- Преподавателю
- Другое
- Методическая разработка воспитательного мероприятия Лесная азбука, викторина
Методическая разработка воспитательного мероприятия Лесная азбука, викторина
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кравченко Л.С. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области
Методическая разработка
воспитательного мероприятия
«Лесная азбука», викторина.
подготовила:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Кравченко Лилия Сергеевна
г. Бирюч. 2014 год
Название разработки: воспитательное мероприятие
Название и форма проведения: «Лесная азбука» викторина
Пояснительная записка
Цель: формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.
Задачи:
- систематизировать знания детей о лесе как об экосистеме, значении леса в жизни человека, правилами поведения в лесу;
- знакомить с причинами исчезновения лесов, с причинами возникновения пожаров в лесу и планом спасения леса от пожара;
- формировать речь детей, мышление, любознательность, экологически правильное поведение в лесу;
- воспитывать бережное отношение к лесу, умение видеть красоту природы.
Форма проведения: викторина
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный.
Возраст детей: 10-11 лет
Условия для проведения: кабинет биологии.
Оборудование: Плакат «Берегите лес!», нарисованные грибы, ягоды, орехи с загадками о лесе, письмо Лесного Царя-Государя, экологические листовки и памятки в защиту леса, компьютер, проектор.
Методические советы на подготовительный период: подготовить загадки и пословицы о лесе и лесных жителях, листовки в защиту леса, памятки о правилах поведения в лесу.
План мероприятия
I. Организационный момент.
II. Основные этапы мероприятия.
-
Викторина «Что мы знаем о лесе?»
-
Конкурс «В лес по загадки»
-
Конкурс «Пословицы с лесной опушки»
-
Викторина «Лес - друг человека»
-
Экологическая сказка «Лесное Царство-Государство»
-
Конкурс «Помощь Лесному Царю»
III. Итог мероприятия. Развешивание листовок в защиту леса и памяток с правилами поведения в лесу, проведение экологической операции «Зеленый патруль». Рефлексия.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! 21 марта в нашей стране и во всем мире отмечается праздник - Международный день леса.
Основная задача Международного дня леса - показать значимость лесов для нашей планеты, необходимость их защиты, охраны и восстановления.
Вот и мы сегодня с вами поговорим о лесе: что такое лес, какой он - лес, чем лес помогает человеку, узнаем причины исчезновения лесов, выучим и запомним правила поведения в лесу.
Итак, отправляемся в лес.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои.
II. Основные этапы мероприятия.
-
Викторина «Что мы знаем о лесе?»
Педагог: 1. Как вы понимаете, что такое лес? (Ответы детей)
1 Ребенок: Лес - это дом для птиц и зверей.
2 Ребенок: Лес - это ягоды, грибы и орехи.
3 Ребенок: Лес - это «легкие» нашей планеты.
4 Ребенок: Лес - это красота!
Педагог: 2. Какие деревья растут в наших лесах?
1 Ребенок: Береза, дуб, клен, липа.
2 Ребенок: Ель, сосна.
3 Ребенок: Осина, рябина.
Педагог: 3. Какие животные обитают?
1 Ребенок: Волк, лиса, заяц.
2 Ребенок: Ежи, белки.
Педагог: 4. Каких насекомых можно встретить в лесу?
1 Ребенок: Жуки, пауки.
2 Ребенок: Комары.
Педагог: 5. Какие птицы живут в лесу?
1 Ребенок: Дятлы - санитары леса.
2 Ребенок: Сорока, кукушка, сова.
3 Ребенок: Соловей, воробей.
2. Конкурс «В лес по загадки»
Педагог: Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А мы с вами отправимся в лес по загадки. Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки еще интересней. (Дети собирают нарисованные грибы и ягоды, которые развешены на доске, читают и отгадывают, написанные на них загадки).
Загадки о лесе:
1. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (дерево, лес)
2. Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами - шатры,
Под колоннами ковры.
