Программа детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во Вселенной

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойПрограмма детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойПрограмма детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойПрограмма детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойПрограмма детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойПрограмма детского оздоровительно-образовательного лагеря Отроки во ВселеннойАдминистрация города Нижнего Новгорода

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«Детский оздоровительно-образовательный лагерь

«Чайка»


Согласовано Утверждаю

Директор Департамента культуры, Директор муниципального бюджетного

спорта и молодежной политики учреждения культуры

администрации г. Н.Новгорода «ДООЛ «Чайка»

________________ ___________________ А.Р. Корнев

«_____»_________2015г. «_____»____________ 2015г.


ПРОГРАММА

Детского оздоровительно-образовательного лагеря

«Чайка»


«Отроки во Вселенной»

(для детей 6 - 15 лет)


Автор: Е.А. Канакова











Нижний Новгород

2015 год

Информационная карта



1 .Полное название программы

«Отроки во Вселенной»

2.Автор программы

Начальник лагеря - Е.А.Канакова

3.Руководитель программы

Директор МБУК « ДООЛ «Чайка»

А.Р.Корнев

4.Территория, представившая программу

Курортный поселок «Зеленый город»

«ДООЛ «Чайка»

5 .Название проводящей организации

Муниципальное бюджетное учреждение культуры

«ДООЛ «Чайка»

6.Полный адрес

603903 г. Н.Новгород, курортный

поселок «Зеленый город»

«ДООЛ «Чайка»

7.Телефон

438-77-60

8. Форма проведения

Загородный детский оздоровительно-образовательный

лагерь «Чайка»

9.Цель программы

Создание условий для полноценного

отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего

потенциала, содействия формированию ключевых

компетенций воспитанников на основе включения их

в разнообразную творческую и личностно-

привлекательную деятельность, содержательное

общение и межличностные отношения в

разновозрастном коллективе.

10.Специализация программы

Оздоровительно- образовательная

11 .Сроки проведения

с 21.06.2015г. по 26.08. 2015г.

12.Место проведения

Зона отдыха «Зеленый город» «ДООЛ «Чайка»

13.Официальный язык

русский

14.Общее количество участников

в том числе детей:

1070

1000

15.География участников

Учащиеся общеобразовательных школ г.Н.Новгорода

и Нижегородской области

16.Условия участия в программе

Добровольное желание детей

17.Условия размещения участников

5 благоустроенных корпусов могут

принять до 340 детей в смену. На

территории лагеря находится столовая, медпункт, клуб,

спорткомплекс, включающий футбольное поле,

волейбольная и баскетбольные площадки,

помещения для кружковой работы, 2 детских городка.

18.Краткое содержание программы

Программа ДООЛ «Чайка» «Отроки во Вселенной»

реализуется через игру-путешествие .














Пояснительная записка

Лето! Лето - это здорово! Так несомненно скажет каждый ребёнок. Лето - период свободного общения людей, удовлетворения их интересов, приобретение новых знаний в разнообразных сферах деятельности, приобретение множества новых контактов, друзей. И всё это на фоне особого эмоционального настроения. Лето - это период благоприятный для интенсивного обмена духовными и эмоциональными ценностями, личностными интересами, для развития интеллекта, для общения.

Направленность

Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Чайка» - идеальное место для проведения летних каникул, являясь с 2004 года оздоровительно - образовательным учреждением, имеет все необходимое для образовательной и оздоровительной деятельности, для полноценного отдыха детей.

В программе каждой смены (3 смены) - активный отдых на свежем воздухе, развлекательно-познавательные мероприятия, спортивные состязания, народные праздники, походы в лес, кружки по интересам, тематические дискотеки.

С детьми работает творческий, прошедший обучение на семинарах педагогический коллектив, состоящий из педагогов ОУ и студентов ВУЗов.

Актуальность

Реализуя основные задачи, поставленные перед педагогическим коллективом - образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительные, вся воспитательная работа направлена на создание комплекса условий и мероприятий, обеспечивающих у детей развитие творческого потенциала личности, охрану и укрепление здоровья, профилактику физических и социальных заболеваний, закаливание организма, занятия физической культурой и общественно-полезным трудом, спортом, различными видами социальной и культурной деятельности; формирование навыков здорового образа жизни, при этом учитываются современные психолого-педагогические подходы, использование разнообразных технологий, форм и методов воспитательной и оздоровительной работы, традиции лагеря, возможности летнего периода, соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических требований, режима дня.

Новизна

  • Широко применяются современные педагогические технологии, ориентированные на развитие личности ребёнка и приобщение его к многоплановому социальному опыту.

  • Программа может корректироваться в зависимости от результатов каждого этапа реализации.

  • Организация реального разновозрастного сотрудничества.

