РАЗРАБОТКА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

В настоящее время  в связи с переходом на Федеральный Государственный образовательный стандарт третьего поколения перед педагогами, работающими в системе начального и среднего профессионального образования, встает проблема отсутствия технологии и средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации по  основным профессиональным образовательным программам, разработанных на основе компетентностного подхода. С одной стороны ФГОС НПО и СПО требует разработки оценочных средств, а с другой сторо...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

разработка оценочных средств на основе компетентностного подхода

О.А. Мисюрина, преподаватель специальных дисциплин

В настоящее время в связи с переходом на Федеральный Государственный образовательный стандарт третьего поколения перед педагогами, работающими в системе начального и среднего профессионального образования, встает проблема отсутствия технологии и средств для проведения промежуточной и итоговой аттестации по основным профессиональным образовательным программам, разработанных на основе компетентностного подхода. С одной стороны ФГОС НПО и СПО требует разработки оценочных средств, а с другой стороны выбирать формы и методы оценки освоения результатов обучения образовательные учреждения должны самостоятельно.

В соответствии с требованиями ФГОС оценка образовательных достижений обучающихся происходит в активной форме, демонстрирующей уровень сформированности общих и профессиональных компетенций (ОК и ПК). Устаревшая форма проведения экзамена по билетам не способна служить адекватным материалом для оценки сформированности компетенций.

Поэтому особенностью контроля при реализации компетентностного подхода является подбор таких методов и форм контроля, которые позволяют оценить достижения обучающихся. Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки и не может быть признан единственным способом для диагностики всех аспектов обучения. Поэтому только сочетание нескольких методов будет способствовать повышению качества обучения. Используя традиционные формы контроля, меняется содержание контроля. Оно предполагает не только контроль усвоения знаний, умений и навыков, но и требует дополнительной многоуровневой и широко аспектной оценки формируемых общих и профессиональных компетенций в ходе изучения учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Для конкретизации методов и форм диагностики ОК и ПК необходимо проводится их анализ по выявлению составляющих. Диагностика общих компетенций носит многоуровневый характер, т.к. во время обучения ни одна из компетенций не подвергается комплексной проверке. Изучая учебные дисциплины и профессиональные модули, обучающийся во время промежуточной аттестации сможет проявить освоение только отдельных составляющих общих компетенций. Весь срок обучения по основной профессиональной образовательной программе направлен на формирование общих компетенций. Их формой контроля диагностики будет государственная итоговая аттестация.

Поскольку профессиональные компетенции представляют собой способность действовать в определенной области профессиональной деятельности, то и, следовательно, оценить результаты освоения возможно при наблюдении за действиями оцениваемого. В качестве формы диагностики профессиональных компетенций можно использовать практические задания с наблюдением группы экспертов. Сущность практических заданий в таком случае состоит в воспроизведении профессиональной ситуации, в которой в будущем будет находиться обучаемый. Таким образом, полная оценка соответствия результатов освоения профессиональных компетенций полностью будет реализована при сдаче экзамена (квалификационного), который включает в себя выполнение определенных профессиональных заданий.

При разработке оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации особое значение должно уделяться выявлению показателей оценки результатов освоения ОК и ПК и их составляющих.

Инструментом проверки компетенций является оценочный лист. При разработке оценочного листа для экзамена квалификационного проверяемые общие и профессиональные компетенции, были разбиты на уровни деятельности, что позволяет оценить уровень сформированности ОК и ПК на данном этапе аттестации. Составляя оценочный лист, выделяются критерии оценки результатов деятельности, которые характеризуют способы достижения выполняемого задания испытуемыми.

При разработке оценочных средств для Государственной итоговой аттестации разрабатывается структура, содержание, процедуры оценивания на каждом этапе.

В качестве инструмента проверки также используется оценочный лист освоения компетенций, который заполняется на этапе выполнения выпускной квалификационной работы руководителем и консультантами, а на этапе защиты - членами экспертной комиссии. Критерии оценки в данном случае разбиваются на уровни: высокий уровень выполнения соответствует 90-100% максимального балла, средний уровень - 75 - 89% максимального балла, низкий уровень - 60 - 74% максимального балла. Оценка ниже 60% свидетельствует о неудовлетворительном уровне выполненного задания. Эти уровни дают возможность вывода об освоении/не освоении результатов обучения. Поскольку, наряду с уровнями выполнения в обучении все еще принята пятибалльная оценка, то эти уровни соответствуют следующим оценкам: высокий - отлично, средний - хорошо, низкий - удовлетворительно, а неудовлетворительный уровень - неудовлетворительно.

Следует подчеркнуть, что приведённый подход имеет прямое отношение только к практико-ориентированной (модульной) составляющей ФГОС СПО и НПО образовательной программы и не относятся к общеобразовательному блоку дисциплин, который должен строиться, в целом, на традиционной основе. Как показывают многие отечественные и зарубежные исследования, попытки перевести общеобразовательные и общепрофессиональные предметы на модульный поход, основанный на компетенциях, приводят к снижению качества общеобразовательной и общепрофессиональной составляющих профессионального образования, что недопустимо в ситуации реализации стратегии обучения в течение всей жизни, когда знания превращаются в основной капитал человека.

© 2010-2022