Рабочая программа кружка Юный художник

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Доманичская основная общеобразовательная школа»


«Рассмотрено»

«Утверждаю»

методическим советом

Директор школы

МБОУ «Доманичская ООШ»

_______ Погуляева А.А.

Протокол № _____ от ________

Приказ № _____от ________






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА



«Юный художник»



Возрастной диапазон: 7-9 лет

Срок реализации программы: 1 год
























Автор - составитель:

Хомченко Альбина Витальевна,

учитель изобразительного искусства

2015-2016 уч.год




с. Доманичи

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Юный художник» является программой художественно-творческой направленности, предполагает уровень освоения знаний начального общего образования и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - кратковременной (1 год обучения).

Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.

Художественное образование и эстетическое воспита­ние школьников предполагает овладение простейшими умениями и навыками в изобразительном искусстве, са­мостоятельное составление композиций, ознакомление с творческим наследием известных художников прошлого и настоящего, развитие и формирование творческих спо­собностей, художественных интересов и потребностей

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе,

цветоведении, композиции, правилах рисования а также о красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно - эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство.

Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Содержание курса составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предме­тов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изо­бразительном искусстве. Ведущее место принадлежит ри­сованию с натуры.

Особое внимание уделяется индивидуальным особенностям каждого школьника, его эстетическим потребностям, склоннос­тям и направленности художественных интересов.

Выполнению тематического рисунка предшествует целенаправленная подготовительная работа по заданию педагога - предварительные наблюдения, сбор иллюстративного материала, выполнение набросков и зарисовок. Тематические рисунки выполняются самы­ми разнообразными художественными материалами. Для поощрения интереса, самостоятельности школьников, проявления их индивидуальности следует предоставить им как можно больше свободы в выборе конкретной худо­жественной техники.

Все задания носят или относительно длительный ха­рактер (1-3 ч), или кратковременный, быстрый - на­броски и зарисовки (5-20 мин).

Для поощрения творчества детей проводятся конкурсы на лучший рисунок, отчетные выставки (за полугодие, за год), а также выставки репро­дукций рисунков художников. Чтобы эти выставки пре­вратились в настоящий праздник, необходимы хорошие предварительная организация и само проведение выстав­ки. Красочное объявление, призы за лучшие рисунки, торжественное открытие и закрытие выставки, пригла­шение учителей других предметов, родителей - все это незабываемо действует на ребят, вызывает у них непод­дельный интерес.

Цели:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи:

эстетически воспитывать школьников, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

развивать художественно-творческие способности и
склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память, эмоционально-эстетическое отношение к пред­метам и явлениям действительности, формировать творческую индивидуальность;

обучать основам рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции;

формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;

познакомить с графическим наследием выдающихся художников прошлого и настоящего, ролью рисунка в их творчестве.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Реализация программы обеспечивает учащимся возможность в более широком объеме освоить навыки работы с самыми разнообразными художественными материалами и техниками, чем это предусматривается школьными программами по изобразительной деятельности.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;

  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);

  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.


Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-9 лет

Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем учебных часов - 35 часов

Формы и режим занятий

  • информационное ознакомление - беседа, рассказ, диалог.

  • художественное восприятие - рассматривание, демонстрация;

  • изобразительная деятельность - индивидуально-групповая, коллективная.

  • художественная коммуникация - обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня с 15: 45 до 16 : 45, всего 35 часов в год, из них теоретических занятий - 12,5 ч, практических занятий - 22,5ч,. Длительность занятий составляет 1 час.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в живописных и пластических работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Формы подведения итогов реализации программы.

В качестве форм подведения итогов по программе используются:

ИЗО - конкурсы, участие в выставках различного уровня, викторины, тестирование, беседы с детьми


Для учета участия учащихся в выставках и конкурсах используются следующая таблица

ФИО учащегося

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы

Результат







Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Юный художник»


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов


1

Чем работают художники

5

Гуашь, три основных цвета.

1

2

Пастель и цветные мелки.

1

3

Уголь или тушь, палочка.

1

4

Пластилин, стеки.

1

5

Бумага, ножницы, клей.

1

Ты изображаешь, украшаешь, строишь

6

6

Изображение и реальность

1

7

Изображение и фантазия.

1

8

Украшение и реальность.

1

9

Украшение и фантазия.

1

10

Постройка и реальность.

1

11

Постройка и фантазия.

1


О чём говорит искусство

6

12

Изображение природы в разных состояниях.

1

13

Изображение животных в разных выразительных движениях.

1

14-15

Образ человека и его характер.