  • Создание в условиях смены перехода от одного вида деятельности к другому.

  • Практическое применение знаний и навыков полученных в течении учебного года.

Педагогическая целесообразность

Лагерь «Чайка», как и другие загородные лагеря характеризуется спецификой своей деятельности, преимуществами и особенностями, существенно отличающими его от других учреждений дополнительного образования.

Во-первых, совместное проживание детей в группе сверстников обладает свойством обучения поведению в коллективе.

Во-вторых, именно здесь ребята более тесно взаимодействуют со своими взрослыми наставниками, между ними быстрее возникает тесная взаимосвязь и «зона доверия».

В- третьих, дети значительно быстрее, чем в других местах, приобщаются в естественных условиях социальной и природной среды к здоровому и безопасному образу жизни.

В-четвертых, ребята активно общаются с природой, что способствует укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры.

В-пятых, отдых, развлечения, игра, творческие дела, разнообразные формы занятий в кружках и объединениях по интересам, возможность принимать участие в организации жизнедеятельности ДООЛ импонируют детям, дают им возможность восстановить свои физические силы, заняться интересным делом, отдохнуть от школьных занятий, что, в совокупности, помогает им развить новые навыки (вне рамок школьных программ), раскрыть потенциал своей личности.

Одной из предпосылок создания программы лагеря явились результаты исследований ученых мотивационной, ценностной и деятельностной сфер детей и подростков на современном этапе. Они показали, что среди тенденций и противоречий в детско-подростковой среде ярко выражены следующие:

  • Потребность в приобретении опыта коллективного общения с одновременным стремлением к индивидуализации личности;

  • Стремление к интеллектуальному развитию и развитию социально важных качеств как фактору жизненного успеха, при этом стремление «уйти от общественно- полезной деятельности», «получать, не отдавая»;

  • Стремление к самостоятельности, «к взрослой жизни», но при этом не готовность к самостоятельной жизнедеятельности и отрицание возможности воспользоваться опытом жизни взрослых.

  • Потребность в улучшении физического состояния и сохранения здоровья как условия нормального жизнетворчества и одновременный интерес к различного вида психоактивным веществам (табакокурение, алкоголь, наркотики).

Эти факторы и определяют заказ ребёнка на содержание жизнедеятельности в условиях детского объединения.

В первую очередь это относится к получению возможностей:

  • демократически устроенного проживания в условиях временного детского объединения;

  • самоопределения и самореализации в предлагаемых различных видах деятельности, при взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • приобретения опыта общения и социально-экономических отношений на основе культурных норм проживания и включения в систему «социально- экономической деятельности»;

  • приобретения организаторского опыта и опыта самоорганизации;

  • расширение сферы познавательных и творческих интересов, знаний о себе и окружающем мире;

  • собственного оздоровления и физической закалки;

  • приобретения новых друзей и впечатлений.

Адресность программы

Учащиеся школ Г.Нижнего Новгорода и Нижегородской области, в возрасте от 6 до 15 лет

Программа предполагает развитие у детей, приехавших в ДООЛ творческих потенциалов вследствие применения различных игровых приемов, возможности видоизменять и дополнять процесс реализации программы различными общелагерными и отрядными делами. Программа по своей направленности является комплексной, так как включает в себя разноплановую деятельность и объединяет различные направления образования, оздоровления, воспитания и отдыха детей.

По продолжительности программа «Отроки во Вселенной» является краткосрочной, реализуется в течение 1 года. (21.06.2015 - 26.08.2015)


Сроки реализации программы


Этап

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный

-проведение совещаний по подготовке ДООЛ к летнему сезону;

-разработка, презентация, утверждение программы деятельности лагеря;

-подготовка методического материала для работников лагеря;

-комплектование кадров для работы в ДООЛ;

-составление необходимой документации для

деятельности лагеря (план, положения, должностные инструкции и т.д.);

-создание условий для различного вида деятельности и оздоровления;

-информационно-обучающий семинар для педагогов и вожатых;

-проведение педагогического совета;

апрель- май

Организационный

-встреча детей, знакомство (1,2,3 смена)

-проведение диагностики по выявлению лидерских организаторских и творческих способностей;

-адаптация детей к условиям жизнедеятельности в лагере;

-адаптация программы смены к особенностям её участников;

-создание позитивного эмоционального настроя;

-стимулирование детей к самореализации;

-сплочение отрядов;

-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

-подготовка к дальнейшей деятельности по программе

Июнь,

июль,

август

Основной

-реализация основной идеи смены (1, 2, 3 смена)

-вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;

-реализация творческих проектов;

-проведение общелагерных КТД;

-работа творческих мастерских, спортивных секций ;

-мониторинг результатов деятельности

Июнь,

июль,

август

Заключительный

-диагностика и анализ реализации программы

- подведение итогов смен (1,2,3-й),

Июнь- август

Обобщающий

-оформление пакета отчётных документов по работе лагеря;

-подготовка информационно-аналитического отчёта по реализации программы;

-подготовка творческого отчёта

август


Цель: создание условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их внутреннего потенциала, содействия формированию ключевых компетенций воспитанников на основе включения их в разнообразную творческую и личностно-привлекательную деятельность, содержательное общение и межличностные отношения в разновозрастном коллективе.

