Рабочая программа по черчению: план, конспекты

Раздел Другое
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное учреждение

«Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

От «26» августа 2015 г.



«Утверждено»

Директор МКУ «Алыгджерская

школа - интернат»

Болюх Л.В


Рабочая программа

по черчению


8 класс


Базовый уровень

2015-2016 учебный год

Всего часов в год__34

Всего часов в неделю 1



Разработчик программы:

Некрасова Л. Н.. Учитель ИЗО, МХК,

черчения, технологии

Педстаж: 30 лет

Квалификационная категория: 2











с.Алыгджер, 2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089, Авторская программа по Черчению (Степакова В.В. Черчение. - М. Просвещение, 2008г).

Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.

Основная задача курса черчения - формирование учащихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.

В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном производстве, установление логической связи черчения с другими предметами, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения возникающих проблем.

Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих методов обучения.

В изучении курса черчения используются следующие методы:

Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование, выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом

Место предмета в федеральном базисном учебном плане


Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 69 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)

В 8 классе Графических и практических работ - 11.

(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)



Учебно - тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего часов

Введение. Техника выполнения чертежей и правила их оформления.

6

    Чертежи в системе прямоугольных проекций.

    6

      Аксонометрические проекции. Технический рисунок.

      4

        Чтение и выполнение чертежей предметов

        14

          Эскизы (4 часа).


          итого

          34

          Содержание тем учебного курса

          Введение предмет

          значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;

          инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

          Правила оформления чертежей

          понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);

          линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;

          сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;

          применение и обозначение масштаба;

          некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;

          понятие о симметрии. Виды симметрии.

          Геометрические построения

          деление углов на равные части деление отрезков на равные части

          сопряжение;

          выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.

          Способы проецирования

          проецирование. Центральное и параллельное проецирование;

          прямоугольные проекции;

          выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _

          расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;

          косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;

          аксонометрические проекции плоских и объемных фигур.

          Эллипс как проекция окружности. Построение овала; понятие о техническом рисунке.

          Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов.

          Выбор вида аксонометрической проекции ирационального способа ее построения;

          Чтение и выполнение чертежей деталей.

          Анализ геометрической формы предметов.

          Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды,

          Чертежи группы геометрических тел;

          нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;

          нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел; анализ графического состава изображений;

          чтение чертежей детали;

          решение графических задач, в том числе творческих.

          Эскизы. Читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

          выбирать необходимое число видов на чертежах;

          осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

          Требования к уровню подготовки обучающихся

          Учащиеся должны знать:

          правила оформления чертежа;

          приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;

          основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

          последовательность построения чертежа;

          основные правила нанесения размеров на чертеже.

          Учащиеся должны уметь:

          рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

          анализировать графический состав изображений;

          читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

          выбирать необходимое число видов на чертежах;

          осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

          Критерии оценки знаний и умений по предмету

          Оценка "5" ставится, когда ученик:

          полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;

          твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, принеобходимости умело пользуется справочными материалами;

          интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;

          ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

          Оценка "4" ставится, когда ученик:

          полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;

          правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориенируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

          при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.

          Оценка "3" ставится, когда ученик:

          основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;

          знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

          Оценка "2" ставится, когда ученик:

          основной программный материал не знает;

          чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;

          систематически допускает грубые ошибки.

          Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.

          Предлагаемые критерии составлены доктором пед. наук, автором учебника "Черчение. 8-9 класс" А. Д. Ботвинниковым и одобрены комиссией по черчению Учебного методического совета при Министерстве просвещения.

          Календарно - тематическое планирование по черчению на 8 класс



          № урока

          Наименование разделов и тем

          Всего часов

          Календарные сроки

          Планир.

          Фактич.

          Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности.

          1

          7.9


          Рациональные приемы работы чертежными инструментами.

          1

          14.9


          Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись.

          1

          21.9


          Графическая работа № 1. Линии чертежа.

          1

          28.9


          Шрифты чертежные. Цифры и знаки.

          1

          5.10


          Шрифты чертежные. Цифры и знаки.

          1

          12.10


          Масштабы. Правила нанесения размеров на чертеже.

          1

          19.10


          Правила нанесения размеров на чертеже.

          1

          26.10


          Графическая работа № 2. Чертеж плоской детали.

          1

          9.11


          Проецирование предмета на две взаимно перпендикулярные плоскости.

          1

          16.11


          Проецирование предмета на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций.

          1

          23.11


          Расположение видов на чертеже. Местные виды.

          1

          30.11


          Практическая работа № 3 по теме «Моделирование по чертежу».