2

16

Образ зданий.

1

17

Интерьер.

1


Как говорит искусство

4

18

Цвет как средство выражения.

1

19

Линия и пятно как средство выражения.

1

20

Цвет, ритм, композиция- средства выразительности.

1

21

Характер и ритм объёмов.

1


Искусство вокруг нас

4

22

Памятники архитектуры - наследие предков.

1

23-25

Эстетическое оформление твоей деревни.

3


Музеи мира

5

26-30

Музеи искусства.

5


Народные промыслы

4

31

Дымковская игрушка.

1

32

Голубая сказка Гжели

1

33, 34

Золотая Хохлома

2

35

Оформление итоговой выставки

1



Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Юный художник»


№ п/п

Раздел, тема,

Общее кол-во часов

В том числе

Дата

Теоретические часы

Практические часы

по плану

фактич


Чем работают художники

5





1

Гуашь, три основных цвета.

1

-

1



2

Пастель и цветные мелки.

1

-

1



3

Уголь или тушь, палочка.

1

-

1



4

Пластилин, стеки.

1

-

1



5

Бумага, ножницы, клей.

1

-

1




Ты изображаешь, украшаешь, строишь

6





6

Изображение и реальность

1

0,5

0,5



7

Изображение и фантазия.

1

0,5

0,5



8

Украшение и реальность.

1

0,5

0,5



9

Украшение и фантазия.

1

0,5

0,5



10

Постройка и реальность.

1

0,5

0,5



11

Постройка и фантазия.

1

0,5

0,5




О чём говорит искусство

6





12

Изображение природы в разных состояниях.

1

-

1



13

Изображение животных в разных выразительных движениях.

1

-

1



14-15

Образ человека и его характер.

2

1

1



16

Образ зданий.

1

-

1



17

Интерьер.

1

0,5

0,5




Как говорит искусство

4





18

Цвет как средство выражения.

1

-

1



19

Линия и пятно как средство выражения.

1

-

1



20

Цвет, ритм, композиция- средства выразительности.

1

-

1



21

Характер и ритм объёмов.

1

-

1




Искусство вокруг нас

4





22

Памятники архитектуры - наследие предков.

1

1

-



23-25

Эстетическое оформление твоей деревни.

3

1

2




Музеи мира

5





26-30

Музеи искусства.

5

4

1




Народные промыслы

4





31

Дымковская игрушка.

1

0,5

0,5



32

Голубая сказка Гжели

1

0,5

0,5



33,34

Золотая Хохлома

2

1

1



35

Оформление итоговой выставки

1

-

1




Итого

35

12,5

22,5




Содержание программы дополнительного образования

Чем работают художники (5 часов)

Гуашь, три основных цвета.

Изобразительные свойства гуаши. Основные цвета. Смешение красок.

Рассказывание сказки о красках с практическим показом.

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Смешение красок. Основные цвета.

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.

Пастель и цветные мелки.

Рисование цветов. Изобразительные свойства графических материалов, фломастеров, мелков.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы и травы», используя изобразительные

свойства графических материалов, фломастеров, мелков.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.

Уголь или тушь, палочка.

Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.

Задание: Учащиеся выполняют разнохарактерные линии тушью, пером.

Материалы: лист А4, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, шаблоны

Пластилин, стеки.

Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.

Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Бумага, ножницы, клей.

Работа с бумагой и ножницами. Воспитание чувства ритма.

Задание: Отработка приема: надрезание. Учащиеся выполняют композицию «Перышки

для сказочной птицы». Коллективная работа.

Материалы: лист А4, салфетка, ножницы, иллюстрации, наглядный материал.

Ты изображаешь, украшаешь, строишь (6 часов)

Изображение и реальность

Композиционное задание, предполагающее изображение на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей.

Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением

сказочных персонажей, фантастических животных и растений.

Изображение и фантазия.

Рисование холодной цветовой гаммой дворца гуашевыми красками.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание «Дворец Снежной Королевы»

Ритм геометрических форм. Гуашь.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны, рисунки детей.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Творческая работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка.

О чём говорит искусство (6 часов)

Изображение природы в разных состояниях.

У детей формируется представления о ценности даров природы в жизни человека, их красоте

и назначении, свойствах - изменчивости, качестве, полезности.

Изображение животных в разных выразительных движениях.

Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в изображении предметов сложной формы.
Задание. Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.
Материалы:Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.

Образ человека и его характер.

Основы живописи. Цвет - язык живописи. Рисование с натуры несложных по форме и цвету

предметов, пейзажа с фигурами людей, животных.

Образ зданий.

