Доклад на тему: «Осетинские обычаи и традиции»

     Наши предки, как и русский народ, приняли христианство и верили в Единого Бога. Но так как их праотцы были язычниками, у них сохранилась вера в покровителей: Уастырджы, Фсати, Уацилла, Фæлвæра.       Люди молились им, и, чтобы они помогали, приносили им дары. Но что особенного мог простой крестьянин принести в дар небожителям? То же, что он имел сам, но лучшее: жилье, еда, напитки. Осетины замечали святые места и там делали святилища «Кувæндон».          На столы для молитвы ставили мясо д...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ СОШ № 6 г. Беслана

Доклад на тему: «Осетинские обычаи и традиции»

Доклад


«Осетинские обычаи и традиции»









Доклад на тему: «Осетинские обычаи и традиции»

Наши предки, как и русский народ, приняли христианство и верили в Единого Бога. Но так как их праотцы были язычниками, у них сохранилась вера в покровителей: Уастырджы, Фсати, Уацилла, Фæлвæра.

Люди молились им, и, чтобы они помогали, приносили им дары. Но что особенного мог простой крестьянин принести в дар небожителям? То же, что он имел сам, но лучшее: жилье, еда, напитки. Осетины замечали святые места и там делали святилища «Кувæндон».

На столы для молитвы ставили мясо для Бога, но лучшие, значимые части жертвенного животного: быка или барана. Обязательно хозяйки пекли пироги, но они должны были быть из лучшей, чистейшей муки и только с сыром. И ещё - напитки - квас, пиво, приготовленные из хмеля и пшеницы. Эти блюда и стали традиционными, ритуальными.

Вошло в обычай для небесных сил печь пироги, варить мясо, готовить напитки и с чашей пива обращаться с молитвой к Богу. Бабуля мне рассказывала, что в старину ритуальное пиво наливали в чашу, которая выделялась своей красотой, т.к. силы небесные достойны лучшего напитка, налитого в лучшую посуду.

Доклад на тему: «Осетинские обычаи и традиции»

Чаша непременно должна быть полной, означая богатство, изобилие, благополучие. И чаша не должна была оставаться пустой, ненаполненной, иначе молитва не дойдет до Бога.

А ещё мне рассказывала наша бабуля, что в осетинских семьях избегали слова «нет», «пусто». И когда соседи, предположим, приходили что-то попросить, а этого в доме не было, просящему отказывали фразой: «Дзаг нæм у» (у нас все полно). И просящий понимал: в доме нет того, что он просит.

Когда в доме праздник или радость, хозяйка печет традиционные три пирога. Она может напечь их сколько угодно и с разными начинками: капустой, свекольными листьями, тыквой и т.д. Но для молитвы перед старшим ставят только три пирога и только со свежим сыром - уæлибæхтæ. Эти пироги священны, т.е. предназначены для Бога. В старину для священных и праздничных пирогов муку мололи из чистой пшеницы. У осетин даже был такой праздник «День мытья зерна». Он проводился в июне за неделю до праздника Уацилла. Желая оказать покровителю хлебных злаков Уацилла особую почесть, женщины относили зерно к реке, тщательно его промывали в корзинах речной водой, поом сушили. Из чистой муки пекли пироги для Уацилла. И делали это в абсолютной тишине: ни звуком, ни даже дыханием нельзя было осквернить тесто, из которого лепили уалибахи. Поэтому женщина, которая пекла пироги, должна была прикрываться концом косынки.

Доклад на тему: «Осетинские обычаи и традиции»На свадьбы, кувды, по всем хорошим случаям пекут три пирога. Число «три» связано с:

  1. Богом - Хуыцау.

  2. солнцем - хур.

  3. землей - зæхх.

Во время молитвы старший обычно раздвигает верхний и средний пироги и обращается к Богу с молитвой. А после молитвы пироги опять складывают один на другой и разрезают.

