• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Приемы управления вниманием школьников с особыми образовательными потребностями

Методическая разработка Приемы управления вниманием школьников с особыми образовательными потребностями

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Методическая разработка

Приемы управления вниманием школьников с особыми

образовательными потребностями


Выполнила:

учитель начальных классов

МКОУ Брединской СОШ № 4

Примаченко Н.И.








ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

Глава I Теоретическое обоснование необходимости изучения

вопросов, касающихся создания особых условий для обучающихся с

особыми образовательными потребностями …………………………..5

1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы коррекционного образования………………………………………………..5

1.2 Причины нарушения и снижения уровня интеллекта детей……………7

Глава II Коррекционная работа с детьми ………………………………..11

2.1 Психолого - педагогическая характеристика детей с

нарушением интеллекта…………………………………………………...11

2.2 Коррекционная работа по развитию внимания у детей с ОВЗ…….13

Заключение…………………………………………………………………...17

Литература…………………………………………………………………...18



Введение

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области, а также всей системы специальных (коррекционных) организаций. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Так, в последние годы, количество детей с нарушениями аутистического характера неуклонно растет. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья ( в том числе и детей-инвалидов) предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной и профессиональной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
В Конституции РФ и Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дети с особыми образовательными потребностями имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их особенности

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре, содержании и условиях образования.


Глава I Теоретическое обоснование необходимости изучения вопросов, касающихся создания особых условий для обучающихся с особыми образовательными потребностями

1.1 Нормативно-правовое обеспечение деятельности системы коррекционного образования

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение детьми с особыми образовательными потребностями качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая ФГОС, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.

Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 29.12.2012 № 273 "Об образовании в Российской Федерации", а также в Федеральных законах:

  • от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

  • от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

  • от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

  • от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

  • от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В последние годы государственная политика направлена на то, чтобы создать условия для полноценного образования детям с ОВЗ, а также предпринимаются шаги для полнейшей социализации таких детей.

На сегодняшний день нормативно-правовая база находится в процессе становления, структурирования и доработки. Тем не менее, для администрации и сотрудников образовательного учреждения особенно важной является работа с локальными актами школы: составление положений о школьном консилиуме, формы договора с родителями и т.д.

1.2 Причины нарушения и снижения уровня интеллекта детей

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания

По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».

В последнее время, как в стране, так и в нашей школе растет число детей, которым требуется специальная психолого-педагогическая, коррекционная помощь. Одной из таких причин является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологический возраст у детей обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма. Считаются существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, - внутри-семейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в школьном коллективе. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.

Увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка. Причины нарушения внимания:

- астенические явления;

- несформированность механизма воспроизведения у детей;

- несформированность мотивации;

В современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» выделены следующие важнейшие задачи образования: формирование у учащихся духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности и способности к самообразованию и саморазвитию, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Далее написано: «…образовательно-воспитательный процесс должен быть подчинен цели становления личности ребенка, становления его компетентности (коммуникабельной, интеллектуальной, …)».

Особое внимание педагогам необходимо уделять на своеобразие психического процесса внимания:

-низкое внимание

-низкий уровень устойчивости внимания

- узкий объём внимания

Основной задачей педагогического коллектива школы, где есть дети с ОВЗ, является обеспечение ребенка всем комплексом образовательных услуг.

Цель: формирование эффективной практико-ориентированной системы специального (коррекционного) образования в школе.

Основными задачами работы в данном направлении программы являются:

  • создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • создание системы обучения кадров, осуществляющих учебно-воспитательную коррекционно-образовательную деятельность.

Определены основные направления деятельности:

  • изучение состояния, проблем, достижений, опыта работы специального образования;

  • создание единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии с привлечением специалистов различных ведомств (здравоохранения, социальной защиты, образования)

  • обеспечение преемственности между дошкольным и общим образованием в части обучения детей по специальной (коррекционной) программе;

  • обеспечение интегрированного обучения детей с проблемами в развитии в школе;

  • внедрение новых технологий по профессионально-трудовому обучению и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество;

  • подготовка кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями.

Мероприятия по реализации целей и задач по развитию специального образования:

  1. Нормативно-правовой уровень: реализация в образовательном учреждении положения об обучении детей по специальной (коррекционной) программе, на дому.

2. Информационно-аналитический уровень:

  • анализ состояния работы в школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума;

  • медицинский осмотр детей;

  • оказание методической помощи учителям при составлении календарно-тематического планирования по предметам для обучения детей по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида, обучении на дому;

  • профориентация и трудоустройство выпускников, обучающихся по специальной (коррекционной) программе 7,8 вида.

3. Кадровое обеспечение: курсовая подготовка учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями по проблемам коррекционно-развивающего обучения.




Глава II Коррекционная работа с детьми

2.1 Психолого - педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Словарь иностранных слов раскрывает понятие «интеллект» как ум, рассудок, разум, мыслительная способность человека. В словаре русского языка интеллект определен как ум, мыслительная способность, умственное начало у человека. Словарь синонимов русского языка раскрывает интеллект через снятия «ум», «умственные (мыслительные) способности», «рассудок», «разум». Философский энциклопедический словарь раскрывает интеллект как способность мышления, рационального познания - в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения.

Познание - высшая форма отражения объективной действительности. Такое определение данной категории дано в Философском энциклопедическом словаре.

Целостная многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, система, которая опосредует, преломляет через себя любое внешнее воздействие, получила название «образ мира». Само сознание, с точки зрения Л.С.Выготского, структурно. На том или ином возрастном этапе в центре сознания находится та или иная функция, которая определяет развитие сознания в целом. В раннем возрасте центральное место принадлежит восприятию, в дошкольном возрасте - памяти, в младшем школьном возрасте - мышлению.

