Концепция развития школьного этнографического музея

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Концепция развития школьного этнографического музея.

Наши дети должны знать и любить прошлое родной земли, беречь ее природу - во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа - это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети создавали крепкие и дружные семьи, становились хорошими отцами и матерями. Очевидно, что если мы хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь к освоению глубин отечественной культуры. Основой ее является народная культура. В ней заложены гуманные идеи единства человека и природы; мудрой цикличности жизни отдельного человека как части мира и неумирающего человечества; устойчивые ориентиры для формирования лучших черт национального характера: трудолюбия, милосердия, верности слову, мужества, любви к отчей земле.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный и потому интересен детям, а с народной медициной, народной кухней дети встречаются и в повседневной жизни.

Школьный этнографический музей может стать тем местом, откуда начнётся путешествие к глубинам отечественной культуры.

Цели создания музея:

воспитывать чувство любви к своей малой родине, гордость за своих соотечественников;

познакомить с предметами быта XIX-XX века;

использовать экспонаты на уроках и внеклассных мероприятиях;

сохранить старинные вещи.


Можно обозначить следующие основные направления деятельности музея:: информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых.

Совокупность различных форм, объединенных общей темой и подчиненных единой педагогической цели и становится основой музейно-педагогической программы.

Рассмотрим более подробно суть каждого из направлений.

1) Информирование - это первая ступень освоения музейной информации, т.е. первичное получение сведений о музее, Оно осуществляется с помощью лекций и консультаций. Информационное обслуживание включает в себя самые разнообразные способы представления информации посетителям с помощью компьютеров, начиная от качества указателей, планов и путеводителей как для взрослых, так и для детей, и подключением к Интернет.

2) Обучение - вторая ступень освоения музейной информации, включающая в себя передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации. Обучение в музее предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других образовательных учреждениях. Этому способствует и внедрение музейно-педагогических программ, основанных на знакомстве и изучении предметов-подлинников. Отличительные черты обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее-мастерской является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, оно стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение может осуществляться в форме экскурсий, музейных уроков, занятий в кружке. Музейный урок (занятие, экскурсия) преимущественно используется как форма работы музея с учащимися. Кружок при музее - объединение людей по интересам с целью углубления, расширения и приобретения умений, связанных с профилем музея.

3) Развитие творческих начал - третья, высшая ступень постижения музейной информации. Развитие творчества предполагает использование потенциала музея, сосредоточенного в памятниках материальной и духовной культуры, для выявления наклонностей и раскрытия творческих способностей личности. В музее имеются особые условия для стимулирования творческого процесса. Наиболее действенные из них - возможность «вхождения» в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Студия ставит целью раскрыть творческие способности участников на основе изучения музейных собраний.

4) Общение - установление взаимных, деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций. Музей предоставляет широкие возможности как для общения с музейной информацией, так и для содержательного, интересного и неформального межличностного общения. Оно может быть организовано в форме встречи, посиделок, либо в какой-то нетрадиционной форме.
Встреча - собрание, устраиваемое с целью знакомства и общения с интересными людьми на тему, связанную с профилем музея.Посиделки - театрализованная форма, участники которой собираются в музее для общения, развлечения в сочетании с какой-либо совместной деятельностью прикладного характера (вышивка, плетение кружев, ткачество, лепка и т.д.).

5) Отдых - организация свободного времени в соответствии с желаниями и ожиданиями музейной аудитории, удовлетворение потребности в отдыхе в музейной среде. Большая часть этих форм досуга рассчитана на разновозрастную аудиторию (день открытых дверей, музейный праздник, ярмарка, и т.д.), но существуют и специально разработанные формы отдыха и развлечения для определенных категорий посетителей (елка в музее для младших школьников, чаепитие для людей пожилого возраста, и пр.).
Основной принцип любой формы культурно-образовательной деятельности - предоставление посетителям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для самореализации.

Музей относится к этнографическим, и экспозиция представлена в виде фрагмента русской избы. Наряду с подлинными предметами располагаются вещи, выполненные руками детей (куклы, игрушки и др.) Есть ряд экспонатов, связанных с предметами мужского труда (лапти, серп, кованые гвозди, точёные и резные предметы, туеса и сосуды из бересты и др.) и женского рукоделия (прялки, веретёна, швейка,).

