Святые Косма и Дамиан

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока:

Святые Косма и Дамиан. Всемилостивый целитель Пантелеимон.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

1. Образовательная: формировать знания о христианском понимании нравственного качества «бескорыстие»; о христианском понимании способностей и талантов человека как дара Божьего.

- вырабатывать культуру дискуссии и умение делать выводы.

2. Развивающая: развивать аналитические и вербальные способности.

3. Воспитательная: формировать личность, способную совершать добрые, бескорыстные поступки.

В области формирования УУД:

- познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;

- регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых

действий;

- коммуникативные - выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Основные понятия: талант, дар Божий, бескорыстие, безмездные целители, совесть.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: сформировать понятия бескорыстия, доброты, любви к ближнему.

  2. Предметные: усвоить знания о безмездных целителях, совершенствовать представление о понятии «совесть».

  3. Метапредметные:

- приобретать навыки извлечения существенной информации из различных источников;

- совершенствовать первоначальные навыки постановки учебной задачи;

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока.

- работать в парах.

Оборудование: Таблички на доске с основными понятиями, шаблоны для творческой работы;

Для каждого ученика словарик, карточки с текстом, рабочий лист;

Для опыта: 2 бутылочки с чистой водой, блюдце, 3 чашки, пипетка, камешки.

Отличительные знаки для разделения детей на группы,

Презентация, аудиозапись «Голоса леса».

  1. Ход урока. Создание мотивации.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Все в порядке на столе? (Да!)

Есть порядок в голове? (Да!)

Мы за парты сели ровно.

И к работе все готово.

- Ребята, я сегодня пришла к вам не с пустыми руками ( конверты с шаблонами). Давайте посмотрим, что в них.

Дети делятся на 3 группы (по 4 человека), открывают конверты и выполняют задание. (Аппликация).

2. Актуализация опорных знаний

Формирование понятия «талант»

Ребята, каким даром должен обладать человек, создающий то, что всем нравится? (Талантом).

Откуда у человека талант? (Дар Божий) Открыть табличку на доске

Запись в рабочий лист.

Как вы думаете, где он скрыт, можно ли его увидеть? (В делах человека, в его поступках). (Человек совершает добрые поступки).

3.Выявление места и причин затруднения.

Постановка проблемы

Могли бы вы назвать имена святых, которые обладали талантом, особым божьим даром? (Затруднение)

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Узнать имена этих святых мучеников, об их житие).

4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).



На доске тема урока:

Святые врачеватели Косма и Дамиан.

Всемилостивый целитель Пантелеймон.

Запись в карточку.

Ребята, внимательно посмотрите на тему урока. Объясните, пожалуйста, значение слова «врачеватель», «целитель». (Они были врачами, лечили людей). Слайд 1.

Работа в парах.

На ваших столах карточки с рассказом о святых врачевателях Косме и Дамиане. Прочитайте текст и восстановите его. (Текст разделен на 2 части. У каждого ребенка по одной. Дети, прочитав, соединяют текст, читают его еще раз полностью).

Святые братья Косма и Дамиан родились в Риме в 3 веке. Они были врачами и лечили больных людей молитвами. За лечение они никогда не брали денег, за что их прозвали «безмездными целителями».

Святые целители очень много ходили из города в город, исцеляя больных и рассказывая о Христе. Однажды они излечили молитвой самого римского императора. Злые люди позавидовали славе святых, заманили их обманом в горы и убили.

-Как прозвали Косму и Дамиана? (безмездными целителями)

- За что их так прозвали?

- Найдите в словаре ( проговаривание в устной речи) и запишите в своих карточках значение слова «безмездные» (бескорыстные, не получающие плату).(Проговаривание в письменной речи, проговаривание в громкой речи). Табличка на доске.

- Православная церковь отмечает память святых безмездных целителей Космы и Дамиана 1 июля. (Запись в карточку).

В истории православия было немало людей, которые за свою профессиональную деятельность не брали платы. Это подвиг. Найдите в своих словарях, как еще называют таких людей. (Бессребреники). Добавить к табличке на доске.

- Запишите в карточки.

5. Физкультминутка.

Разговор мы ведём серьёзный. И чтобы его продолжить, нам надо немного отдохнуть. Встаньте. Мы пойдём в лес. Неторопливым шагом мы выходим из школы (ходьба на месте), и углубляемся в лес. Перешагиваем через стволы упавших деревьев, отводим от лица свисающие ветки правой рукой, теперь левой; прогибаясь, пробираемся под низко склонённым деревом. Находим подходящее бревно, садимся, откидываемся на ствол дерева, расслабляемся, закрыв глаза. Прислушиваемся к звукам леса. (Включить аудиозапись звуков леса). Пока дети расслабляются, учитель раскладывает на столах карточки с текстом для самостоятельного чтения.

Самостоятельное чтение с пометками.

Инструктаж: ребята, перед вами текст. Во время чтения делайте на полях пометки простым карандашом: + все понял;

- не понял;

? возник вопрос.

