• Преподавателю
  • Другое
  • Конспект урока по учебному курсу «Истоки» для 5 класса на тему «Храм Покрова на Нерли»

Конспект урока по учебному курсу «Истоки» для 5 класса на тему «Храм Покрова на Нерли»

Данный урок проводится после экскурсии в город Владимир в местечко Боголюбово, где ребята познакомились с историей храма, его особенностями построения. На основе материалов экскурсии создана презентация, которая показывается в ходе проведения урока. Она помогает детям вспомнить красоту храма, все его архитектурные тонкости. "Урок по теме: «Храм покрова на Нерли - символ гармонии». "Цель: подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости, что храм на реке Нерли – первый на Руси храм во имя П... "ХОД УРОКА: I. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К АУДИТОРИИ Купола плывут в ледяную синь, Снегом скрип да скрип, В небе динь да динь. Божий храм стоит белой сказкою, Тяжело глядит да не ласково. Церковь издали – свечка тонкая, У родной земли – песня звонкая. А взглянул в глаза – и не досказал. Ледяную синь золотят кресты, Снова динь да динь слышно с высоты. Праздник в городе и со всех сторон, Не прощальный стон – колокольный звон! II. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТЕМЕ Сегодня мы продолжим разговор о храме Покрова на Нерли, познакомимся с архитектурными особенностями храма. (Показ слайда №1) III. РЕСУРСНЫЙ КРУГ «БЕЛЫЙ ХРАМ У ЧИСТОЙ ВОДЫ» "Этапы работы: 1. Подготовительный этап (присоединение к теме). Учитель и учащиеся сидят в круге. Присоединение, подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово. Далее учащимся сообщается задание, подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается учитель, показывая образец ответа. 2. Основной этап. Учитель просит учащихся представить, что они стоят рядом с храмом Покрова на Нерли, и рассказать о том, что они видят, слышат и чувствуют, находясь на святом месте. Первый, сидящий слева от учителя, отвечает на вопрос и передает слово следующему, взглядом или прикосновением. Второй учащийся дает свой ответ на поставленный вопрос и передает слово дальше… Высказываются все желающие по порядку. Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. 3. Рефлексия. * Удалось ли создать целостный образ происходящего? * Какие чувства при этом возникли? IV.РАБОТА НАД НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ. - Вот как говорит о храме Ю. Овсянников в своей книге «Рассказы об архитектуре», (стр.69 учебника, чтение «цепочкой», обсуждение). - А сейчас давайте посмотрим на храм более внимательно. (Рассказ у доски с показом элементов храма) - Какова форма храма? Из каких геометрических фигур она состоит? (Слайд №2) - Вытянутый вверх прямоугольник. Он как бы вырос посреди земли. Храмы всегда строили так, чтобы они были видны издалека. Своим внешним видом храм свидетельствует, что он – посланник небесной державы, вход в нее. А что наверху храма?  Купол.(Слайд №4) - Купол – это свод, крыша – вот он. А над ним луковичная маковка, с крестом. Купол один на высоком барабане, как голова на шее человека. От такого сравнения силуэт храма становится ещё более родным и близким каждому. - А почему в храме такие узкие окна? Стекла тогда еще не было, в окна вставляли решетки с пластиночками слюды (это такой природный полупрозрачный материал). Поэтому окна в древних постройках не могли быть большими. - А может быть, это бойницы?  - Нет, в храм нельзя вносить оружие, в нем совершается только богослужение. Во все времена люди берегли и охраняли свои храмы как самое необходимое для их жизни. - Послушайте, пожалуйста, отрывок из статьи «Жемчужина древнего зодчества» стр. 64-65 (Золотая книга русской культуры). - Какие новые слова вам встретились? Аркатурный пояс, апсиды. - Что же это такое? На доске открывается запись: Аркатурный пояс - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или стенах внутренних помещений. (Слайд №5) Апсиды - полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания, имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода. Рельеф - вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона (спец.). V.РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ №24 «АРХИТЕКТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ ХРАМА» VI.РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ – Сегодня на уроке мы еще раз убедимся в том, что храм Покрова на Нерли – это символ гармонии. Как вы понимаете, что такое гармония? ( на доске появляется определение) Гармония – это согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. - Приведите примеры гармонии из повседневной жизни (в искусстве, поэзии, музыке, архитектуре) VII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. Давайте, откроем учебник на стр. 70 третий абзац сверху и прочитаем до конца страницы. До того как мы начнём читать, послушайте задание. Вы должны доказать, что храм находится в гармонии с окружающим миром, используя текст учебника. VIII.ОЦЕНИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ №25 «ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ СИМВОЛ ГАРМОНИИ» (Работа в четвёрке) IX. РЕФЛЕКСИЯ. - Какие еще примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного вы можете назвать? - Какие чувства они у вас вызывают? - Представьте себя на месте мастеров, построивших храм. Какие чувства вы могли бы испытать по завершению строительства? - Стал ли храм Покрова для вас символом гармонии? X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Прочитать в учебнике дополнение к теме стр. 72-74 и нарисовать храм, который вам больше нравится из увиденных вами.
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНТЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

БУЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ





Конспект урока по учебному курсу «Истоки» в 5 классе



Тема: «Храм покрова на Нерли - символ гармонии»





Конспект урока по учебному курсу «Истоки» для 5 класса на тему «Храм Покрова на Нерли»

Конспект составлен

учителем I категории

предмета истоки

МОУ Контеевская СОШ

Маловой Маргаритой Васильевной

Контеево

2011

Урок по теме: «Храм покрова на Нерли - символ гармонии»

Цель: подвести учащихся к восприятию и усвоению значимости, что храм на реке Нерли - первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери - стал символом гармонии мира духовного и мира природного и рукотворного, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.

Задачи:

1.Воспитание любви к родному краю.

2.Развивать умение самостоятельной работы с учебником, работы в четвёрке, ресурсном круге.

3.Раскрыть архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы.

4. Раскрывая тему данного урока, помочь увидеть соединение земного и небесного в храме, его гармонию с окружающей средой.

Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный.

Оборудование урока:

Аппаратура для компьютерной презентации.

- Презентация «Храм Покрова на Нерли»

-Золотая книга русской культуры.

Аркатурный пояс, апсиды, рельеф, гармония - на доске.


ХОД УРОКА:


  1. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К АУДИТОРИИ

Купола плывут в ледяную синь,

Снегом скрип да скрип,

В небе динь да динь.

Божий храм стоит белой сказкою,

Тяжело глядит да не ласково.

Церковь издали - свечка тонкая,

У родной земли - песня звонкая.

А взглянул в глаза - и не досказал.

Ледяную синь золотят кресты,

Снова динь да динь слышно с высоты.

Праздник в городе и со всех сторон,

Не прощальный стон - колокольный звон!


  1. ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ТЕМЕ

Сегодня мы продолжим разговор о храме Покрова на Нерли, познакомимся с архитектурными особенностями храма. (Показ слайда №1)


  1. РЕСУРСНЫЙ КРУГ «БЕЛЫЙ ХРАМ У ЧИСТОЙ ВОДЫ»

Этапы работы:

1. Подготовительный этап (присоединение к теме).

Учитель и учащиеся сидят в круге. Присоединение, подготовку к предстоящей работе учитель осуществляет через вводное слово. Далее учащимся сообщается задание, подумать и ответить на соответствующий вопрос. Первым в круге высказывается учитель, показывая образец ответа.

2. Основной этап.

Учитель просит учащихся представить, что они стоят рядом с храмом Покрова на Нерли, и рассказать о том, что они видят, слышат и чувствуют, находясь на святом месте.

1.Первый, сидящий слева от учителя, отвечает на вопрос и передает слово следующему, взглядом или прикосновением.

2.Второй учащийся дает свой ответ на поставленный вопрос и передает слово дальше…

3. Высказываются все желающие по порядку.

4.Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания.

3. Рефлексия.

* Удалось ли создать целостный образ происходящего?

* Какие чувства при этом возникли?

IV.РАБОТА НАД НОВЫМИ ПОНЯТИЯМИ.

- Вот как говорит о храме Ю. Овсянников в своей книге «Рассказы об архитектуре», (стр.69 учебника, чтение «цепочкой», обсуждение).

- А сейчас давайте посмотрим на храм более внимательно. (Рассказ у доски с показом элементов храма)

- Какова форма храма? Из каких геометрических фигур она состоит? (Слайд №2)

+

- Вытянутый вверх прямоугольник. Он как бы вырос посреди земли. Храмы всегда строили так, чтобы они были видны издалека. Своим внешним видом храм свидетельствует, что он - посланник небесной державы, вход в нее. А что наверху храма?

+ Купол.(Слайд №4)

- Купол - это свод, крыша - вот он. А над ним луковичная маковка, с крестом. Купол один на высоком барабане, как голова на шее человека. От такого сравнения силуэт храма становится ещё более родным и близким каждому.