Основы композиции. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная

композиция». Основные композиционные схемы.

Интерьер

Как говорит искусство ( 4 часа)

Цвет как средство выражения.

Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета, Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия и пятно как средство выражения.

Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные

спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ.

Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Цвет, ритм, композиция- средства выразительности.

Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Упражнения на выполнение линий разного характера. Художественный язык рисунка: линия, штрих, пятно, точка.

Характер и ритм объёмов.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.

Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема.

Выразительность объемных композиций.

Искусство вокруг нас (4 часа)

Памятники архитектуры- наследие предков.

Памятники нашей области, района, села

Сообщения учителя, обучающихся

Эстетическое оформление твоей деревни.

«Моё село». Медаль.

Рассказ учителя о приёме - резьба по пластилину. Последовательность выполнения. Показ

иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку медали «Моё село». Отработка приёма - резьба по пластилину. Использование в работе натуральных зарисовок детей.

Материалы: пластилин, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны, зарисовки.

Музеи мира (5 часов)

Музеи искусства.

Заочная экскурсия по Третьяковской галерее. Русские художники-пейзажисты.

Сказочные герои в живописи В. Васнецова Беседы по истории искусств. Выставки, праздничные мероприятия


Народные промыслы (4 часа)

Дымковская игрушка.

Знакомство с основными центрами народных промыслов России. Знакомство с Дымковской

игрушкой. История возникновения, мотивы. Рассказ учителя об образном строе дымковской и филимоновской игрушки. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля. Роспись.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, образцы игрушек

«Голубая сказка Гжели».

Организация: Рисование композиции «Голубая сказка Гжели».

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Разучивание элементов росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

«Золотая Хохлома».

Разучивание элементов росписи.

Организация: Рассказ учителя о хохломской росписи.

Задание: Учащиеся разучивают элементы росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.

Оформление итоговой выставки (1 час)

Организация выставки работ обучающихся

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Занятия проводятся в форме:

- бесед, оживляющих интерес и активизирующих внимание;

- конкурсов,

- игр (Дидактические игры "Укрась дымковским узором игрушку",

"Волшебный круг" (цветовой круг), "Русский народный костюм", "Придумай пейзаж"

- творческих работ, формирующих познавательную и творческую активность учащихся;

- практической изодеятельности учащихся - основной формы занятий.

Применяется наглядность, позволяющая конкретизировать учебный материал, использование различных изобразительных материалов, индивидуальный подход к учащимся.

Для оформления стен используются работающие стенды следующих направлений:

  • где работают художники;

  • основные жанры живописи;

  • наш вернисаж;

  • богатства земли Русской;

  • техника безопасности;

  • как прекрасен этот мир;

  • информация.







Игры


Дидактическая игра "Укрась дымковским узором игрушку"

В игре могут принимать участие 6-8 детей.

Цель игры: закрепить знания детей о дымковской росписи, ее цветовой гамме, элементах и особенностях узоров. Закреплять умение детей располагать узор в соответствии с формой шаблона. Развивать интерес к народным промыслам.

Активизация словаря детей: "народные промыслы", "дымковская игрушка", "узор".

Игровой материал: шаблоны дымковских игрушек 15Х15, вырезанные элементы узоров. Фишки для победителей.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед каждым ребенком подносы с элементами узора (круги, кольца, полоски, волнистые линии, разные по цвету).

Педагог читает стихотворение:

Дым валит из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали. И село большое

Дымково назвали.

Педагог обращается к детям: "Как вы думаете, ребята, о каком промысле говорится в стихотворении? Какие поделки делали в этом селе? Давайте и мы сейчас станем народными мастерами и украсим узором шаблоны игрушек! Помните, что для каждой игрушки существует свой узор, поэтому нужно быть очень внимательным при составлении и украшении шаблона".

Дети сами выбирают себе шаблоны. По сигналу учителя - звонок колокольчика - дети приступают к украшению шаблона. На выполнение работы отводится определенное время - 5 минут.

Фишку получает тот ребенок, который первым составит узор, правильно подобрав элементы и правильно расположив их на шаблоне.

Затем дети меняются шаблонами и по сигналу педагога приступают к составлению узоров. Игра может повторяться до 4-х раз.


Дидактическая игра "Волшебный круг" (цветовой круг)
В игре могут принимать участие 3-5 детей

Цель игры: закрепить знания детей об основных и составных цветах, о теплых и холодных цветах. Систематизировать знания детей о различных видах живописи, художниках, работающих в этих жанрах. Воспитывать интерес к искусству. Активизировать речь детей.