          1

          7.12


          Построение аксонометрических проекций. Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная проекции.

          1

          14.12


          Аксонометрические проекции предметов, имеющих круглые поверхности.

          1

          21.12


          Технический рисунок

          1

          18.1


          Анализ геометрической формы предмета.

          1

          25.1


          Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел.

          1

          1.2


          Решение занимательных задач.

          1

          8.2


          Проекции вершин, ребер и граней предмета.

          Графическая работа № 4 по теме «Чертежи и аксонометрические проекции предметов».

          1

          15.2


          Порядок построения изображений на чертежах.

          1

          22.2


          Построение третьего вида по двум данным видам. Построение вырезов на геометрических телах.

          1

          29.2


          Графическая работа № 5по теме «Построение третьей проекции по двум данным».

          1

          7.3


          Нанесение размеров с учётом формы предмета.

          1

          14.3


          Геометрические построения, необходимые при выполнении чертежей.

          1

          21.3


          Графическая работа № 6 по теме «Чертеж детали (с использованием геометрических построений, в том числе и сопряжений)»

          1

          4.4


          Чертежи развёрток поверхностей геометрических тел.

          1

          11.4


          Порядок чтения чертежей деталей.».

          1

          18.4


          Практическая работа № 7 по теме «Устное чтение чертежей

          1

          25.4


          Графическая работа № 8 по теме «Чертеж предмета в трех видах с преобразованием его формы».

          1

          2.5


          31

          Выполнение эскизов деталей. Графическая работа № 9 по теме «Выполнение эскиза и технического рисунка детали».

          1

          10.5


          32

          Графическая работа № 10 по теме «Эскизы деталей с включением элементов конструирования».

          1

          16.5


          33

          Графическая работа № 11 по теме «Выполнение чертежа предмета».

          1

          23.5


          34

          Обобщение графических знаний, сформированных у учащихся.

          1

          28.5


          Итого.

          34




          Список литературы

          Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.

          Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.Владимиров Я.В.,

          Муниципальное казенное учреждение

          «Алыгджерская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

          Принято на заседании

          педагогического совета

          Протокол № 1

          От «26» августа 2015 г.



          «Утверждено»

          Директор МКУ «Алыгджерская

          школа - интернат»

          БолюхЛ.В

          Рабочая программа

          по черчению


          9 класс


          Базовый уровень

          2015-2016 учебный год

          Всего часов в год 34

          Всего часов в неделю 1




          Разработчик программы:

          Некрасова Л. Н.. Учитель ИЗО, МХК,

          черчения, технологии

          Педстаж:30 лет

          Квалификационная категория: 2



          с. Алыгджер, 2015 г.

          Пояснительная записка

          Рабочая программа по черчению для 8-9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089 ,

          Авторская программа по Черчению (Степакова В.В. Черчение. - М. Просвещение, 2008г).

          Цели и задачи изучения курса черчения в 9 классе является

          Обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;

          всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,

          развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;

          развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;

          сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;

          ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

          обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

          развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

          научить пользоваться учебными и справочными материалами.

          Место предмета в федеральном базисном учебном плане

          Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 1 час в неделю, 34 часа для 9 класса.

          учебно - тематическое планирование


          №п/п

          3

          3








          Наименование разделов и тем

          Всего ыаччччввпврпмсмччасов

          1

          Обобщение сведений о способах проецирования

          2

          2

          Сечения и разрезы

          19

          3

          Сборочные чертежи

          9

          4

          Строительные чертежи

          2

          5

          Контрольная работа

          1

          итого

          34

          Содержание тем учебного курса

          Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа).

          Сечения и разрезы (19 часов):

          сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;

          разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;

          применение разрезов в аксонометрических проекциях;

          определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;

          чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;

          решение графических задач, в том числе творческих.

          Сборочные чертежи (10 часов):

          общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с
          условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных
          соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
          отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение

          резьбовых соединений;

          работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;

          выполнение чертежей резьбовых соединений; ,

          обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения; изображения на сборочных чертежах;

          некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;

          чтение сборочных чертежей. Деталирование;

          выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

          Строительные чертежи (2 часа):

          понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;

          условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;

          чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

          Контрольная работа (2 часа)


          Требования к уровню подготовки

          Учащиеся должны знать:

          основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

          типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;

          условности изображения и обозначения резьбы;

          правила оформления сборочного чертежа;

          некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах.

          Учащиеся должны уметь:

          выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;

          правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;

          выполнять чертежи основных типовых соединений деталейчитать и деталировать несложные сборочные чертежи;

          анализировать форму детали по сборочному чертежу;

          -читать несложные строительные чертежи;

          пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;

          применять полученные знания при выполнении графических и практических работ.

          рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

          анализировать графический состав изображений;

          читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

          выбирать необходимое число видов на чертежах;

          осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.

          Критерии оценки знаний и умений по предмету

          Оценка "5" ставится, когда ученик:

          полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно читает чертежи, ясно пространственно представляет себе формы предметов по их изображениям;

          твердо знает все изученные условные изображения и обозначения, при необходимости умело пользуется справочными материалами;

          интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные практические и графические работы и аккуратно ведет рабочую тетрадь;

          ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе, при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.

          Оценка "4" ставится, когда ученик:

          полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого еще пространственного представления;

          правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведет рабочую тетрадь;

          при чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка, исправление которых требует периодической помощи учителя.

          Оценка "3" ставится, когда ученик:

          основной материал знает нетвердо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;

          знает большинство изученных условностей изображения и обозначения; обязательные работы, предусмотренные программой, выполняет не всегда своевременно, рабочую тетрадь по черчению, ведет небрежно, в процессе графической деятельности допускает в отдельных случаях грубые ошибки.

          Оценка "2" ставится, когда ученик:

          основной программный материал не знает;

          чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические работы, не ведет рабочую тетрадь;

          систематически допускает грубые ошибки.

          Оценка "1" ставится, когда ученик обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными программой курса черчения.

          Предлагаемые критерии составлены доктором пед. наук, автором учебника "Черчение. 8-9 класс" А. Д. Ботвинниковым и одобрены комиссией по черчению Учебного методического совета при Министерстве просвещения.

          Календарно - тематическое планирование по черчению на 9 класс

          № урока

          Наименование разделов и тем

          Всего часов

          Календарные сроки

          Планир.

          Фактич.

          Комплексный чертеж детали по аксонометрической проекции.

          1

          3.09.


          Аксонометрические проекции.

          1

          10.09


          Знакомство с техническими терминами и конструктивными элементами

          1

          17.09


          Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов.

          1

          24.09


          Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов.

          1

          1.10


          Практические работы по построению фигур сечения.

          1

          8.10


          Практические работы по построению фигур сечения.

          1

          15.10


          Графическая работа № 1. Чертеж детали с выполнением сечений.

          1

          22.10


          Разрезы. Классификация, обозначение.

          1

          12.11


          Разрезы. Классификация, обозначение

          1


          19.11



          Соединение на чертеже вида и разреза. Местные разрезы.

          1

          26.11


          Особые случаи разрезов.

          1

          3.12


          Особые случаи разрезов

          1

          10.12


          Практические работы по построению рациональных разрезов.

          1

          17.12


          Практические работы по построению рациональных разрезов

          1

          24.12


          Графическая работа № 2. Эскиз детали с выполнением необходимого разреза.

          1

          14.1


          Применение разрезов в аксонометрии.

          1

          21.1


          Графическая работа № 3. Чертёж детали с применением разреза.

          28.1


          Практические работы «Чтение чертежа содержащего разрезы».

          1

          4.2


          Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах.

          1

          11.2


          Графическая работа № 4. Сечения и разрезы.

          1

          18.2


          Общие сведения о соединении деталей. Типы соединений.

          1

          25.2


          Соединение штифтом и шпонкой.

          1

          3.3


          Понятие о резьбе. Условное изображение резьбы на чертежах.

          1

          10.3


          Типы резьбовых соединений. Условности и упрощения. на чертежах резьбовых соединений.

          1

          17.3


          Графическая работа № 5. Чертеж болтового соединения.

          1

          24.3


          Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Спецификация. Условности и упрощения.

          1

          7.4


          Практические работы по чтению сборочного чертежа.

          1

          14.4


          Деталирование. Определение размеров деталей по сборочному чертежу.

          1

          21.4


          Графическая работа № 6 Деталирование сборочного чертежа.

          1

          28.4


          Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Их назначение и отличие от машиностроительных чертежей.

          1

          5.5


          Практические работы по чтению строительного чертежа.

          1

          12.5


          Итоговая контрольная работа

          1

          19.5


          1. 26

          Резерв.

          26.5

          итого

          34

          Список литературы:

          - Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8

          . - М.: Просвещение, 2005.

          --Карточки-задания по черчению: 9 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2011.

          -- Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2011.

          --Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по

          черчению. - М.: Вентана-граф, 2011.

          --Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.

          Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.

          -- Тесты контроля качества знаний по дисциплине «Черчение» Учебное пособие. /ТимошенкоА.И., Мальгина И.А ИРКУТСК 2002


















          © 2010-2022