• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект мастер-класса. Изготовление первоцвета (цветка крокуса) из гофрированной бумаги, посвященный экологической акции «Первоцветы»

Конспект мастер-класса. Изготовление первоцвета (цветка крокуса) из гофрированной бумаги, посвященный экологической акции «Первоцветы»

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

эколого-биологический центр












Разработка учебного занятия

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

программе «Окружающий мир и дизайн»

3 год обучения (6-12 лет)

к разделу № 1: Зимние узоры.

Тема № 2.2: Охрана зимующих птиц

в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице»















Автор - составитель:

Кузнецова Лейла Адиловна

педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЭБЦ













Комсомольск-на-Амуре, 2014

Цель занятия: привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время.

Задачи занятия по формированию УУД:

  • образовательные - привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время с помощью практической деятельности выполнения модели птички в технике бумагопластика.

  • развивающие - способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук;

  • воспитательные - формировать позитивное восприятие окружающего мира и бережное к нему отношение.

Оборудование:

для учащихся - карандаши цветные, копировальная бумага, скрепки, ластик, цветные карандаши, мелки, фломастеры, маркеры;

для педагога - иллюстративный материал по теме «Осень», раздаточный материал (шаблоны-выкройки).

Тип занятия: комбинированный.


План занятия:

  1. Организационный момент (3-5 мин.).

  2. Актуализация знаний (7-10 мин.).

  3. Объяснение нового материала (15 мин.).

  4. Динамические паузы (2-3 мин.)

  5. Закрепление материала (7-10 мин.)

  6. Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)


Этапы занятия

Действия педагога

Универсальные

учебные действия

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Сохранность контингента.


Психологический настрой

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в осенний лес. Представьте себе что мы находимся в осеннем лесу, нас окружают деревья раскрашенный природой в осенние краски. Но обратите внимание на одинокое дерево, оно совсем без листочков. Давайте поможем ему обрести листву. У себя на столе вы видите листочки разного цвета. Я попрошу каждого выбрать лист того цвета, который больше всего нравиться и прикрепить его на наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый цвет, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный - желают общаться. Желтый- проявят интерес. Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось. Красота дерева говорит о том, что мы с вами настроены на активную работу

Обучающиеся выполняют задания.

Актуализация знаний

Тема нашего занятия - «Охрана зимующих птиц в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице»».

Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.

У осени немало срочных дел.

Лесное царство ей проверить нужно:

Как перелётные - летят на юг ли дружно?

А кто остался, досыта ль поел?

Должна медведям подыскать берлоги,

В шубейки зимние зверей переодеть,

У зайцев испытать на скорость ноги,

Деревьев корни листьями согреть,

У хомячка проверить кладовую,

Узнать, не запустил ли дятел нос,

Отправить барсука на боковую

И приказать, чтоб лес зимой не рос,

Проверить, сколько ягоды осталось,

И небо напоследок протереть…

Добавить осени деньков хотя бы малость!..

Нет, снег уже пошёл! Никак ей не успеть!

Ответьте мне на вопрос: - Что изменилось с приходом осени?

- Какие изменения произошли с растениями?

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Спасибо за ответ.

Объяснение нового материала

Объясняю представления о сезонных изменениях, о перелетных и зимующих птицах (Приложение 1.)

Смотрят на экран, слушают, анализируют, сопоставляют.

С приходом осени листья на деревьях и кустарниках стали менять окраску, а затем стали опадать. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Он идёт по-разному у всех деревьев. Деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Молодые деревья сбрасывают листья позже, чем более старые).

- Все ли деревья сбрасывают свою листву? Как называются такие деревья? (Хвойные).

- Вспомните, каких насекомых вы видели летом?

- Чем питаются насекомые?

С приходом осени растения стали засыхать, перестали цвести. Насекомым, которые, в основном, питаются растениями - нектаром и пыльцой, нечего стало есть. Насекомые стали прятаться в щели, под кору деревьев, чтобы перезимовать. Некоторые насекомые, как и птицы, улетают из наших краёв.

- Каких птиц вы видели летом?

- Чем питаются птицы?

Птиц, которые питаются растениями, называют растительноядными. Птиц, питающихся насекомыми - насекомоядными. Есть птицы, которые питаются разнообразной пищей, как растениями, так и насекомыми. Их называют всеядными.