Задачи:

- организовать систему оздоровительных мероприятий;

- способствовать укреплению навыков здорового образа жизни;

- раскрыть творческий потенциал детей;

- развить различные формы общения в разновозрастных группах;

- расширить через игровой сюжет двигательную активность детей

с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- организация среды, предоставляющей ребенку возможность

для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

- формирование у ребят навыков общения и толерантности;

- формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;

- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

-расширение знаний о космическом пространстве

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Полный отдых и оздоровление детей;

Сформированность представления у ребят об истории, культуре России;

Знакомство детей с общественно-политической жизнью общества;

Личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности;

Раскрытие творческого потенциала ребенка.

Для родителей:

Чувство уверенности в силах ребенка;

Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей.

Для развития воспитательной системы ДООЛ:

Совершенствование методик организации форм работы;

Пополнение методической копилки.

Для педагогов:

Повышение уровня педагогического мастерства;

Отработка моделей взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.

Концептуальные основы

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях, которые реализуют у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться многому. Общение является необходимым и всеобщим условием формирования личности. Именно в общении происходит процесс социализации растущего человека, становления его как личности, только взаимодействуя с другими людьми, человек формирует свое самосознание.

Детский оздоровительный лагерь - это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребёнка через включение его в творческую деятельность.

Главные направления в работе педагогического коллектива:

  • Педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребёнка: психологическая, социальная, оздоровительная.

  • Создание комфортной психологической среды, оказание помощи в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

  • Организация творческого пространства.

Методическое проектирование организации летнего отдыха опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы использовались следующие идеи:

  • Идея развития личности в процессе воспитания (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.С.Выготский)

  • Идея опоры на базовые потребности ребёнка (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили)

  • Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко)

  • Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д.Грин, К.Роджерс, Б.Ананьев)

Поэтому концептуальную основу деятельности ДООЛ «Чайка» составляют следующие положения:

  • детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время;

  • в качестве принципов работы детского оздоровительного лагеря выступают: массовость и общедоступность мероприятий по интересам; развитие творчества и самодеятельности; социально-значимая направленность деятельности; единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми; учёт половозрастных и индивидуальных особенностей детей; взаимосвязь с социальной средой;

  • детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребёнка, выстроить отношения между детьми, детьми и взрослыми.

В этой связи основу деятельности «ДООЛ «Чайка» составляет специально организованный процесс социализации ребёнка, который рассматривается педагогическим коллективом как двусторонний процесс. С одной стороны, ребёнок усваивает опыт, входя в социальную среду, с другой - он сам воспроизводит систему социальных связей путём активного вхождения в среду. Таким образом, ребёнок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Ключевым понятием, составляющим специфику воспитательного процесса, является «социальное закаливание» (М.И. Рожков). Оно предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, выработке определённых способов этого преодоления в соответствии с индивидуальными особенностями. Для этого педагоги предлагают детям упражнения, в которых они могут проявить волевые качества, преодолеть себя, выработать определённый иммунитет, а также выявит причины неудач и выбрать путь их преодоления.

Развитие и социальное закаливание происходит в процессе проживания (В.П. Бедерханова), т.е. погружения его в определённую систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, с взрослыми, а также с природой, искусством при непосредственном включении в разнообразное поле деятельности.

Таким образом, деятельность «ДООЛ «Чайка» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации всех служб и подразделений лагеря, последовательной реализации принципа обновления содержания и форм, а также конкретной методики, позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности.

Реализация этой методики происходит в трёх сферах, составляющих воспитательный процесс: деятельность, общение, самопознание. В частности, самопознание личности предполагает становление в ребёнке «образа» его «Я». Наиболее распространенная схема самопознания своего «я» включает три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

На базе этих положений выявлены ведущие направления организации летнего отдыха и соответствующие им принципы деятельности ДООЛ:

1. Личностный подход в воспитании:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;

- добровольность включения детей в ту или иную деятельность

2. Природосообразность воспитания:

- обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

3. Культуросообразность воспитания:

- учет национального своеобразия;

- опора в воспитании на национальные особенности;

- изучение и освоение культуры народа;

- изучение и активное использование национально-этнической обрядности;

4. Гуманизация межличностных отношений:

- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

- уважение и терпимость к мнению детей;

- самоуправление в сфере досуга;

- создание ситуаций успеха;

- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

- формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

5. Дифференциация воспитания:

- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

- свободный выбор деятельности и права на информацию;

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

- активное участие детей во всех видах деятельности.

