Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии

 Рабочая программа учебной дисциплины "Основы философии" разработана на  основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования  и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 770, примерной программы учебной дисциплины Основы философии для  образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Мариинский педагогический колледж


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебной дисциплины

Основы философии

специальность

030912 Право и организация социального обеспечения.
























2014


ОДОБРЕНА

Цикловой

комиссией естественно-экономического цикла

Протокол №

от « » 2014 г.


Руководитель цикловой

комиссии

_____________/Ковтунова О.Д


Разработана на основе Федерального

государственного образовательного

стандарта по специальности среднего

профессионального образования

030912 Право и организация социального обеспечения (базовая подготовка), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2010 г. № 770,

примерной программы учебной дисциплины

Основы философии для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию (протокол №1 от 25 января 2011 г.).

Заместитель директора по учебной работе

_____________/Рыженкова Т.П.



Составитель (автор): Гапчукова Н.В., преподаватель

истории ГОУ СПО Мариинский педагогический колледж.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………. …11

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………13







  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

В процесс освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 52 часа, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 48 часов;

самостоятельная работа обучающегося 4 часа.





  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы философии»



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

52

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

практические занятия

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

Итоговая аттестация

- дифференцированный зачет



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Предмет философии и ее история

Тема 1.1.

Основные понятия и

предмет философии

Содержание учебного материала

2

1 Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии.

ознакомительный

Самостоятельная работа: работа с философским словарем: смысл понятий «логика, философия, дискурсивность»

1

Тема 1.2.

Философия Древнего

мира и средневековая

философия

Содержание учебного материала

8

1 Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия).

ознакомительный

2 Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель.

репродуктивный

3 Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

продуктивный

Практическая работа Идеи философии Средневековья

1

Тема 1.3.

Философия

Возрождения и Нового

времени

Содержание учебного материала

6

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

ознакомительный

Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

репродуктивный

Самостоятельная работа: составить сравнительную таблицу фил.систем XVIII-XIX вв. (3-4 по выбору).

«Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

1

Тема 1.4.

Современная

философия

Содержание учебного материала

6

1 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного.

ознакомительный

2 Особенности русской философии. Русская идея.

продуктивный

Самостоятельная работа обучающихся: работа с текстами Э. Фромм «Душа человека», В.С. Соловьев «Русская идея».

2

Практическая работа Особенности русской философии

1

Раздел 2. Структура, направления философии

Тема 2.1.

Методы философии и

ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

4

1 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира - философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

ознакомительный

2 Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее направления

репродуктивный

Тема 2.2.

Учение о бытии и

теория познания

Содержание учебного материала

6

1 Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

репродуктивный

2 Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания.

продуктивный

Практическая работа Работа с философским словарем. Составление таблицы отличий философской, научной и религиозной истин.

2

Тема 2.3.

Этика и социальная

философия

Содержание учебного материала

10

1 Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество.


ознакомительный

2 Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности

репродуктивный

Практическая работа работа с текстами Сенека «Нравственные письма к Луцилию».

2

Тема 2.4.

Место философии в

духовной культуре и ее

значение

Содержание учебного материала

6

1 Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.

ознакомительный

2 Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии.

репродуктивный

Практическая работа Сопоставление личности философа и его философской системы (любое время)

2

Курсовой проект

Не предусмотрен

Самостоятельная работа над курсовым проектом

Не предусмотрен

Всего

52

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин, оборудованного ТСО.

Оборудование учебного кабинета: технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники

Учебные пособия:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА- М, 2009. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. - 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. - Ростов н/Д.: Феникс. 2010. - 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. - М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. - 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль. 1986. - 574 с.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972. - 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. - М.: Мысль. 1972.

4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. - М.: Наука. 1977. - 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992. - 430 с.

Интернет-ресурсы

alleg.ru/edu/philos1.htm

ru.wikipedia.org/wiki/Философия

diplom-inet.ru/resursfilos



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы философии»

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля

и оценки

результатов обучении

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

ОК 2,3,4.8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

- практические задания по работе с оригинальными текстами;

- подготовка и защита заданий проектного характера;

- тестовые задания по темам.

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная оценка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;


ОК 2,3,4.8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

- роль философии в жизни человека и общества;

ОК 1,2,3,4.8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы оценки результатов обучения:

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

- основы философского учения о бытии;

ОК 2,3,4.8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

Методы оценки результатов обучения:

анализ выполнения практических работ

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

- сущность процесса познания;

ОК 2,3,4,5,8,11,12

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

ОК 2,3,4.8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

Методы оценки результатов обучения:

анализ выполнения практических работ

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

ОК 1,2,3,4.8,10,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы оценки результатов обучения:

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

ОК 1,2,3,4,6

7,8,11,12

Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

практические задания по работе с оригинальными текстами;

анализ выполнения практических работ

Методы оценки результатов обучения:

анализ выполнения практических работ

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

ОК 1,2,3,4.8,11,12


Формы контроля обучения:

- домашние задания проблемного характера;

тестовые задания по темам.

Методы оценки результатов обучения:

традиционная система

отметок в баллах за каждую

выполненную работу, на основе

которых выставляется итоговая

отметка

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



3


© 2010-2022