Игровой материал: круг, вырезанный из фанеры, диаметром 50 см, разделенный на 7 секторов, окрашенных в основные и составные цвета. В центре круга расположена стрелка, которую вращают рукой. Карточки с изображением пейзажей, натюрмортов, портретов для каждого играющего (10Х10), круг красного цвета, диаметром 6 см, квадрат зеленого цвета (6Х6) для каждого играющего, призовые фишки.

Ход игры:

Педагог вспоминает с детьми, что в Царстве короля Палитры живут разные краски: основные - красная, синяя и желтая и составные - которые получаются при смешивании 2-х основных цветов. Это оранжевая, фиолетовая и коричневая краски.

Педагог предлагает детям поиграть с волшебным кругом. Педагог объясняет правила: после того, как он начнет вращать стрелку, дети внимательно наблюдают, на каком цвете остановится стрелка. Они должны определить, какой это цвет: основной или составной и быстро поднять геометрическую фигуру: круг для основного цвета, треугольник для составного. Фишку получает ребенок, который быстро и правильно выполнит задание. Дополнительную фишку получает ребенок, который первым сможет рассказать, из каких двух основных цветов составлен составной цвет.

2 вариант игры:

Педагог выкладывает на цветовой круг карточки с изображением пейзажа, натюрморта или портрета. Среди карточек есть изображения картин, с которыми они уже познакомились на занятиях: Левитан "Золотая осень", Шишкин, Серов, Врубель, Грабарь и др.

Педагог вращает стрелку. После остановки стрелки, детям предлагается назвать жанр живописи. Правильно назвавший получает фишку. Дополнительные фишки могут получить дети, которые смогут назвать автора картины, ее название. Педагог может предложить детям по очереди вращать стрелку.


Игра "Русский народный костюм"

Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать общие познавательные способности:

- умение описывать предметы одежды, высказывать предположения;

- сравнивать свой образ с людьми, жившими ранее;

- классифицировать предметы костюма в зависимости от положения людей в обществе (простые крестьяне, духовенство, знать, воины).

Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.

Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.


Игра "Придумай пейзаж"
В игре могут принимать участие от 3-6 детей.

Цель игры: упражнять детей в составлении композиции с многоплановым содержанием, выделении главного размером. Упражнять детей в составлении композиции, объединенной единым содержанием. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Уточнение знаний детей о пейзаже, как виде живописи, закрепление знаний о художниках, работающих в этом жанре. Развивать наблюдательность детей, творческую фантазию.

Активизация словаря: "пейзаж", "живопись", "времена года".

Игровой материал: "подмалевки" различных времен года, вырезанные силуэты деревьев (соответствующих различным временам года), деревянные дома, церкви, фишки.

Ход игры:

Педагог раскладывает перед детьми "подмалевки" 4 времен года и подносы с вырезанными силуэтами деревьев и домов. Детям предлагается прослушать стихотворение о времени года, определить, когда это бывает и придумать картину природы, соответствующую этому времени года.

Осень на опушке краски разводила.

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены.

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень - не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

Сигналом к началу работы служит включение музыки из альбома П.И.Чайковского "Времена года". Дети составляют картину, пока звучит фрагмент музыки. Затем педагог рассматривает полученные картины, вместе с детьми определяет правильность составленной композиции. Фишку получает тот ребенок, который правильно решил задачу по композиционному освоению листа, передал перспективу, правильно выбрал предметы по размеру. Дополнительные фишки может получить ребенок, который расскажет о художниках, работающих в этом жанре, сможет назвать их картины.

Затем педагог читает стихи о другом времени года, включает музыку, и дети составляют новый пейзаж.

Список литературы:

Е.М Аллекова. Живопись. - М.: Слово, 2001.

Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. - М., 1977.

А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. - Минск: Поппури, 2001.

Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.:

Просвещение, 2000.

Н.И. Еременко. Дополнительное образование в образовательном учреждении. -

Волгоград: ИТД

«Корифей», 2007.

В.П. Копцев. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного

конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового

времени»,

«Воронеж», 2006.

Н.М.Сокольникова «Краткий словарь художественных терминов», - М., Титул,

2001.

Н. М. Сокольникова Основы живописи. Обнинск. 1996г.

Н. М. Сокольникова Основы композиции. Обнинск, 1996г.

Н. М. Сокольникова Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.

В.Н. Стасевич Пейзаж: картина и действительность. - М., 1978г.

А.С. Хворостов Декоративно - прикладное искусство в школе. - М..1988г.

Энциклопедический словарь юного художника. - М.,1983г.




© 2010-2022