- А почему в храме такие узкие окна? Стекла тогда еще не было, в окна вставляли решетки с пластиночками слюды (это такой природный полупрозрачный материал). Поэтому окна в древних постройках не могли быть большими.

- А может быть, это бойницы?

+

- Нет, в храм нельзя вносить оружие, в нем совершается только богослужение. Во все времена люди берегли и охраняли свои храмы как самое необходимое для их жизни.

-Послушайте, пожалуйста, отрывок из статьи «Жемчужина древнего зодчества» стр. 64-65 (Золотая книга русской культуры).

-Какие новые слова вам встретились?

+Аркатурный пояс, апсиды.

-Что же это такое?

На доске открывается запись:

Аркатурный пояс- ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или стенах внутренних помещений. (Слайд №5)

Апсиды- полукруглый, прямоугольный или многогранный выступ здания, имеющий собственное перекрытие в виде полукупола или полусвода.

Рельеф-вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона (спец.).

V.РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ №24 «АРХИТЕКТУРНЫЕ СЕКРЕТЫ ХРАМА»

Этапы работы:

1) Подготовительный этап.

Можно напомнить учащимся об архитектурном устройстве православного храма, обращая внимание на то, что оно не является случайным.

2) Индивидуальный этап.

Время работы - 5 минут.

3) Работа в четверке.

Время работы - 7 минут.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Представитель одной из четверок объявляет решение группы. Лидеры других групп выражают свое согласие или несогласие. В ходе обсуждения можно выяснить, что нового узнали учащиеся об архитектурных особенностях храма, как архитектурные особенности храма Покрова на Нерли делают его необычайным, уникальным.

5) Рефлексия.

* Появилось ли у участников группы желание представлять результаты работы классу?

VI.РАБОТА НАД ОСНОВНЫМ ПОНЯТИЕМ

- Сегодня на уроке мы еще раз убедимся в том, что храм Покрова на Нерли - это символ гармонии. Как вы понимаете, что такое гармония?

( на доске появляется определение)

Гармония - это согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

- Приведите примеры гармонии из повседневной жизни (в искусстве, поэзии, музыке, архитектуре)

VII. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Давайте, откроем учебник на стр. 70 третий абзац сверху и прочитаем до конца страницы.

До того как мы начнём читать, послушайте задание.

Вы должны доказать, что храм находится в гармонии с окружающим миром, используя текст учебника.

VIII.ОЦЕНИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ №25 «ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ СИМВОЛ ГАРМОНИИ» (Работа в четвёрке)

Задание. Учащимся предлагаются тексты из учебного пособия о храме Покрова на Нерли. После внимательного чтения они должны узнать те, в которых отражена идея гармонии мира природного, духовного и рукотворного. Свое решение нужно отметить знаком « +» или «- » напротив каждого текста.

1) Подготовительный этап.

Подготовкой к данному тренингу является ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Белый храм у чистой воды» и тренинг по мнемотехнике «На святом месте».

2)Индивидуальный этап.

Время работы - 5 - 7 минут.

3) Работа в четверке.

Время работы - 10 минут.

4) Обсуждение в классе. Экспертная оценка.

Рекомендуется заслушать несколько лидеров, которые должны не только указать свой выбор, но и пояснить, почему они это сделали.

Возможны дополнительные вопросы, позволяющие вывести учащихся на понимание основной идеи.

Учитель подводит итог, дает экспертную оценку.

Особенности тренинга.

Тренинг является оценивающим. Оценивается индивидуальный этап работы.

Если учащиеся выполнили задание правильно (0 несоответствий экспертной оценке), они получают 7 баллов; 1 несоответствие - 5 баллов; 2 несоответствия - 3 балла.

Перевод в пятибалльную систему осуществляется следующим образом:

7 баллов - «5»

5 баллов - «4»

3 балла - «3».

Можно рекомендовать лидерам делегировать свои полномочия представлять результаты работы группы кому-либо из ее участников.

IX. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какие еще примеры гармонии мира природного, духовного и рукотворного вы можете назвать?

-Какие чувства они у вас вызывают?

- Представьте себя на месте мастеров, построивших храм. Какие чувства вы могли бы испытать по завершению строительства?

- Стал ли храм Покрова для вас символом гармонии?

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Прочитать в учебнике дополнение к теме стр. 72-74 и нарисовать храм, который вам больше нравится из увиденных вами.


© 2010-2022