Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Башҡортостан Республикаһы Учалы районы муниципаль

районының муниципаль дөйөм белем биреү учреждениеһы

Миндәк ауылының 7-се урта дөйөм белем биреү мәктәбе

Эҙләнеү эше

Темаһы : Тауҙарыбыҙ тарихы




Эҙләнеү эшен атҡарҙы: Сөләймәнов Илгиз Зөфәр улы

Етәксеһе: Сөләймәнова Резеда Сәлмән ҡыҙы


Килмәк- 2015.


Йөкмәткеһе:

1.Инеш

2. Төп өлөш

Һылыуташ.

Һыу- йәшәү сығанағы.

3.Йомғаҡлау.

4. Ҡулланылған әҙәбиәт.

5. Ҡушымта.

Инеш

Тикшеренеү эшебеҙҙең актуаллеге

Борон беҙҙең ата-бабалар: «Һәр кеше үҙенең ете быуынын,шунан ары ауылының,халҡының тарихын белергә тейеш»,- тигән һәм үҙ балаларынан ошо ҡағиҙәне үтәүҙе талап иткән. Беҙҙең район- күп милләтле .Һуңғы йылдарҙа үҙ тамырҙарын барларға теләүселәр күп,ләкин ер-һыу атамаларын һаҡлап бармау бөгөнгө көндә эҙләнеүселәр өсөн ауырлыҡ тыуҙыра.

Атамалар- халыҡтың тарихын, тормош-көнкүрешен, мәҙәниәтен сағылдырған тылсымлы бер көҙгө ул.

Эҙләнеү эшенең маҡсаты

1.Ғалимдарҙың һыуға арналған мәҡәләләрен тикшереп,

2.Килмәк ауылының тау-таштарының тарихын тикшереү.

Уларҙы барлау

3.Иптәштәремдә тарихты өйрәнеүгә ҡыҙыҡһыныу уятыу.

Эҙләнеү эшенең гипотезаһы

1.Тыуған ергә бәйле ер- һыу атамаларының тарихын өйрәнеү;

2. Үҙ еребеҙҙең матурлығын данлау.

Эҙләнеү эшенең методтары.

-тарихты тикшереү.

-ололар менән осрашыу.

-һыуға бәйле әҙәбиәт менән танышыу.

Тикшеренеү объекты

Темаға ярашлы әҙәбиәт ,ағай-энеләр менән әңгәмә.

Эҙләнеү предметы

Һылыуташҡа бәйле материалдар .

Эҙләнеүҙең практик әһәмиәте

Йыйылған материалдар артабан ауыл тарихын өйрәнеүҙә, мәктәп музейында файҙаланыла ала.

Төп өлөш

1.Һылыуташ.

2.Һыу- йәшәү сығанағы.

3.Уйынды сәхнәләштереү.

4.Фотоһүрәттәр.




...Башкортостан - ты родина моя!

Люблю твои широкие поля,
Леса, озёра с чистою водой.
Горжусь красавицей такой!
Здесь родился я и живу
И никогда не брошу Родину свою!..

Как-то вечером Ишмухамед бабай предложил папе съездить в поход. Папа сообщил об этом нам и на следующее утро поехали на Һылыуташ (Красивая гора). Нас было 5 семей.
Был осенний день. Но вчерашний порывистый ветер осыпал все золото леса, и листья шуршат под ногами.
Вот лесорубы. Они остановились на обед. Впереди нас ждет дорога-ужасная. А … это Шайтан үҙәге (Чертово лощина). После дождей здесь стояли большие грузовые машины с лесом, не могли выехать. Ишмухамед бабай еще пошутил : «Этих машин держит лесной хозяин, не хочет отпускать свой лес чужакам». И происхождение названия этой лощины связано с такими историями. С левой стороны видим высокую гору. Это Тораташ. Нам гора напоминает длинную и высокую стену из больших - больших камней. А местное русское население называет "Железной воротой".
Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Проехав чуть дальше - гора Әбей осҡан. Откуда же это название? По древним легендам недалеко от этого места дедушка с бабушкой косили сено. Они как - то задержались там допоздна. А у бабушки без того глаза плохо видели и поэтому бабушка отстала от дедушки, сошла с пути. Заблудившись в темноте и не заметив обрыва, она упала. Отсюда и название горы Әбей осҡан. Русские называют "Железной стеной".
Мы едем дальше. Проехали ручей. Это течет Табылғашты.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Вокруг много заготовленного, но невывезенного леса и все гниет. Тут лежат кучами в нескольких местах береста. Мы удивились увиденному, а Расуль ағай объяснил, что это собирают для дёгтя.
Вот мы и доехали до назначенного места. Это подножие Һылыуташ.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Мы с мамами пошли за водой, а папы готовили место для костра и собирали хворост.
Здесь был ручей , но воды не оказалось. Мы все прислушались и где- то пониже услышали тихое журчанье ручейка. Подошли к этому месту, и чтоб добыть чистую воду, нам всем пришлось потрудиться.Мы все вместе начали убирать старую траву, палки и большие камни. Освобождённый от грязи, вновь забил ключик, прокладывая дорогу к большой воде.Уютно струилась вода среди черёмуховых зарослей, сверкая хрустальной холодной водицей по камешкам. Я в это время почувствовал себя маленьким экологом. Обрадовался, что сделали полезное дело.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Ведь не зря вода обожествлялась башкирами, считалось, что у водной стихии имеется свой Дух - hыу эйәhе, более того, выделялись Отец воды - hыу атаhы и Мать воды - hыу инәhе. При некоторых болезнях, например, ветрянке, заговаривали крупу, соль и бросали в реку или озеро со словами:

Отец воды Сулейман,

Мать воды Хыубикэ.

Не ловите меня,

Ловите болезнь,

Тьфу, тьфу, тьфу!

(Хисамитдинова, 2006. - С. 134).

Лечебный эффект народной медицины часто основывался на самовнушении и вере в сверхъестественные силы. По мнению башкир, целебными качествами обладала вода, привезенная из святых мест. У святого источника, прочитав молитвы, «наполняли кожаные мехи и разные сосуды, увозили в свои дома и употребляли от многих болезней» (Кудряшов, 1898. - С. 366). В знахарстве находила применение и родниковая вода, набранная на рассвете со специальными заговорами:

Покровительница рассветных вод, дай водицы,

Для исцеления такого-то ребенка

Нужна водица...

Длинноволосая и стройная,

Серебрянозубая дева воды,

Не откажите в моей просьбе.

(Хисамитдинова, 2006. - С. 98).

Запрещалось брать воду из открытых источников после захода солнца. Если по какой-то уважительной причине приходилось нарушить этот запрет, к Духу воды обращались с просьбой «разрешить набрать воды». Целебные свойства приписывались утренней росе, считалось, что она обладает и чадородной силой. Женщине, которая не могла забеременеть,рекомендовалось поваляться по утренней росе. Муж бездетной женщины также должен был на окраине деревни вырыть новый колодец и этой водой напоить жену (Хисамитдинова, 2006. - С. 4-5).

Имела место и вера в обережные свойства воды. Так, новорожденного с пожеланиями здоровья и долголетия купали в слегка подсоленной воде. От сглаза маленьких детей протирали водой, собранной с запотевшего окна, или водой, которой ополоснули дверные ручки в доме. Вода широко использовалась в знахарской практике. С использованием воды проводили обряд «отливания души» - ҡот ҡойоу, если считали, что ҡот - жизненная сила - покинула человека. Считалось, что вода, использованная в данном обряде, обладает особым целебным эффектом; при этом над головой больного держали сосуд с водой, в которую постепенно вливали расплавленный свинец, заклиная:

Приди, вернись, мой ҡот,

Ведь хозяева твои здесь, мой ҡот,

Подобно воде текущей приплыви,

Подобно белой рыбе приплыви,

Ведь хозяева твои здесь, мой ҡот,

Приди, мой ҡот, вернись,

Ҡайт, мой ҡот, вернись, мой ҡот!

(БХИ. - С. 62).

По застывшей (отлившейся) в холодной воде фигурке (ее впоследствии носили как оберег на груди) распознавали существо или предмет, явившийся причиной испуга и болезни этого человека. Водой, в которой отливали ҡот, мыли лицо, руки, голову больного, три глотка воды давали выпить с таким заговором:

Дай благополучия и средств,

Ниспошли здоровье.

Если ты (болезнь) пришла с ветром,

С ним улети!

Если пришла с водой,

В воду уйди!

Откуда пришла,

Туда и уходи!

Тьфу, тьфу, тьфу!

(Хисамитдинова, 2006. - С. 46, 93-94).

Иногда больного умывали и поили водой, в которую со специальными заговорами опускали раскаленную подкову, серебряную монету, веточку рябины или другие обереги (Сулейманова, 2005. - С. 19).


Пообедав, мы поднялись на среднюю скалу- Егеттәр ташы.Там таких скал -3. Первая- Ҡыҙҙар ташы,потом-Егеттәр ташы и последняя скала-Һылыуташ.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихыЭҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

А Рамзия әбей с Гульсум апай даже песню спели на верхушке скалы. С этой горы все видно, как на ладони: гора Иремель, Ямантау, поселок Тирлян. Даже Ямантау почему-то кажется, что ближе, чем Иремель.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихыЭҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

А с другой стороны видна наша деревня и часть нашего озера Мисселли.

Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

Мы стояли и любовались неповторимой красотой нашего края. Как все красиво и все родное. И это наше. А я,по своему обычаю,оставил монету под камнем до следующего раза.Пусть ждет меня, а я обязательно вернусь.Эҙләнеү эше. Темаһы Тауҙарыбыҙ тарихы

© 2010-2022