• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на Рождественские чтения Воспитательные традиции и новации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском становлении детей и молодежи

Статья на Рождественские чтения Воспитательные традиции и новации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском становлении детей и молодежи

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Воспитательные традиции и новации в духовно-нравственном, патриотическом и гражданском становлении детей и молодежи»

Социальный педагог Покидко О.П.

«Образовать человека, существо самое непостоянное и самое сложное из всех, есть искусство из искусств» (Святой Г.Богослов)

Все знают, что в обществе очень серьезная ситуация. Россия переживает и социально-экономический, и духовный кризис. Воспитание молодого поколения должно быть направлено на преодоление как социально-экономического, так и духовного развития. Как определяет это Национальная доктрина образования? Нужно срочно остановить процесс вымирания государствообразующего русского народа, остановить его нравственную деградацию. Восстанавливая историческую память народа, мы сможем восстановить нравственные ориентиры, ценности культуры, веру. Самая главная задача образования - обеспечить устойчивость нашей культуры, иначе наша история прекратится.

В чем состоят стратегические ориентиры национальной светской системы образования? Сюда относится: воспитание гражданина-патриота, который впитал культурно-исторические традиции России; обеспечение равных условий раскрытия талантов и способностей у представителей всех слоев общества; формирование профессиональной элиты общества.

Сегодня администрация учебных заведений не несет почти никакой ответственности за выполнение этих ориентиров. Вводимая система контроля и госстандарт качества образования ведут к созданию такого учебного процесса, где важнее «накачать» школьников навыками и компетенциями, что позволит им успешно проходить тесты по остаточным знаниям.

Стало заметно, что вся система образования начинает приобретать профессиональную направленность. Средняя школа перестает быть школой общеобразовательной и воспитательной. Широкий спектр наук заменяется получением информации из различных областей знаний, практикуется создание специализированных школ и профильных классов. В целом, воспитание ориентирует молодых людей в большей степени на карьерный рост, в отличие от роста личностного.

«И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» Л.Н. Толстой

С точки зрения православного видения мира образовательный процесс должен одновременно реализовывать три важнейших цели:

- формировать готовность человека к вечной жизни;

- подготовить его к достойной жизни в реалиях современного мира;

- помочь найти искру Божью в своей душе, содействовать раскрытию Божьего дара (говоря современным языком: найти свое призвание, свой талант). Этого ждут от школы все родители вне зависимости ни от каких факторов: от уровня образования, доходов, вероисповедания и национальности. Всем хотелось бы видеть в учащемся человека, обладающего определенной личностной зрелостью. Хотелось бы, чтобы школьники понимали и помнили себя, своих близких, историю рода, народа, умели различить добро и зло как в быту, так и в профессиональной деятельности, чтобы они обладали достаточными профессиональными знаниями для самостоятельной жизни.

Сегодня Православная церковь принимает весьма активное участие в возрождении и развитии духовных традиций нашей страны - России. Она помогает возродить религиозное преподавание и воспитание детей и молодежи, старается сделать много для укрепления семейных связей, обновлять нравственное развитие детей, очищать человеческие души. В современной России стало возможным открытие православных школ и гимназий.

Образование детей и подростков призвано не только передавать информацию. Необходимо возгревать в юных сердцах устремленность к Истине, подлинное нравственное чувство, любовь к ближним, к Родине, его истории и культуре. Все это должно стать задачей школы в большей мере, чем преподавание знаний.

«Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и люди» (СвИоаннЗлатоуст)

В Ноябрьской православной гимназии созданы хорошие условия для процесса духовно-нравственного и патриотического становления личности гимназистов. Воспитательная программа, которая реализуется в гимназии, направлена на воссоздание модели выпускника-гимназиста, который должен вырасти Богу во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользу!

В основе модели выпускника-гимназиста: национальный воспитательный идеал, определенный Концепцией РПЦ и федеральными нормативными актами РФ: концепцией духовно-нравственного развития российских школьников и программой воспитания и социализации учащихся РФ.