6. Средовый подход к воспитанию:

- педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

Нормативное правовое обеспечение программы

Конвенция о правах ребёнка.

Закон РФ «Об образовании».

Конституция РФ.

Трудовой кодекс Российской Федерации№197-ФЗ от30.12.2001; введён в действие с 01.02.2002года.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» №124-ФЗ от 24 июля 1998 года.

Национальный стандарт Российской Федерации услуги детям в учреждении отдыха и оздоровления, ГОСТ Р5288-2007 (Дата введения 1 января 2009 года)

Постановление Правительства Нижегородской области «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи Нижегородской области»

Постановление администрации г. Нижнего Новгорода «Об организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и молодёжи».

Устройство, содержание и организация режима детских оздоровительных лагерей. Санитарно-гигиенические правила и нормы.

Содержание программы


Название нашей программы «Отроки во Вселенной» неслучайно. Ребёнка окружает удивительный мир. Что-то в нём он уже знает и что-то умеет. Но этот мир не имеет границ, и оказавшись в открытом пространстве, ребёнок попадает в ситуацию выбора. Такой выбор гарантирует новые открытия, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств.

Программа ориентирована на творческий отдых ребят, который поможет улучшить творческие навыки, вызовет интерес к развитию новых способностей и талантов.

Учитывая возрастные особенности детей, системообразующая деятельность при реализации программы будет проходить через сюжетно-ролевую игру с элементом путешествия.

Игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Игра-путешествие «Отроки во Вселенной» - это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Логика построения смены

Введение в игру начинается с момента встречи с детьми в первый день работы лагеря. В этот день открывается Центр управления полётом (ЦУП) на космодроме «Чайка». Происходят знакомства, выбираются капитаны, оформляется карта маршрута. Работа организуется в соответствии с планом мероприятий по реализации программы. Пройденный путь отмечается на карте разноцветными флажками.

Сюжет игры:

При формировании воспитательного пространства лагеря в основу организации смены закладывается легенда, согласно которой все дети становятся участниками сюжетно-ролевой игры со своими правилами и законами.

Следуя легенде, Центром управления полётом с неизвестной далёкой планеты «Х» получен радиосигнал. Роботы-трансформеры захватили планету и установили свои порядки. Жители просят помощи. Земляне, получив сигнал о помощи, снаряжают звездолёты и несколько экипажей спасателей (по количеству отрядов в лагере). Совет командиров экипажей составляют карту маршрута, в зависимости от условий, в которые попадают ребята, маршрут может меняться. На пути участникам экспедиции встретятся трудности и препятствия. Преодолеть их смогут дружные, ловкие, творческие экипажи. Всякий раз, когда происходит встреча с инопланетянами, ребята рассказывают о своей планете, о любимой стране, о родном городе, о том, чем умеют и любят заниматься в свободное время. Оказавшись на планете «Х», земляне встречают чёрных роботов-трансформеров. Участники экспедиции начинают состязание, но победить нелегко. Случайно узнав, что роботы никогда не пробовали мороженое, ребята решают угостить их этим лакомством. И в одну минуту роботы превращаются в милые, улыбчивые существа. Они начинают смеяться, играть с ребятами. И планета «Х» превращается в планету Друзей.

На протяжении всей смены спасатели принимают участие в спортивных состязаниях, праздниках, конкурсах, викторинах и т.д.

1 раз в 3 дня созывается Совет спасателей, который корректирует маршрут, ведь во время движения звездолёт может:


  • Включить экстренное торможение. Чтобы сдвинуть звездолёт с места надо приложить физические силы. Для этого в экипаже провести спортивное мероприятие «Виражи во Вселенной» . Может быть и свой вариант.


  • Попасть в невесомость . Экипаж в течение 3-х дней должен справиться с 5 различными по характеру заданиями.


  • Встретить космических пиратов. Этот экипаж получил чёрную звезду. И между двумя отрядами должно пройти соревнование «Внимание! Стыковка».


  • Повстречаться с кометой. Они могут подстерегать ни о чём не подозревающие экипажи, когда они идут своим курсом. Команда должна составить новый маршрут (игра на местности по запискам).


  • Осуществить выход в открытый космос - экипаж должен сделать сюрприз для других экипажей, чтобы поднять настроение.


  • Полёт нормальный.

В конце игры ребята получают призы, грамоты, флажки с радужными звёздами.

Основные направления деятельности.