Там живут и на коврах,
На колоннах и шатрах. (лес)
3. Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь. (репей)
4. Маленький, удаленький
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл. (подосиновик)
5. На полянках девчонки
В белых рубашонках,
В зеленых полушалках. (березки)
6. Малые детки
Сидят на ветке,
Как подрастут -
На землю спрыгнут. (орехи, желуди)
7.Стоит Егорка
В красной ермолке,
Кто ни пройдёт
Всяк наклонится. (земляника)
8. Нет грибов дружней, чем эти,
- Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
9. И на горке, и под горкой,
Под березой, да под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (грибы)
10. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Сама ничего не шьет,
Но в иголках круглый год. (елка)
11.Весной зеленела, а летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (рябина)
12. Никто ее не пугает,
А она вся дрожит. (осина)
13.У меня иголки длиннее чем у елки,
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (сосна)
14.Она не ходит по земле,
Как птица не летает.
Предпочитает жить в дупле,
Орешки запасает. (белка)
15. Не рычу, не грозен с виду,
Но не дам себя в обиду.
От медведя и от волка
Защитят меня иголки. (еж)
16. Этот маленький народ
Никогда не устает.
В дом несут они на спинке
Прутик, листики, соринки. (муравьи)
17.Я хитрая и ловкая,
Меня зовут плутовкою.
А мне вот больше нравится,
Когда зовут красавицей. (лиса)
18.Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Улетит в дупло. (сова)
19. Я на пне ее застала,
Думала, она устала.
Я поймать ее хотела,
Но в ладошку поглядела -
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста! (ящерица)
20. Самолетик не стальной,
С носом тоненьким - иглой.
Он летает и пищит,
Укусить нас норовит. (комар)
-
Конкурс «Пословицы с лесной опушки»
Педагог: Ребята, а вы знаете пословицы о лесе? Давайте это проверим.
1 Ребенок: «Лес - богатство и краса, береги свои леса!»
2 Ребенок: «Рощи да леса - всему свету краса»
3 Ребенок: «По лесу ходи - под ноги гляди»
4 Ребенок: «Лес - не школа, а всех учит»
5 Ребенок: «Лес и вода - брат и сестра»
6 Ребенок: «Растение -земли украшение»
-
Викторина «Лес - друг человека»
Педагог: 1. Ребята, ответьте, зачем люди ходят в лес?
1 Ребенок: За грибами.
2 Ребенок: За ягодами.
3 Ребенок: За орехами.
4 Ребенок: За дровами.
5 Ребенок: За лекарственными растениями.
6 Ребенок: Отдохнуть.
Педагог: 2. Какие лесные ягоды вы знаете?
1 Ребенок: Земляника
2 Ребенок: Брусника.
3 Ребенок: Клюква.
4 Ребенок: Малина.
5 Ребенок: Ежевика.
Педагог: 3. Какие грибы вам знакомы?
1 Ребенок: Опята.
2 Ребенок: Лисички.
3 Ребенок: Подосиновики.
4 Ребенок: Подберезовики.
5 Ребенок: Маслята.
6 Ребенок: Ядовитые - мухоморы и поганки.
Педагог: Леса имеют очень важное экологическое значений. Они помогают регулировать температуру на нашей планете, обеспечивают кислородом, поглощают вредные вещества, сохраняют водные ресурсы. Леса являются средой обитания множества растений и животных, обеспечивают пищу и здоровую среду для людей.
5. Экологическая сказка «Лесное Царство-Государство»
Педагог: А сейчас, ребята, послушайте сказку о лесном царстве-государстве.
Жил да был царь лесной с бородой.
Он любил и берег край родной.
Да случилося горе великое:
На царство напала чернь дикая.
И пожрала она все дубравушки,
Потоптала шелковы травушки,
Замутила озера ясные,
Наступили денечки ненастные.
И заплакали звери лесные:
Как нам жить-поживать?