Но существуют ритуальные два пирога. Все осетины знают, в каких случаях перед старшими четное количество пирогов(похороны, поминки).

Мы говорим «два пирога». Это означает, что отсутствует третий средний пирог, олицетворяющий солнце. Когда человек умирает, говорят: «Мæ хур бахуыссыд» - погасло моё солнце. Однако символы земли и неба остаются неизменными.

В конце застолья старший всегда желает, чтобы в каждом доме на стол ставили традиционные три пирога во славу Бога, Солнца, Земли, одним словом, Жизни.

Почему говорят: «Ирон фынг зонд амоны» (осетинский стол учит уму).

Из книг осетинских писателей, из стихов мне представляется, что жизнь бедного крестьянина, живущего в горах, была очень тяжелой. Полуголодные будни были заняты каждодневным изнуряющим трудом. Зато праздники были веселыми, а на стол ставили все, что зарабатывалось долгие месяцы.

Я предлагаю вам мыслями перенестись в маленький солнечный аул в горах. Представьте веселый пир с богатым застольем. Весь аул собрался на кувд: статные сильные горцы в больших мохнатых папахах, в строгих черных черкесках с кинжалами на тугих поясах. Красивые, стройные горянки в нарядных костюмах (разгæмттæ). Роскошные волосы их заплетены в две тугие косы и покрыты, по осетинским обычаям, тонкой, как паутинка, белой шалью, связанной из тонких шелковых нитей.

На столах традиционные осетинские блюда: пироги с сыром, мясом и разными начинками, отварное мясо, пиво, квас, фрукты, овощи, сладости.

Во главе стола сидит старейшина аула. А перед ним традиционные три пирога с сыром, сваренная голова жертвенного животного, графины с аракой, пивом, квасом. Мужчины занимают за столом свои места. Женщинам накрыты столы отдельно. Молодые джигиты обслуживают мужской стол.

Застолье для осетина - это обряд. Оно - важное, торжественное высокое. Прежде, чем все приступят к еде, старший обращается к Единому Богу, вознося к небу полную чашу. В следующих тостах обращаются к святым дзуарам - служителям Бога.

Молодежь в старинучтила стол. До нас дошли пословицы, подтверждающие это:

  • Табу фынджы фарн (Почтение фарну фынга)

  • Ирон фынг зонд амоны (Осетинский стол учит уму).

За столом воспрещались непристойные разговоры, ругань. Оскорбление фынга хозяин никому не прощает. Именно стола осетин божится. И сейчас мы часто слышим, как говорят: «Да будет счастлив стол!», «Пусть извинит стол», «Клянусь хлебом, солью»ю

У осетин издавна считалось плохим тоном, если человек жадничал за столом, много ел, тем более, пил без меры, хватал лучшие куски и не думало других. Может быть , пословица «Гуыбын дæлейы ис, сæр та - уæлейы» (дословно: живот внизу есть, голова - наверху.)

Имеет более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд. Давайте посмотрим на осетинский национальный костюм: у девушки - облегающее платье, у юноши - строгая черкеска. Их стройные фигуры туго затянуты поясами. Не таится ли даже в самом национальном костюме глубокий нравственные смысл: человек не должен есть больше, чем поместится под его туго затянутый пояс. Во время застолья молодежь училась мудрости старших, перенимая у старшего поколения традиции осетинского стола.

«Ирон фынг æгъдауæн у» (осетинский стол учит адату, т.е. порядку). И, конечно же, молодежь на кувде могла повеселиться, ведь, кроме застолья, были массовые танцы: «симд», «приглашение» - красивее этих танцев я не знаю. Молодежь организовывала игры, скачки, джигитовки, представления - эти моменты мы сейчас видим в осетинских танцах. Между парнями и девушками не было тех вольных отношений , как сейчас. Девушка стеснялась смотреть парню в глаза. Парень лишний раз не мог коснуться девушки. Он относился к ней с почтением.

6

© 2010-2022