- оздоровление детей;

- формирование духовно-нравственной и эстетической культуры;

- развитие творческих способностей детей;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- экологическое воспитание;

Реализация программы предполагает использование

различных форм деятельности:


Блок

Задачи

Тематика

Содержание деятельности

и формы работы

Организационный

Создание условий для скорейшей адаптации детей и подростков, выявление лидеров и формирование органов самоуправления.

Космодром «Чайка»

«Здравствуй, лагерь!»,

«Здравствуй, новый друг!»

Заезд детей. Огоньки знакомства. Игры на сплочение. Линейка знакомства.

Торжественная линейка открытия смены. Посвящение в космические спасатели. Составление маршрута экспедиции, оформление бортовых журналов, выпуск газеты «Вести с орбиты» (1 раз в 3 дня).

Презентация экипажей.

КТД «Звездолёт»

Гражданско-патриотический

Создание условий для развития гражданственности и патриотизма, воспитание чувства любви к малой Родине, родному городу, возрождение лучших традиций патриотического воспитания

Планета «Память»

День Памяти

Торжественная линейка «От сердца к сердцу»

День истории Российского флота.

Беседы (презентации) «Великие победы в великой войне»

«Мои земляки на фронте и в тылу»

Беседы «Край мой Нижегородский»,

Викторина «Нет земли краше, чем Родина наша!»

Конкурсы рисунков «Сердцу милый уголок»

Экскурсия по Нижегородскому кремлю и музеям Нижнего Новгорода.

Мастер-классы «Золотая хохлома», «Нижегородские умельцы».

Фестиваль патриотической песни.

«Земля в иллюминаторе»

Спортивно-военная игра

«По звёздным дорогам»,

Фольклорный праздник

« »

Дискотека «Ключ на старт!…»

Спортивно-игровой

Создание условий для улучшения и укрепления физического и психологического состояния детей, совершенствования спортивных навыков и умений.

Рекорды в невесомости

Утренняя зарядка «Бодрое утро»

Спортивно-игровые эстафеты

«Звездолёты, на старт!!»

«Виражи во Вселенной»,

«Полный вперёд».

Путешествие по станциям

«В поисках планеты «Х»».

Отрядные спартакиады,

Весёлые старты

«Прыжки вверх тормашками».

«Утереть нос!»

«Если очень захотеть, можно к звёздам полететь!»

Малые олимпийские игры.

«Мы- дети Галактики»

Игра «Клад космических пиратов»

Театрализованное представление

«В гостях у Нептуна»

Дискотека «Быстрее, выше, сильнее!»

Образовательно-познавательный

Создание условий для расширения общего кругозора детей и подростков, сознательного выбора здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек.

Пульсары!?


КВН «Сквозь горизонт»,

Беседы познавательного характера.

Конкурс реклам о ЗОЖе

«Астрологический прогноз»

Игра «Восьмое чудо света»

Игра «Звёздный алфавит».

Интеллектуальная игра

«На связи с эрудитом».

Лекторий на орбите (посещение планетария)

Беседы с практическими занятиями о здоровом образе жизни.

Минутки здоровья.

Дискотека «Толи ещё будет!»

КТД «Портрет звёздного друга»

Художественно-творческий

Создание условий для раскрытия, развития и совершенствования творческого потенциала участников смены. Развитие различных форм общения в разновозрастном коллективе.

Летим по Млечному пути

«Лаборатория Гнома-Астронома»

Работа кружков по интересам, проведение мастер-классов, выставок детского творчества.

Конкурс вожатского мастерства «Выше облаков».

Конкурсная программа

«Встречи в Звёздном городке».

Театрализованное представление

«День космических сюрпризов».

«Космическая одиссея»

«Мисс Вселенная»

Конкурс рисунков

«Мой космический мир»

Дискотека «Зов далёких планет»

Экологический

Создание условий для осознания детьми мысли «Я - часть окружающего мира», стремления познать, улучшить и сохранить этот мир.

Планета Маленького принца

Акция

«За чистоту Атмосферы»

«Живая водица»,

«Жемчужина».

Игра «В парке космонавтов»,

Мини-конференция

«Земля -наш дом родной»,

Конкурс экологических сказок

«По заповедным тропинкам»,

Выставка поделок из природного материала

«На космической поляне».

Конкурс рисунков

«Звёздное настроение»

Дискотека «Мелодии с орбиты»

Заключительный

Формирование у детей положительной мотивации во взаимоотношениях со взрослыми и со сверстниками.

Планета «Х» - планета друзей!

Встретимся на Земле!

Конкурсная программа:

«Космическое мороженое и роботы- трансформеры»,

Заключительный концерт

«Через тернии к звёздам »

Дискотека «Лунная дорожка».

Отъезд.

Механизм реализации программы

Любая деятельность в лагере должна быть посильной и в то же время сложной (содержательно и технологически) для неё же, должна требовать интеллектуального, физического, эмоционального напряжения. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.