Будем горе-горевать, приговаривать:
«Ой, спаси нас, царь,
Царь наш, батюшка!
Погибает зелена дубравушка!
Нам не жить без нее, без красивой,
Ведь она - наша Родина милая!»
Тут и жук подоспел, запричитывал:
-«Вот уж горе-то, горе великое.
Не вредители мы, мы полезные.
День-деньской все мы трудимся,бедные!»
А жужелица: «Жу-жу-жу!
Ничего я не пойму!
Поедали мы личинки, спасали землянику,
А теперь нам не везет, кто же от беды спасет?»
Ну а рыбки все в речке заплакали,
И соленые слезы закапали:
- «Невозможная жизнь в нашей речушке,
Ой, спаси, сохрани нас, царь-батюшка!
Пригорюнился царь, призадумался,
Как спаси свой народ
От горя лютого,
От горя лютого, лихолетьюшка?
Педагог: Можно ли помочь царю лесному? Что вы предлагаете?
-
Конкурс «Помощь Лесному Царю»
( дети работают в группах по 5-6 человек, записывая на листочек)
Педагог: Задание 1: Выработать правила поведения в природе;
Задание 2: Доказать, что они жизненно необходимы.
(затем по одному человеку от группы выходят к доске и зачитывают свои правила, записывают их на плакате «Берегите лес!»)
Педагог: (обобщает, делает выводы и предлагает детям правила в стихотворной форме).
Стихотворение «Правила поведения в лесу».
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять:
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу - всего лишь гость.
Здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверушкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек -
Будь-то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба -
Скажет: «Ты - мой друг!
Спасибо!»
Педагог: Лесной Царь-Государь прислал нам письмо, я его вам сейчас зачитаю:
«Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину!» (Лесной Царь-Государь)
Педагог: Соблюдайте эти правила и тогда, лесной царь будет рад встрече с вами и отблагодарит вас своими лесными дарами.
III. Итог мероприятия.
Педагог: В древние времена зорко охраняли леса, так как считали их священными, молились им и жестоко расправлялись, вплоть до смертной казни, с губителями деревьев. Дерево считали человеком, на которого рассердился бог, и потому тело его обросло корой, ноги в землю вошли, и он говорить не может, только шепчет, но душа в нем все-таки осталась. Это - заколдованный человек-великан. Поэтому перед деревьями трепетали, молились на них и охраняли.
И мы с вами знаем, какую громадную пользу принося нам леса. Сегодняшнее наше мероприятие - еще одно напоминание об этом.
В нашей стране родилась пословица: «Много леса - не губи, мало леса - береги, нет леса - посади!» Хорошая, мудрая пословица, и всем нам необходимо всегда помнить ее.
А сейчас мы с вами пойдем развешивать листовки и памятки о правилах поведения в лесу и проведем «Зеленый патруль» по очистке лесополосы от мусора.
Рефлексия:
Педагог: Ребята, продолжите фразу: «Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о….»
Методические советы организаторам и постановщикам
Заранее подобрать вопросы к викторинам, загадки о лесе, пословицы о лесе, стихи и сказки, придумать и распечатать листовки и памятки.
Методические советы на период ближайшего последействия
1. Разработать «лесные объявления» и «лесные знаки» (таблички, стенды, плакаты, напоминающие о правилах поведения в природе).
2. Установить «лесные объявления» и «лесные знаки» в лесах, парках, зонах отдыха, в лесополосах, на экологических тропах.
Список литературы
-
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. - Москва: ВАКО, 2011 год, с. 67, с. 137, с. 145, с. 158, с. 203.
-
Андреева Т.Н. «Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки, 5-11 классы. Волгоград: Издательство «Учитель» 2009 год, с.70, с. 76, с. 119.
Интернет ресурсы:
1. pedsovet.org
2. notillusion.ru/zagadki-pro-les.
3. forest.ru/rus/ (сайт "Все о российских лесах")