  5. сходство процессов непрямого деления (митоз)

  6. сходство функциональных свойств

  7. участие в процессе размножения

Растительная клетка:

целлюлозная клеточная стенка расположена поверх клеточной мембраны.. Пластиды, хлоропласты и т.д. способ питания автотрофный.

Животная клетка:

Включения: запасные питательные вещества, вакуоли с клеточным соком, кристаллы соли, белки, жиры, углеводы. Способ питания гетеротрофный.

Вопросы:

  1. В чем заключается сходство и различие растительной клетки от животной?

  2. В чем отличие прокариотов от эукариотов?

Практическая работа №8

«Сравнение крови человека и лягушки»

Цель: Закрепить материал о внутренней среде человеческого организма; найти черты сходства и различия крови млекопитающих и земноводных. Развивать знания о составе крови и о строении форменных элементов крови. Сравнение строение крови человека с кровью лягушки.

Ход занятия:

  1. Рассмотреть готовые микропрепараты крови лягушки и человека сравнить формы эритроцитов у 2-х видов крови. Сделать вывод, что у лягушки форма эритроцитов овальная, а у человека круглая. В эритроците крови лягушки наблюдается ядро, а у человека в эритроците крови оно отсутствует.

  2. Вывод: оба вида эритроцитов имеют красный цвет, но имеются различия в форме и по содержанию ядер в клетках крови.

Вопросы:

  1. В чем различие эритроцитов крови лягушки от эритроцитов крови человека?


Практическая работа №9

«Действие слюны на крахмал»

Цель: Показать способность слюны расщеплять углеводы, выяснить условия действия ферментов слюны.

Ход занятия:

Материалы и оборудование: крахмальный клейстер (1% водный раствор), 5%-спиртовой раствор йода или раствор Люголя (0,1 г. Кристаллического йода + 0,15 г йодида калия, 150 мл. дистиллированной воды), 2% кислота, 4 пробирки, штатив, водяная баня, спиртовка, воронка, пипетка.

  1. Собирают в пробирку небольшое количество слюны и разбавляют ее водой в соотношении 1:2. в каждую из 4 пронумерованных пробирок наливают по 1 мл. слюны. Причем слюну в пробирке №2 предварительно нагревают на спиртовке, до кипения и охлаждают, в пробирке №3 подкисляют, добавляя 1-2 капли 2%HCl. Затем в пробирки наливают по 2 мл. крахмального клейстера. После многократного встряхивания пробирок 1-3 помещают на водяную баню (37 С), а пробирку 4- в стакан со льдом. Через 5-10 мин. К содержимому всех пробирок добавляют по 1-2 капли раствора йода. Отмечают какие изменений прошли.

  2. Вывод: ферменты слюны расщепляют крахмал. Они действуют при определенных температурных границах, при кипячении теряют активность.

Практическая работа №10

«Антропогенное воздействие на окружающую среду»

Цель: Рассмотреть основные экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Найти пути решения.

Ход занятия:

  1. Понятия: экология, экологические факторы.

  2. Экосистема: пищевые связи в экосистеме.

  3. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах.

  4. Искусственная экосистема- агробиоценоз.

  5. Понятие биосфера, границы биосферы.

  6. Учение В.И.Вернадского о биосфере, ноосфере.

Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.




Список литературы:

Основные источники:

  1. О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов Химия М.: Академия, 2005.

  2. Ю.М. Ерохин Химия М.: Академия, 2005.

  3. М.М. Петров Неорганическая химия М.: Химия, 1989.

  4. Л.А. Цветков Органическая химия 10 М.: Владос, 2005.

Дополнительные источники:

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк., 1988. 639 с.

  2. Решение расчетных задач по химии в средних ПТУ. Т.С. Ярославцева М.: Высшая школа, 1985.

  3. Занимательная химия И.Леенсон М.:Росмэн, 2000.

  4. Книга для чтения по органической химии / В.В.Баулина, М.: Просвещение, 1975.







© 2010-2022