Учитывая возрастные особенности школьников, воспитание творчески активной личности будет проходить через игру-путешествие, как ведущий тип деятельности.

Игра-путешествие «Отроки во Вселенной»» предполагает:

  • большую двигательную активность;

  • разнообразие видов деятельности;

  • признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;

  • релаксационные занятия.

Ребята и педагоги в течение всего сезона совершают спасательную миссию. Продвигаться экипажам вперед помогают: руководитель ЦУПа (начальник ДООЛ), старшие помощники (старший воспитатель, старший вожатый), бортинженеры (воспитатели), штурманы (вожатые), командир экипажа, команда спасателей.

Звездолёты бороздят космическое пространство, совершают остановки на планетах и т.д.

На дополнительных занятиях в лаборатории Гнома Астронома дети, исходя из своих интересов, могут пройти курс занятий по следующим направлениям: вокал, танцы, самолётостроение, стеклография, изобразительное искусство и, конечно же, повысить качество футбольных и волейбольных навыков.

Каждый ребёнок, получая знаки отличия за участие в мероприятиях, имеет возможность вырасти от новичка до суперспасателя. Экипажи, преодолевая трудности, стремятся получить статус «Самого дружного», «Самого творческого», «Самого трудолюбивого», т.д. и «Суперэкипажа».

Вся жизнедеятельность лагеря пронизана космической тематикой. В связи с этим многие объекты лагеря переименованы в соответствии с космическими терминами:

Комната совещаний Совета командиров - центральный пульт;

Место проведения линейки - стартовая площадка;

Место сбора экипажа - главный отсек;

Экипажные комнаты - отсеки;

Столовая - космическое кафе;

Информационный стенд - Космический лагерь счастливого лета;

Ежедневно в игре добавляются новые слова и термины из космического словаря, который эстетично оформленный вывешивается на видном месте под названием «Азбука космонавтики». Все участники отправляются в путешествие, полное приключений, испытаний и трудностей на поиски планеты «Х». У каждого космического объекта есть свой секрет. Ребятам предлагается исследовать эти объекты и открыть их секреты, познакомиться с их обитателями В путешествии дети и взрослые станут участниками различных конкурсов, состязаний, викторин.

Система стимулирования

В начале игры каждый экипаж создаёт свой звездолёт, на который делает и укрепляет эмблему. За победу в различных делах экипаж может получить знак успеха на свой корабль в виде - радужных звёзд. Эти знаки показывают, какие качества экипаж проявил или приобрёл в ходе мероприятия.

Каждая такая звезда имеет свой цвет

К - креативность

О - оригинальность

Ж - жизнерадостность

З - здоровье, знание

Г -гениальность

С - сплочённость

Ф - фантазия

За особые заслуги - золотая звезда

Задача каждого экипажа - собрать как можно больше звёзд, что поможет выявить лучший экипаж по номинациям:

«Самый дружный»,

«Самый творческий»,

«Самый трудолюбивый»,

«СУПЕРЭКИПАЖ».

Для индивидуальной системы роста в каждом экипаже разработаны свои знаки успеха. Каждый ребенок в начале игры получает свой флажок и является новичком, накопив 20 знаков, он становится спасателем; 30 знаков - суперспасателем.

Каждый экипаж в лагере имеет свой неповторимый имидж. Он выражается в названии экипажа, девизе, символах и атрибутах, законах и традициях отрядной жизни, игровых отрядных условностях, в особых приветствиях, прощаниях, пожеланиях успеха, оформлении бортового журнала (уголка экипажа).

Ресурсное обеспечение

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

куратор летнего отдыха, руководитель программы;

начальник лагеря;

старший воспитатель;

старший вожатый;

педагог-психолог;

воспитатели высшей квалификационной категории ;

воспитатели 1 -й квалификационной категории;

воспитатели 2-й квалификационной категории ;

вожатые отрядов;

педагоги дополнительного образования ;

инструктор по спорту 1 квалификационной категории ;

инструктор по спорту 2-й квалификационной категории ;

аккомпаниатор ;

врач;

медицинская сестра;

Методическое обеспечение

Для эффективной работы в лагере активно используются

1. Методика КТД

В сфере воспитания коллективно-трудовая деятельность и коллективно- творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место.

Виды КТД:

  • Организаторские дела (метод взаимодействия)

  • Общественно-полезные дела (беседы, лекции и т.д.)

  • Познавательные дела (познавательные игры)

  • Трудовые дела

  • Художественные дела

  • Спортивные дела

2. Методика самоуправления

Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

Детское самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей. Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной задачи. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

3.Методические виды продукции:

  • Сценарии праздников.