- Есть так же группа хищных птиц. Чем питаются они?

- Жизнь большинства птиц тесно связана с растениями и насекомыми. Объясните как?

- Когда улетают птицы? (Когда не хватает корма)

- Как называются такие птицы? (Перелётные).

- Куда улетают птицы? (Приложение 2)

- Так куда же летят птицы? (Приложение 3)

Вывод:

- Какие птицы называются перелётными?

(Которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно).

Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.

Формируют представления о сезонных изменениях, о перелетных и зимующих птицах.

Динамическая пауза

Игра с пальчиками «Десять птичек».

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Синенькое пёрышко.

Эта - зяблик, эта - стриж,

Эта - развесёлый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички, - по домам!

Обучающиеся выполняют задания игры.

Практическая работа

Разлетелись птички по всему свету, но осталось в нашем крае птички- зимующие. Как вы думаете ребята почему их называют зимующими. А теперь ребята подумайте а где они прячутся от холодов и ветров лютою зимою? Конечно у каждой зимующей птички есть домик или гнездо. А давайте сделаем птичек сами и посадим их в гнездо.

Правила техники безопасности (работа с ножницами).

Обучающиеся формируют навыки публичного выступления, дискуссии, защиты своей позиции.

Объясняют значение фразы.

Последовательность выполнения работы:

1.На раздаточных листах нужно раскрасить деталь туловища и деталь хвоста. Выбрав цветовую гамму, детали птицы оформляют карандашами, мелками или фломастерами.

2.Ножницами детали вырезают по контуру, и выполняют сгибы по намеченным линиям.

3.Складывают детали птички по линиям сгиба, вставляют крылья. Птичка готова.

В процессе выполнения работы можно сделать перерыв на оздоровительную гимнастику для глаз.

Обучающиеся отрабатывают и формируют навыки выполнения практической работы.

Благодарю обучающихся за выполненную работу.

Закрепление материала

Давайте подведем итоги. Посмотрите ребята, какие замечательные и необыкновенные птички у вас получились ну что ж давайте посадим их в гнездо.

Обучающиеся выполняют задания.

Рефлексия

Рефлексия - что узнали. Рефлексивный тест.

Предлагаю детям выбрать одну из фигур:

  1. Солнце - На занятии я узнал(а) много нового, поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).

  2. Облако - На занятии поработал(а) добросовестно, но у меня возникали трудности и есть вопросы..

Учащиеся выполняют задания, задают уточняющие и корректирующие вопросы.

Подведение итогов

Подвожу итоги, благодарю обучающихся за хорошую работу на занятии.




Приложение 1.

Информационный материал

Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.

Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма - тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся синантропы - птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий - на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.[1]. К оседлым птицам средней полосы России относятся Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.[6] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.

На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.

Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.[6] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/ч, а для крупных около 80 км/ч[7][8]. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70-90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км


Приложение 2.

Информационный материал

В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные.

Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят - зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.

Большинство птиц путешествует стаями, многочисленными и не очень. Большинство, но не все. Кукушка, удод, вертишейка, зарянка предпочитают странствовать в одиночку. Ястреб-перепелятник и некоторые другие хищные птицы хотя и летят стаями, но на таком большом расстоянии, чтобы только не терять друг друга из вида).


Приложение 3.

Информационный материал

Учёные выяснили, что ласточки, стрижи, горихвостки - улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку. Кулики добираются до Новой Зеландии. Многие утки, грачи и скворцы улетают в Европу. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.

Но самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица гнездится по берегам Северного Ледовитого океана, а зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают до 30 тысяч километров).

Приложение 4.

Динамическая пауза

Игра с пальчиками «Десять птичек».

Пой-ка, подпевай-ка:

Десять птичек - стайка.

Эта птичка - соловей,

Эта птичка - воробей,

Эта птичка - совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка - свиристель,

Эта птичка - коростель,

Эта птичка - скворушка,

Синенькое пёрышко.

Эта - зяблик, эта - стриж,

Эта - развесёлый чиж.

Ну, а эта - злой орлан.

Птички, птички, - по домам!


Приложение 5.

Презентация к разработке учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Окружающий мир и дизайн», 3 год обучения (6-12 лет)

к разделу № 1: Зимние узоры. Тема № 2.2: Охрана зимующих птиц в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице» (см. диск).


© 2010-2022