Модель выпускника гимазии: высоконравственный, верующий, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовно-религиозных и культурных традициях России. «Задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок, гармонию лика...» [40, с.5].

Воспитательная работа в гимназии ведется через образовательные программы основного и дополнительного образования, мероприятия, характерные для духовного учебного заведения, традиционные праздники, воспитательную деятельность классных руководителей, внеурочную работу (выставки, конкурсы), деятельность органов ученического самоуправления, работ с родителями, работу методических объединений

Именно поэтому целью воспитательной деятельности гимназии является духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности, и заключается в привитии высоконравственных норм поведения, важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей и реализуется через характерные мероприятия и установленный образ жизни нашего учебного заведения, это: утренние молитвенные правила, участие в служении Божественных Литургий, проведение классных часов на духовно-нравственную тематику,тематические линейки по главным датам церковного календаря и памятным датам истории Отечества, выставки книг и методической литературы на духовно-нравственную тематику.

Одно из главных направлений воспитательной работы - патриотическое воспитание. Спортивное и военно-патриотическое направление, которое направлено на формирование идей служения Отечеству, гордости за русское оружие, военную форму, способности к вооруженной защите, а также развитие морально-волевых качеств и физического здоровья реализуется через: образовательные программы учебного плана по физической культуре, проведение мероприятий «Смотра строя и песни», «Веселых стартов», участие в городском туристическом слете, объединения дополнительного образования «Спортивный туризм» и «Студенческий корпус спасателей», «Школа безопасности», «Олимпия».

  1. Гражданско-патриотическое направление, направленное на воспитание правовой культуры, законопослушности, гражданской позиции и выполнение своего конституционного долга реализуется через:

  • Образовательные программы учебного плана гуманитарного цикла

  • Воспитательные мероприятия такие как «Дебаты», «Круглые столы» на гражданско-патриотическую и правовую тематику

  • Встречи со специалистами правовой сферы.

  1. Героико-патриотическое направление направлено на пропаганду героических профессий, ориентирование на жизнь выдающихся личностей, знаменательных героических дат отечественной истории и реализуется через:

  • Образовательные программы учебного плана гуманитарного цикла

  • Проведение классных часов

  • Встречи с ветеранами и героями войн

  • Просмотры видеофильмов

  • Поисковая работа классов, направленная на пополнение информации о героях военной отечественной истории, чьи имена носят классы.

  • Проектная деятельность гимназистов, родителей и сотрудников по сбору материала о героях ВОВ с целью создания «Книги памяти». Руководитель проекта - учитель истории Губарева Л.А.В 2014-2015 учебном году гимназисты среднего и старшего звена провели большую исследовательскую работу по этому направлению и был получен результат - выход в свет «Книги памяти». В этом учебном году в связи с огромной заинтересованностью этим вопросом со стороны родителей, сотрудников и гимназистов, планируется дополнение и переиздание книги

3. Социально-патриотическое направление, которое заключается в обеспечении духовно-нравственной и исторической преемственности поколений и направлено на развитие милосердия и сострадания к людям пожилого возраста, инвалидам и реализуется через:

  • Творческие встречи с пожилыми людьми общества «Добродея»

  • Деятельность детского объединения «Христианская помощь», которая нашла отклик во многих юных сердцах: в прошлом году гимназисты посещали больных людей, и людей с ограниченными возможностями.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях, ориентированных на гражданское воспитание подростков и молодежи дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Каждый человек в своей жизни подобен художнику, который может написать в своей душе прекрасную картину, создать чудную икону (ибо человек есть образ Божий), а может нарисовать в самом себе черный квадрат с его угловатой пустотой. Поэтому зависит от нас, чему мы посвятим свою жизнь и как она будет осмыслена. Подсказку предлагает нам святитель Феофан Затворник: «Испытай сердце свое и найдешь, что ничто не может вполне удовлетворить и наполнить его, кроме Бога. Его и взыщи - всеми силами души своей. Если взыщешь так, обретешь».

7


© 2010-2022