Методическая разработка воспитательного мероприятия Лесная азбука, викторина

     Викторина "Лесная азбука" может быть проведена 21 марта в Международный день леса или во время Всероссийской акции "Живи, лес!" педагогами дополнительного образования в детских объединениях, учителями начальных классов или педагогами во внеурочной деятельности.      В нашей стране родилась пословица: "Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!". Хорошая, мудрая пословица, напоминающая всем, какую громадную пользу приносят нам леса, поэтому мы должны всегда помнить об этом....
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области













Методическая разработка

воспитательного мероприятия

«Лесная азбука», викторина.




подготовила:

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Станция юных натуралистов»

Красногвардейского района Белгородской области

Кравченко Лилия Сергеевна

















г. Бирюч. 2014 год

Название разработки: воспитательное мероприятие

Название и форма проведения: «Лесная азбука» викторина

Пояснительная записка

Цель: формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.

Задачи:

- систематизировать знания детей о лесе как об экосистеме, значении леса в жизни человека, правилами поведения в лесу;

- знакомить с причинами исчезновения лесов, с причинами возникновения пожаров в лесу и планом спасения леса от пожара;

- формировать речь детей, мышление, любознательность, экологически правильное поведение в лесу;

- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.

Форма проведения: викторина

Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный.

Возраст детей: 10-11 лет

Условия для проведения: кабинет биологии.

Оборудование: Плакат «Берегите лес!», нарисованные грибы, ягоды, орехи с загадками о лесе, письмо Лесного Царя-Государя, экологические листовки и памятки в защиту леса, компьютер, проектор.

Методические советы на подготовительный период: подготовить загадки и пословицы о лесе и лесных жителях, листовки в защиту леса, памятки о правилах поведения в лесу.

План мероприятия

I. Организационный момент.

II. Основные этапы мероприятия.

  1. Викторина «Что мы знаем о лесе?»

  2. Конкурс «В лес по загадки»

  3. Конкурс «Пословицы с лесной опушки»

  4. Викторина «Лес - друг человека»

  5. Экологическая сказка «Лесное Царство-Государство»

  6. Конкурс «Помощь Лесному Царю»

III. Итог мероприятия. Развешивание листовок в защиту леса и памяток с правилами поведения в лесу, проведение экологической операции «Зеленый патруль». Рефлексия.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! 21 марта в нашей стране и во всем мире отмечается праздник - Международный день леса.

Основная задача Международного дня леса - показать значимость лесов для нашей планеты, необходимость их защиты, охраны и восстановления.

Вот и мы сегодня с вами поговорим о лесе: что такое лес, какой он - лес, чем лес помогает человеку, узнаем причины исчезновения лесов, выучим и запомним правила поведения в лесу.

Итак, отправляемся в лес.

Здравствуй, лес,

Дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь: мы свои.

II. Основные этапы мероприятия.


  1. Викторина «Что мы знаем о лесе?»

Педагог: 1. Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей)

1 Ребенок: Лес - это дом для птиц и зверей.

2 Ребенок: Лес - это ягоды, грибы и орехи.

3 Ребенок: Лес - это «легкие» нашей планеты.

4 Ребенок: Лес - это красота!

Педагог: 2. Какие деревья растут в наших лесах?

1 Ребенок: Береза, дуб, клен, липа.

2 Ребенок: Ель, сосна.

3 Ребенок: Осина, рябина.

Педагог: 3. Какие животные обитают?

1 Ребенок: Волк, лиса, заяц.

2 Ребенок: Ежи, белки.

Педагог: 4. Каких насекомых можно встретить в лесу?

1 Ребенок: Жуки, пауки.

2 Ребенок: Комары.

Педагог: 5. Какие птицы живут в лесу?

1 Ребенок: Дятлы - санитары леса.

2 Ребенок: Сорока, кукушка, сова.

3 Ребенок: Соловей, воробей.

2. Конкурс «В лес по загадки»

Педагог: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А мы с вами отправимся в лес по загадки. Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней. (Дети собирают нарисованные грибы и ягоды, которые развешены на доске, читают и отгадывают, написанные на них загадки).

Загадки о лесе:


1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (дерево, лес)

2. Дом открыт со всех сторон,

В доме тысяча колонн,

Над колоннами - шатры,

Под колоннами ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и шатрах. (лес)

3. Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких:

Если их не обойдешь -

На себе их все найдешь. (репей)

4. Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл,

Красну шапочку нашёл. (подосиновик)

5. На полянках девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (березки)

6. Малые детки

Сидят на ветке,

Как подрастут -

На землю спрыгнут. (орехи, желуди)

7.Стоит Егорка

В красной ермолке,

Кто ни пройдёт

Всяк наклонится. (земляника)

8. Нет грибов дружней, чем эти,

- Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

9. И на горке, и под горкой,

Под березой, да под елкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят. (грибы)

10. Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьет,

Но в иголках круглый год. (елка)

11.Весной зеленела, а летом загорала,

Осенью надела красные кораллы. (рябина)

12. Никто ее не пугает,

А она вся дрожит. (осина)

13.У меня иголки длиннее чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (сосна)

14.Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает. (белка)

15. Не рычу, не грозен с виду,

Но не дам себя в обиду.

От медведя и от волка

Защитят меня иголки. (еж)

16. Этот маленький народ

Никогда не устает.

В дом несут они на спинке

Прутик, листики, соринки. (муравьи)

17.Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей. (лиса)

18.Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Улетит в дупло. (сова)

19. Я на пне ее застала,

Думала, она устала.

Я поймать ее хотела,

Но в ладошку поглядела -

Чудеса! Вот это да!

Ускользнула без хвоста! (ящерица)

20. Самолетик не стальной,

С носом тоненьким - иглой.