  • Методические разработки игровых программ, конкурсов, подвижных игр, театрализованных представлений; спортивных эстафет и праздников.

  • Положения о проведении коллективных творческих дел.

  • Материалы для бесед и викторин. Презентации.

  • Материалы мониторинга реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

Помещение и территория лагеря:

5 корпусов для проживания

Столовая

Медпункт

Клуб

Душевые

Комнаты личной гигиены

Спортивный комплекс

Павильоны для кружковой работы

Спортивная площадка, включающая футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки

2 детских городка

Оборудование:

Оборудование и инвентарь для проведения спортивных мероприятий

Компьютеры

Мультимедийный проектор

Экран

Фотоаппарат

Материалы для оформления и творчества детей

Призы и награды для стимулирования

Система внешних контактов лагеря

Социальные партнёры

ФКУ «Центр ГИМС»

МЧС РОССИИ по Нижегородской области

Нижегородская

филармония


Нижегородский Цифровой Мобильный планетарий


Планетарий

ООО «Киномеханик»

ДООЛ

«Чайка»


Библиотечно-досуговый центр

Историко-краеведческий музей

Музей


Педагогический компонент

ДООЛ «Чайка»

Нижегородский

Государственный пед.

Университет им.К.Минина

ГБОУ СПО

Дзержинский педагогический колледж



Нижегородский областной колледж культуры (г.Бор)

ГБОУ СПО Нижегородский педагог.

колледж им. К.Ушинского

Студенты ВУЗов г. Нижнего Новгорода



Психологическое сопровождение лагеря

Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Компоненты психолого-педагогического сопровождения:


  • Диагностический

  • Консультационный

  • Практический

  • Прогностический - функции психолого-педагогического сопровождения в условиях лагеря:

  • Воспитательный- восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающей среде;

  • Компенсаторский - формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилием приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором может добиться успеха, реализовать свои возможности;

  • Стимулирующий- направлен на активизацию положительной социально полезной, предметно-практической деятельности ребенка;

Диагностика и мониторинг

Организационный период. Входная диагностика.

Цель

Название методики

Назначение методики

Изучение нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков.

Познай себя

1.Живая анкета «Давай познакомимся»

2.Анкета «Цветок»

3.Анкета «Я выбираю»

Анкета «Фантастический выбор», «Волшебное озеро»

4.Анкеты «Семь желаний»,

«Самый-самый»,

«Самооценка»,

«Кто Я?»,

Рисуночный тест «Какой Я?

Изучение потребностей и интересов ребёнка.

Получение первичной информации о ребёнке.

Изучение интересов и желаний ребёнка, нравственных ценностей.

Получение информации о качествах и поступках через его самохарактеристику. Изучение направленности ребёнка, самооценки, черт характера.

Основной период. Текущая диагностика.

Цель

Название методики

Назначение методики

Изучение временного детского коллектива, эмоционального самочувствия ребёнка и группы в целом.

1.Мониторинг-карта

2.Цветопись

3.»Градусник»

4.Рисунок-образ

5.Аналогия

Получение условной оценки степени развития коллектива на «сегодня».

Изучение эмоционального самочувствия.

Выявление эмоционального состояния ребёнка.

Выявление эмоционального отношения ребёнка к коллективу.

Получение характеристики детского коллектива.

Заключительный период. Итоговая диагностика

Цель

Название методики

Назначение методики

Подведение итогов

1.Игра «Чудо-дерево»

2.Рейтинг личностного роста

3.Анкета «Согласен- не согласен»

4.Методика «Поляна цветов»

Выявление отношения каждого ребёнка, группы в целом к содержанию работы в течении всей смены.

Определение развития собственной личности.

Получение информации о том, почему понравилось (не понравилось ) в лагере.

Анализ и отражение детей в отрядных и лагерных делах.

Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: "Когда я буду дома, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь - это …". Затем все без исключения записки детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный "сборник" - хороший повод для разговора на общем собрании отряда.

Кружки дополнительного образования

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей и подростков по интересам в малые группы. Организация дополнительного образования в лагере (работа кружков, секций и творческих мастерских) носит вариативный характер, то есть в периоды каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность отдельными помещениями и педагогическими кадрами.

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, создание условий для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.

Эта работа включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идет закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.

В лагере работают кружки:

-авиамодельный «Лёгкие крылья»

-вокальный «Домисолька»

-хореографический «Весёлый каблучок»

-изобразительного искусства «Акварелька»

Мастерская прикладного творчества: вязание, мягкая игрушка, стеклография.

Спортивные секции: теннис, шахматы и шашки; футбол; волейбол, баскетбол.

