- Преподавателю
- Другое
- Конспект мастер-класса. Изготовление первоцвета (цветка крокуса) из гофрированной бумаги, посвященный экологической акции «Первоцветы»
Конспект мастер-класса. Изготовление первоцвета (цветка крокуса) из гофрированной бумаги, посвященный экологической акции «Первоцветы»
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Л.А. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
эколого-биологический центр
Разработка учебного занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Окружающий мир и дизайн»
3 год обучения (6-12 лет)
к разделу № 1: Зимние узоры.
Тема № 2.2: Охрана зимующих птиц
в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице»
Автор - составитель:
Кузнецова Лейла Адиловна
педагог дополнительного образования МОУ ДОД ЭБЦ
Комсомольск-на-Амуре, 2014
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время.
Задачи занятия по формированию УУД:
-
образовательные - привлечь внимание учащихся к проблеме охраны птиц в зимнее время с помощью практической деятельности выполнения модели птички в технике бумагопластика.
-
развивающие - способствовать развитию мышления, памяти, внимания, воображения, художественного вкуса, мелкой моторики рук;
-
воспитательные - формировать позитивное восприятие окружающего мира и бережное к нему отношение.
Оборудование:
для учащихся - карандаши цветные, копировальная бумага, скрепки, ластик, цветные карандаши, мелки, фломастеры, маркеры;
для педагога - иллюстративный материал по теме «Осень», раздаточный материал (шаблоны-выкройки).
Тип занятия: комбинированный.
План занятия:
-
Организационный момент (3-5 мин.).
-
Актуализация знаний (7-10 мин.).
-
Объяснение нового материала (15 мин.).
-
Динамические паузы (2-3 мин.)
-
Закрепление материала (7-10 мин.)
-
Рефлексия. Подведение итогов (5 мин.)
Этапы занятия
Действия педагога
Универсальные
учебные действия
Организационный момент
Приветствие обучающихся. Сохранность контингента.
Психологический настрой
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в осенний лес. Представьте себе что мы находимся в осеннем лесу, нас окружают деревья раскрашенный природой в осенние краски. Но обратите внимание на одинокое дерево, оно совсем без листочков. Давайте поможем ему обрести листву. У себя на столе вы видите листочки разного цвета. Я попрошу каждого выбрать лист того цвета, который больше всего нравиться и прикрепить его на наше дерево.
Тех, кто выбрал зеленый цвет, ожидает успех на сегодняшнем занятии. Те, кто выбрал красный - желают общаться. Желтый- проявят интерес. Посмотрите, какое замечательное дерево у нас получилось. Красота дерева говорит о том, что мы с вами настроены на активную работу
Обучающиеся выполняют задания.
Актуализация знаний
Тема нашего занятия - «Охрана зимующих птиц в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице»».
Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос.
У осени немало срочных дел.
Лесное царство ей проверить нужно:
Как перелётные - летят на юг ли дружно?
А кто остался, досыта ль поел?
Должна медведям подыскать берлоги,
В шубейки зимние зверей переодеть,
У зайцев испытать на скорость ноги,
Деревьев корни листьями согреть,
У хомячка проверить кладовую,
Узнать, не запустил ли дятел нос,
Отправить барсука на боковую
И приказать, чтоб лес зимой не рос,
Проверить, сколько ягоды осталось,
И небо напоследок протереть…
Добавить осени деньков хотя бы малость!..
Нет, снег уже пошёл! Никак ей не успеть!
Ответьте мне на вопрос: - Что изменилось с приходом осени?
- Какие изменения произошли с растениями?
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Спасибо за ответ.
Объяснение нового материала
Объясняю представления о сезонных изменениях, о перелетных и зимующих птицах (Приложение 1.)
Смотрят на экран, слушают, анализируют, сопоставляют.
С приходом осени листья на деревьях и кустарниках стали менять окраску, а затем стали опадать. Усиленный листопад начинается вслед за первыми заморозками. Он идёт по-разному у всех деревьев. Деревья и кустарники приобретают разную осеннюю окраску. Молодые деревья сбрасывают листья позже, чем более старые).
- Все ли деревья сбрасывают свою листву? Как называются такие деревья? (Хвойные).
- Вспомните, каких насекомых вы видели летом?
- Чем питаются насекомые?
С приходом осени растения стали засыхать, перестали цвести. Насекомым, которые, в основном, питаются растениями - нектаром и пыльцой, нечего стало есть. Насекомые стали прятаться в щели, под кору деревьев, чтобы перезимовать. Некоторые насекомые, как и птицы, улетают из наших краёв.
- Каких птиц вы видели летом?
- Чем питаются птицы?
Птиц, которые питаются растениями, называют растительноядными. Птиц, питающихся насекомыми - насекомоядными. Есть птицы, которые питаются разнообразной пищей, как растениями, так и насекомыми. Их называют всеядными.
- Есть так же группа хищных птиц. Чем питаются они?
- Жизнь большинства птиц тесно связана с растениями и насекомыми. Объясните как?
- Когда улетают птицы? (Когда не хватает корма)
- Как называются такие птицы? (Перелётные).
- Куда улетают птицы? (Приложение 2)
- Так куда же летят птицы? (Приложение 3)
Вывод:
- Какие птицы называются перелётными?
(Которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно).
Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
Формируют представления о сезонных изменениях, о перелетных и зимующих птицах.
Динамическая пауза
Игра с пальчиками «Десять птичек».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Синенькое пёрышко.
Эта - зяблик, эта - стриж,
Эта - развесёлый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, - по домам!
Обучающиеся выполняют задания игры.
Практическая работа
Разлетелись птички по всему свету, но осталось в нашем крае птички- зимующие. Как вы думаете ребята почему их называют зимующими. А теперь ребята подумайте а где они прячутся от холодов и ветров лютою зимою? Конечно у каждой зимующей птички есть домик или гнездо. А давайте сделаем птичек сами и посадим их в гнездо.
Правила техники безопасности (работа с ножницами).
Обучающиеся формируют навыки публичного выступления, дискуссии, защиты своей позиции.
Объясняют значение фразы.
Последовательность выполнения работы:
1.На раздаточных листах нужно раскрасить деталь туловища и деталь хвоста. Выбрав цветовую гамму, детали птицы оформляют карандашами, мелками или фломастерами.
2.Ножницами детали вырезают по контуру, и выполняют сгибы по намеченным линиям.
3.Складывают детали птички по линиям сгиба, вставляют крылья. Птичка готова.
В процессе выполнения работы можно сделать перерыв на оздоровительную гимнастику для глаз.
Обучающиеся отрабатывают и формируют навыки выполнения практической работы.
Благодарю обучающихся за выполненную работу.
Закрепление материала
Давайте подведем итоги. Посмотрите ребята, какие замечательные и необыкновенные птички у вас получились ну что ж давайте посадим их в гнездо.
Обучающиеся выполняют задания.
Рефлексия
Рефлексия - что узнали. Рефлексивный тест.
Предлагаю детям выбрать одну из фигур:
-
Солнце - На занятии я узнал(а) много нового, поработал(а) добросовестно и цели урока достиг(ла).
-
Облако - На занятии поработал(а) добросовестно, но у меня возникали трудности и есть вопросы..
Учащиеся выполняют задания, задают уточняющие и корректирующие вопросы.
Подведение итогов
Подвожу итоги, благодарю обучающихся за хорошую работу на занятии.
Приложение 1.
Информационный материал
Под миграцией, или перелётом птиц подразумевают перемещение или переселение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо особенностями размножения. Способности птиц к миграции способствует их высокая мобильность, недоступная большинству других видов наземных животных.
Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма - тропическом и субтропическом климате. В умеренном и северном поясе таких птиц немного; к ним в частности относятся синантропы - птицы, обитающие вблизи человека и зависящие от него: сизый голубь, домовый воробей, серая ворона, галка и некоторые другие. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий - на территории Российской Федерации к таким птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.[1]. К оседлым птицам средней полосы России относятся Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи.[6] Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи.
На территории России к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель и др.
Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок.[6] Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. По мнению орнитологов, средняя скорость перелёта для мелких птиц составляет порядка 30 км/ч, а для крупных около 80 км/ч[7][8]. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70-90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км
Приложение 2.
Информационный материал
В прошлом, когда птичьи перелёты ещё не были изучены, существовало множество самых невероятных вымыслов. Например, в XVIII веке один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Добираются туда будто бы за 60 дней и погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие учёные признавали, что птицы летят в дальние страны. Но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные.
Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах больших. А вот ласточки вообще будто бы никуда не летят - зимуют под водой, зарывшись в ил. Сейчас известно: как ни далёк, как ни труден птичий путь, летят все они самостоятельно. Только на собственные крылья могут полагаться, хотя преодолевают порой тысячи километров.
Большинство птиц путешествует стаями, многочисленными и не очень. Большинство, но не все. Кукушка, удод, вертишейка, зарянка предпочитают странствовать в одиночку. Ястреб-перепелятник и некоторые другие хищные птицы хотя и летят стаями, но на таком большом расстоянии, чтобы только не терять друг друга из вида).
Приложение 3.
Информационный материал
Учёные выяснили, что ласточки, стрижи, горихвостки - улетают не куда-нибудь, а в тропическую Африку. Кулики добираются до Новой Зеландии. Многие утки, грачи и скворцы улетают в Европу. В общем, птицы, гнездящиеся в нашей стране, разлетаются осенью по всем материкам. Добираются даже до Австралии и Южной Америки.
Но самые дальние перелёты совершает близкая родственница чаек - полярная крачка. Эта птица гнездится по берегам Северного Ледовитого океана, а зимует среди льдов морей, омывающих Антарктиду. Чтобы попасть туда, крачки пролетают до 30 тысяч километров).
Приложение 4.
Динамическая пауза
Игра с пальчиками «Десять птичек».
Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей,
Эта птичка - воробей,
Эта птичка - совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка - свиристель,
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка,
Синенькое пёрышко.
Эта - зяблик, эта - стриж,
Эта - развесёлый чиж.
Ну, а эта - злой орлан.
Птички, птички, - по домам!
Приложение 5.
Презентация к разработке учебного занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Окружающий мир и дизайн», 3 год обучения (6-12 лет)
к разделу № 1: Зимние узоры. Тема № 2.2: Охрана зимующих птиц в рамках городской экологической акции «Помоги зимующей птице» (см. диск).