Он летает и пищит,

Укусить нас норовит. (комар)


  1. Конкурс «Пословицы с лесной опушки»

Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы о лесе? Давайте это проверим.

1 Ребенок: «Лес - богатство и краса, береги свои леса!»

2 Ребенок: «Рощи да леса - всему свету краса»

3 Ребенок: «По лесу ходи - под ноги гляди»

4 Ребенок: «Лес - не школа, а всех учит»

5 Ребенок: «Лес и вода - брат и сестра»

6 Ребенок: «Растение -земли украшение»

  1. Викторина «Лес - друг человека»

Педагог: 1. Ребята, ответьте, зачем люди ходят в лес?

1 Ребенок: За грибами.

2 Ребенок: За ягодами.

3 Ребенок: За орехами.

4 Ребенок: За дровами.

5 Ребенок: За лекарственными растениями.

6 Ребенок: Отдохнуть.

Педагог: 2. Какие лесные ягоды вы знаете?

1 Ребенок: Земляника

2 Ребенок: Брусника.

3 Ребенок: Клюква.

4 Ребенок: Малина.

5 Ребенок: Ежевика.

Педагог: 3. Какие грибы вам знакомы?

1 Ребенок: Опята.

2 Ребенок: Лисички.

3 Ребенок: Подосиновики.

4 Ребенок: Подберезовики.

5 Ребенок: Маслята.

6 Ребенок: Ядовитые - мухоморы и поганки.

Педагог: Леса имеют очень важное экологическое значений. Они помогают регулировать температуру на нашей планете, обеспечивают кислородом, поглощают вредные вещества, сохраняют водные ресурсы. Леса являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей.

5. Экологическая сказка «Лесное Царство-Государство»

Педагог: А сейчас, ребята, послушайте сказку о лесном царстве-государстве.

Жил да был царь лесной с бородой.

Он любил и берег край родной.

Да случилося горе великое:

На царство напала чернь дикая.

И пожрала она все дубравушки,

Потоптала шелковы травушки,

Замутила озера ясные,

Наступили денечки ненастные.

И заплакали звери лесные:

Как нам жить-поживать?

Будем горе-горевать, приговаривать:

«Ой, спаси нас, царь,

Царь наш, батюшка!

Погибает зелена дубравушка!

Нам не жить без нее, без красивой,

Ведь она - наша Родина милая!»

Тут и жук подоспел, запричитывал:

-«Вот уж горе-то, горе великое.

Не вредители мы, мы полезные.

День-деньской все мы трудимся,бедные!»

А жужелица: «Жу-жу-жу!

Ничего я не пойму!

Поедали мы личинки, спасали землянику,

А теперь нам не везет, кто же от беды спасет?»

Ну а рыбки все в речке заплакали,

И соленые слезы закапали:

- «Невозможная жизнь в нашей речушке,

Ой, спаси, сохрани нас, царь-батюшка!

Пригорюнился царь, призадумался,

Как спаси свой народ

От горя лютого,

От горя лютого, лихолетьюшка?

Педагог: Можно ли помочь царю лесному? Что вы предлагаете?


  1. Конкурс «Помощь Лесному Царю»

( дети работают в группах по 5-6 человек, записывая на листочек)

Педагог: Задание 1: Выработать правила поведения в природе;

Задание 2: Доказать, что они жизненно необходимы.

(затем по одному человеку от группы выходят к доске и зачитывают свои правила, записывают их на плакате «Берегите лес!»)

Педагог: (обобщает, делает выводы и предлагает детям правила в стихотворной форме).


Стихотворение «Правила поведения в лесу».

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверушки,

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай!

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять:

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу - всего лишь гость.

Здесь хозяин - дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверушкам,

Приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек -

Будь-то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба -

Скажет: «Ты - мой друг!

Спасибо!»

Педагог: Лесной Царь-Государь прислал нам письмо, я его вам сейчас зачитаю:

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не ломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину!» (Лесной Царь-Государь)

Педагог: Соблюдайте эти правила и тогда, лесной царь будет рад встрече с вами и отблагодарит вас своими лесными дарами.

III. Итог мероприятия.

Педагог: В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев. Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но душа в нем все-таки осталась. Это - заколдованный человек-великан. Поэтому перед деревьями трепетали, молились на них и охраняли.

И мы с вами знаем, какую громадную пользу принося нам леса. Сегодняшнее наше мероприятие - еще одно напоминание об этом.

В нашей стране родилась пословица: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!» Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо всегда помнить ее.

А сейчас мы с вами пойдем развешивать листовки и памятки о правилах поведения в лесу и проведем «Зеленый патруль» по очистке лесополосы от мусора.

Рефлексия:

Педагог: Ребята, продолжите фразу: «Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о….»

Методические советы организаторам и постановщикам

Заранее подобрать вопросы к викторинам, загадки о лесе, пословицы о лесе, стихи и сказки, придумать и распечатать листовки и памятки.

Методические советы на период ближайшего последействия

1. Разработать «лесные объявления» и «лесные знаки» (таблички, стенды, плакаты, напоминающие о правилах поведения в природе).

2. Установить «лесные объявления» и «лесные знаки» в лесах, парках, зонах отдыха, в лесополосах, на экологических тропах.


Список литературы


  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. - Москва: ВАКО, 2011 год, с. 67, с. 137, с. 145, с. 158, с. 203.

  2. Андреева Т.Н. «Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки, 5-11 классы. Волгоград: Издательство «Учитель» 2009 год, с.70, с. 76, с. 119.

Интернет ресурсы:

1. pedsovet.org

2. notillusion.ru/zagadki-pro-les.

3. forest.ru/rus/ (сайт "Все о российских лесах")



© 2010-2022