- Преподавателю
- Другое
- Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии
Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гапчукова Н.В. |
Дата | 31.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Мариинский педагогический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
учебной дисциплины
Основы философии
специальность
030912 Право и организация социального обеспечения.
2014
-
ОДОБРЕНА
Цикловой
комиссией естественно-экономического цикла
Протокол №
от « » 2014 г.
Руководитель цикловой
комиссии
_____________/Ковтунова О.Д
Разработана на основе Федерального
государственного образовательного
стандарта по специальности среднего
профессионального образования
030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 770,
примерной программы учебной дисциплины
Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол №1 от 25 января 2011 г.).
Заместитель директора по учебной работе
_____________/Рыженкова Т.П.
Составитель (автор): Гапчукова Н.В., преподаватель
истории ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………. …11
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………13
-
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
1.1. Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 52 часа, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;
самостоятельная работа обучающегося 4 часа.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы философии»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
52
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе:
практические занятия
8
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
4
Итоговая аттестация
- дифференцированный зачет
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Предмет философии и ее история
Тема 1.1.
Основные понятия и
предмет философии
Содержание учебного материала
2
1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.
ознакомительный
Самостоятельная работа: работа с философским словарем: смысл понятий «логика, философия, дискурсивность»
1
Тема 1.2.
Философия Древнего
мира и средневековая
философия
Содержание учебного материала
8
1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).
ознакомительный
2 Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.
репродуктивный
3 Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика
продуктивный
Практическая работа Идеи философии Средневековья
1
Тема 1.3.
Философия
Возрождения и Нового
времени
Содержание учебного материала
6
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
ознакомительный
Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.
репродуктивный
Самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу фил.систем XVIII-XIX вв. (3-4 по выбору).
«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»
1
Тема 1.4.
Современная
философия
Содержание учебного материала
6
1 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.
ознакомительный
2 Особенности русской философии. Русская идея.
продуктивный
Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Э. Фромм «Душа человека», В.С. Соловьев «Русская идея».
2
Практическая работа Особенности русской философии
1
Раздел 2. Структура, направления философии
Тема 2.1.
Методы философии и
ее внутреннее строение
Содержание учебного материала
4
1 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).
ознакомительный
2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее направления
репродуктивный
Тема 2.2.
Учение о бытии и
теория познания
Содержание учебного материала
6
1 Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.
репродуктивный
2 Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.
продуктивный
Практическая работа Работа с философским словарем. Составление таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.
2
Тема 2.3.
Этика и социальная
философия
Содержание учебного материала
10
1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.
ознакомительный
2 Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности
репродуктивный
Практическая работа работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию».
2
Тема 2.4.
Место философии в
духовной культуре и ее
значение
Содержание учебного материала
6
1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
ознакомительный
2 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.
репродуктивный
Практическая работа Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)
2
Курсовой проект
Не предусмотрен
Самостоятельная работа над курсовым проектом
Не предусмотрен
Всего
52
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оборудованного ТСО.
Оборудование учебного кабинета: технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники
Учебные пособия:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. - 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.
Интернет-ресурсы
alleg.ru/edu/philos1.htm
ru.wikipedia.org/wiki/Философия
diplom-inet.ru/resursfilos
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых компетенций
Формы и методы контроля
и оценки
результатов обучении
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
ОК 2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
- практические задания по работе с оригинальными текстами;
- подготовка и защита заданий проектного характера;
- тестовые задания по темам.
Методы оценки результатов обучения:
- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;
- накопительная оценка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
ОК 2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
тестовые задания по темам.
- роль философии в жизни человека и общества;
ОК 1,2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
тестовые задания по темам.
Методы оценки результатов обучения:
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
- основы философского учения о бытии;
ОК 2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с оригинальными текстами;
Методы оценки результатов обучения:
анализ выполнения практических работ
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
- сущность процесса познания;
ОК 2,3,4,5,8,11,12
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
ОК 2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с оригинальными текстами;
Методы оценки результатов обучения:
анализ выполнения практических работ
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
ОК 1,2,3,4.8,10,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
тестовые задания по темам.
Методы оценки результатов обучения:
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
ОК 1,2,3,4,6
7,8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
практические задания по работе с оригинальными текстами;
анализ выполнения практических работ
Методы оценки результатов обучения:
анализ выполнения практических работ
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.
ОК 1,2,3,4.8,11,12
Формы контроля обучения:
- домашние задания проблемного характера;
тестовые задания по темам.
Методы оценки результатов обучения:
традиционная система
отметок в баллах за каждую
выполненную работу, на основе
которых выставляется итоговая
отметка
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
3