Для того чтобы планомерно управлять учебными действиями ученика, учителю необходимы и знания об индивидуальных особенностях ученика. Такие знания позволят не только увидеть стартовые возможности школьника, но и грамотно выстроить индивидуальный образовательный маршрут каждого ученика. Без этих знаний не возможно и личностно-ориентированное обучение. Поэтому реализация индивидуальных образовательных маршрутов требует особо подготовленного педагога, имеющего интегративные психолого-педагогические знания.

Особое значение приобретает знание педагогом механизмов протекания основных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление) у школьника. Только такие знания позволят не только диагностировать уровень их развития на разных этапах образовательного маршрута, но скорректировать его путь, целенаправленно осуществлять развитие учащегося.

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с особыми образовательными потребностями непосильными. Отсутствие у отстающих учащихся минимального фонда знаний по математике, несформированность приемов учебной деятельности, основных операций мышления не позволяют им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому традиционная программа по математике для общеобразовательных учреждений была пересмотрена таким образом, чтобы обучение математике осуществлялось на доступном уровне для такой категории школьников.


2.2 Коррекционная работа по развитию внимания у детей с ОВЗ

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника - слепого, глухого или умственно отсталого ребенка - в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов. Именно поэтому в современном образовании остро встал вопрос об инклюзивном образовании.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

  • программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

  • программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;

  • программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.

Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

. Одной из особенностей учащихся с проблемами в развитии, является недостаточный уровень активности всех психических процессов. Таким образом, применение в ходе обучения средств активизации учебной деятельности является необходимым условием успешности процесса обучения школьников сОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей эффективности познавательной деятельности в целом.
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения.
Следующим очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения..
Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Активные методы обучения, игровые методы - очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого включаю в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например,
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение - «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).
• на слуховое восприятие - «Исправь неправильное утверждение».

Упражнения для развития внимания

  1. 1. Расшифруй слова и запиши их без ошибок:

    1. a. Аворок, алокш, кинечу, адогоп, алкук, теломас, анишам, рофотевс, ьлибомотва.

    2. Корректурная проба. Определение объема внимания (норма 600 знаков - 5 ошибок).На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая буквы слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут.

Например:

Е К Р Н С О А Р Н Е С В А Р К В Р Е О Д Г А В Е Н Р О М Н Е Р О П Н Е Р

  1. 3. Найди слова, которые «спрятались»:

    1. Аврогазетаатмнисвлшктдомврмченгрозаастргрслонекго

  2. 4. Раздели слова, которые «склеились»:

    1. Шаркорзинаботинкибинокльедаобезьянакнигарукаель

  3. 5. Зачеркни повторяющиеся слова:

    1. Моресолнцелесводамореземлясолнцелучнебоводарыбалесуткаморесолнцепароходводаземляпоходмореискрынебодетиморе

  4. 6. Расставь числа в порядке возрастания:

    1. a. 5, 8, 6, 4, 12, 7, 2,0 ,8 ,10 ,4 ,3 ,2 ,0, 5, 2, 8, 5, 7, 18, 22, 11, 16, 8, 13, 6, 19, 21, 15, 17, 30, 27, 32, 18, 8, 7, 4, 42.

  5. Игра «Что убрали со стола и что добавили?» На столе лежат школьные принадлежности в количестве 10 предметов. Задание: «Внимательно посмотрите и запомните предметы, лежащие на столе, их расположение (1-2 минуты). Закройте глаза». В это время учитель убирает (или добавляет предметы), либо меняет их расположение. Затем просит открыть слова и написать все изменения, которые они заметили (или написать, если игру проводят с классом). Игру усложняют, добавляя количество предметов для запоминания и увеличивая действия с ними.

  6. 8. Игра: «Найди ошибки в примерах».

    1. 10-7=2 3+5-3=4 10+2-9=3 15-6+2= 9

    2. 2+6= 7

  7. 9. Упражнение, направленное на увеличение объема внимания

Включается элемент соревнования. Учащимся предлагается по сигналу «Внимание» фиксировать взглядом слово и постараться прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его по памяти. Кто записал правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, тот и выиграл.

Заключение

Дети с ОВЗ нуждаются в своевременном выявлении необходимости индивидуального обучения, в реализации потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает. Очень важно в этой ситуации педагогу иметь специальные профессиональные навыки, консультировать родителей, советоваться с ними. А самое важное - это выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми на максимально раннем этапе. Это позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка и подготовить его к обучению в среднем и старшем звене общеобразовательного учреждения. В тесном сотрудничестве должны работать учителя - предметники, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и медицинские работники. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Перед педагогами школ с инклюзивным образованием, специально (коррекционным) образованием стоит огромная задача - поиск путей решения проблемы и разработка адаптированных образовательных программ.


Литература

  1. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями

здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.

  1. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. - М., 2000.

  2. Организация специальных образо_вательных условий для детей

с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных

учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012.

  1. Алехина СВ. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве. /Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.

  2. Наумов А.А. Построение педагогического процесса в условиях интегрированного (инклюзивного) образовательного учреждения: уч.-мет. пособие.- Пермь: ПГПУ, 2010 .

  3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты: метод, пособие ддя учителей Кл. I коррекционно-развивающего обучения / С.Г.Шевченко - М.: Нум.-изд, центр В Л АД ОС, 2001.

  4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.- М.: Владос, 2011.

  5. Журнал «Начальная школа» №12 1997 статья Е.Т. Логинова

« Опыт международного сотрудничества по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии»

  1. Журнал «Начальная школа» №7 2007 год статья Ю.А.Афанасьевой «Коррекционные приемы на уроках русского языка»

  2. Шевченко С.Г., Бабкина. Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. - М.: Школьная пресса, 2006г.

© 2010-2022