Предметы, имеющие историческую ценность, выполненные руками народных мастеров, пробуждают душу ребенка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность, уважение к памяти и мудрости предков. Это поможет детям уже в школьном возрасте понять, что они - часть своего народа.

Музей хорошо вписывается в общую систему дополнительного образования. Здесь могут проходить дополнительные уроки по крымоведению для учащихся начальной школы, а также факультативы других предметов, по желанию педагогов. Большое место в работе музея занимает приобщение детей к народным праздникам и традициям.

Развитие нашего музея-мастерской будет проходить в несколько этапов:

1 этап - создание экспозиции, сбор экспонатов, организация экспедиции по селам нашего района, проведение бесед с жителями нашего региона.

2 этап - изучение подлинных предметов быта, их описание, художественное оформление этнографического музея.

3 этап - может идти параллельно со вторым - проведение экскурсий для учащихся и их родителей, организация и подготовка уголка «Быт народов, которые проживают в Крыму». Выставка вышивки разных областей России.

4 этап- перспективный. Планируется выполнить проект по созданию коллекции кукол в различных национальных костюмах; изучение различных способов росписи пасхальных яиц; знакомство детей с обрядовой выпечкой и традиционной кухней, исследовательская работа по темам экспозиции, организация посещения активом музея других школ, организация встреч с местными мастерицами вышивки. Большим и долгосрочным проектом является создание виртуального варианта музея .

Программа деятельности этнографического музея

В нашем музее воспроизведен внешний вид крестьянской избы, ее внутреннее устройство и убранство, собраны разнообразные экспонаты, дающие представление о хозяйственно-бытовом укладе и трудовой деятельности прошлого, о разнообразных промыслах и ремеслах. Предполагается, что фонд экспозиций будет пополняться поделками, изготовленными руками самих учащихся в традициях русских ремесел, и предметами старины от помощников и друзей музея. И все-таки главная цель, которая поставлена организаторами музея, - цель духовно-нравственного воспитания. Учащиеся должны попытаться заглянуть в сердце народного творчества, научиться понимать символику крестьянского быта, разгадывать тайну бытовых орнаментов, в которых скрыта «мудрость избяных заповедей». Акцент сделан на постижение духовного склада и обихода русского народа: рисунки на темы праздников и знаменательных дат православного и народного календаря; русских посиделок и игр; конкурсы на лучшую творческую работу, проектная деятельность.Всё это поможет включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики. Позволит развивать ум и сердце, мышление и чувства, воображение и интуицию, приобретать фундаментальные знания о мире, воспринимать каждое явление и развивать способ деятельности.
Цель деятельности:

Зажечь искорку любви и интереса к жизни народов Крыма в разное историческое время Концепция развития школьного этнографического музеяКонцепция развития школьного этнографического музея

Задачи:

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой,национальными блюдами;

прививать интерес к духовной культуре разных народов через изучение обычаев, обрядов, праздников, народное творчество, искусство;

формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

развивать творческие способности детей;

дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой научно-исследовательской деятельности;

налаживать сотрудничество с краеведами различных музеев, архивом, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

приобщить родителей к краеведению;

Содержание деятельности:

I. Поисково-краеведческая работаКонцепция развития школьного этнографического музеяКонцепция развития школьного этнографического музея

Сбор предметов старинного быта, документов, фотографий, изделий, связанных с народным творчеством, ремеслом.

Изготовление стендов, плакатов, карт, схем, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды.


II. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность

Запись народной лексики, связанной с предметами быта, с устройством русской избы, с орудиями и процессами крестьянского труда, одеждой и обувью, едой и напитками, составление тематических картотек.

Собирание производителей фольклора: народных песен, частушек, сказок, загадок, пословиц, прибауток.

Сбор необходимых материалов на основании предварительного изучения литературы и других источников.

Запись народных праздников, обрядов, обычаев, суеверий.

