• Преподавателю
  • Другое
  • Методическая разработка Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ

Методическая разработка Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 13







Методическая разработка

«Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ»


Преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ № 13

Малкова Наталья Валерьевна



г. Ульяновск

2015 г.

Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ


Сольфеджио (от итальянского «solfeggio») имеет несколько значений. Происходит от названия нот соль и фа. Буквально означает «распеваю, пою».

  1. Учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, принятая во многих европейских странах.

  2. Сборники для одно- и многоголосного сольфеджирования и анализа на слух.

  3. Раздел музыкальной науки.

  4. Вокальные упражнения, которые исполняются на гласные звуки и служат для развития голоса (другое название вокализы).

В данной статье сольфеджио рассматривается как учебная дисциплина.

Цели курса сольфеджио - воспитание и развитие музыкального слуха, воспитание музыкальной памяти, навыков восприятия и воспроизведения музыки, развитие чувства метроритма, воспитание и развитие чувства стиля, осознание элементов музыкального языка, музыкальной речи и их роли в музыкальном произведении.

Задачи курса - привитие конкретных интонационных и слуховых навыков (пение по нотам, музыкальный диктант, точное и выразительное интонирование, слуховой анализ) с последующим использованием их в совокупности. Воспитание профессионального слуха, включающего способность воспринимать и воспроизводить музыку. При этом необходимо двигаться от абстрагированных форм работы к профессиональной деятельности.

Сольфеджио - это целостная система воспитания слуха на всех этапах музыкального образования. Важно осознавать, что курс сольфеджио в ДМШ является составной частью музыкального воспитания будущих любителей музыки, а также подготавливает часть учащихся к продолжению профессионального музыкального образования. Как пишет Масленкова, на всех этапах обучения сольфеджио ни в коем случае не должно превращаться в «озвучивание теории музыки». За умением петь и слушать интервалы, аккорды, петь по нотам, писать диктанты всегда должна стоять задача развития особых качеств слуха: слуховое внимание, слуховая быстрота реакции, способность запомнить, удержать в памяти и воспроизвести музыкальный текст, обнаружить ошибки в исполнении знакомой мелодии или в нотном тексте. В связи с этим структура курса сольфеджио выстраивается по концентрическому принципу, т.е. курс должен быть основан на постоянном возвращении к уже изученным элементам и постоянной тренировке определенного круга навыков, которые закладываются еще на начальном этапе обучения. Изучение материала происходит на основе закрепления старого, путем анализа и сравнения. В этом главное отличие сольфеджио от музыкальной литературы, которая построена на линейном принципе.

В итоге прохождения курса сольфеджио учащиеся должны уметь:

  1. Чисто, ритмично и выразительно интонировать мелодику в разных складах (гомофонном, песенно-подголосочном, имитационно полифоническом);

  2. Записать нотами завершенную мелодию (размером 6 - 10 тактов);

  3. Определять на слух элементы музыки;

  4. Различать и выявлять ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки разных стилей (русской народной песни, венского классицизма, полифонии).

На занятиях сольфеджио возникают межпредметные связи. Курс сольфеджио синтезирует в сознании учащегося весь музыкально-практический и теоретический опыт, музыкальный материал, осваиваемый на предметах музыкальная литература, специальности, ансамбля, хора.

Педагогу важно помнить, что учащиеся отличаются друг от друга не только по уровню подготовки или степени одаренности, но и по индивидуальному своеобразию их музыкальных дарований. Следовательно, при общих программных требованиях к группе педагог должен уметь учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, сочетать индивидуальное обучение с групповым.

Увлеченность на уроках сольфеджио необходимое условие для достижения положительных результатов. Занятия должны быть интересны, максимально насыщенны живой музыкой. Музыкальный материал (для пения, анализа, диктантов) должен быть качественно подобран. Это и образцы композиторского творчества, народной музыки и инструктивные упражнения. Отбирая музыкальный материал, воспитывая на нем учащихся, направляя развитие слуха по определенному руслу, преподаватель сольфеджио вносит существенный вклад в формирование мировоззрения будущих музыкантов.

Список литературы:

Барабошкина А. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. - Л., 1963.

Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. - М., 1973.

Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. - М., 1986.

Как преподавать сольфеджио в XXI веке. - М., 2006.

Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. - Л., 1970.

Сладков П. Основы сольфеджио: История. Теория. Методика. - М., 1997.

Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977.

4

© 2010-2022