Святой великомученик и целитель Пантелеимон.

Пантелеимон в переводе с греческого означает «всемилостивый». Так в Никомидии, одной из областей Греции, в самом конце III века прозвали молодого юношу-врача. Он был из богатой семьи. Мальчик рано проявил талант врача и, повзрослев, стал помогать людям. Он бесплатно лечил нуждающихся, посещал тюрьмы, раздавая там продукты и лекарства. Когда он окрестился, то смог лечить не только лекарствами, но и молитвой, а такая способность даётся только самым достойным людям. Ему удавалось возвращать людям зрение, слух, излечивать другие тяжёлые болезни, многие из которых не только в то время, но и теперь считаются неизлечимыми.

В 305 году в возрасте 26-ти лет за исповедание христианской веры он был схвачен язычниками. Его подвергли жестоким пыткам, чтобы он отказался от своих убеждений. Но юноша выстоял, сохранив в святости свою веру. За это он был обезглавлен.

- Итак, ребята, все ли вам было понятно? Какие возникли вопросы?

- Как звали святого, о котором вы читали рассказ?

- Что означает его имя?

- Где жил Пантелеимон?

- Каким талантом он был одарен?

- Из какой он был семьи?

- Кого он лечил? Чем?

- Какую плату он брал за исцеление?

(Показывает икону.) Слайд 2.

- Обратите внимание, что он держит в руках? (коробочку с лекарствами и мерную ложечку).

- Что это символизирует?

- До сих пор православные молятся Святому Пантелеимону об избавлении от болезней. Его иконы есть во всех православных храмах.

- Мы с вами говорим о людях, которые совершали добрые дела.

Что в самом человеке подсказывает ему добрый выбор и предостерегает от злого? (Совесть). Открыть табличку на доске.

Формирование понятия «совесть»

Практическая работа по формированию понятия.

Оборудование: 2 бутылочки с чистой водой, блюдце, 2 чашки, пипетка, камешки. Бутылки с водой символизируют совесть.

- Случалось ли вам в жизни совершать добрые поступки?

Что вы чувствовали, сделав доброе дело? (дети выходят по желанию и пипеткой капают в одну бутылку воду, называя добрые поступки)

- Случалось ли вам совершать плохие поступки?

- Что вы при этом чувствовали? (дети по желанию выходят и бросают камешек в бутылку, называя плохие поступки)

- Итак, совесть может быть чистой и грязной.

Мы все рождаемся с чистой совестью, но в течение жизни совершаем

какие -то поступки загрязняющие нашу совесть.

- А теперь я попрошу выйти ко мне трех желающих. (Учитель наливает воду из двух бутылок и просит детей попить водички. При этом дети выбирают воду из чистой бутылки).

Вопрос: почему вы выбрали воду именно из этой бутылки? (потому что общаться с человеком, у которого чистая совесть - приятнее).

- Как вы думаете, если постоянно пить вот такую грязную воду, что может произойти с человеком? (заболеет).

- Что нужно сделать, чтобы очистить воду в бутылочке (профильтровать).

- А свою советь? (попросить прощения у того, кого ты обидел).

- Как вы думаете, кому чаще всего приходится пить вот такую грязную воду? (нашим близким).

- Что нужно сделать, чтобы они пили только вот такую чистую водичку? (Нужно стараться совершать только добрые поступки).

Итак, ребята, найдите в своих словариках и запишите в карточку толкование слова «совесть»( проговаривание в устной речи, проговаривание в письменной речи, проговаривание в громкой речи).

- Ребята, совершая добрые, хорошие поступки ждали ли вы вознаграждения, похвалы?

-А если человек ждет за свой поступок похвалы или вознаграждения, можем ли мы назвать его добрым?

-Значит, совершать добро можно только по велению сердца, не ожидая награды.

6. Рефлексия.

- Сегодня у нас состоялся серьезный разговор.

- Давайте вспомним, имена святых, о которых вы сегодня узнали.

- Каким Божьим даром они были наделены?

- Какие добрые дела они совершали?

-Почему их называют бессребреники?

- О чем вам захотелось сегодня рассказать дома?

- Предлагаю вам, ребята, придумать друг другу вопросы по теме урока.


Проводится дидактическая игра по степени усвоения материала. (Если позволит время урока).

(Детям раздаются карточки с основными понятиями урока).

- Предлагаю вам поиграть в игру. Я зачитываю начало предложения, а вы показываете карточкой окончание.

Божий дар - (талант);

Святые врачеватели, братья - (Косма и Дамиан);

Бескорыстный человек, не получающий плату за свою работу - (бессребреник);

Святой великомученик и целитель - (Пантелеимон);

Духовно-нравственное чутье, отвращающее человека от зла и побуждающее к добру - (совесть).

7. Домашнее задание:

Устное сочинение или рисунок о моем бескорыстном поступке .

8. Итог урока. Оценивание работы учащихся. Выставление отметок.


© 2010-2022