Проведение экскурсий, бесед, устных журналов и т.п.


III. Творчество учащихся, ремесло.

Привлечение родителей к оборудованию музея.

Изготовление поделок из дерева, соломы, ниток (пояса), связанных с народной жизнью, старинными праздниками, обрядами (писанки), выполнение народных игрушек (кукол).

Проведение выставок с демонстрацией музейных экспонатов, творческих работ детей.

Проведение в музее занятий кружков по крымоведению, рукотворчеству и т.д.


IV. Методическая, консультативная работа

- Семинары, методические часы для учителей по крымоведению.

-Индивидуальные консультации по проведению мероприятий с краеведческой тематикой.

Сбор библиотеки по народной культуре, использование её в работе с учителями, учащимися.

Сотрудничество с музеями , архивом.


V. Образовательно-воспитательная работа

Развитие познавательных интересов и творческих

Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись произведений фольклора, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни, участие в семинарах, научных конференциях).


VI. Работа с фондами

Заполнение инвентарной книги

Составление картотек на музейные предметы

Исследование и описание каждого предмета

Порядок обработки поступающих исторических памятников и творческих работ учащихся.


Требования к оформлению музея:

доступность;

ассоциативность;

наглядность;

рациональность использования площади;

интерактивность и полифункциональность музейного пространства.



Тематика бесед и практических занятий.Концепция развития школьного этнографического музея

Заглянем в избушку. Ознакомительная беседа для первоклассников и их родителей.

Наряжаем красну девицу. Сарафан, рубаха, понёва, пояс, головной убор.

Наряжаем добра молодца. Рубаха, порты, пояс, головной убор.

Прочитаем сказку. Чтение русских народных сказок с показом предметов, о которых идёт речь.

Что нам лето принесло. Знакомство с летними поступлениями.

Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки.

Обрядовые блюда народов Крыма.

Гость в дом - радость в нём.. Познакомить с бытом, обычаями, гостеприимством; вызвать интерес к культуре русского народа и народов Крыма.

Из истории утюга. Познакомить детей с предметами обихода (рубель и скалка, угольные утюги и т.д.).

Из чего ели. Знакомство с крестьянской посудой: деревянной, чугунной и глиняной.

Как рубашка в поле выросла. Познакомить детей с веретеном, прялкой, ткацким станом, с тем, какое место занимали они в жизни женщины.

Наши руки не знают скуки. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно- прикладного искусства, познакомить с матрешками, ложками, шкатулками, солонкой, плошками.

Раз в крещенский вечерок. Занятие с простейшими формами гадания, информацией об этом народном празднике.

Широкая масленица. Познакомить детей с традицией выпекать блины на Масленицу, с домашней утварью, чугунком, ухватом, кочергой, печкой.

Посиделки у самовара. История русского самовара. Познакомить с чайными обычаями русского народа.

Чудесный сундучок. Познакомить с видами женского рукоделия (поясами, кружевом и т. д.) и с различными видами приспособлений для их выполнения (возможно не одно занятие).

Куколки-помощницы. Познакомить детей с разными народными рукотворными куклами и выполнением их (1-2 по выбору).

Писанки и крашенки. Когда, как и для чего их делали. Что обозначали символы на них, сроки их хранения. Выполнение росписи яиц писаками с воском и красками.

Жемчужины народной речи. Народная лексика, связанная с крестьянским трудом, с одеждой и обувью (пословицы, прибаутки). Народные названия растений.

Съедобные игрушки. Хлеб-батюшка. Пряники, козули, тетёры, жаворонки, колобаны.

Музей-мастерская может принимать посетителей (классы) из школ на экскурсии и мероприятия по предварительной договорённости во внеурочное время.

Прогнозируемые результаты:

Результатами работы музея-мастерской должны стать:

ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами найденными и подаренными музею,

проведение выставок новых поступлений,участие в профильных выставках и конкурсах (районных, окружных, городских),

отчёт о проведении экскурсий, семинаров, мастер классов и массовых мероприятий,

проведение фотовыставок и выставок детского рисунка,

качественное ведение инвентарной книги и картотеки фондов.



© 2010-2022