Организация кружковой деятельности в лагере включается в себя ряд этапов:

  • изучение интересов детей;

  • презентация кружков на линейке в начале смены;

  • ознакомление детей с режимом работы кружков;

  • самоопределение детей и запись в кружки;

  • деятельность ребят в кружках и творческих мастерских;

  • текущее отражение результатов деятельности детей;

  • творческое подведение итогов работы в конце смены (выставки).

Кружки работают ежедневно в течении смены

с 10.00 часов до13.00 часов и с 17.00 часов до 18.00 часов. (индивидуальные занятия)

Оценка эффективности реализации программы

Показатели

Критерии

Инструментарий

Количественный и качественный состав детей.

Занятость детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Охват организованным отдыхом

Сравнительный анализ занятости детей.

Снижение роста заболеваний.

Самочувствие.

Развитость физических качеств.

Укрепление физического и психологического здоровья детей.

Статический медицинский анализ состава здоровья.

Выполнение норматив по физической подготовке.

Комфортность.

Отношение к предложенным видам деятельности.

Удовлетворённость детей предложенными видами деятельности.

Модифицированная методика изучения удовлетворённости жизнедеятельностью.

(А.А.Андреев)

Расширение знаний об истории и природе родного края, Российского флота.

Приобретение определённых навыков.

Активность в общелагерных мероприятиях.

Формирование гражданского сознания.

Анкетирование.

Наблюдение.

Положительное отношение к трудовой деятельности, приобретение опыта работы в коллективе.

Формирование трудовых навыков.

Наблюдение.

Количественный состав детей, охваченных дополнительным образованием.

Стремление к самореализации.

Участие в общелагерных мероприятиях.

Самореализация творческой деятельности.

Методика диагностики творческой активности.

М.И.Рожкова

ФАКТОРЫ РИСКА

В программе присутствуют следующие факторы риска для участников:

- травмы;

- неблагоприятные погодные условия;

- клещи;

- низкая активность детей в реализации программы

Факторы риска

Меры профилактики

Травмы

Проведение с детьми инструктажей по предупреждению травматизма

Неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учёта погоды на свежем воздухе - в хорошую погоду, в помещениях лагеря во время плохих погодных условий)

Клеши

Противоклещевая обработка территории лагеря;

Проведение цикла бесед о мерах профилактики;

Ежедневный осмотр детей

Низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов детей для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, творческой и т.д.)

Постлагерный период

Календарное окончание лагерной смены не является фактическим в личностно-психологическом плане. Дети, как правило, еще долго рассказывают о лагере друзьям и знакомым, перезваниваются и переписываются с вожатыми и друг с другом. Продолжается эмоциональное "пере-проживание". Это - этап рефлексии и разностороннего анализа. Личное внимание участников смены фокусируется на самом значимом и самом важном (положительном или отрицательном) из того, что произошло. Ребенок окончательно определяется: оправдались ли его ожидания. Нередко именно выводы постлагерного периода влияют на отношение ребенка к жизнедеятельности во временном детском коллективе. Через год вновь встает вопрос о пребывании ребёнка на новую смену (снова начинается подготовительный период).

Эти выводы и решения являются главными аргументами "за" и "против" лагеря. Мы как организаторы летнего отдыха детей заинтересованы в том, чтобы аргументы "за" во много раз перекрывали аргументы "против". Мелочей в нашем деле нет, ведь отдых - дело не менее серьезное, чем игра.

Список литературы.

1. Информационно-аналитический сборник. Лето 2009-2013, н.Новгород

2. «Лето открытий». Авторские программы отрядной деятельности, Сачкова Н.В., Ивличева В.А. - Волгоград: Учитель, - 2007 г.

3. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере./ Лобачева С.И. - М. - «ВАКО» 2007 г.

4. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере./Бесова И.А. Ярославль: Академия развития. 2004 г.

5. Весёлые каникулы / О. Братчук, Э. Проскурина - Ростов н/Д: Феникс, Харьков: Торсинг 2005 г.

6. Здравствуй, лето! /С.В. Титов - Волгоград: Учитель, - 2007 г.

7. Позывные лета./ М.М. Баранник, Т.С. Борисова - Москва, 2003 г.

8. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 320 с. - (Мир вашего ребенка).

9. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. - М.:Рольф, 2000. - 224 с., ил. - (Внимание: дети!)

10. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / Титов С.В. - Волгоград: Учитель, 2010. - 132 с.

11. Интерактивные модели летнего отдыха.-Н.Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2012.-180с.

12.Центр научных инвестиций «Лето - это маленькая жизнь» - Н.Новгород, 2014г.- 117с.

Материалы сайтов:

«Вожатый.ru».

ruk.1september.ru/.

tca77.narod.ru/.

rsnd-kvn.narod.ru/kvn.html.

ww.uroki.net/scenar.htm.

scenarii.at.tut.by/pg001.html.




© 2010-2022